Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные тенденции






Поскольку этические и ценностные проблемы в консультировании отражают состояние, в котором находится современная культура, стандарты профессиональной практики продолжают эволюционировать. В ходе ряда исследований, проведенных консультантами-практиками (Hayman, Covert, 1986; Robinson, Gross, 1989), а также государственными департаментами по лицензированию (Herlihy, Healy, Cook, Hudson, 1987) и комитетами, занимающимися вопросами этики (Американская психологическая ассоциация, 1988), были выделены как наиболее часто совершаемые нарушения этики в настоящем, так и проблемы, которые, по-видимому, станут наиболее злободневными в будущем.

Ниже мы приводим обзор ситуаций, в отношении которых вы должны быть наиболее бдительны.

Обязанность принимать меры предосторожности. От вас может потребоваться оценить потенциальную опасность ваших клиентов, определить, способны ли они причинить вред себе или другим людям. Это может включать в себя как угрозу физического


372 □ Часть 4. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КОНСУЛЬТАНТА

насилия, так и дилемму, возникающую при работе с ВИЧ-инфицированными клиентами (Knapp & VandeCreek, 1990). И если вы уверены в приближении неминуемой опасности, то вы должны предпринять действия, направленные на предупреждение потенциальных жертв, инициирование судебного разбирательства или даже позвонить в полицию.

Большинство руководств рекомендуют делать следующее (Costa & Altekruse, 1994; Isaacs, 1997): 1) составить детальную картину происходящего, оценив при этом потенциальную опасность, исходящую от клиента; 2) очень тщательно документировать малейшие успехи, сделанные в ходе консультирования; 3) проконсультироваться с супервизором для получения дополнительной информации; 4) если это показано и необходимо, то добиться от клиента готовности сотрудничать с ва: (Я в предупреждении потенциальной жертвы/жертв о грозящей ей/им опасности; 5) связаться с властями, если вы, как специалист, убеждены в том, что клиент представляет угрозу для себя или окружающих. Кроме того, полезно подготовиться заранее к подобным критическим ситуациям, с которыми, мы надеемся, вам никогда не придется сталкиваться. То есть вы должны иметь под рукой всю необходимую информацию, подготовить документы об информированном согласии, уточняющие условия, при которых может быть нарушена конфиденциальность полученных сведений, иметь рядом собой список законов и правовых актов, регулирующих вашу практику, а также проконсультироваться у более опытных коллег (Standard, Hazier, 1995).

Сообщение о случаях совершения насилия над детьми. Закон достаточно прост: если у вас есть подозрение, что ребенку был причинен физический или эмоциональный вред, то в течение двадцати четырех часов вы должны сообщить властям о случившемся. Однако этическая дилемма состоит не в том, чтобы решить стоит ли сообщать о подозреваемом насилии, а в том, чтобы решить когда лучше это сделать. В одних случаях ради блага ребенка не стоит сообщать об инциденте до тех пор, пока не будут обеспечены меры безопасности, защищающие этого ребенка от возможного возмездия. В других случаях будет разумно, по крайней мере, поподробнее разузнать о том, имеют ли под собой какую-либо реальную основу выдвигаемые обвинения. Более половины всех сообщений о случаях насилия над ребенком были ложными заявлениями, сделанными родителями, занимающимися спорами об опекунстве (Schaefer, 1990b).

Использование компьютера. По мере того как консультанты все более и более охотно начинают использовать компьютер для хранения информации о клиентах, становится все сложнее ограничивать неправомочный доступ к имеющимся записям и гарантировать их конфиденциальность. Хотя компьютеры, помогая сохранять записи, получать доступ к документам, работать с бумагами и просматривать необходимую информацию, делают нашу жизнь намного легче, они также не гарантируют в достаточной степени защиту личных прав клиентов (Freeny, 1995). Неоднократно возникали этические и профессиональные сложности, в том числе были случаи, когда опасности подвергалась конфиденциальность и валидность полученной информации (Sampson, Kolodinski & Greeno, 1997). Передачу информации при помощи Интернета также вряд ли можно считать безопасной, ведь практически любой уважающий себя хакер может скачать передаваемую таким образом интересующую его информацию.


Глава 14. ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ □ 373


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал