Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Военная, налоговая, церковная, судебная и другие реформы Петра I
Военная реформа. Военная реформа была важным звеном в цепи государственных преобразований. Ее проведение диктовалось, с одной стороны, устремлениями Петра I отвоевать выходы к Балтийскому и Азовскому морям, с другой стороны, восстанием стрельцов в 1698 г.Петру I нужны были мощные армия и флот, хорошо обученные, с современным вооружением, до конца преданные государю. Указ Петра I от 1699 г. предусматривал создание 30 пехотных полков из рекрутов. А его указ от 1705 г. завершил процесс создания армии по мобилизационному принципу. В итоге с 1699 по 1725 г. в царскую армию и на флот было призвано 284 тыс. человек. Армия состояла из пехоты, артиллерии и кавалерии. Офицеры и солдаты были переведены на государственное денежное жалование. Служить они должны были пожизненно. Для обучения рекрутов был издан «Устав воинский», многочисленные правила и наставления, образовывались артиллерийская, инженерная и другие школы для подготовки кадровых офицеров. Для обучения унтер-офицеров было организовано 50 гарнизонных школ. Вводилось обучение военному делу молодых дворян за границей. Практической школой подготовки офицеров к службе и боевым сражениям были первые петровские «потешные полки» – Преображенский и Семеновский. Впервые в русской истории Петр I создал гвардию – наиболее обученные, хорошо вооруженные и преданные императору два полка численностью около 6 тыс. человек. Воинский устав, разработанный реформатором, регламентировал отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских начальников. Наряду с созданием регулярной армии, как отмечалось выше, быстрыми темпами шло развитие военно-морского флота. Флот строился на юге (в Воронеже) и на севере страны (в Архангельске). Российский флот при Петре I стал самым мощным на Балтийском море. Управлениевооруженными силами страны было возложено первоначально на Разрядный приказ и Приказ военных дел, замененные впоследствии на Военную коллегию (1719 г.) и Адмиралтейство (1718 г.). Военная реформа Петра I позволила создать мощную регулярную армию и сильный флот, которые не только укрепили абсолютную монархию, повысили ее международный авторитет, но и позволили расширить границы империи и добиться выходов в Балтийское и Азовское моря. Принцип рекрутского комплектования армии, введенный реформатором, просуществовал без изменений 170 лет – до 1874 г. Налоговая реформа. Чтобы создать современные армию и флот, вести многолетнюю Северную войну за выход в Балтийское море, построить новую столицу на реке Неве, требовались колоссальные деньги. Только армии и флоту в год требовалось свыше 6 млн рублей. Старая налоговая система не могла обеспечить сбор таких финансов в короткое время. На первых порах петровское правительство пыталось решить финансовую проблему путем увеличения прямых налогов и значительного расширения дополнительных платежей. Были введены банная, рыбная, медовая, конская и другие повинности, вплоть до налогов на бороды и дубовые гробы. Всего насчитывалось до 40 видов налогов. С целью пополнения казны была введена госпошлина за регистрацию сделок с имуществом, а также различных договоров. С активизацией Северной войны потребовались новые вливания в армию и флот России. Чтобы пополнить казну, была введена единая подушная подать, при которой повинности было обязано платить все мужское население страны. Переход к подушному налогообложению значительно увеличил сумму сбора прямых налогов – с 1, 8 до 4, 6 млн рублей, превысив половину всей доходной части государственного бюджета. Подушная подать была распространена на ряд категорий россиян, которые до ее введения не были охвачены налогообложением: холопов, однодворцев, черносошенное крестьянство Севера и Сибири и др. От уплаты налогов царским указом было освобождено дворянство и духовенство. С целью более полного взимания налогов в 1702 г. в России были учреждены так называемые метрические книги «для записи крещеных, умерших и сочетавшихся браком». В 1705 г. Петр I повелел переписать всех торговых людей с указанием их промыслов. Это было сделано с целью упорядочить их налогообложение. Право собирать налоги с торговых промыслов на Северном море (китовые, тресковые и моржовые промыслы), которые