![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Криминалистических учетов
Животные (похищенный или пригульный скот) Нераскрытые преступления Следы: – пальцев рук с мест нераскрытых преступлений; – орудий взлома и т.д. Документы: – поддельные доку- менты; – поддельные рецеп- ты, ценные бумаги и т.д. Трупы погибших и умерших граждан, личность которых не установлена Глава 16. Криминалистическая регистрация 306 мых объектов. Материалы систематизируются в соответствии с научно разработанной классификацией признаков, обеспечи- вающих быстрое отыскание нужных сведений. В криминалистической регистрации используются следующие способы фиксации информации: а) описание (письменная фиксация сведений, признаков поду- четных объектов, зарисовка, изображение в виде схем); б) получение оттисков (в том числе дактилоскопирование); в) фотографирование; г) звуко- и видеозапись; д) коллекционирование (собирание и хранение объектов в на- туре); е) комбинированный (когда задействовано несколько спосо- бов фиксации подучетных объектов). При регистрации признаки объектов (сведения о них) фикси- руются в определенном порядке. Соответственно различают та- кие формы ведения учетов: картотеки, журналы, альбомы, фото-, видеотеки, коллекции, базы данных компьютерных систем и др. В настоящее время наиболее перспективным направлением эффективного использования регистрационной информации яв- ляется создание автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС), базирующихся на применении компьютерной техники, средств связи, терминальных комплексов, особых уст- ройств ввода и вывода информации. Следует подчеркнуть, что информация должна быть защищена от несанкционированного доступа. В результате обращения к учетам может быть установлено сходство проверяемого объекта с уже зарегистрированным или получены сведения, характеризующие проверяемый объект как значимый для расследования. В ряде случаев существенное зна- чение может иметь и отрицательный ответ, когда регистрацион- ный орган сообщает, что объект в числе подучетных не значится. Необходимо иметь в виду, что итоговый результат проверки по учетам — не обязательно установление индивидуального тожде- ства, но и информирование о наличии или отсутствии в регистра- ционных массивах объектов, подобных или максимально схожих с проверяемым. Правовые основы функционирования системы криминали- стической регистрации подробно регламентированы в подзаконных актах, в частности в приказах и инструкциях МВД России. Юриди- ческим основанием для ведения криминалистической регистрации являются: § 1. Общие положения криминалистической регистрации 307 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», предусматри- вающий ведение учета лиц, предметов и фактов, использование данных этого учета, производство регистрации, фотографирова- ние, звукозапись, кино-, видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, обви- няемых в совершении умышленных преступлений и подвергнутых административному аресту; Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государ- ственной дактилоскопической регистрации в Российской Федера- ции», в статье 10 которого сказано, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут создавать и исполь- зовать информационные системы; Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, ис- полняющих уголовное наказание в виде лишения свободы», а также федеральные законы: от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозревае- мых и обвиняемых в совершении преступлений», от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информа- ционном обмене», от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии». Большое значение имеют внутриведомственные правовые ак- ты, такие как «Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России» (приказ от 20 марта 1996 г. № 146), «Наставление по формированию и ведению централизо- ванных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек ор- ганов внутренних дел Российской Федерации», утвержденное приказом МВД России от 12 июля 2000 г., приказ МВД России от 1 июня 1993 г. «О повышении эффективности экспертно- криминалистического обеспечения органов внутренних дел Рос- сийской Федерации» и прилагаемая к нему Инструкция по фор- мированию и использованию экспертно-криминалистических уче- тов, картотек, коллекций и справочно-информационных фондов органов внутренних дел. Основанием регистрации конкретного объекта являются