Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Двоевластие и его классовая сущность






Двоевластие. После Февральской революции в России установилось двоевластие – своеобразное переплетение диктатуры буржуазии и революционно-демократической диктатуры рабочих и крестьян.

Буржуазия стремилась сконцентрировать законодательную и исполнительную власть в руках Временного правительства, не допустить созыва Учредительного собрания и парламента, политический состав которых трудно было предвидеть. Органом буржуазной диктатуры стало Временное правительство, представлявшее официальную власть в России. В своей декларации от 3 марта 1917 г. правительство обещало провести всеобщую амнистию, отменить смертную казнь, ввести политические свободы, запретить сословную дискриминацию, подготовить выборы в Учредительное собрание. Однако его внутриполитический курс оказался непоследовательным и противоречивым.

Вторым центром власти в стране стали Советы рабочих, крестьянских, солдатских депутатов. Они издавали собственные приказы и распоряжения, которые исполнялись на местах. Так, согласно приказу № 1 Петроградского совета от 1 марта 1917 г. «О демократизации армии», в воинских частях прошли выборы в солдатские комитеты, которые организационно сливались с Советами рабочих депутатов, образуя в них солдатские секции. Этот приказ не только уравнивал в гражданских правах солдат и офицеров, но фактически ставил последних в зависимость от выборных солдатских комитетов, в распоряжение которых передавалось оружие. Приказ отменял традиционные армейские формы дисциплины, разрешал политическую деятельность и создание различных общественных организаций в воинских частях.

Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов стремились развить демократические завоевания Февральской революции путем созыва Учредительного собрания на основе демократических выборов. Петроградский совет выдвигал требования по немедленной амнистии по политическим, аграрным и религиозным делам, осуществлению свободы слова, собраний и других свобод, в том числе для военнослужащих, замены полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным местному самоуправлению, демократических выборов органов самоуправления.

Классовая характеристика Советов позволила В.И. Ленину сделать вывод, что именно Советы, а не органы местного самоуправления, включавшие буржуазные элементы, станут политической основой будущей пролетарской государственности.

Советы, формально не являясь органами государственного управления, контролировали деятельность правительства и влияли на принимаемые решения. Временное правительство было властью без силы, а Советы были силой, но без власти. Такая ситуация получила название «двоевластие». Сложилось своеобразное положение, когда в столице России одновременно действовали два властных органа: Петроградский совет и Временное правительство.

На местах также возникла коллизия двоевластия. В губерниях, уездах и волостях Советы составляли систему органов, претендовавших на исполнительную власть. Но и прежние местные органы власти никем не были отменены. Городские думы и управы, губернские органы власти и суды, земства, введенные Временным правительством весной 1917 г. в большинстве губерний, продолжали функционировать под контролем комиссаров Временного правительства. Объединить эти полярные системы местных органов власти было невозможно, так как они представляли противоположные слои общества. Двоевластие порождало всевозможные кризисы.

Уже в конце марта – начале апреля на Всероссийском совещании Советов отмечалось, что Советы во многих местах выполняют функции государственно-экономического управления. Вместе с тем совещание отмечало, что в старых органах самоуправления господствуют контрреволюционные элементы, сторонники куцей конституции, поэтому революционные массы должны консолидироваться вокруг Советов. Хотя совещание приняло расплывчатую эсеро-меньшевистскую резолюцию, сама постановка вопроса о верховенстве власти Советов имела важное политическое значение.

В конце марта – начале апреля 1917 г. на Всероссийском совещании Советов большевики предложили образовать орган, который контролировал бы решения Временного правительства с тем, что в последующем власть была целиком передана в руки Советов. Но предложения большевиков снова не были поддержаны большинством делегатов Всероссийского совещания Советов. И тем не менее сама постановка вопроса о власти имела большой политический резонанс.

Большой вклад в решение проблемы организации высших органов власти внесла Всероссийская конференция большевиков, проходившая в начале апреля 1917 г. Участники конференции требовали усиления роли Советов в государственной и экономической жизни, передачи им власти на всех уровнях управления страной без свержения Временного правительства, еще имевшего влияние в массах.

Апрельские тезисы. 3 апреля 1917 г., в последний день Всероссийской большевистской конференции, в Петроград из эмиграции вернулся В.И. Ленин. Большевики устроили ему пышную встречу на Финляндском вокзале. Ленин выступил с крайне радикальными на тот момент Апрельскими тезисами. Главной возможностью сложившегося шаткого равновесия в период двоевластия вождь большевиков считал переходот буржуазно-демократической революции к социалистической и установление диктатуры пролетариата. Новой формой государственной власти, по замыслу Ленина, должна стать Республика Советов. Осуществить задуманное можно было мирным путем, не прибегая к вооруженному захвату власти, через разоблачение антинародной сущности Временного правительства, через завоевание большинства в Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Поэтому большевики выдвинули лозунги «Долой Временное правительство» и «Вся власть Советам!»

Апрельские тезисы в силу своей крайней радикальности вызвали сильное недоумение у многих большевиков. 6 апреля ЦК РСДПР(б) вынес по ним отрицательную резолюцию, а редакционный совет «Правды» отказался печатать статью якобы из-за механической поломки, но под давлением Ленина 7 апреля Апрельские тезисы все же появились. Л.Б.Каменев сопроводил их комментарием, что «редакция не разделяет изложенных в статье взглядов». Петроградский комитет большевиков 8 апреля также проголосовал против тезисов (два голоса «за», тринадцать «против», один воздержался). Несмотря на это Ленин в апреле 1917 г. форсировал формирование Красной гвардии и «рабочей милиции» из революционно настроенных рабочих, солдат и матросов. К октябрю 1917 г. численность Красной гвардии достигла 200 тыс. человек.

Усиление роли Советов. В период Февральской революции проходило усиление роли Советов. Были сформированы основные принципы работы Советов, прежде всего принцип единства действий Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. С самого начала неукоснительно действовали принципы выборности Советов, коллегиальности их работы, сменяемости их членов и подотчетности перед избирателями. С образованием губернских и областных Советов постепенно складывалась единая властная вертикаль советских органов. При них создавались исполнительные комитеты для решения насущных задач. Созыв в мае съезда крестьянских депутатов, а в июне – съезда Советов рабочих и солдатских депутатов породил идею придания самому съезду полномочий органа, перед которым отвечало бы правительство. На I Всероссийском съезде Советов в июне 1917 г. меньшевики и эсеры согласились с тем, что министры-социалисты, то есть эсеры-меньшевики, народные социалисты, должны нести ответственность перед съездом Советов.

Идея контрольных полномочий обсуждалась на съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, проходившем в июне 1917 г. На I Всероссийском съезде Советов меньшевики и эсеры согласились с тем, что правительство должно нести ответственность перед съездом, но были против передачи всей власти Советам. Несмотря на то что идея большевиков о придании съезду Советов полномочий высшего органа власти из-за позиции эсеро-меньшевистского руководства потерпела поражение, решение, принятое в начале июля 1917 г., об ответственности Временного правительства перед Советами стало причиной правительственного кризиса.

Конец двоевластия. 3–4 июля 1917 г. в Петрограде прошла 500-тысячная антиправительственная демонстрация рабочих и солдат. Правительство обвинило большевиков в попытке насильственного захвата власти. По демонстрантам был открыт огонь. Видные деятели большевистской партии Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, А.В. Луначарский и другие были арестованы. Ленину удалось скрыться.

Власть полностью перешла к Временному правительству благодаря тому, что Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, который в тот момент возглавляли эсеры и меньшевики, принял решение о его поддержке. В июле, с окончанием двоевластия, большевики сняли лозунг «Вся власть Советам!» потому, что меньшевики и эсеры заняли контрреволюционную позицию. Период двоевластия закончился. Вместе с ним закончился и мирный путь перехода власти.

Корниловский мятеж. В конце августа произошла радикализация Временного правительства. Инициатором этого процесса стал военный министр генерал Л.Г. Корнилов. Он предлагал установить жесткую дисциплину в войсках и в тылу, ввести военное положение, распустить Советы, запретить революционные партии, прекратить вмешательство государства в экономику. В России должна быть введена новая форма правления в виде Совета народной обороны. Коалиционному правительству генерал отводил роль исполнительного органа. Ненадежные войсковые соединения он предлагал расформировать с выделением каждому по 8 десятин земли. При этом из армии пришлось бы демобилизовать 4 млн солдат.

Эту программу введения военной диктатуры готовы были поддержать высшие армейские чины, крупные предприниматели, кадеты. Не возражал против нее и Керенский. Но когда Корнилов 26 августа двинул верные ему войска на Петроград, Керенский испугался за свою судьбу и объявил военного министра изменником. Корнилову противостояли Исполком Петроградского совета и созданный при нем Комитет народной обороны против контрреволюции, в который вошли представители всех социалистических партий.

На борьбу с мятежом были мобилизованы 40 тыс. красногвардейцев. Навстречу наступавшим войскам были направлены агитаторы. Железнодорожники перекрыли подъезд к Петрограду. Мятеж потерпел поражение. 2 сентября генерал Корнилов был арестован.

