Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое «огонек»?

Занятие №15

Огонек

Коммунарский, или «орлятский» «Огонек» - сочетание коллективного анализа и соответствующего эмоционального настроя в наиболее совершенном виде.

«Огонек» - это форма коллективного обсуждения отрядом и вожатым прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений.

«Огонек» - это осмысление мира, конкретное воплощение в жизнь принципа самоуправления детского коллектива: «сами планируем, сами делаем, сами обсуждаем», акт общения вожатого и детского коллектива. Это момент, когда наиболее прямо, непосредственно и очевидно происходит передача опыта взрослого детям. В проведении «огонька» отражается мировоззрение, установки и общая направленность личности вожатого. Если у вожатого есть потребность в осмыслении жизни, если он умеет это делать, то он сумеет научить этому отряд, передать ему навык анализа, воспитать потребность в этом.

Воспитательная возможность «огонька» может превратиться в действительность лишь при условиисистемы и традиции в его использовании. Всякая конкретная методика проведения «огонька» будет шире и глубже тех схем, которые приводятся здесь и являются всего лишь необходимым минимумом работы вожатого. Талантливые вожатые сами могут найти свои, только им присущие стиль и метод проведения «огоньков».

Эмоциональный настрой «огонька» создается интимной вечерней обстановкой, лирической песней и т.д. На «огоньке» мы не голосуем, т.е. общественное мнение выступает здесь в функции «пожелания», «совета», однако не следует вечер чтения или пения песен называть «огоньком» - у «огонька» другие задачи и особая методика проведения. Эмоциональный фон «огонька» исключительно важен, но не является целью.

«Огонек» является обсуждением, анализом дня, то его суть- разговор. Рациональный стержень «огонька» обеспечивается существованием строгого порядка проведения.

 

Порядок проведения «огонька»

 

Желающий выступить поднимает руку и, получив согласие ведущего, говорит негромко вполголоса, сидя. Все остальные внимательно слушают, ни в коем случае не перебивают (культура общения!) и свое несогласие выражают не криками, возмущенными репликами и т.п. эмоциональными средствами, а пытаются словами убедить товарищей.

Ведущий постоянно требует аргументации, обоснования тех или иных утверждений или оценок: «Почему не нравится?» или «Согласен, что хорошо, а в чем причина?» и т.д.

Другими словами эмоциональное восприятие не должно преобладать на «огоньке»: вслед за «ах» и «эх» должен идти трезвый анализ, обоснованные суждения.

Анализ дня, дела или поступка идет по логической схеме, предла­гаемой ведущим.

При обсуждении проведенного дела можно предложить следующую схему анализа:

а) Что именно было удачным? Благодаря кому? Каким обстоятельствам?

б) Что надо было бы сделать по-другому? Как именно?

в) Какой вывод сделал ты лично? Что посоветуешь отряду?

 

Подготовка ведущего «огонька»

Существуют различные виды «огоньков, таких, как «огонек знакомства», «огонек прощания», «огонек — откровенный разговор», некоторые тематические «огоньки», которые должен вести только вожатый в силу исключительной сложности.

Подготовка ведущего — один из сложных вопросов. Вести «огонек» в младших отрядах должен только вожатый непосредственно. В старших отрядах есть возможность подготовить ведущего.

Подготовка ведущего заключается в следующем. Перед предстоя­щим делом (днем) вожатый напоминает будущему ведущему о необходи­мости внимательно наблюдать за происходящим.

Ведущим становится тот, кто сам вызвался попробовать свои силы в этом качестве, кому отряд и вожатый доверили это.

В течение дня вожатые постоянно обращают внимание ведущего на те моменты, которые нуждаются в обсуждении. Если проходит какое-либо дело (дружинное или отрядное), то ведущий находится возле вожатого, видит его реакцию, слышит его реплики, комментарии. Ближе к вечеру вожатый находит несколько свободных минут и уводит в укромное место ведущего. В руках у обоих записные книжки. Подробно обговаривается план проведения «огонька»: какие будут затронуты вопросы, в какой то­нальности пойдет разговор и т.п. Вожатый напоминает ведущему правила поведения на «огоньке».

«Огонек» младшего отряда отличается большим количеством игро­вых моментов, он короче по времени, ведет его вожатый.

Основные же, принципиальные положения методики подготовки и проведения «огонька» действительны для всех возрастных групп.

 

Что такое «огонек»?

Это самое привлекательное для детей, традиционное для вожатых и очень трудное, как для первых, так и для вторых.

«Огонек» - это коллективное обсуждение отрядом и вожатым пережитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Само название «огонек» связано с вечерним пионерским костром. Но слово «огонек» означает не только костер, это искорка заинтересованности каждого делами коллектива и судьбой товарища, тенями взаимоотношений и светом дружбы. Вот почему костер - вовсе не обязательный атрибут «огонька». Главное в нем содержание и тональность разговора, обсуждение.

Правила поведения на «огоньке»:

· Если хочешь выступить, не выкрикивай с места, а подними руку;

· Внимательно слушай, дай договорить до конца каждому, не перебивай;

· Критикуй не с целью унизить, а помочь, посоветовать;

· Правило «свободного микрофона» - никого нельзя заставлять выступать на «огоньке» или запрещать говорить;

· На «огоньке» говорят то, что думают - откровенно и принципиально;

· Береги время - соблюдай регламент.

Различают следующие виды «огоньков»:

· «Огонек знакомства»

· «Огонек - анализ дела»

· «Огонек дежурного отряда»

· «Огонек прощания»

· «Огонек - откровенный разговор»

· «Огонек - анализ дня»

«Огонек знакомства»

Вариант 1. Рассказ эстафета: «Расскажи мне о себе». Для рассказа предлагается схема: как зовут? откуда приехал? какое поручение выполнял в школе? чем увлекаешься? чему хотел бы научиться?

Вариант 2. Творческие группы

· ТОТ (творческие объединения тёзок)

· Круги интересов - песни, спорт, кино, чтение и т.д.

Вариант 3. Тематический разговор:

· Мой идеал, мой любимый герой и т.п.

· День, который мне запомнился

Лучше узнать друг друга, адаптироваться в новом коллективе легче всего в игре. Игры – знакомства:

«Снежный ком». Отряд стоит (сидит в кругу). Вожатый начинает первым, он произносит своё имя. Следующий человек повторяет имя вожатого и называет своё имя. Далее задача усложняется. Нужно не сбиваясь назвать имена ребят, начиная с имени вожатого. Тому, кто ошибется, предстоит «штрафной круг» (например, проскакать на одной ножке по всему кругу).

«Паутинка». В руках у вожатого катушка толстой нити, он и начинает рассказывать о себе. Вожатый обычно предлагает схему рассказа: нужно назвать имя, откуда приехал, о своих увлечениях, чему хотел бы научиться в лагере, чем хочет и может быть полезным отряду. Отматывая нить, вожатый передаёт её сидящим в кругу ребятам, но не рядом сидящим, а, напротив и т.д. Постоянно отматывая нить, ребята рассказывают о себе и передают катушку в произвольных направлениях. Таким образом, к концу разговора всех сидящих в кругу связывает причудливый узор паутинки.

«Орлятский круг». Вожатый держит в руках талисман отряда, любую игрушку, свечку, символизирующую огонек, фонарик и т.д. рассказывает о себе, о своих увлечениях. Затем передает игрушку в руки рядом сидящему и предлагает ему тоже рассказать о себе, и так далее по кругу до тех пор, пока переходящая из рук в руки игрушка не окажется снова в руках вожатого (воспитателя).

«Давайте познакомимся». Ребята стоят по кругу. Вожатый выходит во внешний круг и обходя ребят кого-нибудь «осаливает», тот сразу же направляется в противоположную сторону. Встретившись, они знакомятся и расходятся, стараясь первыми занять освободившееся в кругу место. Тот, кто не успел, становится ведущим.