приносили весомую прибыль, были отданы компании, во главе которой стоял Меншиков. К этому же периоду относится и введение аукционов на право лова промысловых рыб. В 1704 г. все рыбные промыслы, ранее пожалованные, были по указу царя отобраны и стали «отдаваться на оброк» с торгов. Ставки налогов были дифференцированы в зависимости от сословия и доходов. Так, государственные (черносошные) крестьяне и однодворцы облагались налогом из расчета 1 рубль 14 копеек в год. Крепостные крестьяне платили в казну по 74 копейки в год. Ясашные (нерусские) крестьяне, занимавшиеся в основном охотой, вносили налог мехами. Население стремилось всячески уклониться от многочисленных поборов. Крестьяне подавались в бега, а дворяне искусственно уменьшали количество своих налогоплательщиков. С целью улучшения сбора налогов реформатором первоначально (1699 г.) была учреждена Бурмистрская палата, или Ратуша. К 1708 г. она превратилась в центральное казначейство, заменив Приказ большой казны. В казначейство вошли все центральные ведомства, имевшие отношение к царским финансам. Чтобы исключить уклонение от налогов, была проведена перепись населения, введена паспортная система. Результаты переписи населения определили, что на территории России в то время проживало порядка 15 млн человек. Субъектом налогообложения вместо крестьянского двора император определил «душу мужского пола». Все мужское население Российской империи (от грудных младенцев до стариков) заносилось в специальные «ревизские списки» и было обязано платить подушную подать – ежегодный денежный налог. В итоге государственные доходы возросли почти в 4 раза. Половину налогов давала «подушная подать». К концу правления Петра I сумма налогов превышала 8, 5 млн рублей. Этой суммы хватало на содержание армии и флота, ведение войн, содержание многотысячного аппарата управления. Кроме того, государство установило монополию торговли вином и табаком. Исключительным правом государства стал экспорт за границу икры, корабельного леса, нефти, смолы, льна, моржовой кости и некоторых других доходных товаров. Церковная реформа. Церковь накопила огромные богатства, пользуясь землей и трудом зависимых крестьян. Церкви и монастыри, благодаря полученным ранее льготам, владели огромными пахотными массивами, лесами и лугами. Они являлись крупнейшими феодалами, в некоторых регионах страны им принадлежало до 28% крестьянских дворов, но доходы от их труда поступали не в государственную казну, а в Патриарший приказ. Поэтому в условиях многолетней Северной войны Петр I принял решение в интересах государства изъять часть церковных доходов от владения землей и ограничить духовенство в праве пользоваться трудом зависимых крестьян. В связи с началом церковной реформы крестьяне, зависимые от церкви и монастырей, в 1701 г. были переданы в Монастырский казенный приказ. Введение государственного органа управления делами Русской православной церкви позволило поставить ее доходы под контроль государства и изымать определенную их часть на нужды Северной войны. За 11 лет царская казна получила более 1 млн рублей доходов с земельных владений церквей и монастырей. Для духовного сословия вводился светский суд, в частности по гражданским делам. По царским указам 1705–1706 гг. на белое духовенство, не имевшее приходов, налагались денежные сборы. Ограничивались привилегии черного (монашеского) духовенства, отменялись тарханные грамоты, выданные ранее монастырям, их крестьяне подлежали наборам в пешее петровское войско. Государство возложило на церковь создание и содержание начальных школ и богаделен для увечных и хронических больных, а также отставных солдат, получивших тяжелые ранения на фронте. Таким образом, в результате реформы церковь стала нести бремя государственных расходов. Подобные преобразования в отношениях церкви и государства, дополненные экспроприацией колоколов для нужд воюющей армии, не могли не вызвать протест со стороны духовенства. Глава Русской православной церкви патриарх Андриан открыто высказывался как против новаций, ущемлявших права священнослужителей, так и против ношения иноземного платья, бритья бороды. Во время казни на Красной площади стрельцов, восставших против новых порядков, патриарх возглавил крестный ход в село Преображенское, к царю, но Петр I не внял его мольбам о