Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основной период






Цель основного периода - формирование и развитие временного детского коллектива, самореализация каждого члена коллектива.

На этом этапе неформальные группы проявляют недовольство ценностными установками, нормами поведения в отряде, противопоставляя свои действия выборному активу. Коллектив в это время испытывает двойное влияние: неформальной и формальной структуры.

Множество несуразицы определяют для этого периода педагогические инструкции вроде задач:

- продолжить целенаправленную работу по воспитанию детей;

- развивать лидерские качества детей и т.д.

Слишком много на себя берем! Психика подростка формировалась много лет. Привычки и сетку значений нам за несколько дней не разрушить. А если мы этим займемся, то мы просто преступники. Давно известен Артековский синдром, когда дети со сломанной и выстроенной заново сеткой значения, получившие навыки и глубокое удовлетворение чувств в этой сетке, приезжая в среду постоянного проживания, больше не могли выжить. Их референтная группа – отряд в Артеке, больше не существует. В их понимании старое-новое окружение составляют «моральные уроды», существование среди которых стало невыносимым. Дети кончали жизнь самоубийством! Социальная дезадаптация - вот «блестящий» итог высоколобых педагогов советского периода.

Вторая конфликтная зона (основная)

По сути - это не вторая зона конфликта, а основная. В этот период примерно на 13-14 день, наступает второй пик трудности, условно называемый пиком привыкания. Дети привыкли ко всему: к педагогам, к совместной жизни, к режиму, к делам, к лагерю и т. д. Определили и уточнили свои позиции в коллективе. Здесь пришло время для конфликта, основанного на межличностных, межгрупповых и общеколлективных отношениях.

Иногда можно прочитать в педагогических инструкциях, что необходимо предвидеть и предотвратить эти события в отряде. Предвидеть надо, но предотвращать, по меньшей мере, странное занятие. Необходимо понимать, что любой конфликт начинается с инцидента, который может перерасти в конфликтную ситуацию и развиваться дальше до конфликта. Он может возникнуть как между группами детей, так и между индивидами, которые борются за доминирование в группе, но чаще конфликт имеет направленность против руководителей, особенно если лидеры определились в оргпериоде.

И дело здесь не в плохих руководителях и не в плохих детях. Просто объективная динамика развития взаимоотношений в группе определила накопление энергии. Повод для конфликта выбирайте сами, или его выберет дитя неразумное.

Момент очень важен. Если вы, исходя из результатов анализа социограмм, не определили пути развития конфликта, то Вы как руководитель будете жертвой. Собственно Вас не жалко, так как Вы, очевидно, не хотите учиться и занимаете чужое место. Жалко детей, которые вместо отдыха получат 25 дней дрязг, разборок и травматизма, как следствие протестного непослушания.

В период конфликтов педагогу необходимо вызывать в коллективе состояние неудовлетворенности разобщенностью, отсутствием единства; выводить противоречия из сферы неофициальных межличностных отношений на арену общественного мнения; актуализировать ранее выдвинутые перспективы, достижение которых невозможно без объединения усилий всех членов коллектива; раскрывать личность каждого ребенка как интересную личность; ставить увлекательную для всех перспективу.

В такой ситуации каждый чувствует себя частью целого коллектива. Значимым для отряда становится общий успех. Повышается статус тех ребят, которые играют важную роль в обеспечении успеха. Зная результаты социометрических исследований, педагог вынужден ставить лидера на проигрышные позиции, а группу в эмоциональную зависимость от успехов аутсайдеров, помещая их на выигрышные позиции. Доверительное общение с контактными детьми помогает формировать систему этики данной группы. Нарушение лидером этики группы, высвеченное латентной противоборствующей лидеру (желающему конфликтовать с руководителем) командой, сосредоточивает суть конфликта на моральной стороне, а не на борьбе за вольности детства, делает руководителя, вышедшего с поля конфликта, арбитром, который не позволит «задавить» опрокинутого лидера. Тем самым соблюдет принципы группы. Внимание к тем занятиям, которые предлагает руководитель, повышается многократно, а вместе с ним освобожденная энергия направляется на полезные для группы и ее членов дела.

«Конфликтная ситуация» носит неустойчивый характер, зависящий от многих факторов. Для одного семантикой конфликта будет выяснение отношений, для другого – «косой взгляд» или драка. Для выбора стратегии выхода из конфликта необходимо учитывать конфликтные типы личности. Дженни Грехем Скотт (1991)приводит одну из классификаций, предложенную Робертом М. Бремсоном, в которой выделяются типы людей: «агрессивисты», «жалобщики», «молчуны», «сверхпокладистые», «вечные писсимисты», «нерешительные» и др. однако какой бы классификации мы не придерживались важно выяснение особенностей партнеров по общению и выбор соответствующей тактики взаимодействия. Автор отмечает, что в жизни скорее встречаются люди, обладающие набором особенностей нескольких топов. Классификация, предложенная Дженни Грехем Скоттом носит условный характер.