Поражение корниловского мятежа и вялые действия правительства усилили влияние большевиков в войсках, на фабриках и заводах. На фоне все более ухудшающегося экономического положения, поражений на фронте, роста выступлений в деревне ленинские лозунги: «Земля – крестьянам», «Фабрики – рабочим», «Власть – советам», «Мир – хижинам, война – дворцам» быстро завоевывали сторонников. Росла численность ленинской партии. Если в феврале 1917 г. насчитывалось всего 24 тыс. большевиков, то в августе – уже 240, а в начале октября – 350 тыс.

С ростом численности большевиков возрастало и их влияние на Советы. До сентября 1917 г. во главе Советов, как правило, стояли меньшевики и эсеры, отрицавшие возможность перерастания демократического этапа революции в социалистический. Они не понимали важную роль Советов как органов власти в период двоевластия. После подавления корниловского мятежа, когда в полную силу проявились организаторские способности партии Ленина, ведущую роль в Советах стали играть большевики.

Предпарламент. 1 сентября 1917 г. Директория из пяти человек во главе с Керенским объявила Россию республикой. Меньшевики и эсеры после подавления корниловского мятежа предложили созвать Демократическое совещание. Состав Демократического совещания, приступившего к работе в сентябре 1917 г., был мелкобуржуазным. Его главная задача заключалась в том, чтобы нейтрализовать попытки большевиков передать власть Советам.

14–22 сентября в Петрограде прошло Всероссийское демократическое совещание, в котором приняли участие представители политических партий, профсоюзов, земств и городских дум. Оно избрало Совет республики – Предпарламент, состоявший из 555 человек и призванный урегулировать вопрос о власти. Большевики отказались войти в этот орган.Тогда организаторы пригласили в Предпарламент партию кадетов. 25 сентября было сформировано третье коалиционное правительство. В него вошли 6 кадетов, 3 меньшевика, 2 трудовика, 2 военных специалиста и 1 независимый.

2 октября Временное правительство утвердило Положение о предпарламенте. Этот политический институт мог придать государственному развитию страны форму парламентской рес­публики. Предпарламент приступил к работе 7 октября и переименовал себя во Временный Совет республики. Правительство не было ответственным перед этим органом, так как он вскоре сам стал совещательным придатком Временного правительства. Поэтому в действиях правительства мало что изменилось. Проведение реформ откладывалось, народ выражал недовольство Временным правительством.

7 октября по указанию Ленина большевики покинули предпарламент. Реальная власть в столице все больше концентрировалась в руках большевистского Петросовета.

Таким образом, Февральская буржуазно-демократическая революция поставила точку в монархической династии императоров. Период самодержавия, 300-летняя династия Романовых закончились в феврале 1917 г. Коренным образом после февраля 1917 г. изменилась форма государственного правления. Россия стала республикой. Правовая система России после победы Февральской революции претерпела изменения, особенно заметные в сфере государственного права. Были отменены Основные государственные законы, введенные 23 апреля 1906 г., которые являлись правовой основой монархии в России.

Нерешенные проблемы. Однако российская буржуазия в отличие от европейских буржуазных революций не сумела создать все атрибуты полноценного буржуазного государства: не было парламента, не произошло разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Временное правительство узурпировало законодательную власть в стране, хотя по своему названию должно было выполнять только исполнительно-распорядительные функции. Буржуазия, будучи у власти, сохранила прежние эксплуататорские порядки. Конституция так и не была принята.

Не сумела буржуазия сформировать вертикаль власти со строгим подчинением снизу доверху. В этом ей помешали революционные массы во главе с сильной большевистской партией, которые создавали собственные органы власти на местах.

В конце своего руководства революционной страной Временное правительство издало закон об усилении уголовной ответственности за насильственное посягательство на изменение существующего строя в России. Но этот закон не стал Временному правительству страховым полисом. Оно дискредитировало себя в глазах народа, законсервировав старые порядки и защищая интересы эксплуататоров. Окончательная дискредитация Временного правительства в глазах крестьянства произошла тогда, когда по его указанию в деревню были направлены воинские отряды для принудительного изъятия хлеба для нужд страны. Это вызвало новый подъем антиправительственных, революционных выступлений.

Вопросы о земле, о мире оставались нерешенными и были пороховой бочкой под Временным правительством. Основные проблемы, волновавшие народы России, явились серьезными предпосылками Октябрьской революции во главе с большевиками. Временное правительство не сумело улучшить жизнь трудящихся, поэтому народ поверил большевикам, их красивым обещаниям. Правительство министров-капиталистов не смогло вовремя нейтрализовать активность большевиков, которые воспользовались политическим бессилием Временного правительства для подготовки вооруженного восстания в Петрограде и захвата власти.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал