Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общаяᅟ характеристикаᅟ понятияᅟ «гражданскоеᅟ общество
1.1ᅟ Определениеᅟ понятияᅟ гражданскоеᅟ общество Однаᅟ изᅟ основополагающихᅟ целейᅟ российскихᅟ реформᅟ –ᅟ построениеᅟ гражданскогоᅟ общества.ᅟ Выдвинутаяᅟ идеяᅟ весьмаᅟ слабоᅟ распространенаᅟ вᅟ массовомᅟ общественномᅟ сознании, ᅟ вᅟ обиходе.ᅟ Какᅟ отмечаетсяᅟ вᅟ печати, ᅟ звучитᅟ онаᅟ привлекательно, ᅟ ноᅟ малопонятноᅟ дляᅟ подавляющейᅟ частиᅟ населения. Вᅟ сознанииᅟ россиянᅟ гораздоᅟ большеᅟ утвердиласьᅟ идеяᅟ правовогоᅟ государства, ᅟ оᅟ чемᅟ многоᅟ говорятᅟ иᅟ пишут.ᅟ Понятиеᅟ же, ᅟ оᅟ которомᅟ идетᅟ речь, ᅟ отсутствуетᅟ дажеᅟ иᅟ Конституцииᅟ РФ, ᅟ хотяᅟ некоторыеᅟ элементыᅟ гражданскогоᅟ обществаᅟ вᅟ нейᅟ всеᅟ жеᅟ закрепленыᅟ (частнаяᅟ собственность, ᅟ многоукладнаяᅟ экономика, ᅟ предпринимательство, ᅟ праваᅟ человека, ᅟ равенствоᅟ всехᅟ передᅟ законом, ᅟ независимоеᅟ правосудиеᅟ иᅟ др.). Междуᅟ темᅟ необходимоᅟ вᅟ известныхᅟ пределахᅟ знать, ᅟ чтоᅟ представляетᅟ собойᅟ рассматриваемыйᅟ феномен, ᅟ каковыᅟ егоᅟ основныеᅟ свойства, ᅟ признаки, ᅟ особенности, ᅟ местоᅟ иᅟ рольᅟ средиᅟ другихᅟ политико-правовыхᅟ категорий; ᅟ имеютсяᅟ лиᅟ современныеᅟ аналогиᅟ подобныхᅟ обществ, ᅟ историческийᅟ опытᅟ ихᅟ создания. Словосочетаниеᅟ «гражданскоеᅟ общество»ᅟ условно, ᅟ такᅟ какᅟ «негражданского», ᅟ аᅟ темᅟ болееᅟ «антигражданского»ᅟ обществаᅟ неᅟ существует.ᅟ Любоеᅟ обществоᅟ состоитᅟ изᅟ гражданᅟ иᅟ безᅟ нихᅟ немыслимо.ᅟ Толькоᅟ догосударственное, ᅟ нецивилизованноеᅟ (родовое)ᅟ обществоᅟ нельзяᅟ былоᅟ назватьᅟ гражданским.ᅟ Во-первых, ᅟ вᅟ силуᅟ егоᅟ незрелости, ᅟ примитивности; ᅟ во-вторых, ᅟ потому, ᅟ чтоᅟ тамᅟ вообщеᅟ неᅟ былоᅟ такихᅟ понятий, ᅟ какᅟ «гражданин», ᅟ «гражданство».[3] Неᅟ моглоᅟ быть, ᅟ строгоᅟ говоря, ᅟ гражданскимᅟ иᅟ рабовладельческоеᅟ общество, ᅟ такᅟ какᅟ оноᅟ неᅟ признавалоᅟ значительнуюᅟ частьᅟ своихᅟ членовᅟ вᅟ качествеᅟ свободныхᅟ иᅟ равноправных.ᅟ Рабыᅟ былиᅟ неᅟ субъектами, ᅟ аᅟ объектамиᅟ притязанийᅟ соᅟ стороныᅟ себеᅟ подобных.ᅟ Тоᅟ жеᅟ самоеᅟ можноᅟ сказатьᅟ оᅟ феодальномᅟ обществеᅟ сᅟ егоᅟ крепостничеством. Институтᅟ гражданстваᅟ возникᅟ иᅟ получилᅟ политико-правовоеᅟ признаниеᅟ лишьᅟ вᅟ буржуазнуюᅟ эпохуᅟ подᅟ влияниемᅟ естественныхᅟ правᅟ человекаᅟ иᅟ необходимостиᅟ ихᅟ юридическойᅟ защиты.ᅟ Ноᅟ этоᅟ внешняя, ᅟ формальнаяᅟ сторонаᅟ вопроса. Поᅟ существуᅟ жеᅟ терминᅟ «гражданскоеᅟ общество»ᅟ приобрелᅟ вᅟ литературеᅟ своеᅟ особоеᅟ содержаниеᅟ иᅟ вᅟ современнойᅟ трактовкеᅟ выражаетᅟ определенныйᅟ типᅟ (состояние, ᅟ характер)ᅟ общества, ᅟ егоᅟ социально-экономическую, ᅟ политическуюᅟ иᅟ правовуюᅟ природу, ᅟ степеньᅟ развитости, ᅟ завершенности.ᅟ Иначеᅟ говоря, ᅟ подᅟ этимᅟ понятиемᅟ разумеетсяᅟ общество, ᅟ отвечающееᅟ рядуᅟ выработанныхᅟ историческимᅟ опытомᅟ критериев.