«Паровой каток» Люди этого типа считают, что все должны уступать им, они убеждены в собственной правоте. Главная угроза для них – подрыв их имиджа, поэтому они могут вести себя грубо, бесцеремонно. При общении с такими партнерами, если предмет спора не очень для вас важен, лучше использовать такие способы выхода их конфликта, как уклонение или приспособление.

«Скрытый агрессор» Такие люди стремятся причинить нам неприятности с помощью закулисных махинаций. Причем они вполне убеждены в своей правоте, в том, что именно они выполняют роль тайного мстителя, что они восстанавливают справедливость. При возникновении трудностей общения с подобным «оппонентом» при возможности лучше уклониться от общения с ним, но в случае необходимости взаимодействия желательно привести ему доказательства. Однако сохраняйте при этом спокойствие, не давайте ему повод для агрессивного поведения.

«Разгневанный ребенок» Эти люди не злые по своей природе, но иногда взрываются подобно детям, у которых плохое настроение. Как правило, также вспышки бывают спровоцированы ощущением беспомощности, испугом, они теряют контроль над ситуацией. Если нет возможности уклониться от контакта с таким человеком, то лучше всего в момент вспышки не перечить ему, дать накричаться, убедить его в том, что вы его выслушали. После вспышки он, скорее всего, будет ощущать дискомфорт, смущение, раскаяние, поэтому лучше всего не заострять внимание на случившемся. Перевести разговор на решение проблемы.

«Жалобщики», как реалистичные, так и параноидальные (они жалуются на воображаемые обстоятельства), как правило, охвачены какой-либо идеей и обвиняют окружающих. При общении нужно просто его выслушать, причем совсем не обязательно соглашаться с ним. Выслушав, используйте технику резюмирования: изложите кратко суть его жалобы. Затем переведите разговор на другую тему. Если он вновь возвращается к теме своей жалобы, спокойно прервите его, переключите на решение проблемы.

«Молчун» Причины скрытности таких людей могут быть самыми разными (враждебное отношение, плохое самочувствие, природная интровертированность), и успех вашего общения будет зависеть от того, известна ли вам эта причина. Необходимо учитывать и возможные природные особенности человека: мало разговорчивость и медлительность. В этом случае не подгоняйте его, не торопите, дайте возможность обдумать и высказать ему все, что он хочет. Соблюдайте чувство меры: если видите, что его общение с вами его тяготит.

«Сверхпокладистый» Эти люди производят впечатление приятных во всех отношениях: поддерживают любую вашу идею. Но, как правило, их слова расходятся с делом: в ответственный момент он подводит вас. Если вы вынуждены общаться с таким человеком, скажите ему, что для вас самое главное – правдивость. Пусть он обещает сделать только то, что в его силах. Он должен видеть с вашей стороны хорошее отношение к нему в том случае, если он будет говорить вам правду о том, что он думает и делает.

В практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликта являются компромисс, сотрудничество. Однако любая из представленных ниже стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

 

Стиль Сущность стратегии Условия эффективного поведения Недостатки
Соревнование Стремление добиться своего в ущерб другому Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения. При поражении – неудовлетворенность; при победе – чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.
Уклонение Уход от ответственности за решение Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время Переход конфликта в скрытую форму
Приспособление Сглаживание разногласий за счет собственных интересов Исход разногласия более важен для другого. Желание сохранить мир. Правда на другой стороне. Отсутствие власти Вы уступили. Решение откладывается
Компромисс Поиск решений за счет взаимных уступок Одинаковая власть. Взаимоисключающие интересы. Нет резерва времени. Другие стили неэффективны Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены
Сотрудничество Поиск решения, удовлетворяющего всех участников Есть время. Решение важно обеим сторонам. Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха
           

 

Следует отметить, что нет универсально правильной стратегии взаимодействия или способа разрешения конфликтов. Все пять моделей оказываются полезными в различных ситуациях.

Каждая модель представляет набор полезных социальных навыков. Поэтому эффективность иных способов поведения зависит от специфики деловых коммуникаций и от навыков поведения участников.

Каждый из нас способен использовать все модели поведения: ни один человек не придерживаться лишь одной модели, в том числе и в конфликтной ситуации.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал