Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение: Предмет, метод и задачи изучения курсаСтр 1 из 96Следующая ⇒
МОИСЕЕВ В.В.
ИСТОРИЯ
РОССИИ Рекомендовано ГОУ ВПО «Государственный университет управления» в качестве учебника для студентов высшего профессионального образования, обучающихся по специальности 08.05.04 – «Государственное и муниципальное управление»
Белгород - 2015 ББК 63.3(2)я73+67.3(2)я73 М-74
Рецензенты: Вронский О.Г. – доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого. Овчинникова О.П. – доктор экономических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе Орловской региональной академии государственной службы.
МОИСЕЕВ В.В. История России: Учебник для вузов. Изд. 2-е, стереотипное/ В.В.Моисеев – Изд-во БГТУ, 2015. – 758 с.: ил. Учебник написан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения, утвержденного Министерством образования и науки для высшего профессионального образования. В нем в сжатом виде освещается тысячелетняя история Отечества, доходчиво разъясняются все предусмотренные программой вопросы истории Отечества с древнейших времен до наших дней. Основное внимание уделяется историческому опыту государственного управления и местного самоуправления в России, роли высших, центральных и местных органов государственной власти в управлении страной. В учебнике отражен многогранный, сложный и противоречивый процесс осуществления реформ в России, включая новейший период истории. Учебник написан простым и понятным языком. Учебник может быть полезен студентам и преподавателям при изучении дисциплин «История России», «Отечественная история», «История отечественного государства и права» и других исторических дисциплин. Предназначен студентам высших учебных заведений, изучающим историю. Учебником могут воспользоваться также абитуриенты, поступающие в вузы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение: Предмет, метод и задачи изучения курса «Отечественная история» Отечественная история, являясь составной частью исторической науки, помогает понять истоки возникновения русской нации, государства, объясняет сегодняшний день и дает исходный материал для прогнозирования будущего. На исторический опыт сегодня все чаще ссылаются руководители государства, представители политических партий и движений, другие политики. В связи с этим возрастает значение исторической правды, правильного истолкования отечественной истории. «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем» – этот афоризм не потерял своего значения и в наши дни. И еще о значении тщательного изучения отечественной истории. Неверно суждение нерадивых студентов о том, что история – это давно забытое прошлое, что это прошлое никого и ничему не учит. При этом они забывают меткое высказывание известного русского историка В.О. Ключевского о том, что история учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение. Предметом учебной дисциплины «Отечественная история»являются объективные процессы становления и развития нашего государства, его внутренняя и внешняя политика, взаимоотношения различных классов и социальных групп, причины реформ и революций, социально-экономические изменения и другие процессы, которые происходили в нашем Отечестве на протяжении тысячелетней истории. Основным методом исследования исторических процессов является анализ и обобщение в их единстве и взаимосвязи, развитии на основе законов диалектики. Наша страна развивалась и продолжает совершенствоваться в наши дни на основе общих закономерностей развития общества. Поэтому история России является составной частью мировой истории. По своему географическому положению, историческим корням появления на Руси христианской религии, ее влиянию на государство, судьбы людей, развитию культуры Россия относится к Европе, к западной цивилизации. М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, П.Я. Чаадаев, П.В. Анненков и другие выдающиеся русские ученые рассматривали отечественную историю как историю европейского государства. Деятельность Петра I, Екатерины Великой, других руководителей России по превращению нашей страны в мощную европейскую державу не оставляет сомнений в истинности этого утверждения. Отечественная история при изложении фактов и событий использует метод историзма, требующий подходить к ним как к явлениям, изменяющимся во времени. Чтобы понять суть явления, надо знать, как это явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило, и с учетом этого развития смотреть, чем данное явление стало сегодня. В последние годы в истории вновь широко стал применяться сравнительный метод, который заключается в сравнительном изучении институтов, форм и методов государства, социальных групп, их экономического положения не только в нашей стране, но и в других странах. Так, например, сопоставляя абсолютную монархию в России с абсолютными монархиями Англии, Франции, Германии, можно выявить как общие их черты, так и различия. В таком контексте рассматривается сейчас государственное управление демократических стран Европы и государственное управление в условиях так называемой суверенной демократии Российской Федерации. Могут сравниваться отдельные институты государственного управления как на территории одной страны, так и на разных ступенях эволюции. Например, государственное управление времен Ивана Грозного и государственное управление эпохи Петра I, государственное управление в советский период с госуправлением в ельцинский или путинский период и т.д. Сравнивая последующий период государственного управления с предшествующим, можно понять, в какую сторону происходит эволюция государственных институтов, лучше понять тот уровень, на котором оказалось социально-экономическое и культурное развитие Отечества в результате реформ, революций и других изменений. Возможны и другие варианты применения сравнительного метода при изучении отечественной истории. Научное понимание истории страны предусматривает также анализ и обобщение результатов многовековой деятельности политической элиты и руководителей государства по изменению государственного устройства, системы государственного управления, их влиянию на социальное и экономическое положение дворянства, крестьянства, рабочего класса, других классов и социальных групп на разных исторических этапах. Изучение отечественной истории осуществляется в хронологической последовательности с учетом ее научно обоснованной периодизации. В основе периодизации истории России лежит тип государства, соответствующий определенной общественно-экономической формации, способу производства, форме производственных отношений и отношению к собственности. В соответствии с этим выделяются следующие типы государства: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. В последнее время все чаще употребляется термин «постиндустриальное государство». Авторы этого термина отказываются от классового характера государства, по-иному определяют его сущность, основные функции и предназначение, делают главный акцент на трансформацию государства в новых исторических условиях. Смена типов государства, его правовой системы и управления происходит в результате социальной революции, перехода власти к новому классу, новой политической элите. В результате Октябрьской социалистической революции был уничтожен буржуазный тип государства. Возникло новое государство, принципиально отличающееся от всех предшествовавших эксплуататорских типов; сформирована иная система государственного управления, появились новые направления социально-экономического развития страны. В связи с этим изменилось отношение людей к собственности, к развитию народного хозяйства, к распределению материальных благ по принципу: от каждого по способности, каждому – по труду. Однако воплощение в целом правильных и справедливых принципов из-за негативного влияния субъективных факторов оставляло желать лучшего. Весь ход послеоктябрьского развития нашей страны показывает, как велика роль личности в отечественной истории. Особенно заметно влияние руководителей государства после 1917 года, в так называемый советский период нашей истории. История не знает сослагательного наклонения и не отвечает на вопрос: что было бы со страной, если бы… Но зададимся вопросом, что было бы с Россией, если бы во главе нашего государства после смерти В.И. Ленина стал бы не И.В. Джугашвили (Сталин), а другой руководитель, например В.В. Путин или Д.А. Медведев, то есть другая сильная личность, с иным менталитетом и иными взглядами на социально-экономическое развитие страны. Нам представляется, что Россия при этих лидерах избрала бы иной путь развития, отличный от сталинского. Поэтому периодизация в изложении курса отечественной истории обусловлена как социально-экономическим развитием нашего государства в разные столетия, так и влиянием субъективных факторов на изменение вектора политического, правового, социально-экономического и культурного развития общества. Отсюда название отдельных этапов истории России: «период культа личности Сталина», «хрущевская оттепель», «брежневский период», «ельцинский период», «путинский период» и т.д. Отличительная черта курса отечественной истории заключается в том, что он разделяется на три части. Первая часть – история России до октября 1917 г., вторая – история Отечества после октября 1917 г., третья – история обновленной России после распада СССР до сегодняшних дней. Характеризуя исторические тенденции развития России, автор учебника не разделяет идеи о ее особом пути и обособленности от мировой истории. Скорее наоборот, ход исторического развития Отечества показывает, что наша страна развивалась по тем же объективным законам, шла тем же эволюционным путем, что и подавляющее большинство государств. Можно с уверенностью сказать, что на ход нашей истории повлияли деятельность Ярослава Мудрого и Ивана Грозного, нововведения Петра I и Екатерины II, В.И. Ленина и И.В. Сталина, Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева, М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина, В.В. Путина и Д.А. Медведева. Но, несмотря на это, Россия повторила во многом путь развития европейских государств, пройдя, как и они, стадии феодализма, капитализма, а сегодня строит постиндустриальное общество с рыночной экономикой. При подготовке учебника была использована российская историография предмета. Среди литературы, освещающей историю нашей страны, следует выделить «Историю государства Российского», написанную известным публицистом и историком Н.М. Карамзиным в 1842 г., «Курс русской истории», созданный профессором Московского университета В.О. Ключевским, многотомную «Историю России с древнейших времен», написанную выдающимся русским историком С.М. Соловьевым, «Русскую историю в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», опубликованную Н.И. Костомаровым, а также другие труды российских ученых. К числу современных исследований истории Отечества относятся фундаментальные труды М.Н. Зуева, В.Г. Игнатова, А.С. Орлова, Р.Г. Пихои, Н.А. Омельченко и других авторов, которые издавались в конце ХХ в. и в начале ХХI в.* Предлагаемый учебник в значительной мере основывается на исследованиях вышеназванных отечественных ученых. Основной целью курса «Отечественной истории» является систематизация знаний по историческому прошлому России, необходимых современному специалисту в области государственного и муниципального управления. Курс нацелен не только на формирование у студентов сознательного отношения к познанию героической истории Отечества, но и научного подхода к управленческой деятельности с учетом исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Глубокое изучение истории Отечества способствует не только повышению интеллектуального потенциала молодых специалистов, но и воспитывает настоящих патриотов, любящих свою страну и гордых за ее достижения. В рамках курса решаются следующие задачи. 1. Формирование у студентов цельного представления об исторических процессах и закономерностях и умения анализировать эти закономерности. 2. Передача практического опыта по научному анализу социально-значимых проблем и процессов прошлого, осуществлению необходимых реформ в России. 3. Формирование навыков использования методов исторической науки в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 4. Воспитание патриотизма, уважительного отношения к отечественной истории, героическому прошлому, преемственности поколений и культурному наследию предков и др. После завершения изучения курса «Отечественной истории» студент обязан: · знать историю России, ее место в системе мировой цивилизации и культуры; · быть способным к диалогу на темы по истории России; · иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и своего Отечества; · знать основные исторические события, факты, даты и имена исторических деятелей; · уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому. На изучение курса «Отечественной истории» учебными планами по специальности 08.05.04 «Государственное и муниципальное управление» отводится от 64 до 122 часов в зависимости от формы обучения. При заочном обучении основная часть отведена самостоятельному изучению тем курса «Отечественная история». Поэтому автор выражает надежду, что учебник, написанный доступным языком, поможет студентам лучше понять изучаемую дисциплину, разобраться в терминах и понятиях, уяснить причины и закономерности изменений в нашей стране, понять логику реформаторов, осознать значение результатов их деятельности в жизни общества. Автор попытался определить эффективность преобразований, позитивные и негативные последствия реформ. Отдельная глава посвящена актуальным проблемам социально-экономического развития современной России. Учебный материал систематизирован в соответствии с программой курса «Отечественная история». В качестве приложения дан список литературы для более глубокого изучения материала, приводится таблица основных исторических дат и событий, перечень руководителей Российского государства. В конце основных разделов учебника приводятся вопросы для самоконтроля, а в качестве приложения – тесты, которые, по мнению автора, окажут определенную помощь студентам в усвоении материала, а преподавателям – в контроле знаний студентов. Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения.
|