Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Русская культура второй половины ХIХ в.
Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. В пореформенной России усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. Государство стало больше внимания уделять культурным и социальным проблемам: десятая часть государственного бюджета стала тратиться на культурные цели, медицинскую помощь и другие социальные нужды. Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы также оказывали влияние на развитие культуры. Под влиянием общественно-политической мысли сложилась русская интеллигенция, которая была озабочена судьбой страны, стремилась к идеалам, служению обществу. В России возникли особые традиции, которые сформировали «серебряный век» русской культуры. Просвещение и образование. В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2–3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось. Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания. Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в. – в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге, Москве и некоторых других городах. Накануне Первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов. Просветительская деятельность. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. С 60-х гг. XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х гг. начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование. Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие независимо от социального статуса, материального положения и вероисповедания. Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отмстить деятельность И.Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф.Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию». Во второй половине XIX в. значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом). Развитию культуры способствовала деятельность различных музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П.М. и С.М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве. Наука. Во второй половине XIX в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А.М. Бутлеров. Основополагающие работы в области электрохимии и физической химии выполнил А.И. Каблуков. 60–70-е гг. XIX в. стали «золотым веком» в отечественной химии. Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П.Л. Чебышева, А.М. Ляпунова, С.В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики. Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А.Г. Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П.Н. Яблочкова (дуговая лампа), А.Н. Лодыгина (лампа накаливания). Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже был удостоен А.С. Попов за изобретение в1895 г. электрической связи без проводов (радио). Сенсационное сообщение на Международном конгрессе физиков сделал П.Н. Лебедев, подтвердивший электромагнитную природу света, измеривший его давление на твердое тело и газы. «Отцом русской авиации» называют Н.Е. Жуковского – основоположника современной гидроаэродинамики. К.Э. Циолковский своими работами обосновал возможность космических полетов. Труды В.И. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений. Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И.М. Сеченов заложил основы отечественной физиологической школы, сделал ряд открытий в психологии. К.А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений. Нобелевские премии получили И.П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности, и И.И. Мечников за вклад в теорию иммунитета. Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных регионов Земли: Тянь-Шаня, Тибета, Туркестана, Монголии. Индонезии, Филиппин, Эфиопии и др. Во время путешествий П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая, В.К. Козлова и других были созданы карты этих районов, собраны богатейшие биологические и этнографические коллекции. Океанограф вице-адмирал С.О. Макаров совершил два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути. Экспедиции Э.В. Толля и А.В. Колчака начали изучение Арктики, которое продолжил Г.Я. Седов. На развитие гуманитарных наук особое воздействие оказывали общественные изменения, обострение социальных конфликтов, более глубокое, чем прежде, размежевание идейных позиций. Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобразования общества (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин). Во второй половине XIX в. вырос интерес к историческим знаниям. Выдающийся ученый С.М. Соловьев, чья деятельность началась еще в первой половине XIX в., написал множество работ по разным историческим проблемам и фундаментальный труд «История России с древнейших времен». В нем он обосновал новую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа. В.О. Ключевский, создавший оригинальную концепцию русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки. Литература. Художественная литература второй половины XIX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн и др. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм – все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве. Новые по форме произведения в этот период создаются Д.С. Мережковским, А.А. Блоком, К.Д. Бальмонтом и В.Я. Брюсовым. Среди поэтов-акмеистов наибольшую известность приобрели: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам. Театр. Во второй половине XIX в. активно развивалось театральное искусство. В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. В нем играли В.И. Качалов, И.М. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова и др. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы – А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького. В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.И. Сумбатов-Южин). В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская деятельность В.Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства. Кино. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. В 90-х гг. в России начали снимать документальные фильмы. Звездами отечественного немого кино стали актеры Вера Холодная и И.И. Мозжухин. Хотя в основе многих фильмов лежали произведения А.С. Пушкина («Пиковая дама», «Домик в Коломне»), Ф.М. Достоевского («Бесы»), Л.Н. Толстого («Отец Сергий»), художественный уровень большинства картин оставался крайне низким. Ставились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии. Музыка. Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. В начале 60-х гг. XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В.В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям. Представители «Могучей кучки» и другие русские композиторы (П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С.И. Мамонтова (затем – С.И. Зимина). Популяризации национальной музыки способствовала деятельность Русского музыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А.Г. Рубинштейна «для развития музыкального образования, вкуса к музыке и поощрения отечественных талантов». Живопись. В середине XIX в. в изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм. Он складывался в борьбе с академизмом первой половины XIX в., выражал принципы демократической и гражданственной эстетики. В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств образовали в Петербурге свою «Артель». В 1870 г. ими было создано «Товарищество передвижных художественных выставок». И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и др. стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу. Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И.Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. В школе передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В.И. Суриков, В.М. Васнецов). Близкий к передвижникам В.В. Верещагин известен как мастер батальной живописи. К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова и пейзажи И.И. Левитана были созвучны французской школе импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, И.Я. Билибин и др.). Скульптура. В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции отразились в творчестве А.М. Опекушина (памятник А.С. Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М.М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов и исторических деятелей России («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»). Ряд монументальных скульптурных произведений принадлежал М.О. Микешину (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Архитектура. Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения: банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов: бетон, цемент, металлические конструкции, стекло. Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклектика – разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архитектора А.И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и «русского» стиля. Постепенно «русский» стиль стал преобладать. В его традициях были построены здания Исторического музея (архитектор В.О. Шервуд), Городской думы (архитектор Д.Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (архитектор А.Н. Померанцев) в Москве. В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.
Вопросы для самоконтроля 1. Назовите причины проведения контрреформ Павлом I. 2. Для чего было создано III отделение Собственной его императорского величества канцелярии? Чем занимались другие ее отделения? 3. Каковы государственно-правовые реформы в эпоху Николая I? Почему возросли коррупция и взятки в этот период? 4. Что такое «аракчеевщина» и какова ее сущность? 5. В чем состоит значение отмены крепостного права? 6. Назовите основные направления модернизации государственного и местного управления в ХIХ в. 7. В чем состоит значение введения в российском судопроизводстве институтов присяжных заседателей и присяжных поверенных? 8. Каковы основные направления реформ С.Ю. Витте? Почему они были успешными?
|