Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия формирования гражданского общества в России






2.1. Исторические предпосылки формирования гражданского общества в России

Как показывает исторический опыт, становление и формирование гражданского общества в различных странах испытывало и испытывает мощное воздействие конкретных социальных условий. Россия не является исключением из общего правила.

На Западе формирование гражданского общества начинает свой отсчет от ХII-ХШ веков. Оно складывается в течение длительного периода, методом проб и ошибок, вырастая из традиционных институтов, которые претерпевали сложную эволюцию, приспосабливались к новым запросам меняющегося общества. Кроме этого, гражданское общество развивалось на основе антично-христианской культуры, включая римское право, мощное влияние протестантизма.

В России гражданское общество формируется и развивается в других условиях. Прежде всего, следует отметить доминирующую роль государства в жизни общества на всем историческом пути, что определялось природно-географическими, историческими, геополитическими условиями. Государство вынуждено было брать на себя решение основных задач.

Но одновременно это сопровождалось и подавлением инициативы «снизу». Самостоятельность низов ограничивалась. Общество вынуждено было отдавать не только прибавочный продукт, но и часть необходимого. А это приводило к слабому развитию предпринимательства, торговли и городов, к незащищенности прав, свобод человека, частной собственности.

Отрицательную роль сыграла и запоздалая отмена крепостного права, то есть только в 1861 году, когда по всей Западной Европе уже прокатились буржуазные революции. А затем российское дворянство и буржуазия не сумели обеспечить плавного перехода к буржуазной демократии.

Приход к власти коммунистов привел к установлению тоталитаризма в его сталинском толковании. В итоге личность, ее творческая самодеятельная природа столкнулась с мощной системой подавления.

Но здесь хотелось бы предостеречь от вывода о том, что этатизм в России, его традиции чрезвычайно сильны. На наш взгляд, сильнейшее давление государственной машины было направлено на подавление мощного стремлении «низов», всего общества к свободе. Именно на это были нацелены основные усилия государства в ХIХ-ХХ веках.

Стремление к свободе есть базовая потребность граждан России, они стремятся иметь возможность самостоятельно выбирать, решать и действовать. Величину этого желания не следует преуменьшать. Россия — часть мирового сообщества и главное в ее развитии определяется этой принадлежностью.

Как и везде развитие гражданского общества в России имеет свою «временную логику» развития, то есть оно имеет свои этапы развития, их определенную последовательность и продолжительность. Поэтому рассуждения о затянутости становления гражданского общества в России, об исторической отдаленности его окончательного становления лишены всякой основы. Становление гражданского общества в Западной Европе, США, на Востоке заняло несколько столетий, оно сопровождалось мощными потрясениями, разгулом террора, установлением в ряде стран фашистских режимов, жестких диктатур. Исторический процесс во всем мире никогда не имел и не будет иметь простой «линейной» формы. Он всегда включает множество вариантов развития, движение по одному из них определяется сочетанием множества факторов и условий, которые оригинальны в конкретно-исторических условиях. Соответственно, и последствия в каждой стране в тот или иной период времени будут весьма своеобразными.

Говоря об особенностях становления гражданского общества в России, нельзя не отметить определенные особенности в его «структуре», в тех институтах, которые и составляют «ткань» гражданского общества.

Прежде всего, речь идет о том, что становление гражданского общества в современной России происходит одновременно с переходом к рыночной экономике, к демократической политической системе. Кроме этого прежние институты, организации, работавшие в условиях тоталитаризма, не могут служить основой новых самодеятельных организаций. Новые общественные организации вынуждены формироваться, опираясь на личную инициативу, самодеятельность граждан, групп граждан.

Сама структура этих организаций, их состав, цели, формы и методы деятельности весьма своеобразны. Их значительная часть сегодня в нелегких экономических условиях вынуждена направлять свои основные усилия на объединение предпринимательской деятельности граждан, на обеспечение благоприятных условий для развития мелкого и среднего бизнеса, на защиту прав потребителей. И в то же время немалая часть общественных организаций все чаще обращает свое внимание на проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина, к защите от произвола государства, его бюрократических структур.

