Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Памятники материальной культуры
Отсутствие достаточных письменных и археологических источников не позволяет уверенно высказаться о той стадии социально-экономического развития, на которой находилось албанское общество в IV — I вв. до м-э. Тем не менее определенное представление о ней складывается по мере изучения могильников этого времени: сосуществование нескольких образов погребений (ялойлу-тапинская культура, кувшинные погребения и мингечаурский тип захоронений) говорит о наличии нескольких основных этнических групп в составе населения [1]. В археологических памятниках Албании обнаружены остатки пшеницы, проса, ячменя. Особое место занимало виноградарство. Кости различных животных (домашних), а также скульптурные изображения коз, баранов, быков, лошадей на глиняных сосудах дают право говорить о скотоводстве как об одном из основных видов хозяйственной деятельности албанов. Значительное развитие получили металлообработка, гончарное дело, ткачество, производство стекла, обработка кожи, резьба по камню. Об этом говорят богатые находки в погребении в местности Ялойлу-Тапе близ селения Ниджи [69]. Представление о довольно развитой культуре албанцев дают раскопки, производившиеся в Мингечауре, где обнаружены сельскохозяйственные орудия, предметы бытового обихода, украшения и т.д. Данные раскопок говорят, что у албанцев было развито не только земледелие и скотоводство, но и разнообразные ремесла: ювелирное, кузнечное, гончарное дело, обработка шерсти, изготовление льняного полотна. По дифференциации вещей можно судить о том, что у албанцев до известной степени произошло отделение ремесла от сельского хозяйства [23]. Большой интерес представляет обнаруженная в Ялойлу-Тапе обжиговая печь, говорящая о местном производстве высококачественной керамики. Изучение глиняных сосудов приводит к заключению, что албанские гончары IV — I вв. до н.э. должны были унаследовать высокие технические и художественные традиций древних мастеров. [1]: чтобы достичь высокого совершенства в создании сложных форм кувшинов и обладать относительно сложной техникой при нанесении орнамента, надо было иметь большой опыт и совершенные образцы. К.Тревер предполагает [1], что " удины-утии являются носителями ялойлу-тапинской культуры, поскольку они являются одним из коренных древних племен " потомков Арана", обитавших, главным образом, на левобережье Куры. Другие " потомки Арана" — гаргары-албаны — считаются носителями широко распространенной на территории Албании культуры кувшинных погребений". К.Тревер отмечает, что " культура Минге-чаура складывалась из смешения культур, характерных как для левобережья, так и правобережья Куры, поскольку поселение находилось у места большой переправы через Куру". В Ялойлу-Тапе на обрывистом правом берегу Карачая (позднее название) в 1926 г. рядом с городищем древнего поселения найден могильник, свидетельствующий о высокой и своеобразной культуре местного населения. В грунтовых могилах, (первый тип захоронений), над которыми имелась насыпь, обнаружено большое количество очень интересных сосудов, и среди них кувшин с большим поднятым и вытянутым носиком, с боковой ручкой и стройной подставкой [70] (рис. 2.5.), а также сосуды на трех ножках и сосуды на высокой тонкой ножке в виде плоской чашки с двумя или тремя боковыми ручками (рис. 2.6). [70]. Среди находок имелись также две серебряные римские монеты (причем одна из них — динарий второй половины I в. до н.э). [70]. На территории древних удинов [1], в современном Нухинском и Куткашенском районе, культура, аналогичная ялойлу-тапинской, была обнаружена в ряде мест еще до этих находок 1926 г. Так, в 1915 году Е.Лалаян производил раскопки около сел. Ниджи, в грунтовых погребениях обнаружил керамику — " кувшинчики с клювообразными ручками с одним отверстием" и ряд других, сходных с керамикой из Ялойлу — Тапа сосудов (рис. 2.7). Сосуды этого же типа были обнаружены в целом ряде других пунктов в районе сел. Ниджи и Кабалы (Кьвепеле), около сел. Шафали, в Дагне-Дере, на обрыве р. Ахмед-Ага (приток Турьяна), около сел. Абдалла и в ряде других районов левобережья Куры, в Нухинском, в Сигнахском, в Закатальском районах, в окрестностях Мингечаура, в Исмаилинском районе и в окрестностях Шемахи [1]. В 1937 году Ниорадзе произвел раскопки в Алазанской долине, около сел. Архилос — Кало, на правом берегу Алазанки [1]. В 7 грунтовых могилах костяки лежали в скорченном положении, окруженные большим количеством керамики, представленной 14 типами сосудов (рис. 2.8). Алазанские погребения Г.Ниорадзе датирует I в. до н.э. В другом районе правобережья еще в 1905 г. производил раскопки В.Скиндер [1], обследовавший курганное поле от Ханлара до сел. Чавдар. В сырцевых могилах над насыпью им была обнаружена керамика ялой-лу-тапинского типа (рис. 2.9), " чайники", кувшины с носиками — трубочками, амфоры, и среди них амфора так называемого парфянского типа с витыми ручками. Основным типом погребения для периода от II в. до н.э. и до III в. н.э. считаются захоронения в больших кувшинах (второй тип захоронения), так называемые кувшинные погребения, большое число которых обнаружено на могильном поле Мингечаура на правом берегу Куры. Погребальный инвентарь в кувшинных захоронениях чаще всего однороден, но известен целый ряд случаев, когда в этих кувшинах или рядом с ними обнаруживаются сосуды, находимые обычно в грунтовых и сырцевых погребениях этого времени, — сосуды ялойлу-тапинского-алазанского типа (рис. 2.10). Особого внимания заслуживают сосуды из кувшинных погребений, обнаруженные в 1948 г., так как среди них встречаются типы, до этого не засвидетельствованные: кувшины с носиком-трубкой (рис. 2.11), ритон с головой оленя (рис. 2.11) и большие глиняные водолеи в виде козлов (рис. 2.12). Все они найдены в кувшинных погребениях III — II вв. Встречаются " молочники" изощренной формы и очень большим сливом в виде клюва (рис. 2.13). Кувшинные погребения были установлены и на левом берегу Куры в районе нахождения обжигательных гончарных печей. В этой могиле, кроме керамики, найдены железный меч и железный кинжал, бусы с глазками, бронзовый перстень со стеклянной вставкой-печатью с изображением бородатой мужской головы (рис. 2.14) и подвеска бронзовая в форме оленя (рис. 2.15). В одном погребении около сел. Калагя Исмаилинского района найден стеклянный кубок на ножке с рельефным узором и золотые серьги (рис. 2.16). Третий тип погребений, основная масса которых относится уже к концу изучаемого периода, ко II — IV вв., это погребения в срубах, обнаруженные в Мингечауре. На левом берегу Куры, в Судагылане, в 1949-1950 гг. было открыто 22 погребения этого типа [1]. В срубах был найден интересный разнородный инвентарь: бокалы, слезницы, ювелирные вещи из золота и серебра, серебряные сосуды (рис. 2.17), флакон из так называемого финикийского стекла (рис. 2.18, 2), большой и высокий стеклянный бокал на ножке (рис. 2.18.1). К четвертой группе относятся катакомбные погребения, которые до этого в Закавказье были неизвестны; они обнаружены в Мингечауре в 1949 г. на левом берегу Куры, на территории Судагылана и Калает. Ранняя группа этих погребений датируется I — II вв. [1]. Погребальный инвертарь состоял из глиняных и стеклянных сосудов (рис. 2.19), разных бус, железного оружия. Высокими художественными качествами отличается большая чаша (диам. около 20 см) с нанесенными на нее пунсонами и резным узором в виде листьев и гроздей винограда (рис. 2.20). На рис. 2.21 приведены три стеклянных сосуда, найденные в ранних катакомбах. В катакомбах I — IV вв. были найдены глиняный сосуд (рис. 2.22), фибулы с инкрустацией " римского типа" (рис. 2.23) и бронзовые бляшки в виде " грифонов" (рис. 2.22). В катакомбах I — IV вв. были найдены глиняный сосуд (рис. 2.22), фибулы с инкрустацией " римского типа" (рис. 2.23) и бронзовые оляшки в виде " грифонов" (рис. 2.22). Говоря о находках, описанных в этом параграфе, М.Тревер пишет [1]: " По сравнению с одновременными находками в Армении (Гарни и др.) и Иберии (Армази и др.) в составе памятников материальной культуры Албании имеется очень незначительное количество предметов, приведенных из стран эллинистическо-римской культуры, и столь же небольшое количество местных предметов, на форме, декоровке и сюжетах которых заметно отражение эллинистического или римского искусства. Объясняется это двумя причинами: с одной стороны, некоторой географической замкнутостью Албании, ее отдаленностью в этот период от больших международных торговых путей, от крупных центров античной культуры, а с другой стороны, — тем, что Мцхет, Армази и Гарни являлись царскими резиденциями, что находимые там предметы происходят из обихода царей и высшей знати, тогда как находки в Мингечауре и других местах Албании происходят из погребений рядовых обитателей страны. Не исключена возможность, что если будут открыты со временем гробницы албанских царей и знати, то они выявят ту же картину, какую нам показывают погребения иберских правителей [1]. Из обихода представителей верхушки общества происходит случайная находка — знаменитое серебряное блюдо с Нереидой, — пишет К.Тревер, — хранящееся в Государственном Эрмитаже (рис. 2.25). Оно было найдено в конце 1893 г. недалеко от сел. Енгикент Лагичского участка бывшего Геокчайского уезда... Это блюдо является одним из интереснейших памятников римской торевтики II-III вв., равных которому по уровню технического мастерства и художественной выразительности из числа найденных в Закавказье почти не имеется" [1].
|