Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преобразования Екатерины Великой






Правление Екатерины II. Жена Петра III мечтала занять российский трон. «Или умру, или буду царствовать», – говорила она своему окружению, находясь при дворе Елизаветы Петровны, младшей дочери Петра Великого.

Современники наделяли Екатерину II, немку по происхождению, такими качествами, как ум, наблюдательность и настойчивость. Она много читала, особенно труды французских мыслителей и литераторов, знала историю, философию, юриспруденцию. В управление страной она привнесла элементы просвещения, выступала за открытие школ, университетов, чтобы дворяне могли получать там образование. Поэтому не случайно период правления Екатерины II называют периодом «просвещенного абсолютизма». и «золотым веком» дворянства.

В политическом плане «просвещенный» абсолютизм представлял собой поиск новых форм (как и в ряде стран Европы) взаимоотношений государства с господствующими слоями обществами, с зарождающимся капитализмом, с дворянством. Одним из примеров либеральных настроений Екатерины II является учреждение в 1765 г. Вольного экономического общества, предназначение которого заключалось в популяризации передовых агрономических знаний и содействии помещичьему рационализаторству.

Екатерине II предстояло исправлять положение в государственном и местном управлении, судебной системе, в работе Сената, правительства, других органов власти. К тому же, чтобы сгладить отрицательное мнение сограждан от захвата престола мужа, новой императрице хотелось добиться популярности в народе. Если прежнее правительство восстановило против себя население России бесцельным произволом, поборами и взятками, то Екатерина II стремилась упрочить законность в государственном управлении.

Государственное управление. Екатерина II, развивая и дополняя реформы Петра Великого, сначаласделала попытку регламентировать процедуру выражения верховной власти. Императрица хотела сделать так, чтобы устные царские распоряжения не ломали установленную систему государственного управления. Например, распоряжения Сенату предполагалось передавать только через сенаторов, и эти устные распоряжения не могли отменить прежние решения императора, облеченные в письменную форму. Очевидно, это предлагалось с благой целью: исключить путаницу в управлении высшими органами власти со стороны монарха.

Указом Екатерины II от 15 декабря 1763 г. была проведена реформа Сената, высшего органа государственного управления. Как абсолютный монарх, она не могла мириться с возросшей ролью Сената в государственном управлении, который, по ее мнению, имел претензии на верховную власть в империи. Поэтому цель реформирования Сената заключалась в принижении его роль в государстве, низведении его значения к обычному бюрократическому ведомству, каких в то время было великое множество. У него остались только функции контроля над администрацией и функции высшего судебного органа.

Стремясь еще более ограничить самостоятельность Сената в принятии государственных решений, Екатерина II расширила функции генерал-прокурора Сената. Теперь он стал блюстителем законов и обладал единоличным правом вносить повестку дня заседаний Сената. Пользуясь особым доверием императрицы, генерал-прокурор Сената фактически являлся главой государственного аппарата, высшим государственным чиновником. С 1764 г. в течение почти 30 лет на посту генерал-прокурора находился умный и всесторонне образованный человек князь А.А. Вяземский.

При Петре I огромную роль в системе государственного управления играли военные. Знаменитая «Табель о рангах» приравнивала гражданских чиновников к армейским чинам, не делая большого отличия гражданской службы от военной. При Екатерине II армия стала выводиться из управления и заменяться полицией. Во всех крупных городах были введены новые полицейские должности и полицейские учреждения: управа благочиния, должность городничего с полицейскиминадзорными функциями. В уездах учреждалась постоянно действующая полиция во главе с капитаном-исправником.

Вопреки провозглашенным идеям «просвещенного абсолютизма», установкам на разделение властей, обеспечение взаимных обязанностей власти и народа, императрица на деле стремилась управлять страной самодержавно и не допускала попыток ограничить власть монарха конституцией или даже совещательным императорским советом, что предложил ввести граф Н.И. Панин, которому Екатерина обязана восшествию на престол.