Гражданское общество в современной России призвано сыграть особую роль в переходе страны к демократии и цивилизованному рынку. Если укрепление государственности будет происходить только усилиями «сверху» при отсутствии целенаправленной, организованной деятельности «снизу», то это приведет к возрождению авторитарного государства, историческое развитие России замедлится, рынок останется «архаичным», грабительским. Гражданское общество в России должно сыграть роль «мотора» в модернизации России, от него должны исходить главные демократические импульсы, несмотря на его относительную слабость.

В наших рассуждениях о гражданском обществе в стороне осталась проблема функций государства. Но гражданское общество призвано способствовать развитию граждан, их самореализации в различных сферах и видах деятельности. Более того, оно должно сформировать понимание силы и возможностей коллектива, умение опираться на коллектив.

Кроме этого, гражданское общество должно не только ограничивать произвол государства, но и отрицательные устремления отдельных граждан, а они могут быть, как показывает мировая история, весьма разрушительны[11].

2.2. Объединения граждан как институт гражданского общества

В социологии общественные организации рассматриваются как вторичные группы. Выделяют три стадии существования групп:

кристаллизация группы - члены группы осмысливают свои потребности и выбирают меры по их осуществлению;

признание группы - лидеры группы вступают в контакты с другими организациями для обсуждения своих целей и определения совместных усилий;

институциализация - деятельность группы начинает осуществляться общепризнанным способом, группа становится более упорядоченной[12].

Существует множество видов групп. Среди них заметное место занимают добровольные ассоциации. Им присущи три основные черты:

они образованы для защиты общих интересов своих членов;

членами являются добровольцы, и к ним не предъявляются требования соответствия определенным образцам;

ассоциации не связаны с местными, государственными органами власти.

Примером страны, в которой добровольные ассоциации играют заметную роль, является США. По подсчетам экспертов, 75% населения входит в одну из ассоциаций. Члены ассоциаций работают бесплатно. Их большое влияние в обществе объясняется способностью членов привлекать людей и собирать деньги на свою деятельность.

Развиваясь, любая организация приобретает черты бюрократии, которой присущи, по мнению М. Вебера, следующие особенности:

1) разделение труда, обусловленное правилами и законами;

2) порядок подчиненности. Создается иерархия выше- и нижестоящих должностей;

3) открывается публичный офис, в котором собираются письменные документы;

4) вводится официальная процедура подготовки должностных лиц в организации;

5) штатные сотрудники посвящают все свои силы деятельности организации, для них это основное занятие;

6) устанавливаются правила, регулирующие режим работы;

7) возникает лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление следовать установленной программе, правилам.

Общественные организации - разновидность социального движения. Социальное движение - это способ для людей осуществить общие интересы и добиться общих целей посредством коллективного действия. Можно рассматривать два вида социального движения: в рамках формальных организаций и без формальной организации.

В то же время между этими видами существует диалектическая связь - социальные движения могут постепенно превращаться в общественные организации, и, наоборот, общественные организации могут постепенно превращаться в общественные движения без формальной организации.

Существует много разных классификаций общественных движений. Одна из признанных разработана Дэвидом Эберлом[13]:

1) движение трансформации, нацеленное на далеко идущие перемены в обществе;

2) движение за реформы, которое имеет целью изменение лишь некоторых сторон общественной жизни;

3) движение за перевоспитание, которое стремится оградить людей от порочного образа жизни;

4) движение альтернатив, которое ориентируется на частичное изменение жизни индивидов, например, общество анонимных алкоголиков.

По мнению Нейла Смелзера, причиной любого социального, коллективного действия является одно из шести условий:

1) структурное благоприятствование. Существуют общие социальные факторы, стимулирующие создание социальных движений; например, в России нет государственной религии, и люди сами выбирают религиозную группу;

2) структурные напряжения, в том числе прямое столкновение целей. Противоречия возникают как следствие конфликтов интересов в обществе, например, постоянное неравенство различных социальных групп, задержка выплаты зарплаты и т.д.;

3) распространение обобщенных верований. Социальное движение нередко формируется под влиянием определенных идеологий, в которых аккумулируется недовольство и вырабатывается образ действий. В данном случае огромную роль играет категория справедливости и представление о несправедливости;

4) социальное движение - как ответная реакция на смутно ощущаемую угрозу или опасность;

5) ускоряющие факторы - события или происшествия, которые служат спусковым механизмом начала действия участников движений; например, начало войны - спусковой фактор для движения против войны;

6) организованная группа, готовая к мобилизации действий. Без нее социальное движение невозможно. Для возникновения социального движения необходимо наличие лидеров, средств регулярного сообщения между участниками, финансовых и материальных ресурсов[14].

Социальные движения возникают следующими способами: спонтанно; как ответ на возникшее в обществе противоречие; как активизм в достижении целей.

Социальные движения развиваются в противоречиях с другими организациями: официальными и неофициальными. У движения есть взгляды, которые оно поддерживает, и взгляды, которое оно отрицает.

Социальные движения следует рассматривать в контексте так называемых полей действия, то есть движения следует рассматривать в связи с силами, против которых они направлены.

Социальные движения приводят к социальным изменениям. Они могут быть прогрессивными и регрессивными, а в реальности одновременно присутствуют оба этих вида в разных соотношениях.

Общественные организации привязаны к определенной социальной среде и ориентированы на внутригрупповые интересы, средством реализации которых может быть взаимная помощь, солидарность, обмен услугами, что и облегчает мобилизацию групповых ресурсов (финансовых, технических, интеллектуальных, организационных) для решения конкретных социальных, экономических, политических и профессиональных задач. Часть этих организаций (молодежные, студенческие, женские), возникнув, как правило, на предшествующем этапе политизации общества, в настоящее время пытаются выйти из-под контроля политических партий и выразить свой собственный интерес в социально-экономической сфере.

Наряду с организациями, которые являются продуктом самодеятельности общества, существуют и другие, призванные замаскировать деятельность, отвечающую интересам государства, или создаваемые по инициативе предпринимателей с единственной целью: получить налоговые льготы.

Другая группа объединений выражает не внутригрупповые, а более широкие общественные интересы. Как правило, они включаются в категорию «неправительственных организаций» (НПО). Само это понятие до сих пор трактуется по-разному. Иногда речь идет о всех добровольных организациях, не входящих в состав государственного аппарата. Чаще этот термин используется для обозначения тех общественных организаций, которые не имеют членской структуры и оказывают благотворительную, финансовую, техническую помощь бедным слоям населения или общественным группам, занимающимся широким кругом вопросов развития, защиты окружающей среды и прав человека. Это НПО, участвующие в реализации различных программ, оказывающие поддержку другим общественным и государственным структурам посредством обучения, распространения информации, проведения исследований, оказания технической, консультативной помощи, лоббирования и т. п.

Отдельные организации, занятые решением общей или смежных проблем, могут создавать координирующие центры. Так, в Индонезии с 1980 года действует Индонезийский Экологический Форум, объединяющий более 700 экологических организаций[15]. Создаются и соответствующие международные структуры, например, сеть неправительственных организаций стран «третьего мира».

НПО отводится четко регламентированное место в структуре самого гражданского общества: они рассматриваются как институты, сфера и направление деятельности которых ограничены социальными параметрами.

Институт НПО постепенно приобретает четко выраженную национальную ориентацию, будучи изначально продуктом западной цивилизации. В деятельности НПО все более широко реализуются гражданские инициативы самого развивающегося общества, видящего в них форму выражения своих интересов, не находящих адекватной реализации в государственной политике.

На начальном этапе своего развития институт НПО фактически действовал в интересах государства в тех сферах, где способность государства к активному взаимодействию с обществом была крайне низка. Действуя в рамках официальной доктрины развития, эти организации впрямую или косвенно способствовали продвижению государственной политики модернизации к периферии общества и ее признанию со стороны самых многочисленных слоев населения.

НПО, занятые решением социальных проблем, эволюционируют в процессе социального развития самого общества.

В мире выделяют четыре типа или поколения добровольных организаций.

Первое - так называемые благотворительные НПО, задачей которых является решение проблем, связанных с улучшением социально-бытовых условий жизни сельского населения. Второе поколение - 1980-х годов - ставило более широкие задачи по поддержанию и поощрению местных инициатив в сфере развития с преимущественной опорой на собственные силы. Создание общественных организаций является одним из способов решения местных проблем. Они облегчают включение в общественную и политическую жизнь широких масс, воспитывают у них солидарность, умение бороться за свои права. Это соответствует основной идее прогресса: развитие не только для народа, но и с народом.