по- становление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей либо о привлечении в качестве обвиняемого; приговор или определение суда; постановление об объявлении лица в розыск; протокол задержания подозреваемого. Для постановки на учет иных объектов юридическим основанием служат протоколы Глава 16. Криминалистическая регистрация 308 следственных действий. Регистрация таких объектов и снятие их с учета производятся при наличии достаточных оснований, пре- дусмотренных нормативными актами. Система криминалистической регистрации, функциони- рующая в органах внутренних дел, где сосредоточена основная часть криминалистических и иных учетов, предназначенных для целей раскрытия и расследования преступлений, достаточна сложна. Она может быть классифицирована по двум основаниям: 1) по территориальности и подразделениям, в которых ведут- ся учеты; 2) по функциональному и объектовому признакам. В зависимости от территориального охвата обслуживаемого региона все учеты можно подразделить на: централизованные (федеральные), местные (региональные) и централизованно- местные. Централизованные (федеральные) учеты ведутся только в соответствующих центральных аппаратах МВД России: Главном информационном центре МВД России (ГИЦ МВД), Экспертно- криминалистическом центре МВД России (ЭКЦ МВД) — и охваты- вают регистрацией всю территорию Российской Федерации. Местные (региональные) учеты ведутся в пределах респуб- лики, края, области в соответствующих информационных центрах (ИЦ МВД, ГУВД, УВД), экспертно-криминалистических управлени- ях или отделах (ЭКУ, ЭКО), в подразделениях уголовного розы- ска. Некоторые местные учеты ведут в низовых звеньях горрай- линорганов внутренних дел. Централизованно-местные учеты предполагают регистра- цию однотипных объектов как в центре, так и на местах. Таких учетов большинство. Конечно, не все одноименные объекты, учи- тываемые на местах, регистрируются в центральных аппаратах, чтобы не загромождать их массивы. Так, на местном уровне опе- ративно-справочного учета состоят лица, осужденные за любые преступления, совершенные на территории обслуживаемого ре- гиона независимо от меры и срока наказания, а в ГИЦ МВД Рос- сии учитываются лишь осужденные за особо тяжкие преступле- ния к смертной казни, лишению свободы или ссылке, а также за иные преступления к лишению свободы на срок от 3 лет и выше. Обращаясь в централизованно-местный учет, следует знать, что подучетный объект мог быть зарегистрирован лишь на мест- ном уровне в другой республике, крае, области, поэтому запрос следует направить в ИЦ или ЭКУ (ЭКО) соответствующего МВД, ГУВД, УВД, а не ограничиваться запросами в ГИЦ или ЭКЦ МВД и § 2. Оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты 309 в местный информационный центр или криминалистическое под- разделение. Особенности проверки регистрируемых объектов централизо- ванных и местных учетов — второе основание классификации. Одна группа учетов ведется по линии информационно- справочных служб — ГИЦ МВД России, ИЦ МВД, ГУВД, УВД, учетных подразделений горрайорганов. Для проверки объектов по этим учетам специальных криминалистических познаний не требуется. Это учеты оперативно-справочные, похищенных и изъятых номерных и обычных вещей, предметов антиквариата и т.д. Другая группа учетов ведется в экспертно-криминали- стических подразделениях: ЭКЦ МВД России, ЭКУ (ЭКО) МВД, ГУВД, УВД, горрайорганах. Для их организации и функциониро- вания необходимы специальные криминалистические познания. Это дактилоскопическая регистрация неизвестных преступников, оставивших следы рук на местах нераскрытых преступлений, и лиц, взятых милицией на учет; регистрация пуль, гильз, патронов со следами оружия; фальшивых бумажных и металлических де- нег; поддельных документов, изготовленных на полиграфическом оборудовании; поддельных медицинских рецептов на получение сильнодействующих и наркотических веществ и образцов почер- ка лиц, занимающихся их подделкой; следов орудий взлома и инструментов; транспортных средств; обуви, а также микрообъек- тов и запаховых следов, изъятых с мест нераскрытых преступле- ний. Выдача необходимых сведений осуществляется по запросам. Последние могут содержать: а) полную совокупность необходимых признаков объекта; б) частичную информацию о подучетном объекте; в) задание на подборку аналитико-статистических сведений. От этого, а также от степени автоматизации ведения учета зави- сят точность и быстрота ответа на запрос.
|