Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Божьи люди могут отличить один престол от другого
Мы подошли ко второму вопросу, а именно к тому, что Божьи люди могут отличить один престол от другого. Основанием для такого заключения является то, что нам не открыто местоположение или признаки престола, нам лишь называют его - престол благодати, к которому святым позволено приблизиться: " Да приступаем с дерзновением к престолу благодати". Рассмотрим этот вопрос по частям. Первое: существует престол благодати. Второе: привилегией святых является умение отличить этот престол благодати от всех других престолов.
1) У НАС ЕСТЬ ПРЕСТОЛ БЛАГОДАТИ Это истинно, потому что об этом говорится в Писании. Это тот престол, который часто упоминается в Ветхом Завете как престол милосердия. Но никакие слова не могут исчерпать самого понятия. Ибо принято сам объект описывать словами, более яркими, чем тень или признак этого объекта. По этой причине объекты небесного происхождения намного превосходнее, чем их тени, отражения, представляющие их здесь, на земле. Что такое овен, бык, или телец по сравнению с Христом, или их кровь по сравнению с Его Кровью? Что такое Иерусалим, что стоит в Ханаане, по сравнению с Небесным Иерусалимом? Или скиния, созданная из чего-то тленного, по сравнению с телом Христовым или самим небом? Неудивительно тогда, что о них говорят такими невыразительными словами, ибо самые яркие и уместные слова приберегаются для обозначения самых высоких понятий. Прежде чем я дам вам более полное описание этого престола благодати, а также скажу о том, как его распознать, я слегка коснусь самих терминов и покажу, что они обозначают. Значение понятия " благодать" Под словом " благодать" мы должны понимать свободную, суверенную, добрую Божью волю, которую во Христе Он проявляет по отношению к Своему народу. Благодать и милость, следовательно, являются терминами, обладающими четким значением; милость означает жалость или действие бесконечного сострадания к творениям, которые находятся в жалком и беспомощном состоянии. Но благодать означает, что Бог все еще продолжает действовать в них по доброй Своей воле, не под воздействием или влиянием несчастного положения этих творений, но по Своему Божьему соизволению. Неужели прежде не было никого достойного милосердия среди погибших во времена потопа или сгоревших в огне, ниспосланном с небес на Содом? Несомненно, по нашему разумению, таковых было много. Но только Ной, он один нашел благодать в глазах Бога. И не потому, что он сам был лучше других, но потому что Бог по отношению к нему действовал как милосердный Царь и позволил ему испытать на себе милосердие Его суверенной воли. Но вначале это не проявилось так полно, как впоследствии. Тогда умиротворение еще не называлось, как здесь, " престолом благодати", но лишь престолом милосердия. Но и в этом термине была большая слава, ибо престол милосердия указывал не только на сострадание Бога к людям, но и на то, что этот престол являлся местом длительного покоя, куда Он впоследствии удалится, чтобы пребывать там, какая бы ужасная или сложная работа с Церковью ни происходила в это время на кружале Божественного горшечника. Ибо престол есть место отдохновения, подготовленное для этой цели; и престол этот назван престолом милосердия, чтобы показать, как я говорил, что для Божьей Церкви работа обязательно закончится милосердием. Какой бы характер она ни приобрела на кружале мира, престол является престолом милосердия, ибо в конце он будет Божьим престолом упокоения. Вот почему Бог так сурово грозил и наказывал Свою Церковь, называя ее именем развратной женщины, о чем можно прочитать у Иезекииля, где Он говорит: " И утолю над тобою гнев Мой, и отступит от тебя негодование Мое, и успокоюсь и уже не буду гневаться". И опять, о том же народе и о тех же наказаниях Он говорит: " Но Я вспомню союз Мой с тобою в дни юности твоей. И восстановлю с тобою вечный союз". И еще: " Я восстановлю союз Мой с тобою, и узнаешь, что Я - Господь, для того, чтобы ты помнила и стыдилась, и чтобы вперед нельзя было тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе все, что ты делала, говорит Господь Бог" (Иез. 16: 42, 60-63). Эти места, как и многие другие, показывают, что милосердие есть конечный пункт Божьего упокоения, куда Он в конце отправится и откуда благословит Свою Церковь и Свой народ. И все же термин " престол благодати" намного превосходит по славе своей термин " престол" не только потому, что слово " благодать" подразумевает свободное волеизъявление всемогущего Бога в деле нашего спасения и прощения, но и потому, что Сам Господь говорит, что Его благодати должно царствовать, должно стать " престолом благодати". Престол является не только местом отдохновения, но и местом утверждения могущества и авторитета. Это известно всем. Вот почему под словом " престол" или " престол благодати" подразумевается, что Бог правит и царит с помощью Своей благодати. И Он делает это справедливо: " Благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим" (Рим. 5: 21). Итак, упоминанием престола благодати явлено, что теперь имеются средства для того, чтобы грех и сатана, смерть и преисподняя были побеждены, ибо они являют собой слабость и разрушение. Благодать же есть жизнь и абсолютная власть над ними, что и пребудет до победного конца. Престол благодати! Об этом Бог заявляет, говоря, что именно так Он и будет править, указывая на грех как на Своего смертного врага. А если так, то " когда умножился грех, стала преизобиловать благодать" (Рим. 5: 20). Ибо мудрость и благоразумие всех правителей заключается в том, чтобы укрепиться против восстающих на них. А потому Он говорит опять: " Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию" (Рим. 6: 14). Грех ищет господства, и благодать ищет господства; но грех не должен властвовать, ибо не имеет престола в церкви благочестивых. Царствует благодать. Благодать имеет престол, и люди Божьи находятся не под властью греха, но под властью благодати Божьей, которую они открыто, признают, с дерзновением приступая к ней и прося " получить милость и обрести благодать для благовременной помощи". Ибо как от руки и власти царя приходит помощь и поддержка его поданным, осаждаемым врагами, так и от престола благодати, то есть правления благодати, приходит помощь и здоровье для Божьих людей. Потому опять говорится: " Престол славы, возвышенный от начала, есть место освящения нашего" (Иер. 17: 12). Именно здесь святые находят убежище от рыка дьявольского, от натиска сатанинских вожделений и от ярости нечестивых. Было сказано еще одно примечательное слово: " Он... изгладит беззакония наши; Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши" (Мих. 7: 19). Здесь пророк говорит об умиротворении Бога в Своем милосердии и о Его любви, которая проявится в спасении Им Своих людей. И в этом Ему нет равных: " Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать" (Мих. 7: 18). Так милость и благодать восседают на престоле, чтобы править. Все будет подчинено их власти; они победят, и прозвучит победный клич: " Милость превозносится над судом" (Иак. 2: 13). Да, милосердие торжествует там, где над грехом одержана победа, которая подчиняет грешника Богу, даруй ему спасение, что особенно полно показано в притче о блудном сыне (Лк. 15). Вот вкратце то, что можно было сказать о природе этих терминов и о том, что они подразумевают. Что нужно понимать под " престолом благодати" Теперь мы рассмотрим то, что можно вывести из этого термина. 1. Обращенные не всегда и не везде свободны от греха. Если бы они были совершенно свободны от греха, им не нужно было бы обращаться к престолу благодати за помощью. Когда говорится, что в Боге - благодать, то подразумевается, что в благочестивых есть грех; когда говорится, что правит благодать, восседая на престоле, имеется в виду, что грех также может овладеть своим престолом, может править и иметь власть над детьми Божьими. Это имеет в виду Апостол, говоря: " Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его" (Рим. 6: 12). Единственный способ противостоять ему заключается, как наставляет Писание, в обращении к престолу благодати за помощью. 2. Писание утверждает, что в определенные моменты даже самые праведные люди в мире бывают, побеждены грехом, живущим в них, и падение их тогда столь серьезно, что спасение возможно только через мольбу о помощи к небесам и престолу благодати. Такое время, когда обличения, с которыми пророк приступил к Давиду, будут предъявлены и нам (2 Цар. 12) или когда нас сеют, как хотел это сделать с Петром сатана, или когда над нами занесен кулак, как было с Павлом, или когда в нашей плоти то же жало, о котором говорил Павел (2 Кор. 12: 7, 8), такое время называется благовременным. Но почему и как происходит такое с Божьими людьми? Это оттого, что в них, то есть в их плоти, нет доброго, а напротив, полная готовность подчиниться дьяволу и его уговорам, ведущим к погибели. Но у нас есть престол благодати, " куда я всегда мог бы укрываться", как говорит Давид; и именно так можно получить облегчение и найти " благовременную" помощь (Пс. 70: 3). 3. Иногда христиане оказываются в непосредственной опасности, грозящей падением, иногда они согрешают самым тяжким образом и бывают не в состоянии подняться сами. Такое происходит оттого, что они отворачиваются от предоставленной им возможности. Они не приступают постоянно к престолу для сохранения благодати, ибо, если бы они делали это, они удержались бы, как говорит текст, от падения, потому что им была бы оказана благовременная помощь. Такие люди виновны в том, о чем говорил пророк Исаия: " А ты, Иаков, не взывал ко Мне; ты, Израиль, не трудился для Меня" (Ис. 43: 22). Поэтому " ты предан на заклятие", поэтому ты предан " на поругание" (Ис. 43: 28). Следовательно, те, кто боятся пасть, как и те, кто уже пал, должны подняться с помощью Жезла любви, протянутого с престола благодати. Люди могут пасть, согрешив, но подняться самим, без помощи благодати, им не под силу. По этой причине нам следует больше знать о престоле благодати, откуда, как мы понимаем, исходит помощь и где нам следует пребывать. А потому я приступаю к более подробному описанию престола благодати, чтобы показать, как Божьи люди распознают, или могут распознать и отличить, этот престол от других престолов. Что такое престол благодати Престол благодати есть человеколюбие, сердце и душа Иисуса Христа, где в вечности восседает и пребывает Бог в Своей любви к тем, кто любит Его. Во имя этого Христос, воплотившись в теле, сделал все, чтобы примирить людей с Отцом. " И ключ дома Давидова, - говорит Бог, - возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома Отца своего" (Ис. 22: 22, 23). То есть седалище славы для дома Отца своего, которым возможно будет приступить к Отцу, ибо на этом седалище Его можно найти во всякое время, или, как говорится в другом отрывке из Писания, " Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их" (2 Кор. 5: 19). Если же не признавать человеческой природы Христа, то невозможно найти ничего подобного престолу благодати ни на земле, ни на небе, а значит, тогда нигде не может быть и места упокоения Бога. " Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3: 17), - это слова Бога, которые Он адресовал одному лишь Иисусу. Потому Он пребывает в Нем, и только в Нем. Кроме того, благодать может быть оказана нам только по справедливости; ибо закон и наш грех заграждают другой путь (Быт. 3: 24). Но уберите в сторону человеческую натуру Христа, и тогда где вы найдете в нем ТО, что станет такой жертвой, которая удовлетворяет справедливость во искупление грехов людей, которую бы Бог во имя искупления мог бы принять, в результате чего воцарилась бы благодать и стала действовать по отношению к нам. Благодать правит через Иисуса Христа, через Его праведность или справедливость, и никак иначе. Поэтому Христос Иисус является этим престолом благодати, которым благодать действует в детях Божьих (Рим. 5: 21). Писание еще более проясняет этот вопрос: " И я взглянул, и вот, посреди престола... стоял Агнец как бы закланный" (Отк. 5: 6). Эти слова объясняют причину, почему благодать является для нас совершенно свободным даром, хотя там, посреди престола и посреди старцев, стоит Агнец как бы закланный, или принесенный в жертву за наши грехи; и в качестве закланного Агнца Он теперь пребывает посреди престола и является той достойной хвалы причиной благодати, явленной нам. Хотя по тексту кажется, что престол - это одно, а Агнец - другое, все же Агнец и есть престол, но не в качестве жертвенного агнца, но в качестве Того, Кто Своей жертвой открыл потокам благодати дорогу в мир. Сын Бога Иисус Христос есть ВСЕ; Он есть престол, алтарь, священник, жертва и все остальное; но Он является то престолом, то священником, то жертвенником и жертвой в разных обстоятельствах. Он не престол тогда, когда Он священник; Он не священник тогда, когда Он жертва; Он не жертва тогда, когда Он алтарь; и все же Он воистину есть все это. Нет другого престола благодати, кроме Него; нет другого Первосвященника, кроме Него; нет другой жертвы умилостивления, кроме Него; таким образом, я прихожу к выводу, что Христос Иисус в Своей человеческой природе является престолом благодати. В Своей человеческой природе Он, говорю я, исполнил все необходимое для того, чтобы благодать Божья могла действовать среди людей. И престол этот не только место Божьего отдохновения, но им, и из него, как со славного седалища, Его благодать будет вечно править сатаной и смертью, грехом, преисподней и могилой. Эта человеческая природа Христа также называется Божьей скинией, ибо полнота Бога-Отца обитает в ней телесно. Она является местом обитания Бога, Его местом пребывания, Его троном и престолом власти. Бог все делает в ней и ею, а без нее Он не делает ничего. Но мы переходим к следующей теме. Где возведен престол благодати Теперь мы будем говорить о том, где находится престол благодати, или где он возведен. Для этого мы должны вернуться к тому престолу, который, как я уже говорил, называется престолом милосердия; его мы находим не вне церкви и даже не за первой ее завесой (Евр. 9: 3-5) (которая означает уже пребывание не в мире, то есть не в земной церкви), а в святая святых, или за второй завесой, которая есть Тело Христа (Евр. 10: 20). Таким образом, в нем находится престол Божий, этот престол благодати, и никак не ниже. А поскольку он назван престолом Божьим, или престолом благодати, он означает самое высокое и самое достойное место. Потому сказано, что Он превыше всяких небес и Его имя превыше всякого имени. Поэтому те, кто приступает к престолу благодати, должны знать, каким образом они могут приступить к нему: и не лично, не в теле, но устремлением своего сердца; не сами, но с помощью Священника, своего Первосвященника, ибо так было заповедано (Евр. 9: 7). Во вторую скинию, где пребывал престол милосердия, входил один только первосвященник, лично, а через его посредничество и народ. Так же должно произойти с теми, кто хочет приступить к престолу благодати. Они должны приблизиться к Богу, воцарившемуся во Христе; они должны приблизиться только через Христа, поскольку Он есть Первосвященник Своей Церкви; и они должны прийти к Богу в святая святых только с Его помощью. И опять, поскольку этот престол находится в святая святых, а не в мире, не в земной церкви, этот престол установлен во второй скинии над ковчегом откровения, ибо так же был установлен престол милосердия в самом святом месте над ковчегом откровения (Втор. 10: 1-5; 3 Цар. 8: 9; 2 Пар. 5: 10). Ковчег откровения. Что это? Это было место закона, ковчег, в котором хранился закон: откровение было законом, а ковчег был изготовлен для хранения его. Ковчег, в котором хранился закон, был установлен в святая святых, а над ним покоился престол милосердия, ибо так было приказано Моисею расположить все самому. Сделай ковчег, - сказал Бог, - " и сделай престол", где по милосердию Своему Бог будет очищать Свой народ: ковчег будет назван ковчегом откровения, и туда " положи откровение, которое Я дам тебе", то есть закон. Над ковчегом будет обитать присутствие Божье и " там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения", " осеняющие очистилище" (Исх. 25: 16-22; Евр. 9: 5). Такими были установления Божьи в прежние времена, и это помогает нам осуществлять богослужения и в наши дни. Был сделан ковчег для двух каменных скрижалей, на которых был написан закон (Втор. 10: 2-5). Этот ковчег с двумя скрижалями был установлен в святая святых, а над ним обитал престол милосердия Божьего. По моему мнению, Дух Святой таким образом показывал, что благодать восседает на престоле много выше, чем закон, - над законом; и, следовательно, благодать должна править прежде закона, несмотря на приговор закона, ибо благодать, повторяю, восседает на престоле, а у закона нет престола; престол же милосердия, таким образом, не осуждает, а утверждает и одобряет закон. И хотя закон осуждает всех людей, но не осуждает Христа, Который в Своем воплощении является престолом благодати. Его, я повторяю, закон не осуждает, но одобряет и оправдывает все Его деяния; закон дозволяет Христу, как мы видим, быть престолом благодати и быть превознесенным превыше всех; Он не может не быть превознесен, ибо так назначено самой мудростью и святостью, которая есть Бог закона. Итак, над ковчегом откровения обитает престол Божий, который есть престол благодати. На нем восседает Бог и Его благодать, на нем Он правит и оттуда грешникам дается власть войти в Его присутствие, дабы получить милость и благодать. Он дает это право тем грешникам, которые омылись в умывальнике из меди, в котором прежде должно было умыться перед входом в скинию собрания, о чем мы будем вскоре говорить. Подумайте о мудрости Божьей, явленной в этих установлениях, в том, как тесно связаны между собой закон, Христос, ковчег откровения и престол милосердия, или престол благодати, ибо только мудростью все они были расположены таким образом, и расположены они были по следующим причинам. Почему закон и престол милосердия рядом? 1. Для того чтобы мы, приближаясь к престолу благодати, могли помнить, что все мы грешники (" ибо законом познается грех" (Рим. 3: 20), перед нашими глазами находится ковчег, в котором лежат две скрижали, осуждающие всякую плоть; мы должны видеть это, если мы вообще способны видеть, так как над всем этим находится престол милосердия, или престол благодати. Поэтому для тех, кто приходит к Богу и к Его престолу благодати за милостью, там находится напоминание, то есть закон, при виде которого они должны вспомнить о себе, о своих грехах и своей потребности в освежающей благодати. Я читал о том, что умывальник из меди и подножие его были отделаны зеркалами женщин, собиравшихся у дверей скинии (Исх. 38: 8), и, я думаю, это означало, что люди должны видеть в них собственную нечистоту, когда подходили для омовения. Итак, вы видите, что закон установлен рядом, но ниже престола милосердия, чтобы приходящие за милосердием к престолу благодати могли яснее видеть свою греховность. 2. Это также придает больше жизни нашим молитвам и делает наш дух более ревностным, когда мы приступаем к престолу благодати. Если царь повелит повесить топор и веревку перед просителями, обращающимися к нему за милостью, то это зрелище придаст больше остроты их прошениям о милосердии и сделает просителей более кроткими в их настойчивых мольбах к его величеству о помиловании. Но, смотрите, престол милосердия находится выше, он вознесен над ковчегом и откровением закона, находящимся в ковчеге. Потому мы имеем дерзновение надеяться на лучшее. Ибо подумайте, хотя есть закон и он тоже находится в святая святых, куда мы обращаемся, но над всем этим превознесен престол милосердия, или благодати, во всем своем торжестве, и нам следует именно на него смотреть и именно к нему обращать свои молитвы. А посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, несмотря на присутствие рядом ковчега и откровения закона, ибо закон не может навредить нам, когда благодать так близко; кроме того, Бог теперь правит не законом, но восседает на престоле благодати над законом, чтобы даровать прощение и благодать и помогать в нужное время. Это также показывает людям их положение и состояние, когда они молятся втайне. Чувствуете ли вы себя подавленным во время молитвы? Послушайте меня, вы находитесь недалеко от престола благодати, а ваше угнетенное состояние происходит оттого, что ваш взгляд устремлен на ковчег, о котором Бог сказал, что все видящие его должны умереть (1 Цар. 6: 19). Вы стоите так близко от него, что можете видеть все свои грехи, читая о себе на скрижалях откровения, находящихся в ковчеге; но поднимите ваши глаза еще выше и посмотрите туда, где находится престол милосердия и благодати, к которому вы можете приступить и благодаря которому будете спасены. Когда Давид шел молиться Богу, он говорил, что направляет свои молитвы к Нему, и поднимал глаза (Пс. 5: 3). Он словно бы говорил: когда я молюсь, я говорю своим молитвам: " О, молитвы мои, поднимитесь, не оставайтесь у ковчега откровения, ибо там обитает закон и осуждение, но поднимитесь к престолу, что находится выше, ибо там Бог и там пребывает благодать", и там ты можешь получить ту помощь, которая необходима тебе в трудные моменты. Правда, есть люди, которые не понимают, что означает все сие; они никогда не видят своих грехов и не видят осуждения их, когда стоят на коленях в молитве, они не чувствуют себя подавленными, не видя того, где находятся; они не чувствуют необходимости в поисках помощи взглянуть вверх; у них нет нужды, потому что они ничего не видят. О таких скажу - эта книга им неинтересна, они не могут прийти к престолу Божьей благодати, пока не приготовят себя.
2) КАК БОЖЬИ ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТ ПРЕСТОЛ БЛАГОДАТИ ОТ ДРУГИХ ПРЕСТОЛОВ А теперь я покажу вам, как найти престол благодати и как узнать, что вы пришли к нему. Во-первых, вокруг престола благодати расположена " радуга, видом подобная смарагду " - (Отк. 4: 1-3). Это было первое видение, полученное Иоанном после того, как он записал свои послания семи церквам. До того как он написал те послания, ему было великое явление Господа и он слышал, как Господь сказал, что Он есть " живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти" (Отк. 1: 18). Силы природы хорошо потрудились, прежде чем Иоанн был призван и смог более открыто, с любовью и доверием свидетельствовать людям истину, которую Бог открыл ему. Поэтому, прежде чем услышать пророчество о том, что будет, он сначала слышит первый голос и видит первое явление. Первый голос, услышанный им, сказал: " Взойди сюда", и первое видение, что явилось ему, было видение престола, вокруг которого сияла радуга. " И тотчас, -говорит он, - я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола" (Отк. 4: 1-3). Первое упоминание о радуге в Божьем Слове исполнено духовного значения именно потому, что она явилась знамением нерушимости завета, который заключил Бог с Ноем, обещая не истреблять людей водами потопа. " Я полагаю радугу Мою, - говорит Бог, - в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами, и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти" (Быт. 9: 13-15). Итак, первый раз радуга явилась знамением завета милосердия и доброты к миру; но этим ее значение не исчерпывается. Ибо тот завет был лишь тенью завета благодати, который бог заключил со Своим избранным во Христе, и та радуга была лишь тенью знамения превосходства и вечности этого завета. Поэтому в следующий раз мы читаем о радуге у Иезекииля, где говорится об исключительности ее расцветок. Здесь она сравнивается с цветом славы Того, Кто воссел на престоле, как рассказывает нам пророк (Иез. 1: 28). Славой являются Его священнические одежды, ибо Он священник на престоле Своем и Его одежды становятся Его славой и благолепием (Зах. 6: 13). Его платье является благословенной праведностью, и воскрилиями Своих риз Он покрывает наготу греховности Своих людей, совершенством одеяний правды Он украсил их, " как невесту украсил убранством" (Исх. 28: 2; Иез. 16: 8; Ис. 61: 10). И уже в третий раз мы находим описание радуги " вокруг престола", престола благодати. Радуга - это знамение завета, знамение завета благодати во веки; и это знамение есть явление Человека Христа. Явление Его - это Его одежды, Его праведность, " от вида чресл Его и выше и от вида чресл Его и ниже" (Иез. 1: 27) и даже до конца Его длинных одежд, как написано в Откровении (1: 13). " В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом". Таким было явление подобия славы Господней (Иез. 1: 28). Можно, таким образом, прийти к заключению, что под радугой вокруг престола благодати, на котором восседает Бог, чтобы слышать и отвечать на прошения Своих людей, мы должны понимать праведность Иисуса Христа, явленную в послушании, которое в дни Своего воплощения Он исполнил ради Своего народа; через это Божья справедливость была удовлетворена и люди были оправданы, получив к нему доступ. Эта праведность сияет пред очами Божьими ярче, чем радуга перед нашими, как говорит Иоанн, и сияет она вокруг престола. Но зачем? Для того чтобы видеть ее. Но кто будет смотреть на нее? Бог и Его народ; люди, когда придут молиться к Богу, и Бог, когда будет слушать и давать ответ. " И будет радуга в облаке, - говорит Бог, -i и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле" (Быт. 9: 16). И, говорю я, радуга - для того чтобы Бог видел ее, и для нашего взора, чтобы и нам видеть ее. Радуга вокруг престола в поле зрения; в поле зрения кого? Иоанна и присутствовавших там, смотревших и видевших ее, подобную смарагду. Мы читаем о великом престоле Соломона, сделанном из слоновой кости, подобного которому не было во всем мире. И, тем не менее, он не хотел, чтобы радуга стояла пред его престолом. Престол его был круглым сзади, а не спереди (3 Цар. 10: 18-20). Да, но Божий престол имеет радугу впереди и даже вокруг для обозрения, чтобы она была всегда в поле зрения. Соломонов престол был лишь тенью, а потому радуга там была позади; но здесь радуга является итогом и сущностью, а потому ей следует находиться спереди, чтобы являть себя на обозрение Бога и Его народа. Поэтому вы видите, что радуга опоясывает престол благодати, и это как раз то, чем она является на самом деле. Поэтому, когда вы идете молиться, ищите престол, а чтобы вам не ошибиться и не заблудиться, ищите также и радугу. Радуга, как уже было сказано, это личные деяния Христа, вашего Спасителя, сотворенные ради вас. Поэтому я говорю: ищите радугу, ибо она Его праведность, знамение вечного завета благодати, объект благоволения Божьего, который есть основание для оправдания вашей личности и ваших дел перед Богом. Бог смотрит на радугу, смотри и ты, и только на нее (Пс. 70: 16). Ибо на земле и на небе, если отбросить ее, ничего другого нельзя найти, чем можно было бы умилостивить Бога или оправдать нас. Если сказать, что вера умилостивляет Бога, то я отвечу, что вера - это относительная благодать; уберите то, что для оправдания есть сверкающее платье, радуга, другими словами, уберите Христа, и вера умрет и угаснет.
Радуга является самым подходящим символом праведности Христа, и вот почему. (1) Радуга - это действие солнечного света на небесном своде; и праведность, которой окружен престол благодати, является действием Сына Божьего. (2) Радуга была знамением того, что гнев Божий, произведший всемирный потоп, был умиротворен; праведность Христа - это то, ради чего Бог прощает нам все наши прегрешения. (3) Радуга находилась на облаке, куда грешный человек может смотреть, обретая уверенность в милосердии; праведность явлена нам в Слове, через Которое мы можем верить в особое милосердие. (4) Радугу можно видеть в облаке время от времени; Христова праведность открыта нам в Его Слове всегда. (5) Радугу можно видеть наверху и после дождя; праведность Христа постигается верой или в результате осознания близящегося гнева Божьего. (6) Радуга видна иногда лучше, а иногда хуже; точно так же и праведность, ибо соответствует степени или чистоте вашей осознанной веры. (7) Радуга обладает интересным свойством: все, что вы видите через нее, становится того же цвета, что и радуга, будь то предмет или дерево, человек или животное; праведность Христа в глазах Бога, смотрящего сквозь праведность Сына, делает нас, грешников, приятными для глаз Его, ибо мы обретаем красоту через Его красоту и через Христа Бог принимает нас в Возлюбленном (Иез. 16: 14; Еф. 1: 6). Еще одно слово о радуге, а затем мы перейдем к другим вопросам. Здесь вы прочитали о том, что радуга сияет вокруг престола, а если прочитаете дальше этого места, вы узнаете о делах еще более славных, чем те, о которых уже рассказано. Во-вторых. Престол благодати окружен радугой, сияющей вокруг него, но вы можете узнать этот престол также и по тому, что перед престолом постоянно служит Первосвященник. Первосвященник, или Христос как Священник, находится там, пред Богом в Своем первосвященническом одеянии, постоянно ходатайствуя за наш доступ к Богу. Ранее я уже говорил о том, что Христос есть и Священник, и Престол, и ВСЕ; престол в одном смысле, священник в другом, а также, оставаясь священником, он есть и жертва, и жертвенник, когда становится нашим умилостивлением перед Богом. В качестве Священника Он описывается как Ангел, тот Ангел, что пришел и встал у алтаря, чтобы воскурить жертву за церковь, дабы и ее не поглотил гнев Божий в тот момент, когда вострубят тревогу и гнев Божий обрушится на мир антихриста. " И, - говорит Иоанн, - пришел иный Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога" (Отк. 8: 3-4). И там, перед престолом милосердия или благодати, находится Первосвященник, ибо именно там назначено быть жертвеннику для приношения курений (Исх. 30: 1-7). Этот ветхозаветный жертвенник для воскурении должен быть обложен чистым золотом, но Святым Духом подразумевается, что он весь из чистого золота. К этому престолу милосердия или благодати нас призывают приступить, и там, как вы видите, находится Ангел, Первосвященник с золотой кадильницей и фимиамом, готовый служить нам. Ибо, так поясняет текст, - Он находится там, чтобы возложить на жертвенник воскурения с молитвами всех святых, которые молились снаружи во время каждения священника пред Богом внутри храма (Лк. 1: 10). Итак, у престола благодати или перед ним стоит Первосвященник нашего умилостивления, Христос Иисус, с золотой кадильницей, полной фимиама, чтобы освятить благоуханием молитвы всех святых, приступивших к престолу с мольбами о благовременной помощи милостью и благодатью Божьей. И Он стоит там, как видите, под именем Ангела, ибо Он есть Ангел Божьего присутствия, Посланник Его завета.