Под руководством Екатерины II Сенат и другие центральные ведомства проводили курс на дальнейшее укрепление абсолютизма, централизацию и бюрократизацию управления. В 1768–1778 гг. при императрице функционировал Совет при высочайшем дворе. На него возлагались задачи по координированию военных действий против Турции, обеспечению вооруженных сил всем необходимым для войны. После завершения русско-турецкой войны этот Совет продолжал свою работу, но уже в новом качестве. В рамках Совета при высочайшем дворе проходили консультации просвещенной императрицы с ее ближайшими советниками по вопросам внутренней политики, в том числе по подавлению вооруженного восстания под руководством Емельяна Пугачева.

Наряду с Советом при высочайшем дворе и Сенатом существовала еще и личная канцелярия при монархе. Через нее императрица сносилась с высшими и центральными государственными учреждениями, отдавала им свои распоряжения и указания, контролировала ход их выполнения. Личная канцелярия существовала и при Петре I, на которого Екатерина II хотела быть похожей. При Екатерине II это учреждение было преобразовано в канцелярию статс-секретарей, назначаемых из проверенных и преданных престолу людей. Эта канцелярия статс-секретарей оказывала огромное, а иногда просто решающее влияние на формирование государственной политики.

Особенность государственного управления Екатерины II подметил знаменитый историк Н.М. Карамзин. Он писал в одном из своих трудов, что императрица предпочитала опираться не на какие-то совершенные государственные учреждения, а на способных, честолюбивых, лично преданных ей помощников. Им она предоставляла большой простор для действий, с ними она чаще всего советовалась.

Фаворитизм при Екатерине. Историки насчитали 15 фаворитов Екатерины II за период с 1753 по 1796 г. В течение 10 лет находился возле императрицы и влиял на принятие решений в области государственного управления Григорий Орлов. У них родился сын, получивший впоследствии титул графа Бобринского, и императрица даже подумывала о браке с графом Г. Орловым. Против этого брака выступал другой фаворит императрицы Н.И. Панин, сказавший однажды правительнице: «Императрица может делать, что хочет, но кто же станет повиноваться графине Орловой!»

Большим влиянием при дворе Екатерины II обладал еще один любимец императрицы князь Г.А. Потемкин. Вице-президент Военной коллегии, генерал-фельмаршал, главнокомандующий российскими войсками, отвоевавшими Крым у турок, Потемкин, по словам Екатерины II, «был человеком высокого ума, редкого разума и превосходного сердца». Главной сферой интересов Г.А. Потемкина было усиление военной мощи государства. А.С. Пушкин писал о Потемкине: «Ему мы обязаны Черным морем». Влияние Потемкина на Екатерину II было столь велико, что все последующие фавориты попадали во дворец только по его личному представлению правительнице.

Фавориты не только участвовали в государственном управлении, но и наносили ощутимый урон государственной казне. По подсчетам английских посланников при дворе Екатерины II, фавориты только наличными получили от императрицы более 100 млн рублей. Это были огромные деньги, превышавшие годовой бюджет Российского государства. Кроме того, в качестве подарков фавориты получали поместья с крепостными крестьянами, дворцы, драгоценности. Некоторые историки считают российский фаворитизм «стихийным бедствием, разоряющим страну». Деньги, которые можно было направить на развитие экономики, народное просвещение и здравоохранение, уходили на личные удовольствия фаворитов, уплывали в их бездонные карманы.

Правовая реформа. Следуя принципам просвещенного монарха, Екатерина II стремилась законодательноустановить систему государственного управления, подчиняющуюся закону. С этой целью по ее повелению была создана специальная комиссия по подготовке нового законодательства. Другой важнейшей целью предполагаемой реформы было установление «тишины и спокойствия» в государстве. По мнению императрицы, Соборное уложение 1649 г. устарело и не отвечало новым требованиям.

Екатерина II решила созвать в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи. По распоряжению императрицы в разработке нового законодательства должно было участвовать более полутысячи депутатов от дворянства, государственных организаций, крестьян и казачества. Депутаты с мест привезли в Москву около 1600 наказов, «дабы лучше узнать было нужды и чувствительные недостатки народа». Екатерина II подготовила собственный «Наказ» комиссии, в котором она высказывалась за распространение просвещения, искоренение беззакония, жестокости и деспотизма, умножение народного благосостояния. В нем императрица касалась проблем государственного и местного управления, взаимоотношений верховной власти и ее подданных, прав и обязанности граждан. Это была своего рода развернутая программа реформ, состоявшая из 22 глав и 655 статей. В основе «Наказа» лежали мысли и высказывания французских просветителей Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, М.Ф. Вольтера и др. Поэтому не случайно в содержании «Наказа» Комиссии по подготовке нового Уложения законов отмечалось, что:

– российские граждане лишены основных благ гражданского общежития:

– законы, изданные в России, «не согласны с разумом и правдой»;

– господствующий класс (феодалы-крепостники) вреден государству;

– царское правительство не исполняло своих существенных обязанностей перед народом и т.п.

Просвещенная императрица с помощью государственно-правовых реформ стремилась усовершенствовать, обновить самодержавную монархию, но не установить конституционный демократический строй, как этого добивались французские просветители. Екатерина II выступала на словах за сокращение вмешательства верховной власти в экономику и экономические отношения, то есть ратовала за экономический либерализм. Но дальше благих пожеланий дело так и не пошло. Под предлогом войны с Турцией Комиссия была распущена. Нового свода законов с либеральным уклоном не получилось.

Наряду с обеспечением государственных реформ и серьезных общественных преобразований законодательство XVIII в. использовалось для мелочной регламентации многих сторон жизни: хозяйственной деятельности, быта, развлечений и т.п. Подоплекой этого был постулат, согласно которому подданные передали свой суверенитет верховной власти. Отсюда повышенное внимание к второстепенным, с современной точки зрения, вопросам: быту развлечениям и т.п.

Однако новые веяния «просвещенного» абсолютизма Екатерины II все-таки проявились в государственно-правовых реформах. А именно:

– в реформе государственного права о полномочиях верховной власти и высших органов управления в России;

– в разделении властей, в отделении судебной власти от исполнительной;

– в законодательном закреплении прав дворянства и некоторых других сословий.

Следует иметь в виду, что эти правовые принципы «просвещенного» абсолютизма не имели ничего общего с правовым государством, когда все люди, независимо от сословий, равны перед законом.

Губернская реформа. Екатерина II, приступая к губернской реформе, говорила своим приближенным, что «целое не может быть прочным, если части его находятся в не устроении». Чтобы лучше знать положение дел с управлением на местах, императрица предприняла целый ряд поездок по стране: она побывала в Ростове, Ярославле, Симбирске, других городах, расположенных на берегах Волги.

Из этих поездок Екатерина II вынесла удручающее впечатление о положении дел на местах. Ее поражал не только произвол местной администрации, о нем она знала из докладов придворных и чиновников, но и вообще отсутствие на местах надежной системы управления, способной проводить политику центральной власти. Стремясь исправить положение, императрица ещев 1764 г. издала специальный указ под названием «Наставление губернаторам».В документе губернаторы объявлялись представителями царствующей особы и исполнителями императорской воли. Им были подчинены все местные учреждения, в том числе те, которые прежде не находились в их ведении.

В период правления Екатерины II с присоединением новых территорий усилилась многонациональность России. К ней присоединились районы, близкие по уровню развития к Великороссии (Украина, Прибалтика, Белоруссия). Некоторые национальные районы (Украина, Казахстан, Грузия) примкнули к России не только в результате победоносных войн, как, например, Крым в 1783 г., но и добровольно, по своей инициативе. Новые части Российского государства сохраняли в ней порой особый правовой статус (Украина, Казахстан). В целом же в Российской империи развивались отношения унитаризма, закрепленные в особенности реформами административно-территориального устройства, проведенными при Петре I и Екатерине II.