спасении заблудших. Петру I не доставляло удовольствие осознавать, что церковь сохраняла политическую самостоятельность. В его понимании это положение Русской православной церкви было несовместимо с абсолютной властью царя. Поэтому после смерти патриарха Андриана в 1700 г. царь запретил русскому духовенству избрание нового патриарха. Вместо этого по указу царя был избран «местоблюститель» патриаршего престола. Им стал сторонник петровских преобразований Стефан Яворский. Бывшие патриаршие земли были изъяты в пользу государства. Это было серьезным ущемлением православной церкви, ее самостоятельности и не могло не вызвать ответную реакцию. По свидетельству историка В.О. Ключевского, церковь спровоцировала открытый протест верующих, включавший самосожжение. Но выступления противников церковной реформы не могли остановить абсолютного монарха. В 1721 г. патриаршество в России Петром I было окончательно ликвидировано. Для управления церковью создана Духовная коллегия во главе с государственным чиновником, не имевшим духовного сана. Этим актом церковь была окончательно подчинена государству.В «Духовном регламенте», тщательно отредактированном самим императором, отмена патриаршества объяснялась несовершенством единоличного управления духовенством страны. Церковная реформа обосновывалась и другими причинами, в том числе неоправданным возвеличиванием высшей церковной власти, которая, как отмечалось в «Духовном регламенте», стала в России «равносильной царской власти и даже выше ее». Духовная коллегия вскоре была преобразована в Святейший Правительствующий Синод, который стал управлять всеми делами Русской православной церкви. В состав Синода вошли два вице-президента и восемь членов бывшей Духовной коллегии. Фактическим главой этого не совсем обычного государственного органа являлся обер-прокурор Синода, также не имевший духовного сана. Святейший Синод имел функции церковного суда. Синоду был подчинен Монастырский приказ, в ведении которого находились все имущество и финансы Русской православной церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне. Кроме того, Синоду были подотчетны все местные епархии, а их деятельность контролировалась прокурорами, фискалами и инквизиторами. Логическим продолжением церковной реформы стали меры, изложенные самодержцем в изданных им в 1722 г. «Штатах». Новое законодательство регламентировало порядок вступления дворян в духовное сословие. В частности, постриг в монахи дозволялся только младшим сыновьям дворянского рода при достижении ими сорокалетнего возраста. Представители податных сословий могли уйти в монастырь только при согласии их родственников оплачивать за них ежегодную подушную подать (налог) в 70 копеек, немалую сумму по тому времени. Кроме того, законодательство петровских времен запрещало монахам вести праздный образ жизни. Петровская церковная реформа привела к ликвидации церковной автономии, лишению церкви прежней политической роли в Российском государстве. Более того, в результате реформы церковные институты были предоставлены государству для проведения полицейской политики. Российские подданные при посещении церкви каялись священнослужителю в совершенных грехах, а последние, согласно изданному в то время закону, были обязаны доносить властям обо всем противозаконном, что стало известным на исповеди. Таким образом, в результате реформы Русская православная церковь стала послушным орудием государственной машины и тем самым во многом потеряла уважение народа. Судебная реформа. Для отправления правосудия в губерниях Петр I ввел в 1713 г. единоличных судей, так называемых «ландрихтеров» (от нем. Richt – суд), а затем (в 1719 г.) коллегиальные надворные суды, в которые вошли президенты, асессоры и обер-ландрихтеры (председательствующие в суде). Всего в надворных судах коллегиально заседали до шести человек. Президентами надворных судов являлись либо сами губернаторы, либо вице-губернаторы. В компетенции губернских судов были как уголовные, так и гражданские дела. Они одновременно представляли собой суды первой инстанции по наиболее важным делам и апелляционную инстанцию по отношению к нижестоящим судам, действовавшим в уездах и провинциях. В провинциальных судах глава администрации (воевода) одновременно был и судьей. В его компетенцию входили незначительные