Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что такое «огонек»?
Занятие №15 Огонек Коммунарский, или «орлятский» «Огонек» - сочетание коллективного анализа и соответствующего эмоционального настроя в наиболее совершенном виде. «Огонек» - это форма коллективного обсуждения отрядом и вожатым прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. «Огонек» - это осмысление мира, конкретное воплощение в жизнь принципа самоуправления детского коллектива: «сами планируем, сами делаем, сами обсуждаем», акт общения вожатого и детского коллектива. Это момент, когда наиболее прямо, непосредственно и очевидно происходит передача опыта взрослого детям. В проведении «огонька» отражается мировоззрение, установки и общая направленность личности вожатого. Если у вожатого есть потребность в осмыслении жизни, если он умеет это делать, то он сумеет научить этому отряд, передать ему навык анализа, воспитать потребность в этом. Воспитательная возможность «огонька» может превратиться в действительность лишь при условиисистемы и традиции в его использовании. Всякая конкретная методика проведения «огонька» будет шире и глубже тех схем, которые приводятся здесь и являются всего лишь необходимым минимумом работы вожатого. Талантливые вожатые сами могут найти свои, только им присущие стиль и метод проведения «огоньков». Эмоциональный настрой «огонька» создается интимной вечерней обстановкой, лирической песней и т.д. На «огоньке» мы не голосуем, т.е. общественное мнение выступает здесь в функции «пожелания», «совета», однако не следует вечер чтения или пения песен называть «огоньком» - у «огонька» другие задачи и особая методика проведения. Эмоциональный фон «огонька» исключительно важен, но не является целью. «Огонек» является обсуждением, анализом дня, то его суть- разговор. Рациональный стержень «огонька» обеспечивается существованием строгого порядка проведения.
Порядок проведения «огонька»
Желающий выступить поднимает руку и, получив согласие ведущего, говорит негромко вполголоса, сидя. Все остальные внимательно слушают, ни в коем случае не перебивают (культура общения!) и свое несогласие выражают не криками, возмущенными репликами и т.п. эмоциональными средствами, а пытаются словами убедить товарищей. Ведущий постоянно требует аргументации, обоснования тех или иных утверждений или оценок: «Почему не нравится?» или «Согласен, что хорошо, а в чем причина?» и т.д. Другими словами эмоциональное восприятие не должно преобладать на «огоньке»: вслед за «ах» и «эх» должен идти трезвый анализ, обоснованные суждения. Анализ дня, дела или поступка идет по логической схеме, предлагаемой ведущим. При обсуждении проведенного дела можно предложить следующую схему анализа: а) Что именно было удачным? Благодаря кому? Каким обстоятельствам? б) Что надо было бы сделать по-другому? Как именно? в) Какой вывод сделал ты лично? Что посоветуешь отряду?
Подготовка ведущего «огонька» Существуют различные виды «огоньков, таких, как «огонек знакомства», «огонек прощания», «огонек — откровенный разговор», некоторые тематические «огоньки», которые должен вести только вожатый в силу исключительной сложности. Подготовка ведущего — один из сложных вопросов. Вести «огонек» в младших отрядах должен только вожатый непосредственно. В старших отрядах есть возможность подготовить ведущего. Подготовка ведущего заключается в следующем. Перед предстоящим делом (днем) вожатый напоминает будущему ведущему о необходимости внимательно наблюдать за происходящим. Ведущим становится тот, кто сам вызвался попробовать свои силы в этом качестве, кому отряд и вожатый доверили это. В течение дня вожатые постоянно обращают внимание ведущего на те моменты, которые нуждаются в обсуждении. Если проходит какое-либо дело (дружинное или отрядное), то ведущий находится возле вожатого, видит его реакцию, слышит его реплики, комментарии. Ближе к вечеру вожатый находит несколько свободных минут и уводит в укромное место ведущего. В руках у обоих записные книжки. Подробно обговаривается план проведения «огонька»: какие будут затронуты вопросы, в какой тональности пойдет разговор и т.п. Вожатый напоминает ведущему правила поведения на «огоньке». «Огонек» младшего отряда отличается большим количеством игровых моментов, он короче по времени, ведет его вожатый. Основные же, принципиальные положения методики подготовки и проведения «огонька» действительны для всех возрастных групп.
Что такое «огонек»? Это самое привлекательное для детей, традиционное для вожатых и очень трудное, как для первых, так и для вторых. «Огонек» - это коллективное обсуждение отрядом и вожатым пережитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Само название «огонек» связано с вечерним пионерским костром. Но слово «огонек» означает не только костер, это искорка заинтересованности каждого делами коллектива и судьбой товарища, тенями взаимоотношений и светом дружбы. Вот почему костер - вовсе не обязательный атрибут «огонька». Главное в нем содержание и тональность разговора, обсуждение. Правила поведения на «огоньке»: · Если хочешь выступить, не выкрикивай с места, а подними руку; · Внимательно слушай, дай договорить до конца каждому, не перебивай; · Критикуй не с целью унизить, а помочь, посоветовать; · Правило «свободного микрофона» - никого нельзя заставлять выступать на «огоньке» или запрещать говорить; · На «огоньке» говорят то, что думают - откровенно и принципиально; · Береги время - соблюдай регламент. Различают следующие виды «огоньков»: · «Огонек знакомства» · «Огонек - анализ дела» · «Огонек дежурного отряда» · «Огонек прощания» · «Огонек - откровенный разговор» · «Огонек - анализ дня» «Огонек знакомства» Вариант 1. Рассказ эстафета: «Расскажи мне о себе». Для рассказа предлагается схема: как зовут? откуда приехал? какое поручение выполнял в школе? чем увлекаешься? чему хотел бы научиться? Вариант 2. Творческие группы · ТОТ (творческие объединения тёзок) · Круги интересов - песни, спорт, кино, чтение и т.д. Вариант 3. Тематический разговор: · Мой идеал, мой любимый герой и т.п. · День, который мне запомнился Лучше узнать друг друга, адаптироваться в новом коллективе легче всего в игре. Игры – знакомства: «Снежный ком». Отряд стоит (сидит в кругу). Вожатый начинает первым, он произносит своё имя. Следующий человек повторяет имя вожатого и называет своё имя. Далее задача усложняется. Нужно не сбиваясь назвать имена ребят, начиная с имени вожатого. Тому, кто ошибется, предстоит «штрафной круг» (например, проскакать на одной ножке по всему кругу). «Паутинка». В руках у вожатого катушка толстой нити, он и начинает рассказывать о себе. Вожатый обычно предлагает схему рассказа: нужно назвать имя, откуда приехал, о своих увлечениях, чему хотел бы научиться в лагере, чем хочет и может быть полезным отряду. Отматывая нить, вожатый передаёт её сидящим в кругу ребятам, но не рядом сидящим, а, напротив и т.д. Постоянно отматывая нить, ребята рассказывают о себе и передают катушку в произвольных направлениях. Таким образом, к концу разговора всех сидящих в кругу связывает причудливый узор паутинки. «Орлятский круг». Вожатый держит в руках талисман отряда, любую игрушку, свечку, символизирующую огонек, фонарик и т.д. рассказывает о себе, о своих увлечениях. Затем передает игрушку в руки рядом сидящему и предлагает ему тоже рассказать о себе, и так далее по кругу до тех пор, пока переходящая из рук в руки игрушка не окажется снова в руках вожатого (воспитателя). «Давайте познакомимся». Ребята стоят по кругу. Вожатый выходит во внешний круг и обходя ребят кого-нибудь «осаливает», тот сразу же направляется в противоположную сторону. Встретившись, они знакомятся и расходятся, стараясь первыми занять освободившееся в кругу место. Тот, кто не успел, становится ведущим.
Огонек - анализ дела» Педагогическая задача таких «огоньков» - научить ребят видеть причины неудачи того или иного дела, привить навыки анализа творческого дела. Анализ творческого дела обязательно включает в себя следующие моменты: • Выступление ребят, ответственных за дело; • Обсуждение дела отрядом по принципу «свободного микрофона»; • Оценка дела отрядом; • Обобщающая речь вожатого (воспитателя). «Огонек дежурного отряда» Примерная схема: оценка дежурства в целом, оценка работы дежурных различных постов, кому нужно сказать «спасибо». Вопросы: какие были недостатки в организации дежурства и что следует учесть на будущее; какой отклик получило дежурство отряда в дружине; какие выводы можно сделать на будущее. На «огоньке» не должно быть обсуждения чисто эмоционального восприятия дня. «Огонек прощания» Этот последний «огонек» в отряде является итоговым за смену откровенным разговором. Задачи огонька: обсудить каждого члена отряда, создать настрой старта новой жизни за пределами лагеря. Что должно быть обязательно: настрой оптимизма и доброжелательности; награждение лучших ребят, напутствие или памятный подарок (открытка, картонная медаль сделанные руками вожатого) каждому члену отряда, договоренность о встрече и перемене. Чего не должно быть: поспешной гонки разговора, формального, грубого обсуждения, необоснованного награждения, слез, тоскливых вздохов и т.д. «Огонек - откровенный разговор» Этот «огонёк» на котором обсуждается каждый член отряда как личность, дается общественная характеристика ему как человеку, товарищу, члену коллектива. Что должно быть: особая тональность разговора, деликатность; достаточное количество времени; добровольность и естественность в организации и проведении. Не должно быть: разбора «персональных дел; сведения счетов, взаимных оскорблений или беспричинного расхваливания. «Огонек - анализ дня» Вечерний огонек. Что значит этот день для меня и для отряда, что я сделал для отряда (дружины) сегодня, что я одобряю в дне и почему, что я предлагаю на будущее, кому хочу сказать «спасибо». Подготовка к каждому «огоньку» включает в себя: личную подготовку вожатого, подготовку отряда, ведущего (дежурного командира). Прежде всего, вожатый ставит перед собой вопросы: «Что я хочу от сегодняшнего «огонька»? Чему научит он моих ребят? Какова основная идея сегодняшнего «огонька»? Каково мое собственное отношению к дню, делу, поступку и т.д. Почему? Чем я буду это аргументировать?»
Сформулировав свою позицию, вожатый переходит к разработке психологической части «огонька»: «Кому я сегодня задам вопрос? Какой? На кого буду опираться?» В течение дня вожатый тактично, как бы невзначай, говорит то одному, то другому: «Видишь, это новое и интересно, скажешь об этом на «огоньке», ладно? А то я могу забыть, а у тебя это хорошо получится. Договорились?» Если кто-то обращается к вожатому с жалобой или предложением, он отвечает примерно в том же духе: «Хорошо, я согласен с тобой, но давай это обсудим на «огоньке», ладно?» Проведение «огонька» сопровождается рядом ритуальных моментов: все сидят в кругу, вожатый объясняет, что означает орлятский круг: каждый видит глаза товарища и чувствует плечо друга. Дежурный командир (сам вожатый) произносит специальные слова, настраивающие на определенный лад - это может быть простое перечисление событий дня, но важен тон и эмоциональный подтекст. В заключение каждого вечернего огонька ребятам можно предложить заполнить «Экран настроения». Предлагаем несколько вариантов таких экранов «В какие цвета окрашена смена»: · «Мишень настроения»; · «Роза настроения»; · «Гусеница»; · «Полянка настроения».
|