Расширение территории Российской империи объективно требовало проведения административно-территориальной реформы. Поводом для этой реформы послужила также слабость местной власти в борьбе с пугачевщиной. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева не только показала неспособность местной власти самостоятельно бороться с антиправительственными выступлениями, но и убедила Екатерину II в необходимости срочных кардинальных перемен. Екатерина II приступила к широкомасштабной реформе губернского управления.

Правовым актом, содержащим губернские реформы, стали «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», изданные Екатериной II в 1775 г. Они включали в себя следующее.

1. Разукрупнение губерний, увеличение их числа с 23 до 50.

2. Провинции как территориальные единицы упразднялись; вместо них создавались уезды.

3. Изменились границы административно-территориальных образований: в состав губернии входило около 400 тыс. душ, в состав уезда – до 30 тыс.

4. За законностью в губернии наблюдали: губернатор, губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде – один стряпчий.

Однако само по себе разукрупнение губерний, увеличение их числа не могло решить проблемы местного управления. Необходимо было значительно усилить состав местной администрации, создать новые, недостающие органы власти на местах, укомплектовать их подготовленными и преданными кадрами, дать им соответствующие полномочия и четкие инструкции, выделить силы и средства, в том числе финансовые.

С этой целью в губерниях наряду с уже имевшимися структурами управления были созданы новые бюрократические коллегиальные учреждения, которым передавались функции расформированных в центре петровских коллегий. Так, функции Ревизион-коллегии и Камер-коллегии были переданы вновь созданным губернским органам управления – казенным палатам. На казенные палаты, ведавшие всеми финансовыми вопросами губернии, были одновременно возложено руководство местной промышленностью и торговлей. До этого решения такими делами ведали Мануфактур- и Берг-коллегия.

В подчинении у губернатора находились воинские части. В ведение губернских приказных органов передавались учреждения. Например, в компетенции местного приказа общественного призрения находились тюрьмы.

Власть в уездах сосредоточивалась в руках земского исправника, в городах – в руках городских магистратах. Административная власть постепенно переходила в руки городничих, которые назначались вышестоящими органами власти. По указу от 8 апреля 1782 г. в каждом городе учреждалась управа благочиния – полицейское управление по поддержанию правопорядка. В структуру нового органа местного управления вошли городничий, приставы уголовных и гражданских дел, обер-полицмейстер, которые по своим полномочиям и компетенции выполняли функции заместителей городничего по строго определенным направлениям. Управе благочиния подчинялись частные приставы городских районов и квартальные надзиратели со своими помощниками. Правовые нормы, содержавшиеся в «Уставе благочиния», определяли организацию, деятельность и административные права полицейских органов. Это было положено начало созданию новой отрасли права – «полицейскому праву».

Руководство несколькими губерниями осуществлял генерал-губернатор, назначаемый главой государства.Он одновременно являлся и главнокомандующим войсками этих губерний. Введя должность генерал-губернатора на территории империи, Екатерина II назначала на нее людей, ей безгранично преданных: князя Г.А. Потемкина-Таврического, графов П.А. Румянцева-Зудунайского, Р.И. Воронцова и др.

Дальнейшая централизация и бюрократизация государственного управления наглядно проявлялись в ликвидации гетманства на Левобережной Украине. Ею стали управлять президент Малороссийской коллегии и русский генерал-губернатор граф П.А. Румянцев.

Таким образом, губернская реформа, осуществленная при Екатерине II, усовершенствовала административно-территориальное управление империи, дополняла реформы Петра I в этом направлении. Однако местное (дворянское) самоуправление в царствование Екатерины II утратило свое первоначальное значение, стало, по выражению историка В.О. Ключевского, «карикатурой, над которой смеялись остальные классы общества и литература».

Судебная реформа. Во время проведения губернской реформы по решению императрицы судебные функции были изъяты из ведения местной администрации. «Государев наместник не есть судья», – писала Екатерина II. Тем самым произошло как бы разделение властей, но на местном уровне. Это позволяло несколько снизить произвол и коррупцию местных чиновников. В ходе реформ на губернском уровне были образованы самостоятельные судебные палаты, рассматривавшие гражданские и уголовные дела. Деление на гражданскую и уголовную палаты коснулось и земских судов.