уголовные и гражданские дела. Кроме этой структуры существовали еще суды для горожан: суд в городовом магистрате с апелляционной инстанцией в Главном магистрате. Отдельно существовал церковный сословный суд – консистория, который рассматривал правонарушения церковных иерархов. Правом суда над своими крестьянами по незначительным правонарушениям обладали помещики-крепостники. Петр I впервые в России создал систему военных и военно-морских судов. Они вводились в 1715 г. в соответствии с «Кратким изображением процессов или судебных тяжб». Военный суд («кригсрехт») состоял из низшей и высшей инстанции. Низшей инстанцией был полковой кригсрехт, высшей – генеральный кригсрехт. Высшая инстанция состояла из семи членов военного суда во главе с фельдмаршалом или генералом. Генеральный кригсрехт рассматривал наиболее опасные преступления, а также апелляции на решения полкового военного суда. Полковой кригсрехт также состоял из семи судей под председательством полковника или «полуполковника» (подполковника). Надзор за военными судами осуществляли аудиторы, также введенные реформатором. Они имели право приостанавливать исполнение судебных решений при наличии веских оснований. Судебными функциями наделялись в тот период многие высшие органы государственного управления. Свои судебные органы имели Камер-, Коммерц- и Мануфактур-коллегии, которые рассматривали дела по должностным, финансовым и другим производственным преступлениям в своих ведомствах. Такая громоздкая судебная структура просуществовала до 1722 г. После судебной реформы высшей судебной инстанцией стали надворные суды, а низшей судебной инстанцией был определен провинциальный суд. Провинциальный суд состоял, как правило, из воеводы и двух асессоров. Другие низшие суды по реформе 1722 г. упразднялись. Первоначально суды действовали независимо от местной администрации (принцип разделения властей). Однако с 1722 г. суды вновь стали зависеть от администраций. Законодательная деятельность Петра I. Реформатора отличала вера во всесилие закона, во всемогущество государственной власти, призванной регулировать жизнь подданных. Отсюда его активная законодательная деятельность. Ему принадлежит авторствомногих регламентов, табелей, артикулов и других нормативных правовых актов, изданных в период реформ. За период правления Петра I было принято более 3000 правовых актов, касавшихся изменений в государственном управлении и правовой системе государства. Генеральный регламент, определявший права и обязанности должностных лиц, подвергался им редактированию двенадцать раз. Но не всегда петровские законодательные акты исполнялись на местах. На практике в громадной империи, в отдаленных от столицы уголках, в провинциях и уездах творилось отнюдь не то, что хотелось самодержавному монарху. Петр I, видимо, знал о попытках чиновников не исполнить или обойти закон, поэтому требовал от них неукоснительного соблюдения законодательства. В указе 1722 г. «О хранении прав гражданских» он предписывал: «Ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писать, когда их не хранить, или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти...» Этот царский указ Петр Великий приказал наклеить на доску и держать на столе заседаний Сената и других судебных учреждений. «А где такого указа на столе не будет, – требовал император, – то за всякую ту проступку сто рублев штрафу…» Указ о престолонаследии. У этого указа, относящегося к государственному праву, была отдельная веская причина. И связана она с личной трагедией Петра – конфликтом с царевичем Алексеем, сыном от первого брака с Евдокией Лопухиной. Царевич Алексей вырос набожным, скрытным, нерешительным человеком; он сторонился государственных дел и не был соратником отца в проведении реформ. Отец так и не смог привить ему чувство ответственности за судьбу страны. В ответ на упреки отца в лени, злом и упрямом нраве сын совсем отказался помогать ему в чем-либо. На требование Петра I немедленно ехать к армии царевич отказался от трона, а затем бежал в Австрию. По приказу Петра он был возвращен в Москву и допрошен. На допросе царевич Алексей признался в заговоре против отца и в 1718 г. был осужден на казнь. Однако умер по другой причине, которая до сих пор точно не установлена. Стремясь найти выход из создавшегося положения, Петр I в 1722 г. издал указ о наследовании престола, согласно которому российский император мог назначить себе преемника, исходя не из родственных связей, а из интересов государства. Более того, в документе содержалось право монарха отменить решение, если престолонаследник не оправдает его надежд. Сопротивление указу приравнивалось к измене и каралось смертной казнью. К сожалению, первый император умер, так и не назначив себе преемника. Окружение Петра Великого из благих побуждений скрыло этот факт от народа, представив дело так, будто Петр I перед смертью повелел продолжить начатое им дело своей жене, ставшей императрицей Екатериной I. Петр I и развитие экономики. К началу правления Петра в Россиинасчитывалось не более 30 мануфактур. Для ведения многолетних войн царю требовалось в большом количестве оружие, снаряжение для армии. Это стало толчком к развитию промышленности, строительству новых мануфактур. За годы петровского правления их число, по одним подсчетам, было доведено до 100, по другим – до 200. На карте России появились новые экономические районы, в том числе на Урале и в Туле (знаменитые Демидовские заводы). Особенно быстрыми темпами развивалась металлургия. К середине XVIII в. Россия выплавляла чугуна в полтора раза больше, чем Англия, заняв ведущее место в Европе по производству металла. Крупнейшими в мире металлургическими заводами стали Невьянский, Каменский (Каменск-Уральский), Нижнетагильский, Екатеринбургский. Был даже опубликован специальный указ Петра, позволявший свободным гражданам России заниматься поисками полезных ископаемых и с разрешения Берг-коллегии основывать заводы. Производство качественного металла позволило создать (дополнительно к Тульским) оружейные заводы в Сестрорецке (близ Петербурга), в Олонецком крае (Карелия). С 1719 г. добыча полезных ископаемых, в том числе разведанных в частных землях, объявлялась прерогативой государства. Ископаемые могли добываться беспрепятственно в частных владениях, но только государственными предприятиями. Собственник земли получал лишь незначительную компенсацию в виде малой доли от промысла. Ограничения накладывались и на корабельные леса, находившиеся в частной собственности. Сам собственник не мог их рубить без царского позволения. За самовольную порубку корабельного леса устанавливалась «десятирублевая пеня», а за самовольное спиливание дуба предусматривалась даже смертная казнь. Получила развитие и текстильная промышленность, которая работала в основном на армию. Наиболее значительными предприятиями были Московский суконный двор, Большая Ярославская мануфактура, суконные мануфактуры в Воронеже, Казани, на Украине. В первой четверти XVIII в. возникли новые отрасли производства: шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги. Дальнейшее развитие получило ремесло. В 1722 г. был издан указ о создании ремесленных цехов в русских городах. Следует отметить, что русская промышленность развивалась в условиях господства крепостничества. Петр I не пошел на отмену крепостного права в интересах нарождавшейся буржуазии. На предприятиях, организованных по указу Петра I, использовались работавшие по найму иностранные мастера, солдаты, а также беглые крестьяне и посадские люди. Ввиду того что с ростом промышленности ощущалась нехватка рабочих рук, в 1721 г. был издан царский указ, разрешавший промышленникам (не дворянам) покупать крестьян и переселять их на заводы. Таких работников называли посессионными крестьянами. Крестьяне и земля под заводом стоили в несколько раз дороже, чем само предприятие. Крупнейшие русские промышленники Демидовы, Строгановы, Осокины, Баташевы, Мясниковы и др. стремились получить дворянские звания и соответствующие им сословные привилегии. Этот процесс получил название «одворянивания» зарождавшейся русской буржуазии. В петровское правление продолжалось сельскохозяйственное освоение новых земель на юге страны, в Поволжье и Сибири. Расширялись посевы технических культур (льна, конопли, табака и т.п.). Возрастали объемы коневодства, которое поставляло лошадей русской кавалерии. Развитие промышленного и ремесленного производства, получение Россией выхода к Балтийскому морю способствовали росту внешней и внутренней торговли. В стране продолжался процесс формирования всероссийского рынка. Усилился обмен товарами между отдельными частями страны. В этом большую роль играли ярмарки (Макарьевская, Ирбитская и др.). Главным центром внешнеторговой деятельности стал Петербург, куда приходило по нескольку сотен торговых судов в год. В целях развития торговли и речных путей сообщения были построены каналы, соединившие Волгу с Невой. При Петре I задумано и даже начато строительство Волго-Донского канала, однако вскоре работы были прекращены из-за недостатка средств. Наряду с серебряными монетами стали чеканить медные разменные деньги. Правительство Петра оказывало постоянную поддержку русским купцам и промышленникам. В целях развития торговли в 1724 г. был введен торговый тариф, который поощрял вывоз за границу русских товаров. К концу правления первого российского императора вывоз товаров за границу по объему вдвое превышал ввоз. Другие реформы Петра I. Реформаторская деятельность Петра Великого глубоко изменила быт, нравы и культуру России. Первые реформы Петра в этой области коснулись внешнего облика русских людей. Например, в январе 1700 г. на площадях возвещался под барабанный бой царский указ: к Масленице, не позже надеть всем горожанам европейское платье – короткие суконные кафтаны венгерские. В 1701 г. новый указ: мужчинам надеть верхнее платье саксонское и французское, а исподнее, камзолы, штаны, также сапоги, башмаки и шапки – немецкие. В 1698–1700 гг. последовали царские указы о бритье бород и упразднении старого русского платья. Вводилась европейская одежда, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Дворян, являвшихся на государев смотр с не сбритыми бородой и усами, нещадно били батогами. Купцам за торговлю русским платьем – кнут, конфискация и каторга. Так под нажимом царя патриархальный образ жизни постепенно уступал место светскости и рационализму. В 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей – вольных светских собраний для представителей высших слоев общества с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч. В законе расписывался детальный распорядок проведения ассамблей, организация танцев, игр и т.д. Поощрялось употребление в беседах иностранных слов, преимущественно французских. Ассамблеи стали школой этикета и началом эмансипации женщин в России. В 1717 г. вышло первое печатное пособие по этикету и правилам хорошего тона «Юности честное зерцало», которое регламентировало поведение молодых дворян в обществе на западноевропейский манер. Петровское стремление воспринять лучшее в Западной Европе положительно сказалось на духовном мире людей, прежде всего дворянства. Огромное значение для проникновения западной бытовой культуры в Россию имела посылка молодых дворян за границу, где они знакомились с укладом жизни высших сословий европейских стран. Элементы западной культуры проникали в общество и непосредственно от иностранцев, прием которых на русскую службу в начале XVIII в. резко возрос. Появились новые формы общения, развлечений. Широкое распространение получили светские праздники с фейерверками и маскарадами. Издание с 1702 г. первой официальной печатной газеты «Ведомости», выпуск с 1708 г. ежегодных календарей, содержащих разнообразные сведения, способствовали ликвидации замкнутости российского общества, меняли образ их жизни. В образованном обществе усилилась тяга к искусству: живописи, пению, игре на различных музыкальных инструментах, книгам. Однако происшедшие изменения затронули ограниченный круг людей, к которому принадлежало в основном дворянство и богатая часть купечества. Подавляющая масса населения продолжала жить по старинке. Большинство простых людей были неграмотны, не умели ни читать, ни писать. Петровские преобразования в этом отношении усилили раскол российского общества. При Петре I изменилось летосчисление в России. Об этом свидетельствует специальный указ царя от 20 декабря 1699 г. Новый год стали встречать не 1 марта и не 1 сентября, как это было принято до Петра, а 1 января с 1700 г. Образно говоря, реформатор провел черту между старым и новым временем. Итоги и значение петровских реформ. Время Петра I, его великих реформ в истории нашего Отечества вписаны самыми яркими красками. Перестройка Петра I коснулась многих сфер российской жизни. Благодаря ему Россия стала в один ряд с развитыми европейскими странами. Реформы проводились и до Петра I, но он пошел гораздо дальше своих предшественников, вложив в свои реформы такую силу, такую страсть и такую энергию, которыми эти предшественники не обладали. Во-первых, итогом реформ и преобразований стало укрепление державной мощи России, ее экономического потенциала и военного могущества. Петр I завершил государственное строительство Российской империи, начатое династией Романовых. Благодаря его стараниям прежняя Московия превратилась в сильное европейское государство с регулярной армией и флотом, с мощным и дееспособным государственным аппаратом, с четкой системой государственного управления. Во-вторых, законотворческая деятельность петровских времен укрепила основу абсолютной монархии в России, ничем не ограниченной власти императора. Петр I, издав около 3000 правовых актов, изменил правовую систему государства, сделал себя главой не только законодательной, но и высшей исполнительной и судебной власти. По указу о наследовании престола император мог назначить себе любого преемника по своему усмотрению. В-третьих, при Петре I формировались основные принципы законности. Закон при этом монархе окончательно вытеснил бесчисленные обычаи и традиции, присущие княжеской Руси. Игнорирование, неисполнение закона стали рассматриваться как преступление. В-четвертых, перестройка Петра I коснулась многих сфер российской жизни. После успешного проведения Петром Великим реформ Россия стала в один ряд с развитыми европейскими странами. В-пятых, у Петра I реформы государственного управления и правовой системы шли, как говорится, рука об руку. Свои реформы Петр Великий закреплял законодательно, в правовом отношении. Делал он это для того, чтобы не было возврата к старому, чтобы россияне учились жить по закону, по-новому, по-европейски. Таким образом, реформы Петра I были многоплановыми, они касались не только государственного управления, но и экономики, быта и других сторон жизни граждан страны. Нельзя не отметить, что реформы Петра I проводились грубыми, силовыми методами, без учета человеческих жертв и страданий. По мнению известного русского историка В.О. Ключевского, реформа Петра I с самого начала вызывала «глухое противодействие в народной массе тем, что была обращена к народу только двумя самыми тяжелыми своими сторонами: 1) она довела принудительный труд народа на государство до крайней степени напряжения и 2) представлялась народу непонятной ломкой вековечных обычаев, станинного уклада русской жизни, освященных временем народных привычек и верований. Этими двумя сторонами реформа и возбудила к себе не сочувственное и подозрительное отношение народной массы». Астраханское восстание 1705–1706 гг., народное движение на Дону во главе с Кондратием Булавиным в 1707–1708 гг., волна антиправительственных выступлений башкир, марийцев, татар, чувашей в Поволжье и Приуралье – все это убедительно свидетельствует о том, что реформы в сочетании с лишениями многолетней Северной войны вызывали открытое недовольство угнетенного народа, крепостных крестьян. Разумеется, Петр не стремился объяснить крестьянам, зачем проводятся реформы в государстве. Не пропагандировались государственно-правовые изменения и среди основной массы дворянства. Вместо широкой разъяснительной работы – царские указы, насилие. Великий А.С. Пушкин отмечал, что многие указы Петра I «писаны кнутом». Известный русский историк Н.И. Костомаров утверждал, что «русский царь досадовал на свой народ, но настойчиво хотел заставить его силою идти по указанной им дороге». И тем не менее роль личности Петра I в государственном управлении, в целом в истории России трудно переоценить. Пушкинские строки «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» метко выразили всю многогранность кипучей деятельности Петра Великого. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы предпосылки реформ Петра I? 2. С чего начал Петр I свое царствование? 3. Почему первый Азовский поход потерпел неудачу? 4. Как Петру I удалось взять Азовскую крепость? 5. Почему Петр I начал Северную войну? 6. С чего царь начал реформу государственного управления и почему? 7. Для чего Петр I проводил военную, налоговую, церковную и другие реформы? 8. Как Петр I боролся с коррупцией? 9. В чем состоит историческое значение преобразований Петра I? 10. Какие титулы были присвоены Петру I?
|