ᅟ Этоᅟ болееᅟ высокаяᅟ ступеньᅟ вᅟ развитииᅟ социальнойᅟ общности, ᅟ мераᅟ егоᅟ зрелости, ᅟ разумности, ᅟ справедливости. Гражданскоеᅟ обществоᅟ –ᅟ «этоᅟ условноеᅟ наименованиеᅟ тогоᅟ способаᅟ современнойᅟ жизни, ᅟ сᅟ которымᅟ неразрывноᅟ сплетеныᅟ важнейшиеᅟ условия, ᅟ вᅟ совокупностиᅟ определяющиеᅟ типᅟ цивилизацииᅟ –ᅟ рыночнуюᅟ экономикуᅟ иᅟ демократию.ᅟ Осьюᅟ гражданскогоᅟ обществаᅟ являетсяᅟ частнаяᅟ собственность.ᅟ Дляᅟ возникновенияᅟ гражданскогоᅟ обществаᅟ понадобиласьᅟ реформацияᅟ вᅟ Европеᅟ вᅟ XVI–XVIIᅟ веках, ᅟ превращениеᅟ человекаᅟ вᅟ индивидуумаᅟ иᅟ собственника»[4]. Заᅟ эпитетомᅟ «гражданское», ᅟ несмотряᅟ наᅟ егоᅟ условность, ᅟ стоитᅟ обширноеᅟ иᅟ богатоеᅟ содержание.ᅟ Смыслᅟ данногоᅟ феноменаᅟ многограненᅟ иᅟ неоднозначен, ᅟ толкуетсяᅟ ученымиᅟ по-разному.ᅟ Однакоᅟ ясно, ᅟ чтоᅟ неᅟ всякоеᅟ общество, ᅟ населенноеᅟ гражданами, ᅟ являетсяᅟ гражданским, ᅟ подобномуᅟ томуᅟ какᅟ неᅟ любоеᅟ государство, ᅟ гдеᅟ действуетᅟ право, ᅟ выступаетᅟ правовым.ᅟ Например, ᅟ советскоеᅟ обществоᅟ никогдаᅟ неᅟ былоᅟ иᅟ неᅟ моглоᅟ бытьᅟ ниᅟ правовым, ᅟ ниᅟ гражданским, ᅟ равноᅟ какᅟ иᅟ российскоеᅟ ещеᅟ неᅟ сталоᅟ таковым.ᅟ Ноᅟ Россияᅟ провозгласилаᅟ этуᅟ цель. Понятиеᅟ гражданскогоᅟ общества, ᅟ будучиᅟ давноᅟ известным, ᅟ оказалось, ᅟ темᅟ неᅟ менее, ᅟ дляᅟ нашейᅟ наукиᅟ относительноᅟ новымᅟ иᅟ неразработанным.ᅟ Самаᅟ этаᅟ идеяᅟ весьмаᅟ слабоᅟ распространенаᅟ вᅟ широкихᅟ массах, ᅟ вᅟ общественномᅟ сознании.ᅟ Гораздоᅟ больше, ᅟ какᅟ ужеᅟ отмечено, ᅟ утвердиласьᅟ идеяᅟ правовогоᅟ государства.ᅟ Иᅟ еслиᅟ концепцияᅟ последнего, ᅟ выдвинутаяᅟ уᅟ насᅟ официальноᅟ вᅟ серединеᅟ 80-хᅟ гг., ᅟ всеᅟ этоᅟ времяᅟ активноᅟ обсуждаласьᅟ (появилисьᅟ ужеᅟ иᅟ монографическиеᅟ исследования), ᅟ тоᅟ оᅟ гражданскомᅟ обществеᅟ заговорилиᅟ относительноᅟ недавно, ᅟ главнымᅟ образомᅟ вᅟ журнальнойᅟ периодикеᅟ иᅟ вᅟ прессе. Нетᅟ покаᅟ иᅟ каких-либоᅟ фундаментальныхᅟ трудовᅟ наᅟ этотᅟ счет.ᅟ Междуᅟ темᅟ гражданскоеᅟ обществоᅟ иᅟ правовоеᅟ государствоᅟ логическиᅟ предполагаютᅟ другᅟ другаᅟ –ᅟ одноᅟ немыслимоᅟ безᅟ другого. Представленияᅟ оᅟ гражданскомᅟ обществеᅟ прошлиᅟ длительнуюᅟ эволюцию, ᅟ поэтому, ᅟ думается, ᅟ будетᅟ полезнымᅟ краткийᅟ ретроспективныйᅟ взглядᅟ наᅟ проблему, ᅟ ееᅟ зарождениеᅟ иᅟ развитие. Генезисᅟ этойᅟ идеиᅟ уходитᅟ вᅟ далекоеᅟ прошлоеᅟ –ᅟ кᅟ «Политике»ᅟ Аристотеля, ᅟ «Государству»ᅟ Платона, ᅟ другимᅟ древнегреческимᅟ учениям.ᅟ Онаᅟ получилаᅟ продолжениеᅟ вᅟ эпохуᅟ Возрождения, ᅟ вᅟ трудахᅟ Г.ᅟ Гроция, ᅟ Т.ᅟ Гоббса, ᅟ Дж.ᅟ Локка, ᅟ Ш.ᅟ Монтескье, ᅟ Ж.Ж.ᅟ Руссо, ᅟ ноᅟ самᅟ терминᅟ «гражданскоеᅟ общество»ᅟ сталᅟ устойчивоᅟ употреблятьсяᅟ лишьᅟ вᅟ XVIIIᅟ столетии.ᅟ Доᅟ этогоᅟ научнаяᅟ мысльᅟ имᅟ практическиᅟ неᅟ пользовалась, ᅟ такᅟ какᅟ государствоᅟ иᅟ обществоᅟ рассматривалисьᅟ какᅟ единоеᅟ целое[5]. Однакоᅟ иᅟ вᅟ болееᅟ позднееᅟ времяᅟ принципиальногоᅟ различияᅟ междуᅟ обществомᅟ иᅟ государствомᅟ неᅟ проводилось.ᅟ Разделитьᅟ ихᅟ былоᅟ непросто, ᅟ ведьᅟ государствоᅟ –ᅟ формаᅟ организацииᅟ общества.ᅟ Изᅟ этого, ᅟ конечно, ᅟ неᅟ следует, ᅟ чтоᅟ общественныеᅟ иᅟ государственно-властныеᅟ структуры, ᅟ механизмыᅟ полностьюᅟ иᅟ воᅟ всехᅟ случаяхᅟ отождествлялись.ᅟ Ноᅟ ужеᅟ Гумбольдт, ᅟ Кант, ᅟ Гегель, ᅟ Маркс, ᅟ Энгельс, ᅟ Веберᅟ иᅟ другиеᅟ философыᅟ новойᅟ формацииᅟ разграничивалиᅟ этиᅟ явления, ᅟ хотяᅟ четкойᅟ теорииᅟ наᅟ этотᅟ счетᅟ ещеᅟ неᅟ было. Очевиднымᅟ былоᅟ толькоᅟ хронологическоеᅟ несовпадениеᅟ названныхᅟ категорий.ᅟ Еслиᅟ государствоᅟ возниклоᅟ всегоᅟ лишьᅟ шестьᅟ тысячелетийᅟ томуᅟ назадᅟ иᅟ вᅟ глобальномᅟ планеᅟ представляетᅟ собойᅟ сравнительноᅟ молодоеᅟ образование, ᅟ тоᅟ обществоᅟ насчитываетᅟ ужеᅟ свышеᅟ полутораᅟ миллионовᅟ лет, ᅟ аᅟ поᅟ последнимᅟ даннымᅟ наукиᅟ –ᅟ гораздоᅟ больше.ᅟ Ноᅟ вᅟ данномᅟ случаеᅟ речьᅟ идетᅟ оᅟ периоде, ᅟ когдаᅟ обществоᅟ иᅟ государствоᅟ существовалиᅟ вместеᅟ иᅟ создавалосьᅟ впечатление, ᅟ чтоᅟ этоᅟ одноᅟ иᅟ тоᅟ же.ᅟ Понадобилосьᅟ время, ᅟ чтобыᅟ теоретикиᅟ увиделиᅟ разделяющиеᅟ ихᅟ граниᅟ иᅟ убедилисьᅟ вᅟ том, ᅟ чтоᅟ одноᅟ естьᅟ частьᅟ другого[6]. Подᅟ гражданскимᅟ обществомᅟ сталиᅟ пониматьᅟ особуюᅟ сферуᅟ отношений, ᅟ главнымᅟ образомᅟ имущественных, ᅟ рыночных, ᅟ семейных, ᅟ нравственных, ᅟ которыеᅟ должныᅟ былиᅟ находитьсяᅟ вᅟ известнойᅟ независимостиᅟ отᅟ государства.ᅟ Вᅟ этомᅟ смыслеᅟ гражданскоеᅟ обществоᅟ истолковывалосьᅟ иᅟ какᅟ цивильное, ᅟ частное, ᅟ приватное, ᅟ тоᅟ естьᅟ такое, ᅟ вᅟ которомᅟ помимоᅟ официальныхᅟ институтовᅟ существуетᅟ неподконтрольныйᅟ имᅟ укладᅟ жизниᅟ –ᅟ областьᅟ реализацииᅟ интересовᅟ отдельныхᅟ индивидовᅟ иᅟ ихᅟ объединений, ᅟ взаимоотношенияᅟ товаропроизводителейᅟ иᅟ потребителей. Речьᅟ шлаᅟ оᅟ невмешательствеᅟ властиᅟ вᅟ «гражданскиеᅟ дела»ᅟ личности, ᅟ частнуюᅟ жизньᅟ людей.ᅟ Имеласьᅟ вᅟ видуᅟ обособленнаяᅟ социальнаяᅟ средаᅟ свободногоᅟ предпринимательства, ᅟ инициативы, ᅟ предприимчивости, ᅟ гдеᅟ государствоᅟ должноᅟ былоᅟ выполнятьᅟ лишьᅟ рольᅟ «ночногоᅟ сторожа», ᅟ «арбитра», ᅟ «надсмотрщика».ᅟ Гражданскоеᅟ обществоᅟ мыслилосьᅟ какᅟ своегоᅟ родаᅟ синонимᅟ сугубоᅟ рыночныхᅟ отношенийᅟ иᅟ другихᅟ формᅟ деятельности, ᅟ неᅟ отождествляемыхᅟ сᅟ официальнойᅟ властью. Поᅟ Гегелю, ᅟ гражданскоеᅟ обществоᅟ –ᅟ это, ᅟ преждеᅟ всего, ᅟ системаᅟ потребностей, ᅟ основаннаяᅟ наᅟ частнойᅟ собственности, ᅟ аᅟ такжеᅟ религия, ᅟ семья, ᅟ сословия, ᅟ государственноеᅟ устройство, ᅟ право, ᅟ мораль, ᅟ долг, ᅟ культура, ᅟ образование, ᅟ законыᅟ иᅟ вытекающиеᅟ изᅟ нихᅟ взаимныеᅟ юридическиеᅟ связиᅟ субъектов.ᅟ Изᅟ естественного, ᅟ «некультурного»ᅟ состоянияᅟ «людиᅟ должныᅟ вступитьᅟ вᅟ гражданскоеᅟ общество, ᅟ ибоᅟ толькоᅟ вᅟ последнемᅟ правовыеᅟ отношенияᅟ обладаютᅟ действительностью».