Третье поколение НПО представлено организациями, выступающими за проведение реформ в политической и экономической сферах. И, наконец, НПО последнего поколения, аккумулируя накопленный их предшественниками опыт и сохраняя основные направления их деятельности, стоят на позиции альтернативного подхода к процессу развития. Эти альтернативные взгляды нашли частичное отражение в получившей международное признание концепции устойчивого развития.

НПО всех поколений сосуществуют и нередко активно взаимодействуют, что не исключает возможность противоречий между ними, особенно между организациями, действующими в рамках официальной стратегии развития, и теми, кто выражает альтернативную точку зрения.

НПО не только являются продуктом развития гражданского общества, но и способствуют расширению его социальных и политических границ.

В развитых индустриальных странах НПО рассматривают как организации, которые после выполнения конкретной задачи должны либо осваивать новые направления деятельности, либо ликвидироваться. Подобную позицию занимают оформившиеся демократические режимы, предлагая НПО передать свою сферу деятельности государству (Чили). Процесс создания и укрепления НПО в развивающихся странах продолжается. Он отражает появление новых тенденций в общественном развитии.

НПО проявляют интерес к политике и свои возможности по социально-политической мобилизации масс. Они выступают как влиятельная группа давления, основанная на консолидации НПО, выступающих с глобалистских позиций.

НПО, отстаивая общедемократические идеалы развития и укрепляя основы местной демократии, способствуют формированию демократического мировоззрения в обществе. В процессе их взаимодействия с другими субъектами социального действия создается основа для формирования новой идеологии развития с приоритетными установками на экологические и общечеловеческие ценности.

В развивающихся странах типологическое разнообразие НПО стало результатом длительного эволюционного развития. В России широкая сеть добровольных обществ возникла в сжатый исторический период[16].

НПО представляют собой сегодня сложную систему общественных объединений. Первая группа - организации, созданные в доперестроечное время как вполне огосударствленные структуры, сумевшие пережить распад СССР. Вторая группа - организации, созданные во время перестройки. Третья группа - организации, созданные после 2000 года.

НПО можно разделить на две группы по видам интересов, которые они защищают: те, которые защищают групповые интересы, и те, которые защищают интересы общества.

НПО можно классифицировать и по другим признакам (проблемно-«отраслевым» сферам деятельности, формам организации, широте социальной базы и т. п.).

В России существует потребность общества в самоорганизации, прежде всего в интересах обеспечения социальной защиты групп населения, адаптация которых к новой жизни происходит медленно. НПО продолжают оставаться на периферии общественного развития. В развивающихся странах НПО сориентированы на решение социальных проблем и проявили себя в первую очередь в социальной сфере. Для России характерно повышенное внимание НПО к политическим вопросам.

Необходимо признать, что потенциал самодеятельности общества еще не раскрыт, а тяга к самоорганизации достаточно слаба. Население связывает в первую очередь реализацию своих материальных и духовных интересов с политическим развитием. В то же время присутствует институциональная слабость неформальных объединений. В стране ощущается недостаток эффективных лидеров, способных активизировать работу общественных групп в ситуации, когда в самом обществе интерес к деятельности, не обеспечивающей ни коммерческие, ни политические выгоды, чрезвычайно слаб.

Среди общественных организаций, включая благотворительные фонды, наблюдается определенное количество фиктивных или фальшивых «общественных» объединений, связанных с полукриминальными и криминальными структурами. Их деятельность может дискредитировать сам институт благотворительных организаций, тем более что общество еще не готово принять социальную помощь от негосударственных структур.

Общественные организации - институты гражданского общества - естественный фундамент политической демократии.

Государство и общественные организации взаимно связаны и обеспечивают развитие друг друга, включая взаимный контроль.

Роль общественных организаций в нашей стране возрастает хотя бы потому, что в процессе административной реформы государство отказывается от ряда функций по управлению обществом, которые могут выполнять общественные организации.

Россия станет сильным конкурентоспособным государством при наличии трех условий: воспитание свободных граждан, которые в состоянии справиться со своими проблемами (для этого уровень обязательного образования должен быть не ниже среднего профессионального); формирование конкурентоспособного государственного и муниципального аппарата; создание развитого гражданского общества, то есть такого общества, в котором большинство людей объединится в общественные организации по интересам.

Заключение

На основании изложенного обоснованы выводы:

-под гражданским обществом понимается особая сфера отношений, главным образом имущественных, рыночных, семейных, нравственных, которые должны были находиться в известной независимости от государства. В этом смысле гражданское общество истолковывается и как цивильное, частное, приватное, то есть такое, в котором помимо официальных институтов существует неподконтрольный им уклад жизни – область реализации интересов отдельных индивидов и их объединений, взаимоотношения товаропроизводителей и потребителей.

-неотложными задачами формирования гражданского общества в России являются, безусловно, последовательное доведение до логического завершения начатых экономических реформ в части упорядочения отношений собственности, конкретизации субъекта собственности и формирования экономического пространства, мобилизующего творчество и инициативу ответственного субъекта экономической деятельности. Но эта задача окажется незавершенной без того, чтобы отстоять и логику социально-политических реформ в обществе. Здесь главные элементы состоят в самой широкой демократизации общественной жизни, надежной защите свободы слова, законности, формировании и утверждении адекватных времени мировоззренческих парадигм, идеологии и культуры плюрализма и толерантности, совершенствовании и развитии новых форм и способов социального дискурса.

Эти факторы должны рассматриваться как основные и безусловные предпосылки формирования гражданского общества. Вне формирования этих предпосылок невозможно сегодня рассматривать ни вопросы общественной безопасности, ни проблемы предупреждения гуманитарной катастрофы, грозящей российскому обществу в результате социального распада. Все эти факторы, как представляется, должны рассматриваться как неотъемлемые социальные ценности, объективно производные из смысла и сущности самого общества, являющиеся естественным выражением действительной многомерности общественного бытия, служащие гармонизации и максимально полному самовыражению и самореализации и индивида, и общества в целом.

Прежде всего, речь идет о том, что становление гражданского общества в современной России происходит одновременно с переходом к рыночной экономике, к демократической политической системе. Кроме этого прежние институты, организации, работавшие в условиях тоталитаризма, не могут служить основой новых самодеятельных организаций. Новые общественные организации вынуждены формироваться, опираясь на личную инициативу, самодеятельность граждан, групп граждан.

Сама структура этих организаций, их состав, цели, формы и методы деятельности весьма своеобразны. Их значительная часть сегодня в нелегких экономических условиях вынуждена направлять свои основные усилия на объединение предпринимательской деятельности граждан, на обеспечение благоприятных условий для развития мелкого и среднего бизнеса, на защиту прав потребителей. И в то же время немалая часть общественных организаций все чаще обращает свое внимание на проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина, к защите от произвола государства, его бюрократических структур.

-гражданское общество в современной России призвано сыграть особую роль в переходе страны к демократии и цивилизованному рынку. Если укрепление государственности будет происходить только усилиями «сверху» при отсутствии целенаправленной, организованной деятельности «снизу», то это приведет к возрождению авторитарного государства, историческое развитие России замедлится, рынок останется «архаичным», грабительским. Гражданское общество в России должно сыграть роль «мотора» в модернизации России.

- на переходном этапе развития социально-политической системы страны для обеспечения условий формирования в стране развитого гражданского общества и правового социально ориентированного государства необходима сильная политическая власть, ответственная перед народом и будущим страны. Для того, чтобы гражданское общество в стране действительно формировалось и развивалось, необходимо сознательное вовлечение граждан в публичную политику, формирование культуры прав человека и культуры толерантности, усиление контроля институтов гражданского общества над государством, последовательное проведение в жизнь на уровне государственной политики ценностей прав человека на жизнь, безопасность, достойное существование, неукоснительное выполнение принципов равенства всех перед законом, независимости суда, борьба с системной коррупцией. Без политической воли, ответственности правящей политической элиты за настоящее и будущее страны решить эти проблемы в условиях России будет сложно. В-третьих, будущее гражданского общества в нашей стране определится тем, какой вектор во взаимодействии государства и пока слабого гражданского общества станет преобладающим. Авторитарный, который может привести страну к повторению судьбы всех российских реформ, осуществляемых «сверху», или вектор с установкой на постепенное развитие основ гражданского общества, создание государством условий для активного, включенного и рационального участия граждан в строительстве свободной, демократической России.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал