Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Февральская революция
Причины Февральской революции. Первая русская революция, хотя и заставила царизм пойти на некоторые уступки, все же не решила главных задач: самодержавие не стало конституционной монархией; господствующим классом оставалось дворянство; не был решен до конца аграрный вопрос. Мировая война, в которую была втянута Россия, обострила имевшиеся противоречия политического и экономического характера, ухудшила положение трудящихся масс. Военные расходы были огромны. Чтобы их покрывать, правительство выпустило бумажные деньги, не обеспеченные золотом, что вызвало сильную инфляцию. Трудности военного времени и поражения русской армии подорвали веру в царя и царское правительство. 1 ноября 1916 г. лидер конституционных демократов П.И. Милюков выступил в IV Думе и публично обвинил царское правительство в глупости и измене. Накануне Февральской революции, в январе, в Петрограде бастовало и митинговало свыше 177 тыс. рабочих. Часть уличных выступлений против царизма была приурочена к 9 января, годовщине Кровавого воскресенья, когда была расстреляна вера в «доброго царя». Революционные выступления в стране встревожили буржуазию. Председатель Государственной думы М.В. Родзянко стремился убедить монарха в принятии решительных контрреволюционных мер. Предлагалось выпустить указ, согласно которому ограничивались политические права и свободы граждан. Введенный в период реакции режим ограничения на собрания и митинги практически не действовал. С отчаянием Родзянко обращался к императору: «Ваше величество... я вас предупреждаю, я убежден, что не пройдет трех недель, как вспыхнет такая революция, которая сметет вас, и вы уже не будете царствовать». Но все попытки председателя Госдумы убедить царя в предотвращении грозящей режиму опасности вызывали у венценосца лишь раздражение. Не возымели должного воздействия и письма императрицы Александры Федоровны, в которых она наставляла мужа: «Дорогой, будь тверд, покажи властную руку…» Неуклюжие действия императора (четыре раза Николай II менял премьер-министров, столько же военных министров и шесть раз – министров внутренних дел), а также попытка разогнать IV Государственную думу (указ от 25 февраля 1917 г.) показали неспособность самодержавной монархии справиться с трудной ситуацией, вызванной Первой мировой войной. «Министерская чехарда» усиливала неспособность центральной власти контролировать ситуацию. Призывы народа к смирению, к войне до победного конца результатов не дали. Министр внутренних дел А.Д. Протопопов извещал царя, находившегося в это время в Могилеве, «о беспорядках в столице», а М.В. Родзянко телеграфировал царю в Ставку: «Положение серьезное. В столице анархия. Правительство парализовано… На улицах идет беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя». Между тем революционная активность масс, подогреваемая большевиками, нарастала. По некоторым данным, в революционных выступлениях рабочих и крестьян, солдат и матросов принимали участие 1, 172 млн человек. Против огромных масс, несогласных с политикой царизма, конная и пешая полиция была бессильна. Для исполнения монаршего приказа в Петроград направлялись с фронта преданные царю войска. Генерал Н.И. Иванов, наделенный царем диктаторскими полномочиями, с большим опозданием был послан монархом во главе эшелона георгиевских кавалеров «водворять порядок» в столице. Начало Февральской революции. В начале 1917 г. всеобщее недовольство, вызванное усталостью от войны, ростом цен, спекуляцией, очередями, еще более усиливалось из-за постоянных перебоев в поставках продовольствия в города. В ряде мест хлебные очереди начали громить лавки и магазины. Погромные настроения были привнесены и на производство. 18 февраля рабочие Путиловского завода объявили забастовку. Администрация ответила закрытием завода. Более 30 тыс. рабочих оказались без средств к существованию. Этот конфликт послужил поводом для начала массовых выступлений в столице. 23 февраля колонну демонстрантов возглавили женщины, требовавшие хлеба и возвращения мужчин с фронта. 25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, проходившую под лозунгами «Долой царизм!», «Долой самодержавие!», «Долой войну!». Николай II направил генералу Хабалову приказ: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки». И снова по царскому повелению солдатам и полицейским было приказано стрелять в демонстрантов и бунтовщиков. Произошли столкновения рабочих с полицией и жандармерией. Численность бастующих превысила 300 тыс. человек. На следующий день одно событие резко изменило ситуацию в столице. 26 февраля рота Павловского полка открыла огонь по конной полиции. Начался массовый переход солдат на сторону демонстрантов. Спустя два дня весь петроградский гарнизон слился со стихийным народным протестом. Таким образом, революционные выступления рабочих и крестьян, солдат и матросов, недовольных политикой царизма, приобрели массовый характер. Для руководства революционными выступлениями в столице 26 февраля 1917 г. был создан Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Его возглавили депутаты Государственной думы от меньшевиков и эсеров. 26 февраля Николай II упустил последнюю возможность трансформировать начавшуюся революцию «снизу» в менее болезненную для страны революцию «сверху»: он издал указ о роспуске Государственной думы, лишая либеральные силы всякой надежды на переход к конституционной монархии парламентским путем, выталкивая их тем самым в революцию. 27 февраля восставшие солдатские полки вместе с рабочими захватили арсенал, Петропавловскую крепость, двинулись к тюрьмам «освобождать социалистов», а заодно и всех «пострадавших от царского режима». Вечером опьяненная свободой толпа собралась у Таврического дворца, где проходили заседания Думы. Манифест РСДРП. Большевики 27 февраля обратились с Манифестом РСДРП ко всем гражданам России, в котором содержался призыв создать временное революционное правительство, которое подготовило бы новые справедливые законы, в том числе по конфискации помещичьих, монастырских и царских земель, а также разработало меры по введению 8-часового рабочего дня, разрешению продовольственной проблемы и прекращению войны. Однако меньшевики и эсеры, заседавшие в Петроградском совете, отклонили предложения большевиков, решив сотрудничать с буржуазией, находившейся в IV Государственной думе. Несмотря на указ императора Николая II о роспуске Госдумы, депутаты не только не сложили свои полномочия, но и образовали 28 февраля Временный комитет, который принял решение взять всю государственную власть в свои руки. Комитет принял постановление об отстранении от власти всех царских министров и до образования нового правительства направил во все министерства специальных представителей – комиссаров Временного комитета. Отречение от престола. Временное правительство. Николай II, пытавшийся 28 февраля выехать из Ставки в Царское Село, был задержан революционными матросами и отправлен в Псков, где находился штаб Северного фронта. По инициативе Временного комитета к императору был спешно направлен представитель (В. Шульгин) для подписания указа о назначении председателем Совета министров князя Г.Е. Львова. Подписание указа позволяло говорить о легитимности нового российского правительства. Указ был подписан, и 2 марта 1917 г. Николай II отрекся от престола. В акте об отречении указывалось, что император передает государственную власть в пользу младшего брата Михаила. Но Михаил под давлением почти всех политических лидеров (на сохранении монархии настаивал только один П.Н. Милюков) тоже отказался от престола, заявив, что судьбу монархии в России должно решить Учредительное собрание. По соглашению между буржуазными лидерами Временного комитета с эсеро-меньшевистским руководством Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов 2 марта было образовано Временное правительство. В тот же день были распределены ключевые посты. Большинство в новом составе правительства получили представители либеральных партий. Пост министра иностранных дел был предоставлен лидеру кадетов П.Н. Милюкову. Военное министерство возглавил октябрист А.И. Гучков. Крупный предприниматель А.И. Коновалов (партия прогрессистов) стал министром торговли и промышленности. Лидеры социалистических партий сознательно отказались войти в правительство, только эсер А. Керенский принял пост министра юстиции. Главой правительства был избран князь Г.Е. Львов, председатель Всероссийского земского союза(партия кадетов). Временному правительству стала принадлежать вся власть в стране. Петроградский совет, в состав которого вошли и солдатские комитеты, имел реальную возможность провозгласить себя единственной властью в России. Однако меньшевики и эсеры, имевшие подавляющее большинство в Советах, считали, что начавшаяся в России революция призвана завершить буржуазно-демократические преобразования в стране, поэтому возглавлять этот процесс должна либеральная буржуазия. Задача Советов, по их мнению, должна заключаться в контроле за деятельностью Временного правительства и оказании на него давления в случае отклонения от демократического курса. Демократические преобразования. После Февральской революции Россия стала одной из самых свободных стран мира. Легально действовали все политические партии, было уничтожено охранное отделение, ликвидирована цензура, отменены сословные, национальные и религиозные ограничения, военно-полевые суды, провозглашены политические права и свободы, всеобщее, равное и тайное избирательное право. Власть в столице концентрировалась в руках Временного правительства. На местах действовали общественные исполнительные комитеты (комитеты общественной безопасности), городское и земское самоуправление. Эти органы представляли либерально-демократическую тенденцию в развитии страны. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов связал Временное правительство рядом других обязательств перед трудящимися: принятием законодательных актов, разрешающих свободу слова, собраний, демократических выборов органов местного самоуправления, отмены всех сословных привилегий и ограничений. Временное правительство стремилось добиться «классового мира» между буржуазией и пролетариатом, помещиками и крестьянами. Для этого на промышленных предприятиях создавались «примирительные камеры» с участием представителей фабрикантов и рабочих. Были восстановлены и созданы новые профсоюзы (более 2 тыс. по всей стране), официально разрешены забастовки, осуществлено государственное страхование. Явочным порядком устанавливался 8-часовой рабочий день, не получивший законодательного оформления. Вводился рабочий контроль за действиями заводской администрации, появились фабрично-заводские комитеты (фабзавкомы). Под давлением революционных масс были упразднены многие органы царской власти: ликвидированы Министерство императорского двора и канцелярия Николая II, жандармерия, полиция, отстранены от своих должностей 4 генерал-губернатора, 27 губернаторов, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники. При Министерстве юстиции была учреждена Чрезвычайная следственная комиссия для расследования преступной деятельности бывших царских министров и других высших должностных лиц. Упразднили Святейший Синод и должность обер-прокурора Синода. Взамен создали Министерство вероисповеданий, состоящее из департамента по делам православной христианской церкви и департамента иноверческих религий. Распущено Главное управление по делам печати, осуществлявшее цензуру, департамент полиции преобразован в Главное управление по делам милиции. Изменения в судебной системе. В составе Сената упразднены Верховный уголовный и высший дисциплинарный суды. В составе судебных палат и окружных судов ликвидированы особые присутствия, распущены военно-полевые суды, в 33 губерниях восстановлены мировые судьи, в состав военных судов вводились заседатели от офицеров и солдат. К прежней судебной системе были добавлены революционные суды. Они действовали в городах в составе мирового судьи (председатель) и двух представителей: от армии и от рабочих. Судебное разбирательство было устным и гласным. Приговоры вступали в законную силу и обжалованию не подлежали. Приговор мог отменить только министр юстиции. Из системы наказаний, исполняемых по приговору суда, были исключены наказания розгами, надевание наручников и кандалов, применение смирительной рубашки. Изменения в местном управлении. Под воздействием Временного правительства произошли некоторые изменения в местном управлении. Вместо упраздненных губернаторов, градоначальников, становых приставов и земских начальников руководство на местах стали осуществлять губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. На демократической основе создавались волостные, земские собрания и управы, советы дум городов, а также районные думы и управы. По инициативе Временного правительства была восстановлена деятельность Земгоров. Таковы изменения в центральных и местных органах власти, судебной системе, осуществленные Временным правительством после Февральской революции. В целом они носили косметический характер и не затрагивали основ существующего строя. Временное правительство ограничивалось полумерами. У Временного правительства не было намерений ломать систему права до основания, а затем на голом месте возводить правовой фундамент нового демократического государства. Юридическое совещание. По вопросам, требовавшим рассмотрения в законодательном порядке, правительство издавало постановления за подписью всех его членов. Для разработки наиболее важных правовых актов при Временном правительстве в марте 1917 г. было образовано Юридическое совещание. Выражая интересы буржуазии, этот орган все же был вынужден считаться с революционной обстановкой в стране. Поэтому среди его рекомендаций были предложения о проведении демократических выборов, в которых участвовали бы все слои и социальные группы, включая рабочих, солдат и матросов. Предложения юристов касались прежде всего избрания на демократической основе органов местного самоуправления. Юридическое совещание готовило заключения по законопроектам Временного правительства. По инициативе этого органа было принято постановление правительства «О судах по административным делам». Задачей суда было разрешение споров между органами местного самоуправления и комиссарами Временного правительства, правительственными учреждениями, другими органами государственного управления. Учитывая, что в работе Юридического совещания участвовали крупнейшие юристы России, ему было поручено подготовить проект новой конституции страны. Такой проект был подготовлен, но с большим опозданием: утверждать его было уже некому. Отменив правовые акты, регламентировавшие деятельность императора, Временное правительство с помощью Юридического совещания разработало и утвердило Положение о выборах в Учредительное собрание на основе принципов всеобщего равного и тайного голосования. Но оно стало избираться лишь в ноябре 1917 г., когда к власти пришли Советы. Временное правительство не имело широкой социальной базы, не обладало необходимым и действенным аппаратом принуждения и не смогло установить контроль над ситуацией в стране. Стремительно падал авторитет Временного правительства в глазах народа. Аграрный вопрос. Для решения аграрного вопроса был создан Главный земельный комитет. На местах появились губернские, уездные, волостные земельные комитеты. Земли царской семьи были национализированы. Однако осуществленных мер оказалось недостаточно. Крестьяне, не дожидаясь решения Учредительного собрания, захватывали необрабатываемые земли, инвентарь и скот помещиков, вырубали леса, громили дворянские усадьбы. Далеко не благополучно обстояло дело с обеспечением населения продовольствием и снабжением армии. Правительство начало осуществлять политику продразверстки. Но крестьяне не горели желанием сдавать хлеб по твердым ценам. А наладить эквивалентный обмен между городом и деревней не удалось: стоимость изъятых сельских продуктов равнялась 7 млрд рублей, а промышленных товаров было поставлено лишь на 2 млрд. Несмотря на усиление государственного регулирования промышленного производства, нормализовать ситуацию также не удалось. Государственный долг достиг осенью 1917 г. 49 млрд золотых рублей. Страну захлестнула инфляция. Национальные проблемы. Нарастали и национальные проблемы. В марте 1917 г. украинские социалистические партии объявили о создании Центральной Рады, принявшей 10 июня документ с требованиями предоставить Украине национально-территориальную автономию. Временное правительство было готово рассмотреть вопрос о независимости Польши и предоставлении прав автономии Финляндии. Но когда в июле 1917 г. финский сейм провозгласил независимость страны, центральная власть разогнала этот законодательный орган и ввела на финскую территорию войска. Центробежные процессы происходили и в других частях империи. Новые кризисы. Государственное управление Временного правительства изобиловало политическими и экономическими кризисами. Первый из них был связан с нотой министра иностранных дел к союзникам 18 апреля 1917 г., в которой подтверждались обязательства России продолжать войну. Армия устала от трехлетних боев за чуждые интересы, в войсках упала дисциплина и боеспособность, выросло дезертирство. Не спасала положение и «демократизация» отношений между военными: введение права солдатских комитетов обсуждать приказы, выносить решения об их выполнении и другие нововведения. Поэтому решение правительства продолжать войну до победного конца вызвало недовольство в армии и массовые демонстрации в столице. Члены Временного правительства глава МИДа кадет П.Н. Милюков и министр обороны октябрист А.И. Гучков были вынуждены подать в отставку. В июле 1917 г. сформировалось второе коалиционное Временное правительство во главе с министром юстиции, эсером А.Ф. Керенским. Через два месяца, 24 сентября, Керенскому пришлось формировать третье коалиционное правительство. А всего за период со 2 марта по 25 октября 1917 г. функции центрального органа государственной власти и управления исполняли четыре состава Временного правительства и одна Директория как промежуточный орган. Директория руководила страной меньше месяца – с 30 августа по 25 сентября. В этих условиях говорить о преемственности власти, реализации ею какой-то единой программы социально-экономического развития России не имело смысла: временщики такой задачи перед собой не ставили. Все это не добавляло авторитета буржуазной власти.
|