 

Огонек - анализ дела»

Педагогическая задача таких «огоньков» - научить ребят видеть причины неудачи того или иного дела, привить навыки анализа творческого дела.

Анализ творческого дела обязательно включает в себя следующие моменты:

• Выступление ребят, ответственных за дело;

• Обсуждение дела отрядом по принципу «свободного микрофона»;

• Оценка дела отрядом;

• Обобщающая речь вожатого (воспитателя).

«Огонек дежурного отряда»

Примерная схема: оценка дежурства в целом, оценка работы дежурных различных постов, кому нужно сказать «спасибо».

Вопросы: какие были недостатки в организации дежурства и что следует учесть на будущее; какой отклик получило дежурство отряда в дружине; какие выводы можно сделать на будущее.

На «огоньке» не должно быть обсуждения чисто эмоционального восприятия дня.

«Огонек прощания»

Этот последний «огонек» в отряде является итоговым за смену откровенным разговором. Задачи огонька: обсудить каждого члена отряда, создать настрой старта новой жизни за пределами лагеря.

Что должно быть обязательно: настрой оптимизма и доброжелательности; награждение лучших ребят, напутствие или памятный подарок (открытка, картонная медаль сделанные руками вожатого) каждому члену отряда, договоренность о встрече и перемене.

Чего не должно быть: поспешной гонки разговора, формального, грубого обсуждения, необоснованного награждения, слез, тоскливых вздохов и т.д.

«Огонек - откровенный разговор»

Этот «огонёк» на котором обсуждается каждый член отряда как личность, дается общественная характеристика ему как человеку, товарищу, члену коллектива.

Что должно быть: особая тональность разговора, деликатность; достаточное количество времени; добровольность и естественность в организации и проведении.

Не должно быть: разбора «персональных дел; сведения счетов, взаимных оскорблений или беспричинного расхваливания.

«Огонек - анализ дня»

Вечерний огонек. Что значит этот день для меня и для отряда, что я сделал для отряда (дружины) сегодня, что я одобряю в дне и почему, что я предлагаю на будущее, кому хочу сказать «спасибо».

Подготовка к каждому «огоньку» включает в себя: личную подготовку вожатого, подготовку отряда, ведущего (дежурного командира).

Прежде всего, вожатый ставит перед собой вопросы: «Что я хочу от сегодняшнего «огонька»? Чему научит он моих ребят? Какова основная идея сегодняшнего «огонька»? Каково мое собственное отношению к дню, делу, поступку и т.д. Почему? Чем я буду это аргументировать?»

 

Сформулировав свою позицию, вожатый переходит к разработке психологической части «огонька»: «Кому я сегодня задам вопрос? Какой? На кого буду опираться?» В течение дня вожатый тактично, как бы невзначай, говорит то одному, то другому: «Видишь, это новое и интересно, скажешь об этом на «огоньке», ладно? А то я могу забыть, а у тебя это хорошо получится. Договорились?»

Если кто-то обращается к вожатому с жалобой или предложением, он отвечает примерно в том же духе: «Хорошо, я согласен с тобой, но давай это обсудим на «огоньке», ладно?»

Проведение «огонька» сопровождается рядом ритуальных моментов: все сидят в кругу, вожатый объясняет, что означает орлятский круг: каждый видит глаза товарища и чувствует плечо друга. Дежурный командир (сам вожатый) произносит специальные слова, настраивающие на определенный лад - это может быть простое перечисление событий дня, но важен тон и эмоциональный подтекст.

В заключение каждого вечернего огонька ребятам можно предложить заполнить «Экран настроения». Предлагаем несколько вариантов таких экранов «В какие цвета окрашена смена»:

· «Мишень настроения»;

· «Роза настроения»;

· «Гусеница»;

· «Полянка настроения».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дневник отряда. | Психолого-педагогические доминанты развития. Особенности работы с детьми различных возрастных категорий
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал