![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткие сведения о системе допусков и посадокСтр 1 из 3Следующая ⇒
Федеральное агентство по образованию Томский государственный университет Систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
РАСЧЕТ ДОПУСКОВ И ПОСАДОК СОПРЯГАЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ
Методические указания к выполнению лабораторных работ по прикладной механике для студентов всех специальностей
Томск Федеральное агентство по образованию Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
Кафедра механики и графики (МГ)
УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой МГ
________ Люкшин Б.А.
Прикладная механика
РАСЧЕТ ДОПУСКОВ И ПОСАДОК СОПРЯГАЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ
Методические указания к выполнению лабораторных работ по прикладной механике для студентов всех специальностей Указания рассмотрены и одобрены на методическом семинаре кафедры МГ, протокол №23 от 13.10.2004 г. Разработчик Доцент кафедры механики и графики _________ Реутов А.И.
" ___" ____________ 2004 г.
Томск
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......... 3 1.Цель работы.......... 3 2. Краткие сведения о системе допусков и посадок.... 3 3. Расчет предельных размеров, допусков, предельных зазоров (натягов)......... 8 4. Посадки приборных шарикоподшипников..... 12 5. Порядок выполнения работы....... 13 6. Содержание отчета......... 13 7. Контрольные вопросы....... 17 8. Литература......... 17 Приложение. Задания к лабораторной работе " Допуски и посадки"......... 18
ВВЕДЕНИЕ
Механизмы, несущие конструкции РЭC и ЭВC, состоят из сопрягаемых деталей, которые совершают в процессе работы относительные движения или имеют характер неподвижного соединения. Выбор и расчет допусков и посадок сопрягаемых размеров деталей играет большую роль в обеспечении качества выпускаемых изделий. В работе рассматривается расчет допусков и посадок сопрягаемых деталей в типовых механических узлах РЭC и ЭВC.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ 1.1 Знакомство с системой допусков и посадок сопрягаемых деталей механических узлов РЭC и ЭВC; 1.2 Расчет допусков и посадок типовых соединения ''вал-зубчатое колесо", " вал-подшипник", " подшипник-корпус" и др.
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ ДОПУСКОВ И ПОСАДОК
Совокупность закономерно построенных рядов допусков и посадок и оформленных в виде стандартов, называется системой допусков и посадок. Система предназначена для выбора допусков и посадок типовых соединений и деталей машин и приборов. Принципы построения системы допусков и посадок рассмотрены на примере гладких цилиндрических соединений. В зависимости от взаимного расположения полей допусков вала и отверстия, посадки могут быть с зазором, с натягом и переходные, при которых возможно получение как зазора, так и натяга. Вал — термин, условно применяемый для обозначения наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы. Отверстие — термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы. По ГОСТ 25346-89 Единая система допусков и посадок - стандартизованы следующие термины, определения и условные обозначения. Размер — числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т.п.) в выбранных единицах измерения. Действительный размер — размер элемента, установленный измерением. Предельные размеры — два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться действительный размер. Наибольший предельный размер — наибольший допустимый размер элемента (рис. 1а). Наименьший предельный размер — наименьший допустимый размер элемента (рис. 1а). Номинальный размер — размер, относительно которого определяются отклонения (рис. 1). Отклонение — алгебраическая разность между размером (действительным или предельным размером) и соответствующим номинальным размером.
а б Рис. 1 Действительное отклонение — алгебраическая разность между действительным и соответствующим номинальным размерами. Предельное отклонение — алгебраическая разность между предельным и соответствующим номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения. Верхнее отклонение ES, es — алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами (рис. 1б). ES — верхнее отклонение отверстия; es — верхнее отклонение вала. Нижнее отклонение EI, ei — алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами (рис. 1б). ЕI — нижнее отклонение отверстия; ei — нижнее отклонение вала. Основное отклонение — одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), определяющее положение поля допуска относительно нулевой линии. В данной системе допусков и посадок основным является отклонение, ближайшее к нулевой линии. Нулевая линия — линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, то положительные отклонения откладываются вверх от нее, а отрицательные — вниз (рис. 1б). Допуск Т — разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями (рис. 1б). Допуск — это абсолютная величина без знака. Стандартный допуск IT —допуск, устанавливаемый данной системой допусков и посадок. Например, IT6 - допуск по 6 квалитету.
На рис. 2 представлено сопряжение «вал-втулка» с зазором, поскольку диаметр вала d меньше диаметра отверстия D рис. 2а. Рис. 2 D max, D min - предельные, наибольший и наименьший диаметры отверстия; dmax, dmin- предельные, наибольший и наименьший диаметры вала; ТD, Td - допуск отверстия, вала, рис. 2б. ES – верхнее отклонение отверстия; es -верхнее отклонение вала; EI -нижнее отклонение отверстия; ei - нижнее отклонение вала; D – номинальный диаметр, рис. 2 в.
Конструктором устанавливается два предельных размера для вала –dmax, dminи два предельных размера для отверстия D max, D min – внутри которых должны находиться действительные размеры сопрягаемых деталей (рис. 2 б). Нанесение на чертеже соединения такого количества размеров крайне неудобно, поэтому было принято устанавливать один общий размер для вала и отверстия, называемый номинальным – Dи указывать от него предельные отклонения. Графическое изображение полей допусков посадки с зазором приведено на рис. 2 в. ГОСТ 25346-89 устанавливает 20 квалитетов: 01; О; I…18. Квалитетом называется совокупность допусков, соответствующих одинаковой степени точности для всех номинальных размеров. Область применения квалитетов преимущественно охватывает: 01. О, I – концевые меры длины; 2…4 – калибры и особо точные изделия; 5…12 – допуски размеров в посадках; 13…18 – допуски неответственных несопрягаемых размеров и размеров в грубых соединениях. Числовые значения допусков приведены в табл.1. Посадка — характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки. Различают посадки в системе отверстия и в системе вала. Посадки в системе отверстия — посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия (рис. 3а). Посадки в системе вала — посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала (Рис.3б).
Поле допуска основного отверстия откладывается вверх, а основного вала – вниз от нулевой линии, ограничивающей номинальный размер детали, рис. 3.
а б Рис. 3 Выбор системы отверстияили вала для различных посадок определяется конструктивными, технологическими и экономическими требованиями. Положение поля допуска относительно нулевой линии, зависящее от номинального размера, обозначается буквами латинского алфавита – прописной для отверстий (A, B, С, C D… Z, ZA, ZB, ZC) и строчной для валов (a, b, c, cd … z, za, zb, zc), рис. 4. Рис.4 Схема расположения и обозначения основных отклонений
Размер, для которого указывается поле допуска, обозначается числом, характеризующим номинальный размер в мм, за которым следует условное обозначение, состоящее из буквы (иногда из двух букв), характеризующие положение поля допуска и цифры (или двух цифр), соответствующие квалитету точности – (30g7, 30Hб, 30HI2). При обозначении посадки, указывается номинальный размер, общий для отверстия и вала, за которым следует обозначение в виде дроби, в числителе которой указывается обозначение поля допуска отверстия а в знаменателе — обозначение поля допуска вала (30Н6/gб; З0H6/g6). При нанесении предельных отклонений на чертежах применяется следующие способы указания: указание условными обозначениями (Æ 30Н8, Æ 30f7) – применяется для размеров, контроль которых осуществляется предельными калибрами; указание числовыми значениями (Æ 30+0, 033 – при несимметричных отклонениях, Æ 30 ± 0, 05 – при симметричных отклонениях) – применяется для размеров, проверка которых осуществляется при помощи показывающих приборов; смешанный способ (Æ 30НВ(+0, 033), Æ 30h7(-0, 021), Æ 30F7(+0, 046+0, 020) – применяется при назначении стандартных предельных отклонений для размеров, не входящих в ряды нормальных линейных размеров. Предельные отклонения размеров деталей на сборочных чертежах указываются с помощью условных обозначений полей допусков, числовыми значениями предельных отклонений или смешанным способом в соответствии с примерами, приведенными на рис. 5.
Рис. 5 Примеры нанесения полей допусков и посадок на чертежах
В ГОСТ 25346-89 приведены таблицы основных отклонений и значений допусков (табл. 1-3 методических указаний). Основное отклонение – отклонение, ближайшее к нулевой линии. Зная его, можно найти второе отклонение, расположенное дальше от нулевой линии на величину допуска. Так, для валаei = es – ITили es = ei + IT, а для отверстия EI = ES – ITили ES = EI + IT. Поля допусков основного отверстия и основного вала, примыкающие к нулевой линии, обозначаются соответственно буквами Н и h. Поля допусков валов от а доh в сочетании с основным отверстием (система отверстия) образуют посадки с зазорами; поля допусков j, k, m, n в сочетании с основным отверстием образуют переходные посадки; поля допусков от р до z в сочетании с основным отверстием образует посадки с натягом. Соответственно, поля допусков отверстия (А, В, С …) в сочетании в полем попуска основноговала (h) дают те же посадки, но в системе вала.
|