Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституция СССР 1924 года.
1. Закрепила на законодательном уровне образование СССР. 2. Провозгласила формой государственного устройства СССР федерацию республик с правом свободного выхода из союза. 3. Закрепила право за союзными республиками самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. 4. К функциям союзных органов были отнесены: – заключение международных договоров, установление связей с иностранными государствами, определение внешней политики и т.п.; – осуществление внешней торговли; – руководство транспортом и почтово-телеграфной связью; – разработка основных направлений развития народного хозяйства СССР; – подготовка и утверждение государственного бюджета, установление единой денежной системы. Печатный станок по-прежнему оставался в Москве – столице СССР. 5. Высшим законодательным органом власти стал (по Конституции) Всесоюзный Съезд Советов; в перерывах между съездами работал двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Обе палаты обладали равными правами и формировались на съезде. В Совете Союза каждая союзная республика имела своих представителей пропорционально численности населения. В Совет Национальностей входили по пять представителей от каждой союзной и автономной республики. Каждая автономная область Российской Федерации направляла в этот орган по одному представителю. Палаты обладали достаточно реальной государственной властью: декреты, постановления и распоряжения ЦИК приобретали силу закона только после получения одобрения обеих палат. 6. Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распорядительной власти передавалась его президиуму. 7. Исполнительная власть, по Конституции, принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были созданы Госплан СССР, Госбанк СССР и общесоюзные наркоматы. СНК СССР получил право разрабатывать гражданское, уголовное и трудовое законодательство, принципы и правовые основы судопроизводства, развития образования и здравоохранения. СНК состоял из народных комиссариатов. Согласно Конституции 1924 г. наркоматы подразделялись на три типа: общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские. Общесоюзные наркоматы (внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов, иностранных дел, по военным и морским делам) имели в союзных республиках своих уполномоченных представителей. К центральному органу государственного управления следует отнести и Совет Труда и Обороны (СТО) СССР. Его возглавлял председатель правительства (СНК СССР). На СТО возлагалась координация деятельности промышленных и оборонных наркоматов, а также контроль реализации их хозяйственных и финансовых планов. 9. Конституция устанавливала единое союзное гражданство. Но она закрепляла неравенство в избирательных правах, установленное в первые годы советской власти. На основе Конституции СССР 1924 г. были внесены изменения в Конституции союзных республик. Органы власти и управления союзных республик передавали часть своих полномочий союзным органам, созданным на основании Конституции СССР 1924 г. Все процессы национально-государственного строительства велись в соответствии с Конституцией СССР 1924 г. Таким образом, образование Советского Союза сыграло положительную роль в правовом, социальном и экономическом развитии всех союзных республик. Объединение экономического и военного потенциала, людских, природных и финансовых ресурсов усилило мощь Советского Союза. Это позволило в короткие сроки восстановить народное хозяйство, решить другие важные проблемы. Перераспределение средств из союзного бюджета позволило развить отсталые национальные окраины, подготовить для них кадры, снабдить техникой и оборудованием. Кодификация и унификация законодательства в связи с образованием СССР позволили привести в систему гражданское и уголовное законодательство молодых советских республик. Реформа юстиции и правоохранительных органов. Создание Советского Союза, введение НЭПа, поставили перед органами юстиции, всеми правоохранительными органами новые задачи. Они должны были приспособиться к работе в новых условиях. С этой целью в составе Наркомюста в мае 1922 г. была создана государственная прокуратура. Нарком юстиции одновременно стал и прокурором России. Прокурор республики в своей работе опирался на губернских прокуроров. На прокуратуру были возложены следующие функции: надзор за законностью в деятельности органов власти, хозяйственных, общественных и других организаций, должностных и физических лиц; надзор за деятельностью следственных органов; поддержание обвинения в суде; контроль за соблюдением законности в местах лишения свободы. Одновременно с возложением надзорных функций прокуратуры на органы юстиции были возложены и функции адвокатуры. В том же 1922 г. при губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался губернским исполкомом. Коллегии защитников, созданные при отделах юстиции, в своей работе руководствовались «Положением об адвокатуре», утвержденном ВЦИК РСФСР весной 1922 г. В задачи адвокатуры входило оказание юридической помощи гражданам и юридическим лицам, а также защита их интересов в суде. В 1922 г. были изданы «Положение о нотариате» и «Положение об арбитражных комиссиях». На нотариат возлагалась работа по регистрации сделок с недвижимостью и другим имуществом, удостоверение копий документов, различного рода юридических актов. На арбитражные комиссии были возложены задачи по разрешению имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций. Контроль за арбитражными комиссиями и нотариусами осуществлял Наркомат юстиции через губернские отделы юстиции. Органы юстиции после реорганизации, создания дополнительных правовых подразделений: прокуратуры и адвокатуры, нотариата и арбитражных комиссий – представляли собой правовой конгломерат (беспорядочное соединение чего-нибудь) органов надзора и органов защиты. Получается, что и обвинение, и защита входили в одно и то же структурное подразделение – отдел юстиции – и имели одного начальника. Кроме того, на отделы юстиции, наркомат в целом была возложена задача реформирования судебной системы, приспособления ее для работы в условиях новой экономической политики и союзного государства. В связи с образованием СССР23 ноября 1923 г. в общей судебной системе страны появилось новое важнейшее звено – Верховный Суд СССР, высший орган судебной власти в СССР. В этот день Президиум ЦИК СССР принимает первое Положение о Верховном Суде СССР, определившее статус, компетенцию и порядок деятельности данного суда. Председатель Верховного Суда и его члены назначались Президиумом ЦИК и им же могли быть освобождены от должности. В состав Пленума Верховного Суда входили (по должности) также четыре председателя верховных судов союзных республик и председатель ОГПУ при СНК СССР. Первым председателем Верховного Суда СССР был назначен Винокуров Александр Николаевич, проработавший бессменно до 1938 г. Верховный Суд имел право создавать специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик, и дел персональной подсудности членов ЦИК СССР, СНК СССР, Председателя и членов Верховного Суда СССР, Прокурора СССР, его заместителя и старших помощников. Практически одновременно была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которая получила право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР. Этот орган обладал также правом законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны. Реорганизация ВЧК. После окончания Гражданской войны и с введением НЭПа реорганизации подверглись репрессивные органы Советского государства, прежде всего ВЧК. Решение о реорганизации ВЧК, приспособлении ее органов к работе в новых условиях приняла ХI Всероссийская конференция ВКП (б) в декабре 1921 г. (Заметим в скобках, что это не первый пример, когда партийные органы принимали правовые акты вместо законодательных органов в отношении правительственных учреждений.) Правящая партия рекомендовала, и IХ Всероссийский Съезд Советов « проштамповал» постановление об упразднении ВЧК, а президиум ВЦИК в феврале 1922 г. издал декрет о создании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР. После образования СССР ГПУ было реорганизовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при Совнаркоме СССР. 8. На ОГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению «враждебной деятельности антисоветских элементов»; охрана государственной тайны и борьба со шпионажем, пресечение разведывательной деятельности иностранных государств и контрреволюционных центров; борьба с терроризмом и контрабандой. Другими словами, деятельность ОГПУ заключалась в новых условиях главным образом в раскрытии антигосударственных преступлений. Подобные реформы органов государственной безопасности были проведены в других союзных республиках. Органы ОГПУ-НКВД, реорганизованные после окончания Гражданской войны, стали опорой для усиления политических репрессий против членов оппозиции сталинскому режиму. Одновременно с органами ОГПУ были усилены надежными кадрами и органы рабоче-крестьянской милиции. В систему органов входили: – городская и уездная милиция; – промышленная, железнодорожная и водная милиция (охрана особо важных объектов); – розыскная (уголовная) милиция. Руководство милицией осуществлял Наркомат внутренних дел. Усиление органов юстиции и правоохранительных органов соответствовало партийным установкам о том, что по мере продвижения к социализму классовая борьба внутри страны обостряется. Поэтому Советское государство и укрепляло репрессивные органы для борьбы с классовыми врагами и оппозицией. Следует заметить, что с целью руководства правоохранительными и другими органами государства правящая партия проводила последовательную кадровую политику. На всех ключевых постах она расставила верных ей людей. Вопросы для самоконтроля 1. В чем состоит коренное отличие Советского государства от царского самодержавия? 2. Какие первые правовые акты были приняты в первые дни Октябрьской революции? 3. Какова роль В.И. Ленина в становлении Советского государства, создании новой системы государственного управления? 4. Когда была принята первая советская Конституция 1918 г. Каково ее основное ее содержание и значение? 5. В чем состоит сущность государственной политики «военного коммунизма»? С какой целью она проводилась и какими правовыми актами подкреплялась? 6. Можно ли Советское государство назвать правовым государством? 7. Как повлияла Гражданская война на характер советского государственного управления? 8. В чем состоит сущность новой экономической политики? 9. Как осуществлялась новая экономическая политика? 10. К каким результатам привела НЭП? В чем ее историческое значение?
|