Определенные изменения произошли в сословном судопроизводстве. Для дворян образовывался Верхний земский суд, являвшийся апелляционной инстанцией земских сословных (дворянских) судов. Мещан стал судить новый сословный суд, созданный при городском магистрате. Недовольные судебными решениями могли подавать апелляции в губернский магистрат. Сословный суд для крестьян включал в себя нижнюю расправу, созданную в уездах, и губернскую верхнюю расправу. То, что суд для крестьян назывался «расправой», достаточно красноречиво указывало на характер отправления правосудия в тот период.

Итак, при Екатерине II суды имели ярко выраженный сословный характер: для дворян в каждом уезде был создан свой, дворянский суд; для горожан судебной инстанцией стали городские магистраты; для государственных (не крепостных) крестьян суды назывались «уездная нижняя расправа».

Кроме этих судебных инстанций были апелляционный и ревизионный суды в лице губернской судебной палаты. Они ведали гражданскими и уголовными делами. Еще одним судебным органом был так называемый совместный суд, созданный Екатериной II в каждой губернии. Его главная задача состояла в примирении сторон.

Создав сложную, но достаточно четкую систему сословных судов, Екатерина тщательно регламентировала формы их деятельности. При этом она исходила из убеждения, что только суд может признать человека виновным. Это положение, сформулированное императрицей в известном «Наказе», свидетельствовало о ее прогрессивных устремлениях ввести в деятельность судов юридическое понятие презумпции невиновности. Суд должен был в ходе реформ обрести независимость от исполнительной власти и подчиняться только закону. Однако на практике всесильное российское чиновничество никогда не признавало независимости судов. Губернаторы назначали и отстраняли судей, приостанавливали дела, утверждали наиболее важные судебные решения. Российский суд не стал местом, где бы защищались права человека в соответствии с законом.

Хотя Екатерина II и декларировала принцип невмешательства царской особы в систему судопроизводства, однако она восстановила петровский институт губернских прокуроров, без подписи которых ни одно решение суда не вступало в законную силу. Это была достаточно сильная форма контроля деятельности губернских судов.

И суды, и полиция, и прокуроры защищали в первую очередь частную собственность феодалов и зарождающейся буржуазии, а также служителей церкви. В манифесте о вступлении на престол императрица четко заявила: «Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать». И этому принципу во многом отвечали все ее государственно-правовые реформы и проводимая сословная политика.

Сословная политика. От сословной принадлежности в то время зависела и судьба человека. Если он становился субъектом преступления, суд по-разному квалифицировал его вину. Екатерина II, обладая законодательной, судебной и административной властью абсолютного монарха, всячески оберегала незыблемость сословного деления общества с привилегиями для одних и с почти полным бесправием для других людей. В эпоху Екатерины II каждая категория населения (дворяне, духовенство, казачество, горожане, крестьяне) приобретала сословную замкнутость, которую определяли соответствующие права и привилегии. Защищая интересы господствующего класса, просвещенная императрица всегда ставила на первое место по привилегиям прежде всего дворянство, опору самодержавия.

Ярким свидетельством такой классовой политики, основанной на привилегиях, была «Жалованная грамота дворянству», изданная в 1785 г. В этом документе сведены воедино и законодательно закреплены следующие привилегии этого сословия (класса):

– свобода от обязательной государственной службы;

– свобода от податей (налогов);

– отмена постоянной повинности (от расквартирования армии);

– свобода от телесных наказаний;

– подсудность только дворянскому суду, сочетавшаяся с правом дворян избирать себе судей из своего сословия;

– право на многопольное владение землей с крестьянами;

– право на торговлю;

– право на разработку недр на своих землях (Петр I это запрещал) и промышленное предпринимательство;

– право на геральдику (личный герб);

– право создавать дворянские собрания на уездном и губернском уровнях и избирать себе «предводителей дворянства» и т.д.

«Жалованная грамота дворянству» представляла собой кодификацию законодательства об этом сословии. Благодаря сословной политике и крепостному праву дворянство при Екатерина II почти ничего не делало для пользы Отечества, вели праздный образ жизни. Поэтому период правления Екатерины II называют еще и «золотым веком» русского дворянства.

