Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психолого-педагогические доминанты развития.
Характеристики возраста
| Старшее детство
| Социальная ситуация развития
| Первоначальный выбор жизненного пути
| Ведущая деятельность
| Учебно-профессиональная деятельность
| Центральное новообразование
| Самоопределение (активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни.). Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я».
| Другие важнейшие новообразования
| Дифференциация (выделение, определение) способностей. Ориентация на будущее. Мировоззрение (система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире). Нравственная устойчивость поведения. Потребность в смысле жизни.
| Становление жизненного мира
| Происходит окончательное становление типов жизненного мира
| Специфика общения
| В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. В отношениях со взрослыми сохраняется определенная дистанция, в тоже время со значимыми (близкими) взрослыми обсуждаются жизненные планы, профессиональный выбор. Информация, полученная от взрослых, проверяется в общении «на равных» со сверстниками. Общение со сверстниками является неотъемлемой частью самоопределения, часто носит исповедальный характер. В дружеском общении повышаются требования, избирательность, усложняются критерии дружбы. Появляется тенденция к поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. Эмоциональная напряженность снимается при появлении любви. Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви определяет развитие личности и личностное самоопределение в этом возрасте (складывается обобщенное эмоционально-ценностное отношение к себе). Самооценка в юности еще не является полностью автономной и отчасти зависит от окружающих людей.
| Особенности познавательной сферы
| Важнейшими новообразованиями интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становятся: развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию, широким обобщениям поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности. Увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности. Развитие средств познания часто опережает собственно личностное развитие.
|
|