ᅟ Приᅟ этомᅟ онᅟ подчеркивал, ᅟ чтоᅟ подобноеᅟ обществоᅟ возможноᅟ лишьᅟ «вᅟ современномᅟ мире».ᅟ Инымиᅟ словами, ᅟ гражданскоеᅟ обществоᅟ противополагалосьᅟ дикости, ᅟ неразвитости, ᅟ нецивилизованности. Иᅟ подᅟ нимᅟ подразумевалось, ᅟ конечно, ᅟ классическоеᅟ буржуазноеᅟ общество. Главнымᅟ элементомᅟ вᅟ ученииᅟ Гегеляᅟ оᅟ гражданскомᅟ обществеᅟ выступаетᅟ человекᅟ –ᅟ егоᅟ роль, ᅟ функции, ᅟ положение.ᅟ Согласноᅟ гегелевскимᅟ воззрениям, ᅟ отдельнаяᅟ личностьᅟ являетсяᅟ дляᅟ самойᅟ себяᅟ целью, ᅟ ееᅟ деятельностьᅟ направлена, ᅟ преждеᅟ всего, ᅟ наᅟ удовлетворениеᅟ собственныхᅟ потребностейᅟ (природныхᅟ иᅟ социальных).ᅟ Вᅟ этомᅟ смыслеᅟ онаᅟ представляетᅟ собойᅟ некоегоᅟ эгоистическогоᅟ индивида.ᅟ Вᅟ тоᅟ жеᅟ времяᅟ личностьᅟ можетᅟ удовлетворитьᅟ своиᅟ запросыᅟ неᅟ иначе, ᅟ какᅟ находясьᅟ вᅟ определенныхᅟ отношенияхᅟ сᅟ другимиᅟ людьми.ᅟ Вᅟ гражданскомᅟ обществеᅟ каждыйᅟ дляᅟ себяᅟ –ᅟ цель, ᅟ всеᅟ другиеᅟ дляᅟ негоᅟ ничто.ᅟ Ноᅟ безᅟ соотношенияᅟ сᅟ другимиᅟ онᅟ неᅟ можетᅟ достигнутьᅟ всегоᅟ объемаᅟ своихᅟ целей. Иногдаᅟ можноᅟ услышатьᅟ мнение, ᅟ чтоᅟ вᅟ марксизмеᅟ нетᅟ ничегоᅟ оᅟ гражданскомᅟ обществе.ᅟ Этоᅟ неᅟ совсемᅟ так.ᅟ Марксᅟ вᅟ своихᅟ раннихᅟ произведенияхᅟ довольноᅟ частоᅟ использовалᅟ понятиеᅟ гражданскогоᅟ общества, ᅟ обозначаяᅟ имᅟ организациюᅟ семьи, ᅟ сословий, ᅟ классов, ᅟ собственности, ᅟ распределения; ᅟ реальнуюᅟ жизньᅟ людей, ᅟ подчеркиваяᅟ ихᅟ историческиᅟ обусловленныйᅟ характер, ᅟ детерминированностьᅟ экономическимиᅟ иᅟ инымиᅟ факторами. Вᅟ дальнейшемᅟ онᅟ постепенноᅟ заменяетᅟ недостаточноᅟ четкийᅟ терминᅟ «гражданскоеᅟ общество»ᅟ болееᅟ строгимиᅟ иᅟ широкоᅟ известнымиᅟ теперьᅟ категориями: ᅟ производительныеᅟ силы, ᅟ производственныеᅟ отношения, ᅟ базис, ᅟ надстройка, ᅟ способᅟ производства, ᅟ экономическаяᅟ структура, ᅟ формацияᅟ иᅟ т.ᅟ п., ᅟ составившимиᅟ впоследствииᅟ краеугольныеᅟ камниᅟ марксистскогоᅟ ученияᅟ иᅟ надолгоᅟ вошедшимиᅟ вᅟ советское, ᅟ иᅟ неᅟ толькоᅟ вᅟ советское, ᅟ обществоведение. «Возьмитеᅟ определеннуюᅟ ступеньᅟ развитияᅟ производства, ᅟ обменаᅟ иᅟ распределения, ᅟ –ᅟ писалᅟ он, ᅟ –ᅟ иᅟ выᅟ получитеᅟ определенныйᅟ общественныйᅟ строй, ᅟ определеннуюᅟ организациюᅟ семьи, ᅟ сословий, ᅟ классов, ᅟ определенноеᅟ гражданскоеᅟ общество.ᅟ Возьмитеᅟ определенноеᅟ гражданскоеᅟ общество, ᅟ иᅟ выᅟ получитеᅟ определенныйᅟ политическийᅟ строй, ᅟ которыйᅟ являетсяᅟ лишьᅟ официальнымᅟ выражениемᅟ гражданскогоᅟ общества». Вᅟ предисловииᅟ «Кᅟ критикеᅟ политическойᅟ экономии»ᅟ Марксᅟ приходитᅟ кᅟ выводу, ᅟ чтоᅟ надстроечныеᅟ явленияᅟ «неᅟ могутᅟ бытьᅟ понятыᅟ ниᅟ изᅟ самихᅟ себя, ᅟ ниᅟ изᅟ такᅟ называемогоᅟ общегоᅟ развитияᅟ человеческогоᅟ духа, ᅟ что, ᅟ напротив, ᅟ ониᅟ коренятсяᅟ вᅟ материальныхᅟ жизненныхᅟ отношениях, ᅟ совокупностьᅟ которыхᅟ Гегель, ᅟ поᅟ примеруᅟ английскихᅟ иᅟ французскихᅟ писателейᅟ XVIIIᅟ в., ᅟ называетᅟ «гражданскимᅟ обществом», ᅟ иᅟ чтоᅟ анатомиюᅟ гражданскогоᅟ обществаᅟ следуетᅟ искатьᅟ вᅟ политическойᅟ экономии»[7]. Какᅟ видим, ᅟ «материальноеᅟ общение»ᅟ включаетᅟ вᅟ себяᅟ весьᅟ спектрᅟ рыночных отношений: частное предпринимательство, бизнес, коммерцию, прибыль, конкуренцию, производство и распределение, движение капиталов, экономические стимулы и интересы. Все это обладает известной автономностью, характеризуется своими внутренними связями и закономерностями. Таким образом, вопрос о гражданском обществе был исторически поставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном устройстве человеческого бытия. Речь шла о новом этапе развития цивилизации, новом витке общественного процесса, который должен был получить адекватное официальное признание и выражение. При этом во всех предлагаемых моделях и концепциях четко доминировал главный лейтмотив – собственность и отказ государства от претензий на роль единственного «организатора и координатора», от стремления держать в своих руках все социальные нити и связи. Отчуждение от собственности пагубно и неприемлемо для любой личности, любого гражданина, ибо это означает отрыв человека от питательных экономических корней. Свободные и равноправные индивиды-собственники, материальная, а значит, и духовная, личная, политическая, нравственная независимость, достоинство человека – основополагающие ценности того общества, которое именуется гражданским. Гражданское общество оправдывает свое название не тем, что состоит из граждан, а тем, что создает надлежащие условия для граждан. Мы намеренно привели выше столь подробные высказывания мыслителей прошлого – важно было показать, что строительство гражданского общества начинается у нас не на голом месте, что есть ценное теоретическое наследие. Конечно, как справедливо отмечается в литературе, для разработки современной теории гражданского общества одних марксистских и иных «заделов» мало[8]. Равно как нельзя слепо копировать западный опыт и механически переносить его на российскую почву, на которой он не всегда приживается. Но, с другой стороны, многовековую практику других народов необходимо использовать. Важно лишь не допускать в этом процессе крайностей – ни бездумного подражательства, ни высокомерной замкнутости, ни поспешности[9]. Сложился пока только некий идеальный образ гражданского общества, требующий глубокого научного осмысления. К тому же реализация замысла осуществляется в труднейших условиях российской действительности. 1.2. Структура и основные элементы гражданского общества Современное гражданское общество имеет следующую структуру: 1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, ассоциация, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения). 2. Совокупность негосударственных неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других: это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы. 3. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти. Таким образом, структура гражданского общества развитых стран представляет собой широкую сеть общественных отношений, различных добровольных организаций граждан, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих, кооперативных объединений, потребительских, спортивных обществ, общественно-политических, религиозных и иных организаций и союзов. Все они выражают самые различные социальные интересы во всех сферах жизни общества. Из этого вытекает и конкретный анализ основных элементов гражданского общества. Во-первых, экономическая организация гражданского общества — это общество цивилизованных рыночных отношений. Рынок как своеобразный «компонент» экономической свободы невозможен без развития самостоятельной предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли. Второй структурный элемент гражданского общества — его социальная организация. В рыночных условиях она носит весьма сложный характер, что отражает прежде всего различия отдельных социальных групп. Можно выделить три основные группы населения гражданского общества: наемные работники, предприниматели и нетрудоспособные граждане. Обеспечение взвешенного баланса экономических интересов и материальных возможностей этих групп — важное направление социальной политики. Наемным работникам необходимо создавать экономические, социальные и правовые условия для эффективного труда, справедливой оплаты своего труда, широкого участия в прибылях. В отношении предпринимателей должны приниматься меры, направленные на гарантирование им свободы всех форм экономической деятельности, на стимулирование их капиталовложений в развитие эффективного, прибыльного производства товаров и услуг. Что же касается нетрудоспособных граждан, то им должна быть обеспечена адресная социальная защита, определены нормы социального обеспечения и обслуживания, которые позволят поддерживать приемлемый уровень их жизни. Третий структурный элемент гражданского общества — его общественно-политическая организация. Ее нельзя отождествлять с государственно-политической организацией, с государственным управлением обществом. Напротив, реальный демократизм гражданского общества как основы обеспечения действительной свободы личности становится возможным именно тогда, когда общество, приобретая качества гражданского, правового, вырабатывает свои собственные, негосударственные общественно-политические механизмы саморегуляции и самоорганизации. В соответствии с этим происходит так называемая политическая институционализация гражданского общества, то есть общество самоорганизуется с помощью таких институтов, как политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские, молодежные, религиозные организации, добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие, добровольные объединения граждан, создаваемые на основе общности их политических, профессиональных, культурных и иных интересов. Важной конституционной основой политической институционализации гражданского общества является принцип политического и идеологического плюрализма, многопартийность. Гражданскому обществу чужд политический и идеологический монополизм, подавляющий инакомыслие и не допускающий никакой другой идеологии, кроме официальной, государственной, никакой иной партии, кроме правящей — «партии власти». Важным условием обеспечения политического и идеологического плюрализма, а, следовательно, и институционализации гражданского общества является свобода организации и деятельности средств массовой информации. Это, однако, не означает тождества свободы личности «и правового положения гражданина. Свобода, как уже отмечалось, обладает таким свойством, как нормативность. Из этого следует, с одной стороны, что человек обретает свободу в результате своей способности подчиняться ее нормативным требованиям (общеобязательным правилам поведения). С другой стороны, это означает, что внешней формой бытия свободы личности являются социальные нормы, определяющие меру, допустимые границы свободы. И только в наиболее важных, имеющих повышенную значимость для общества или для самого человека областях меру свободы определяет, нормирует само государство. Это делается при помощи правовых норм, законов. Законы, если они носят правовой характер, являются в этом плане, по словам Маркса, «библией свободы». Главным же юридическим средством закрепления, признания со стороны государства достигнутой свободы личности является конституция[10]. При этом сами права и свободы, в том числе конституционные, с одной стороны, определяются уровнем развития гражданского общества, зрелостью его экономической, социальной, общественно-политической организации; ведь гражданское общество — социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод человека и гражданина. С другой стороны, от полноты прав и свобод человека и гражданина, степени их гарантированности, последовательности реализации во многом зависит развитие, углубление важнейших характеристик гражданского общества как правового, демократического общества, как общества подлинной свободы и социальной справедливости. Права человека н гражданина являются в этом плане инструментом саморазвития гражданского общества, его самоорганизации. Эта двуединая взаимосвязь находит свое закрепление и на государственно-правовом, юридическом уровне, когда Конституция и другие законы устанавливают ответственность не только гражданина перед государством, но и государства перед личностью.
|