Но теперь нам нужно поразмышлять о том, как или каким образом ветхозаветный первосвященник должен был приблизиться к жертвеннику воскурении. Когда он приступал к престолу, чтобы ходатайствовать за святых, он должен был выполнить эту работу в своих торжественных облачениях (и ни в коем случае без них), чтобы не умереть. Главными предметами его одеяний были " наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс" (Исх. 28: 4). Все эти предметы в Откровении коротко названы подиром (глава 1), и в общем они показывают нам, что наш Первосвященник облачен в праведность и препоясан истиной и правдой, ибо таков пояс Его власти, укрепляющий Его (Ис. 11: 5). И Он несет на Своем сердце имена детей Израиля, которые воистину являются израильтянами; ибо как на наперснике Аарона были укреплены имена двенадцати колен Израилевых, и он должен был носить их тяжесть на крепости своих плеч, так и мы покоимся на сердце Христа (Ис. 22: 21). Таков наш Первосвященник внутри святая святых, чтобы приносить воскурения на золотой алтарь, то есть пред престолом. Поэтому, когда вы приступаете к " престолу благодати", ищите Его, не довольствуйтесь даже тем, что найдете Бога, но не найдете Христа. Я предлагаю эту ситуацию ради назидания, ибо без Христа ничего невозможно делать; я имею в виду Его как Священника. Он есть престол, и без Него в качестве престола Бог не имеет места упокоения, где бы Он мог отдохнуть от нас; Он есть Священник, и без Него в качестве Священника мы не можем приступить и не можем приблизиться к Богу, ибо только через Него могут быть приняты наши духовные жертвы (1 Пет. 2: 5). " Итак, будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы" и исповедуясь Ему, и " прославляя имя Его" (Евр. 13: 15). Для дальнейшего нашего назидания давайте вспомним, что Бог избрал и сделал Его престолом благодати и поклялся, что Он будет принят там навечно в качестве Священника. Относительно Его природных качеств мы поговорим позже, а пока знайте, что нет доступа к Богу без Христа, даже под страхом смерти. Меня также не покидает мысль о том, что радуга вокруг Его головы отличает Его как Первосвященника, являясь Его священническим облачением, славой и красотой, как уже было сказано, в радужном соцветии (Отк. 10: 1; Иез. 1). Разве не для того Он носит радугу вокруг головы, чтобы показать, что это знамение вечного завета благодати можно найти только в Нем? Он носит ее как митру из золота и всегда может ходатайствовать ею перед Богом о принятии святых и подчинении Себе мира, а также о милосердии к людям. В-третьих. Престол благодати можно распознать по жертве, представленной там. Первосвященник не мог войти в святая святых, не мог приблизиться к престолу милосердия над ковчегом откровения (который, как я показал вам, и есть наш престол благодати) " без крови". " А во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа" (Евр. 9: 7). Да, первосвященник должен был взять кровь своей жертвы и покропить ею семь раз пред Богом, то есть пред престолом милосердия, или престолом благодати; должен был окропить кровью рога жертвенника всесожжении пред Господом (Лев. 4: 5-7; 16: 13-15). Таким образом, престол благодати распознается по крови, которой он окропляется, и по искуплению, которое происходит там. Прежде я говорил, что перед престолом находится наш Первосвященник, теперь говорю вам - там же находится Его жертва, жертва, которую Он представляет в качестве искупления за грехи всех тех, кто имеет смелость приступить с дерзновением к престолу благодати. Поэтому говорится, что посреди престола, того самого престола, о котором мы говорим, стоит " Агнец как бы закланный" (Отк. 5: 6). Это именно так и означает, что посреди престола находится наша жертва со всеми отметинами смерти на Теле, показывая Богу, восседающему на престоле, следы тернового венца, следы гвоздей и копья и Свой лик, обезображенный побоями, когда Он по повелению Бога отдал Себя в качестве жертвы искупления ради Своего народа. Это именно так, ибо невозможно представить, что вознесение и прославление Тела Иисуса Христа могло заставить Его забыть день, в который Он умер за наши грехи смертью, дающей Ему право ходатайствовать за нас Своей Кровью, пролитой Им на кресте.
Кроме того, нет другого зрелища, которое бы более трогало сердце Бога, чем труд души и раны на теле Его Сына, понесенные за наши прегрешения. Потому и сказано о Нем: " Который среди престола", - ибо Он был распят и умер (Отк. 7: 17). О Нем сказано: " Агнец, Который среди престола, будет пасти их". Агнец, то есть Сын Божий, в качестве жертвы всегда будет находиться среди престола, чтобы пасти и утешать Свой народ. Он есть престол, Он есть Первосвященник, Он есть жертва. Но тогда как Он может быть посреди престола как Агнец? По моему мнению, Христос как умирающая и кровоточащая жертва - это единственное, что умилостивит Бога, иначе говоря, Его Тело, предложенное в жертву за наш грех, будет во время Его служения в качестве Священника единственной величайшей добродетелью, способной вымолить для нас у Бога благодать, милость и славу (Евр. 9: 12). Он входит во святилище Своей Кровью, Он искупает нас перед престолом милосердия. Его Кровь говорит лучше, нежели Авелева (Евр. 12: 24). Его Кровью и мы получаем дерзновение входить в святая святых (Евр. 10: 19). Потому нет ничего удивительного в том, что вы находите Его здесь как Агнца как бы закланного и что находится Он посреди престола благодати.
Когда вы размышляете о том, что Он есть престол благодати, не забывайте, что Он же является Священником и жертвой, ибо как священник Он приносит нам искупление. Но не может быть искупления за грех без жертвы. Тогда, поскольку сам Христос есть жертва, Он пассивное, или Мученик; но как Первосвященник, Он активное, или Тот, Кто предложил Себя в жертву. Поскольку Он есть алтарь, Он же есть и Бог, ибо с властью Своего Бога-Отца Он предложил Себя в жертву. В таком случае жертвенником был не крест, как вообразили некоторые по глупости своей. В качестве престола, престола благодати, жертвенник отличается от трех других понятий, о которых я говорил ранее. Теперь вы узнаете этот престол благодати, на котором восседает Бог, чтобы слышать молитвы и даровать благодать? Тогда обратите глаза души своей и ищите Агнца, Агнца " как бы закланного", и найдя Его, знайте, что нашли нужное. Агнец, принесенный в жертву, или Агнец как бы заданный, находящийся как Проситель посреди престола, куда пришел, чтобы просить для нас благодати, - благословенное зрелище! Воистину благословенное зрелище! Оно подтверждает, что Он находится там, где Ему положено быть.
Вы должны увидеть это зрелище, тем более что без крови нет прощения. Тот, кто надеется получить благодать из руки Божьей, но входит в святая святых без крови Иисуса, жестоко ошибется и найдет мертвый, а не " живой путь" (Евр. 10: 19). Ибо если ничто, кроме крови, не может принести нам прощение грехов наших, как же нам получить эта прощение без действенной нашей веры в Его кровь? Мы оправданы Его кровью через веру в Его кровь (Рим. 5: 6-9). Поэтому, говорю я, смотрите, когда приближаетесь к престолу благодати, ищите Агнца " как бы закланного" посреди престола благодати; тогда вы получите не только знамение того, что ваши мольбы достигли Бога, но и то средство, которое смягчит, изменит, направит и исправит ваше сердце. Ибо если кровь козлищ, как говорится в Писании, могла растворить алмаз, камень, который тверже кремня, то разве вид " Агнца как бы закланного" не растопит ли и не растворит ли дух человека, стоящего на коленях и просящего милосердия перед престолом благодати, особенно когда он увидит, что не молитвы его, не слезы, не желания, но кровь Агнца побудила Бога благодати даровать милость и благодать не по заслугам? Это третье знамение, по которому вы узнаете, что находитесь у престола благодати. Этот престол окроплен кровью, посреди него до сего дня можно видеть Агнца как бы закланного, Он стоит посреди престола и пасет тех, кто пришел к Его престолу, и ведет их к " живым источникам вод" (Отк. 7: 17). А потому... В-четвертых. Престол благодати можно распознать по присутствию потоков благодати, постоянно проистекающих оттуда, подобно полноводной реке, несущей свои живые воды в мир. Иоанн говорит: " Показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца" (Отк. 22: 1). Обратите внимание, здесь опять упоминается престол, престол Бога, каковым, как мы показали, является человеческая природа Его Сына, и из него, читаем мы, исходит река, река жизни, чистая как кристалл. Единение Агнца с Богом демонстрирует то, что река исходит от Бога через Агнца, то есть через Христа, который есть жертвенный агнец за грехи, причина и источник происхождения этой реки, которая исходит из престола Божьего и из Агнца. Посмотрите, Агнец здесь упоминается как Тот, из Которого и через Которого проистекают воды жизни для нас. Бог есть источник воды, Христос - золотая проводящая труба, а избранные - получатели воды жизни. Он не говорит здесь " престол Агнца", но " Бога и Агнца", чтобы показать, как я утверждаю, что Он есть Тот, из Которого и через Которого должна проистекать река благодати. Но если принято, что река проистекает с престола Агнца, то нужно принять и то, что Христос как Посредник также обладает властью посылать благодать потоками в Свою Церковь. И тогда мы приходим к тому, что Бог ради Христа дает реку благодати и что Христос по заслугам Своим также имеет власть делать это. Отсюда доброе пожелание, так часто упоминаемое в Посланиях: " Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа" (Рим. 1: 7; Кор. 1: 2; Гал. 1: 3; Еф. 1: 2; Флп. 1: 2; Кол. 1: 2; 1 Фее. 1: 2; Фил. 3). И опять: " Благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего" (1 Пет. 1: 2; 2 Тим. 1: 2; Тит. 1: 4). Ибо Христос имеет власть вместе с Отцом давать людям благодать и прощение грехов (Ин. 5: 21-26; Мк. 2: 10). Но давайте рассмотрим термины в этом тексте. У нас есть престол, престол благодати, а, чтобы показать, что это истинный престол, оттуда проистекает река благодати, названной здесь " водами живыми", термином, отражающим и природу благодати и состояние тех, кто приходит к престолу благодати.
Благодать названа водами жизни, чтобы показать, насколько живительной для сердца является благодать Бога во Христе, каковой она была и будет для всех тех, кто через Него приходят испить ее. Эта вода " сделается в нем", то есть в том, кто будет пить ее, " источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин. 4: 14). Эта вода зачнет жизнь и сохранит се, да, она сама станет источником жизни в самом сердце того, кто будет пить ее. О да, она станет залогом духовного здоровья, ибо ее добродетелями душа будет жить вечно, оберегаемая от полного и окончательно тления; я говорю о такой душе, которая будет пить эту живую воду, и в которой она станет источником вечной жизни.
Но эта фраза отражает также настоящее состояние и тех, кто придет пить: это не здоровые, но больные люди. В престоле благодати, как и в водах купальни Силоам и других целебных водах, нуждаются те, кто болен, но эти же воды проявляют свое действие и на тех, кто здоров и неувечен. Так же, говорю я, и престол благодати - его воды предназначены для исцеления, для исцеления души; в этом их добродетель (Иез. 47: 8, 9). Поэтому как в водах природы хромой оставляет свои костыли и больные получают свои знамения исцеления и здоровья, так и у престола благодати истинно раскаявшиеся и те, кто жаждет милости, также оставляют свои слезы и стенания, " ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их" (Отк. 7: 17). Поэтому как Иосиф омыл лицо свое и утер слезы, когда увидел своего брата Вениамина, так же все Божьи святые прямо здесь, у престола благодати, где Божий Вениамин, то есть Сын, стоит по правую руку Его, омоют свои души от всех печалей и отрется всякая их слеза. Поэтому вы, больные и сокрушенные, придите во Христе к Богу милосердному и милостивому; да ищите реку, когда стоите на коленях перед Ним, ибо по реке вы узнаете, где престол благодати и то место, откуда к вам может прийти милость.
И еще: то, что проистекает из престола благодати, названо " водами живыми", также оно названо рекой, рекой воды живой. Это показывает, в первую очередь, что Бог обладает обилием благодати так же, как река изобилует водами. В пруду, водоеме или водохранилище много воды, но в реке ее больше. От престола проистекают реки и потоки живой воды, способные напоить всех тех, кто приходит к престолу Бога, чтобы получить новую жизнь. Далее, этой рекой явлено обилие благодати, которая происходит от Бога через Христа; и это обилие показывает неутолимую жажду приходящих к престолу благодати за милостью. Только реки могут утолить жажду такой души; пруды, водоемы и водохранилища не помогут ей. Такая душа подобна той, о которой было сказано так: " Вот, он пьет из реки и не торопится; остается, спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его" (Иов. 40: 18). Давид свидетельствует, говоря: " Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к тебе, Боже! " (Пс. 41: 2). Такой жажде соответствует и приглашение: " пейте и насыщайтесь" (Псн. 5: 1). Те, кто спасен, спасен, чтобы получить обилие благодати, - " приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа" (Рим. 5: 17). Об этом сказано еще: " Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их" (Ис. 41: 17). Но, Господи, как ты утолишь их ненасытную жажду? " Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю - источниками воды" (Ис. 41: 18). Смотрите, вот водоем, огромный, как пустыня, достаточный для того, чтобы напоить любую жаждущую душу. Но нет! Этого недостаточно, и вот почему: Он откроет реки, источники и потоки, и все это для того, чтобы утолить жажду тех, кто ищут благодати Божьей и не остановятся до тех пор, пока не насытятся. " Насыщаются от тука дома твоего, и из потока сладостей Твоих ты напояешь их. Ибо у Тебя источник жизни" (Пс. 35: 9, 10).
Это обилие престол благодати изливает для благовременной помощи и духовного окормления тех, кто приходит испить воды живой и ею исцелиться от своих болезней. Вот почему Он изливает реки воды живой. К тому же то, что благодать проистекает реками от престола Божьего и Агнца, указывает на всеобщность спасения, ибо вы знаете, что сколько бы ни было ручьев у истока, они все сольются в один поток. Чтобы указать на эту всеобщность, Апостол называет ее " общим спасением" (Иуд. 3), а у Иезекииля и Захарии сказано, что живая вода пойдет в пустыню и далее в море, в мир, чтобы исцелить всякое живое существо, животное и рыбу, обитающее там (Иез. 47: 8; Зах. 14: 8). Таким образом, этот текст показывает, что прийти к престолу, где находится знамение завета благодати, где служит Первосвященник и где посреди престола стоит Агнец < как бы закланный", - это значит прийти туда, откуда проистекают не ручейки и даже не потоки, но целые реки благодати Божьей, реки воды живой.
О благодати сказано, что она исходит от престола и превращается в реки воды жизни, и так же о ней можно сказать, что она чиста и прозрачна, как кристалл. " Чиста" в противовес грязным и мутным водам, а " прозрачна" - значит не родственна тем водам, что черны от тающего в ней и скрытого от глаз снега; вот почему в этом тексте есть слово " кристалл", который является, как все знают, чистым и прозрачным камнем (Иез. 34: 18, 19; Иов. 6: 15, 16). Поистине, жизнь и дух, сохраняемые в этих водах, не почернеют и не станут мутны, ибо престол, из которого исходит эта вода, есть гарантия чистоты, которой нет в разрозненных потоках. " Благословение Господне - оно обогащает, и печали с собою не приносит" (Прит. 10: 22). И правда, все печали, возникающие в жизни христиан, происходят из нас самих: они не сходят с престола благодати, ибо это место, где нам утирают нашу слезу и где мы оставляем свои костыли. Оттуда проистекают не мутные и грязные, но чистые и прозрачные потоки, теплые и радостные, они " веселят град Божий" (Пс. 45: 5).
Эти слова также показывают нам, что эти воды не нуждаются ни в чем, исходящем от нас. То, что проистекает от престола благодати, является чистой благодатью, и ничем больше; чистой благодатью, свободной благодатью, благодатью, не смешанной и не нуждающейся в сочетании с делами нашей праведности; ее одной достаточно, чтобы исполнить все наши нужды, чтобы исцелить наши болезни и оказать нам благовременную помощь. Это благодать, которая избирает, благодать, которая призывает, благодать, которая сохраняет и приводит к славе, это благодать, что, подобно рекам воды живой, проистекает от престола. А потому с начала и вечно нам остается только восклицать: " благодать, благодать на нем! " (Зах. 4: 7).
Итак, вы видите, к какому престолу приглашаются христиане. Это престол благодати, где восседает Бог всей благодати; это престол благодати, перед которым нам постоянно служит Господь Иисус; это престол благодати, окропленный кровью, и посреди него стоит Агнец как бы закланный; это престол, окруженный радугой, являющейся знамением вечного завета, и из него проистекают, как вы теперь знаете, реки, чистые реки воды живой, прозрачные, как кристалл. Ищите эти признаки престола благодати вы все, кто приступает к нему, и не успокаивайтесь, пока, обнаружив их, не убедитесь, что нашли то, что искали; признаки эти видны отчетливо, если у вас есть глаза. Вид их услаждает, они обладают естественной силой оживлять и давать жизнь душе. В-пятых. Престол благодати узнается и определяется по признакам, перечисленным выше, и еще по тому, какое действие производят эти признаки. " И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах... двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы" (Отк. 4: 4). Нет другого престола, который имел бы такие признаки и такое воздействие; по этим признакам, а также по воздействию их можно определить, что вы нашли настоящий престол благодати. Мы остановимся на этих понятиях так же кратко, как на предыдущих признаках. 1. Под престолами я понимаю места упокоения и почета. Места отдохновения, потому что те, кто восседают на них, действительно отдыхают от своих трудов; и места почета, потому что они находятся рядом с престолом благодати (Отк. 14: 13). " И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу" (Отк. 11: 16). А поскольку престолы упомянуты прежде, нежели упомянуты сидящие на них, то это показывает, что их места были уготованы прежде их восшествия на них. 2. Старцы, по моему мнению, являются двенадцатью Патриархами и двенадцатью Апостолами, или первыми Отцами Церкви, ибо они являются старейшинами обеих церквей, то есть еврейской и языческой церкви Бога. Это древние старейшины, как они и названы пророком Исаией, которые являются в каком-то смысле отцами обеих церквей (Ис. 24: 23). Эти старцы соответствуют и двадцати четырем, о которых мы читаем в Книге Паралипоменон и каждый из которых имел двенадцать сыновей. Их там тоже было двадцать четыре(1 Пар. 25: 8-31). 3. Их места означают также их пребывание в присутствии Божьем. " Седи одесную Меня", - обратил Отец слово Свое к Сыну, что и означает " пребудь в присутствии Моем" (Пс.109: 1). Это и есть престол благодати, место, где находятся двадцать четыре престола, а на них восседают двадцать четыре старца. 4. Их белые одежды есть праведность Христа, их собственные добрые дела и слава, и не дела их привели их сюда ибо они сами по себе были грешны, но они омыли одежды свои и убедились кровью Агнца; а Бог вознаграждает все дела Своих людей, сделанные с любовью ради Него. Они понесут свои собственные дела, обеленные, как уже было сказано, в знак своего почета перед престолом благодати < и это воистину благодать. " Они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца; за это они пребывают ныне пред престолом Бога" (Отк. 7: 14, 15). Они омылись, как до них омывались другие. 5. " И имели на головах своих золотые венцы" (Отк. 4: 4). Венцы означают их победу и то, что они являются царями и в качестве царей будут править с Ним вечно (Отк. 5: 10). 6. Но как! Неужели они молчат? Неужели они ничего не говорят и ничего не делают, сидя перед престолом? Нет, их назначили там петь. Эти двадцать четыре, о которых мы упоминали ранее и которые вместе с сыновьями были научены петь Господу, а всего их, столь искусно исполняющих песни пред Господом, было двести восемьдесят восемь, - они-то и вошли в те сто сорок четыре тысячи, что были искуплены от земли (1 Пар. 25: 7). Ибо сказано, что первые двадцать четыре вместе с сыновьями должны были петь и играть на кимвалах, псалтирях и цитрах; о них сказано, что они были научены петь пред Господом весьма искусно. Так и о тех, кто сидит перед престолом, сказано, что они поют с гуслями в руках свою песнь пред престолом, и сама песня была как бы новая. И пели ее так искусно, что " никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли" (Отк. 14: 3).
Как я уже говорил, начав с двадцати четырех в Давиде и окончив 12 раз по 12 тысяч, Он и здесь, у Иоанна, начинает с того же числа, но заканчивает таким количеством, что никто не в силах сосчитать. Ибо он рассказывает: " После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу" (Отк. 7: 9-11). Это бесчисленное количество народу, похоже, допело свою песню до конца, ибо они громко восклицали: " Спасение, спасение Богу нашему и Агнцу! "; это и есть такая песня, которой никто не может научиться, кроме тех, кто был искуплен от земли.
Но посмотрите, как ободряет пришедшего за милостью к престолу благодати вид огромного количества людей, сидящих на престолах в своих белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках, с венцами на голове, поющих: " Спасение Богу и Агнцу! " И я опять повторяю, но теперь обращаюсь к упавшим духом: о вы, страшащиеся, что серьезность ваших прегрешений будет вам препятствием! Невозможно представить, что в этой огромной толпе играющих и поющих с гуслями и цитрами в руках вы не обнаружите хотя бы одного такого же злого грешника, как вы сами. Послушайте, они находятся там для того, чтобы вы обрели надежду, видя, что благодать и милость были дарованы и им. Посмотрите, вы стоите на коленях, а разве среди них нет ни одного, который делал дела еще более злые, чем ваши. И все же, смотрите, они нашли там свое место; смотрите, на их головах покоятся венцы, в руках у них играют гусли, и они громко поют о своем спасении Богу и Агнцу.
Таким образом, это пятый признак, по которому можно отличить престол благодати от других престолов. Там, перед престолом, для нашего ободрения нам показано бессчетное множество людей, сидящих вокруг престола и славословящих Бога. Славословящие Бога в благодарность за Его благодать и Агнца, за Его кровь, которой они защищены от грядущего гнева Божьего. " И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых; и поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле" (Отк. 5: 8-10). Смотри, искушаемая душа, разве ты еще не поняла, что это за престол благодати и какое множество народу уже припали к нему, чтобы вознести благодарение имени Того, Кто сидит на престоле, и Агнцу Его во веки веков? Неужели ты повесишь свои гусли на плакучую иву и, опустив голову, пойдешь бродить по свету, словно нет Бога, словно нет благодати, нет престола благодати, к которому можно припасть, чтобы обрести милость и благодать для благовременной помощи? Слушай! Неужели ты не слышишь того, что они говорят? " Достоин Агнец закланный - говорят они, - принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: " Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков" (Отк. 5: 12, 13).
Все это написано для нашего научения, чтобы мы через терпение и утешение Писания могли обрести надежду, чтобы поникшие духом могли с дерзновением приступить к престолу благодати и получить и милость, и благодать для благовременной помощи. Они благословляют, они все благословляют; они благодарят, они все благодарят; неужели же один ты сдержишь свой язык? " И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать" (Ин. 1: 16); неужели же Он исключит тебя? И неужели Его милосердие столь истощилось, что Ему нечем больше прощать, нечем защитить и спасти еще одного грешника? Оставь свое неверие, постыдись! Ты думаешь, зачем тебе все это было рассказано? Для того чтобы подбодрить тебя и придать тебе дерзновение приступить к престолу благодати. Неужели ты огорчишься и отойдешь в сторону только потому, что ты не один из первых в этом мире? Но Он сказал: " Многие же будут первые последними, и последние первыми" (Мф. 19: 30). Вспомни же легионы, тысячи, несчетное количество и великое множество, что стоит перед престолом, и имей дерзновение надеяться на Его милосердие. В-шестых. Престол благодати познается по тому, что исходит от него. Престол благодати можно распознать потому что " от престола исходили молнии и громы и гласы". Кроме того, перед престолом горели " семь светильников огненных, которые суть семь духов Божиих" (Отк. 4: 5). Итак, это еще один признак, по которому распознается престол благодати. И опять, сказано, что с алтаря всесожжений, который стоял перед престолом, " произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение" (Отк. 8: 5). Все это исходит из святилища, где находится престол, все это воспламеняется этим престолом и Тем, Кто восседает на нем.
1. Молнии здесь являются тем светом, которым просвещает Дух Евангелия (Евр. 10: 32). Как сказано в Книге Псалмов: " Кто обращал взор к Нему", на престол, " те просвещались" (Пс. 33: 6). Или как сказано в другом месте: " Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную" (Пс. 76: 19). И еще: " Молнии Его освещают вселенную; земля видит, и трепещет" (Пс. 96: 4). Эти молнии, таким образом, освещают тех, кто сидит во тьме. " Потому что Бог, - говорит Апостол, - повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа" (2 Кор. 4: 6). Именно с этого престола воссиял тот свет, который сбросил Савла с лошади, когда он намеревался разрушить этот престол и уничтожить тех, кто исповедовал веру в него (Деян. 9: 3). Это те молнии, свет которых дает грешникам увидеть их печальное состояние и освещает им путь выхода из него. Увидели ли вы, насколько плохо ваше положение и что выход из него и путь лежит через Иисуса Христа? Ибо как я уже сказал, Он есть престол благодати. Ну что ж, тогда просвещенные этим пониманием придите к престолу, откуда на вас пролился свет, и воскликните там, как Самуил воскликнул к Илию: " Вот я! ты звал меня" (1 Цар. 3: 8). То же сделал Савл, когда пролился на него свет с неба; этим светом он пришел ко Христу и вскричал: " Кто Ты, Господи? " и " Что Ты повелишь мне делать? " (Деян. 9: 5-6). Разве это не ободряет, не укрепляет вас, не побуждает вас прийти к нему, когда Он зажигает свечу в вашей руке, чтобы вы видели, куда идете? Когда Он делает это, чтобы привести вас к Себе, " просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира? " (Лк. 1: 79). Такая интерпретация этого Места, мне кажется, соответствует тому, что было сказано раньше. Ибо вначале мы имеем престол и Того, Кто восседает н; нем; затем видим старцев, в которых представлена вся Церковь восседающая вокруг престола; затем нам рассказывают, как они пришли туда, то есть благодаря свету молнии, грома и голосов которые исходят от престола.
2. Где есть молнии, там должны быть и громы. От этого престола исходят гром и молнии. Под громом я понимаю откровение о величии Бога через Слово истины, наполняющего сердца благоговейным ужасом и страхом. А потому: " Глас Господа величествен. Глас Господа сокрушает кедры" (Пс. 28: 4-5). Его голос есть Его громовой голос. " Можешь ли возгреметь голосом, как Он? " (Иов. 40: 4). " Гром могущества Его кто может уразуметь? " (Иов. 26: 14). Именно по этой причине Петр, Иаков и Иоанн были названы " сынами грома", ибо в Слове, которое они собирались проповедовать, был не только свет молнии, но и гром; во имя обращения к Нему грешников Слово Его несло не только просвещение, но и вселяло в сердца благоговейный ужас и страх перед величием Бога (Мк. 3: 16, 17). Молнии без грома в этом случае опасны, потому что те, кто получает первое без второго, подвержены заблуждениям. Они были лишь " просвещены", но над ними не прогремел гром, поэтому они могут впасть в неизлечимое состояние (Евр. 6: 4-6). Над Савлом гремел гром и сверкали молнии, потрясшие его до основания души; то же произошло с тремя тысячами, и со стражником (Деян. 2: 9, 16). Те, кто получает свет молнии без грома, могут обратить благодать Божью в распутство; но те, кто знает страх Божий, будут вразумлять людей (Рим. 3: 8; Иуд. 4; Кор. 5: 11). Поэтому, когда Он назначает устав дождю благодати на человека, Он же готовит и " путь для молнии громоносной"; нет одного без другого, но одно следует за другим (Иов. 28: 26). Гром и молния являются причиной дождя, но не одна лишь молния: " Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоноснои молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека? (Иов. 38: 25, 26). Таким образом, вы можете видеть, что даже в самых неясных высказываниях Святого Духа присутствует дивная гармония истины во всей ее ясности и простоте: вместе с молнией должен быть гром, чтобы ваше сердце было уравновешено страхом Божьим. В последние годы у нас было много молний, но мало грома, поэтому-то мы находим так мало благодати там, где много света. Поэтому верующие в наше время ходят на головах, несмотря на все, что им было явлено. Что ж, теперь еще один знак будет служить тем, кто приступает к престолу благодати: Бог славы прогремел. Прогремел, чтобы разбудить вас. Он повелел молнии вспыхнуть, чтобы дать вам свет, побудить вас к обращению, дать вам возможность увидеть Его дела; это все исходит от престола благодати, чтобы привести к нему вас туда, а потому идите смело.
3. Как исходят от престола молнии и громы, так же исходят оттуда и голоса. Эти голоса могут, как сопутствовать в назидании молниям и громам, так и служить голосом нашего сердца, говорящего через громы и молнии. В первую очередь, когда Бог ниспосылает свет и страх в грешную душу, их сопровождают голоса назидания (Деян. 2: 3-7). Так было в случае с Павлом. Он увидел свет, и его охватил страх, а затем послышался голос, назидавший его; ему было явлено все: и гром, и молния, и голоса. " Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь. Направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим" (Пс. 24: 8, 9). Можно под голосами понимать и то, что молния и гром возрождают в наших сердцах, ибо перед Богом человек нем, как рыба, пока над ним не прогремит гром и не засверкает молния; но после этого он полон всяческих голосов (2 Кор. 4: 13; 7: 14). Сколько же голосов во всей вселенской церкви пробудилось к жизни громами и молниями, низвергнутыми с престола благодати. Их вера имеет свой голос, их покаяние имеет свой голос, их верность Божьему Слову также имеет свой голос; да, в их молитвах звучат их голоса: голос вопля, голос слез, голос стонов, рыка, плача о себе и голос триумфа! (1 Фес. 1: 2-8; Пс. 5: 3; 6: 9; 18: 5-7; 21: 1; 137: 5; Иер
|