От безделья дворяне ударились во французскую моду: учили французский язык, перенимали французские вкусы, шили платья и костюмы на французский манер, которые становились нормой при императорском дворе и в крупных городах.

Если при Петре I дворянин был обязан учиться, чтобы приобрести известные знания по математике или, как тогда говорили, артиллерийские и «навигацкие» познания, какие требовались для военной службы, то со смертью Петра обязанность учиться, получать техническое и иное образование постепенно отмерла. В середине ХVIII в. ни Петербургская, ни Московская морские академии не могли набрать штатного числа учеников: всего 250 человек на всю страну! И еще один любопытный факт: в Московском университете через 30 лет после открытия (в 1785 г.) на юридическом и медицинском факультетах числилось всего по одному студенту. Во все царствование Екатерины ни один медик не получил диплома о высшем образовании, то есть не выдержал экзамена.

Екатерина II в 1785 г. издала «Жалованную грамоту городам», которая также представляла собой кодификацию законодательства о статусе городского населения и льготах некоторой ее зажиточной части. Согласно этому законодательному акту определялось 5 сословных категорий городского населения:

1) городские купцы трех гильдий; купцы первой гильдии получили право иметь собственное производство, морские суда и участвовать во внешнеторговых операциях;

2) банкиры, владельцы фабрик и заводов, городская интеллигенция составили слой почетных (именитых) граждан, которые обладали правами личных дворян;

3) мещане получали правовой статус ремесленников и могли, кроме того, заниматься мелкооптовой и мелкой розничной торговлей, оказывать коммунальные услуги городскому населению и т.п.;

4) отдельно выделялись горожане – иностранцы;

5) в последнюю сословную категорию было включено все прочее посадское население.

«Жалованная грамота городам»давала правособственности на землю «как внутри города, так и вне оного», предоставляла ряд льгот по налогообложению городским сословиям. Городские сословия, внесенные в соответствующие регистрационные книги, получили право иметь свое представительство в выборных органах городского самоуправления, участвовать в выборах местной думы и главы города. Компетенция местного самоуправления ограничивалась хозяйственными делами и незначительными административными функциями.

Города получили также право учреждать школы, создавать сословные органы местного самоуправления, сословные суды. Принадлежность к категории почетных горожан стала передаваться, как и потомственное дворянство, по наследству следующему поколению. Соответствующие записи об этом законодательство обязывало производить в обывательских книгах. Причем в этих книгах списки велись отдельно по каждой гильдии, каждой категории горожан. Это было необходимо для правильного распределения среди горожан сословных привилегий, жалованных монархом.

Таким образом, жалованные грамоты дворянству и городам продолжали царскую сословную политику, весьма характерную для феодального права. Вместе с тем подобное законодательство благоприятствовало росту российских городов, способствовало развитию торговли и нарождающимся капиталистическим отношениям, формированию новых классов и социальных групп.

Сословная организация судов, особые процессуальные льготы для дворянства характеризовали процессуальное право XVIII в. Дворяне имели особый режим отбывания уголовных наказаний, вплоть до того, что им разрешалось держать при себе крепостных слуг. Юридическое положение крестьян резко отличалось от правового положения дворян, купцов, мещан других сословий. Российское крестьянство оставалось практически бесправным в имущественном отношении. Собственность помещика полностью распространялась не только на результаты труда, но и на личность крепостного крестьянина.

Согласно действовавшему в тот период законодательству помещик имел право телесных наказаний, мог продать, женить крепостного по своему усмотрению. Его можно было отдать в рекруты, сослать (с 1765 г.) на любой срок в Сибирь на каторжные работы. Феодалам предоставлялось право отсылать непокорных в смирительные дома и арестантские роты. Сохранялось право господ обменивать крестьян, передавать их во временное пользование другому лицу. Кроме того, в XVIII в. сохранилось древнерусское право феодала судить своих крестьян. А на заводе Демидовых в Туле существовала настоящая тюрьма.

Крепостной крестьянин оказался полностью бесправен, ему некому было жаловаться на беззаконие. В 1767 г. Екатериной был подписан указ, по которому жалоба крестьянина на помещика приравнивалась к тяжкому государственному преступлению.

Из перечисленных «привилегий» крестьян явно виден классовый подход «просвещенной» Екатерины II к своим верноподданным, ее материнская «забота» о сельских тружениках. Предложения некоторых прогрессивных дворян по ограничению крепостного права в России «просвещенной» императрицей отвергались.

ПриЕкатерине II политика российского абсолютизма была направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего положения дворян в политике и экономике, на юридическое оформление полного бесправия крепостных крестьян.

Итоги правления Екатерины II. Правление этой императрицы с уверенностью можно отнести к прогрессивному периоду российской истории. К числу достижений государственного управления этого периода можно отнести 144 вновь построенных города, отвоеванные у Польши и Турции земли с населением до 7 млн человек, присоединение к России Крыма. Общая численность населения Российской империи за период правления Екатерины увеличилась с 19 до 36 млн человек, или почти вдвое. О росте промышленного производства можно судить по количеству фабрик и заводов – их стало больше в 4 раза. Екатериной II было издано 123 указа в целях «облегчения жизни народа». Государственный доход возрос с 16 до 69 млн рублей.

Никогда за всю историю Российского государства наша страна так не влияла на международные отношения, как в период Екатерины II. Для иллюстрации этого утверждения достаточно привести следующее высказывание канцлера А.А. Безбородко: «Ни одна пушка в Европе не смела выстрелить без позволения России». И это не было преувеличением. С нашим государством считались еще и потому, что оно имело самую сильную армию на континенте, которую возглавляли А.В. Суворов и другие талантливые полководцы. Характеризуя период правления Екатерины II, П.Я. Чаадаев писал: «Излишне говорить о царствовании Екатерины II, носившем столь национальный характер, что, может быть, еще никогда ни один народ не отождествлялся до такой степени со своим правительством, как русский народ в эти годы побед и благоденствия». Поэтому период царствования Екатерины II в целом благоприятно сказался на развитии России.

Однако наряду с несомненными заслугами в государственном управлении Екатерины II нельзя не отметить и некоторые, на наш взгляд, негативные стороны ее царствования. Сюда можно отнести не отмену, а ужесточение крепостного права, не рост благосостояния, а обнищание основной массы российского народа. Причем обнищание простых людей происходило на фоне разорительного роскошества многочисленных царских дворцов и мотовства фаворитов императрицы.

Факты свидетельствуют, что Екатерина II была «просвещенной» императрицей чаще на словах, а не на деле. Так, в 1790 году по ее повелению был арестован директор петербургской таможни А.Н. Радищев, автор известного критического литературного труда «Путешествие из Петербурга в Москву». За вольнодумство был арестован книгоиздатель и литератор Н.И. Новиков. Благодаря просветителю Н.И. Новикову, издавшему около 800 книг, граждане России могли узнать идеи Ф. Вольтера, Д. Дидро, Н.М. Карамзина, А.П. Сумарокова, познакомиться с творчеством В. Шекспира, М. Сервантеса и др.

А.С. Пушкин, оценивая эту работу Н.И. Новикова, арестованного по ложному обвинению в принадлежности к масонскому тайному обществу, справедливо писал, что он был одним из тех, «кто распространял первые лучи просвещения в своем Отечестве». Н.И. Новиков отбывал 15-летнее тюремное заключение за «политическое преступление» в Шлиссельбургской крепости.

В конце 34-летнего царствования Екатерины II в управлении государством начались сбои. Внук императрицы князь Александр Павлович констатировал: «В наших делах господствует неимоверный беспорядок, грабят со всех сторон, все части управляют дурно; порядок, кажется, изгнан отовсюду, а империя стремится лишь к расширению своих пределов».

Недостатки правления и реформ Екатерины Великой высветила крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773–1775 гг.).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал