Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогические доминанты развития. Особенности работы с детьми различных возрастных категорий






Занятие 17-18.

Особенности работы с детьми различных возрастных категорий

Младший, средний, старший возраст) в условиях ДОЛ.

Младшее школьное детство (7-11 лет)

Общая характеристика. Психолого-педагогические доминанты развития. Формирование первоначальных детских убеждений. Необходимость создания ситуации успеха. Принцип сотрудничества в работе с младшими школьниками.

 

Общая характеристика.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Психолого-педагогические доминанты развития.

Характеристики возраста Младшее школьное детство
Социальная ситуация развития социальный статус школьника (ситуация обучения)
Ведущая деятельность Учебная деятельность.
Центральное новообразование Произвольность. Чувство компетентности.
Другие важнейшие новообразования Словесно-логическое мышление (с опорой на наглядность). Анализирующее восприятие; появление синтезирующего восприятия (в конце периода). Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Учебные мотивы. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.
Становление жизненного мира Закрепление выделившихся в дошкольном детстве линий онтогенеза (индивидуального развития) с развитием мотивов учения.
Специфика общения Система «ребенок—взрослый» дифференцируется на «ребенок—учитель/воспитатель» и «ребенок—родители». Отношение «ребенок—воспитатель» выступает для ребенка отношением «ребенок—общество» и начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения с другими детьми. Ребенок находится в большой эмоциональной зависимости от воспитателя, его слов и поступков. Общение со сверстниками строится от полного безразличия, через отношения соперничества (особенно за внимание воспитателя) к отношениям сотрудничества (появляются товарищеские мотивы), формируется способность к эмоциональной обособленности.
Особенности познавательной сферы Словесно-логическое мышление (с опорой на наглядность). Анализирующее восприятие; появление синтезирующего восприятия (в конце периода). Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Учебные мотивы. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности; адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни. Мышление – основа развития других психических функций, интеллектуализация всех психических процессов. Развивается теоретическое мышление, теперь у ребёнка формируется научное понятие, - он ориентируется не на внешние признаки, а на абстрактные. Особенности мышления: гибкость, обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, меньшая эгоцентричность, способность делать логические выводы (умозаключения). Восприятие – происходит переход от непроизвольного к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче. Внимание – преобладает произвольное внимание, формируется способность сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах. Объём и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к 4 классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Переключаемость даже выше, чем в среднем у взрослых, это связано с молодостью организма и подвижностью ЦНС. Память – приобретает ярко выраженный произвольный характер. Идёт интенсивное формирование приёмов запоминания – от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки, осмысления связей разных частей материала. Также развивается логическая память (элементы логической памяти). материала) до группировки, осмысления связей разных частей материала. Также развивается логическая память (элементы логической памяти).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал