Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психолого-педагогические доминанты развития.
Характеристики возраста
| Подростковое детство
| Социальная ситуация развития
| Эмансипация (стремление к независимости, уравнении в правах) от взрослых и группирование (объединение в группы по интересам)
| Ведущая деятельность
| Интимно-личностное общение со сверстниками
| Центральное новообразование
| Чувство взрослости (младший подростковый возраст). " Я-концепция" - система представлений подростка о себе самом (старший подростковый возраст)
| Другие важнейшие новообразования
| Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восприятия и памяти. Личностная рефлексия (осознание подростком своего внутреннего мира). Гипертрофированная (обостренная) потребность в общении со сверстниками
| Становление жизненного мира
| Линии онтогенеза (индивидуального развития) жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы
| Специфика общения
| Переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности. Это очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.
Это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.
Общения строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации (потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность) Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших.
Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.
Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо.
Мальчики сначала начинают общаться другие другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.
Подростки обычно действуют в расчете на некую «воображаемую аудиторию» (одно из следствий этого — застенчивость). Преувеличивая свою уникальность и особенность, подростки часто создают себе «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое общение часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план.
Немотивированная ложь, как и немотивированная жестокость, непонятна только пока мы руководствуемся непосредственными, явными мотивами, не выходящими за пределы данной единичной ситуации. В более широком личностном контексте, если подумать, для какой воображаемой аудитории разыгрывалась данная сцена и с каким воображаемым прошлым соотносится данный поступок, они вполне объяснимы.
| Особенности познавательной сферы
| Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Активно развивается способность к абстрактному мышлению. Появляется способность к рассуждению с помощью вербально (словесно) сформулированных гипотез, а не манипуляций с конкретными предметами. В мышлении подростков часто отмечаются стремление к «мудрствованию», разрешению сложных философских проблем, склонность к фантазированию и вымыслам.
Подросток учится видеть в понятии обобщенную в нем реальность, а за системой школьных знаний — мир во всем его конкретном многообразии. Изучаемые в этот период многочисленные понятия и законы, как правило, соотносятся с действительностью лишь опосредованно, через систему других понятий. Это, в свою очередь, требует от подростка того, чтобы он научился в процессе своего мышления следовать не только от конкретных предметов (или представлений) к понятиям и обратно, но и от одного абстрактного понятия к другому. То есть переходит от отдельных суждений по поводу того или иного факта или явления действительности к связи этих суждений - теоретическому «мышлению в понятиях», приобретает «взрослую логику мышления».
В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания нормально развивающиеся дети трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного. Активно осваиваются приемы запоминания; если же они были сформированы в начальной школе, то теперь они автоматизируются, становятся стилем учебной деятельности подростков.
С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка.
|
Данная страница нарушает авторские права?
|