Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Послесловие редактора⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
Книга, которую вы прочитали, является, как и указывает автор, обзорной. К ее достоинствам следует отнести то, что она дает широкую картину походной жизни на биваке, позволяет представить себе хотя бы часть из многообразного “снаряженческого” творчества туристов, желающих “стоять хорошо” — со всеми удобствами и безопасно. Естественно, читателю, желающему воспроизвести ту или иную конструкцию, следует, изучив приведенные описания, пораскинуть и собственной головой, поднапрячься и сделать не точную копию, а нечто свое, приспособленное именно под его нужды и понятия о походном комфорте, восприняв то, что ему предлагается здесь, творчески. Нет смысла спорить по поводу той или иной конструкции. Нет ничего более личного, чем собственный опыт, которым автор хочет осчастливить (в хорошем смысле) мир. Поэтому редактор, который подобную книгу писать не собирался и не собирается, решил сделать к ней малюсенькое добавление, поделиться своим опытом, хотя далеко не столь обширным, надеясь, что он окажется полезным и не пропадет втуне. 1. Крепление полиэтиленовых тентов. Это всегда проблема. Непрочность материала ведет к тому, что места прикрепления оттяжек вечно рвутся. Следует, конечно, соотносить конструкцию тента и условия, в которых он будет использоваться. Так, фиксация обычными бельевыми прищепками вполне допустима в тихий день в лесу. Но при ураганном ветре на перевале никакой тент, если он не рассчитан на это, не удержишь. Главным условием является недопустимость поддувания воздуха под тент, то есть с наветренной стороны между ним и землей не должно быть ощутимого зазора. А повысить прочность крепления растяжек можно, использовав следующую конструкцию: широкая (3—6см) полоса толстого полиэтилена приваривается (паяльником сквозь газету или специальным аппаратом) с двух сторон к тенту, образуя петлю за пределами тента. В эту петлю вкладывается жесткая трубка (металлическая, пластмассовая), в которую продевается оттяжка. Конструкция распределяет нагрузку на значительную площадь, уменьшая концентрацию напряжений. Кстати, можно сократить количество переносимых с собой колышков, если растягивать тент не за отдельные колышки, а за специальные петли на оттяжках палатки, сделанные у их концов. Можно сделать по длине несколько петель, чтобы выбрать нужную. 2. Защита от комаров. Хочу уточнить приведенную автором книги рекомендацию, касающуюся смеси Павловского (см. стр. 44). Старая кинопленка (старая магнитная лента на ацетилцеллюлозной основе типа 2 и 6, целлулоид, любая другая подходящая пластмасса — подберите экспериментальным путем) растворяется в ацетоне (растворителе для нитроэмалей) до насыщения. Затем добавляется диметилфталат, как сказано у автора. Предостережение: не сливать остаток раствора в раковину: соприкасаясь с водой, он образует вспученную волокнистую массу, которая моментально забивает все водопроводные трубы!!! В полученной смеси можно вымочить одежду, накомарники. Следует учесть, что жидкость маслянистая — следовательно, одежда должна быть “бросовой”, только на поход. Действует смесь 1—2 месяца как минимум. Кстати, в качестве накомарника подходит даже крупноячеистая сетка, пропитанная смесью Павловского. Важно лишь, чтобы сделана она была не из синтетических материалов. В безлюдных районах можно даже одевать на голову “авоськи” — популярное в свое время приспособление для переноски всего, что можно, вытесненное сейчас полиэтиленовыми пакетами (в населенных местах подобная экипировка выглядит, мягко сказать, странно). Наблюдение: комар подлетает к сетке, покружится у входа в огромную по сравнению с ним ячейку и — улетает обратно. Не нравится. От мошки “авоськи” не помогают. Полезно пропитать смесью Павловского носки — самую уязвимую в борьбе с комарами часть одежды. Вообще, желательно на комариных привалах не одевать тренировочные брюки, иную одежду в обтяжку, а носить свободное одеяние, с зазорами между тканью и кожей. Так, легкий капроновый анорак на голое тело хорош в теплое время дня. Вечером — штормовка, брезентовые брюки (джинсы — слишком облегающая одежда). 3. Крючки для подвешивания посуды. Удобны крючки с ручкой, которые удобно брать за верхнюю часть. 4. Для поддержания костра в рабочем состоянии желательно иметь с собой фанерку (дюралевый лист, картонку). Если дрова плохо горят, дежурный (иногда непрерывно) раздувает фанеркой огонь (быстрые маховые движения — этому мастерству еще надо поучиться). На этой фанерке можно также резать продукты. Металлический лист также служит отражателем света костра, если надо посмотреть в темноте, что делается в котле. 5. Горючее для примусов. К его подбору следует подходить очень ответственно. Если в бензин попало масло (что бывает в нашей “честной” торговой системе), примусы за день-два безнадежно выйдут из строя, причем с порчей предохранительного клапана и возгораниями. Чтобы их починить, потребуется прочистить все капилляры и сменить всю резину. Также плоховато горят примусы на бензине А-93 (загрязняется горелка). Лучше использовать А-72 и А-76. Разжигая примус, подумайте, чем вы будете его тушить, если он неожиданно вспыхнет (стеклоткань, земля и т.д.). 6. Одна из вечных проблем бивака — на чем сидеть. Половина трудов туристов уходит не на дрова, не на постановку палатки, а на оборудование монументальных седалищ вокруг костра. В коротких походах, при выездах на соревнования можно использовать складные металлические стульчики с брезентовым сидением. Дополнительный плюс: представьте себе полтора-два часа пути домой в переполненной электричке стоя. А вы — сидите! На своем стуле! 7. Коврики в палатку (дополнение). Коврики должны быть удобны для переноски, сглаживать (как бы “обтекая”) неровности почвы, обладать малой теплопроводностью. Материал — пенопласт (жестковато), пенополиуретан (идеальный вариант). Поролон плохо сглаживает неровности и слишком объемен в переноске. Конструкция — набивная кассетница из любой ткани. Материал режется на бруски-параллелепипеды (например, 16 х 4 х 1 см) нагретой от источника тока нихромовой проволокой и засовывается (в натяг) в прошитое на машинке полотнище. Ориентировочный размер коврика — 115 х 50 см. Переносится коврик в рюкзаке под спиной. На коврике хорошо не только спать, но и стелить его на сырые бревна-сидения у костра. Покупные “ижевские” коврики желательно также разделить на сегменты, чтобы не мучаться при их переноске. Если для чехла используется парашютный капрон, а пол в палатке также сделан из него, надо предусмотреть фиксацию ковриков в палатке, чтобы во сне не “уехать” в какой-либо угол (возможны, наверное, и другие “скользкие” комбинации тканей). Надувные матрасы тяжелы, их трудно надувать, воздух в них под спящим человеком не прогревается. В последнее время получила распространение еще одна конструкция: лист пенопласта или иного аналогичного синтетического материала вырезается по размеру седалища человека, крепится на резинках (как пояс) и постоянно носится (в соответствии с принципом “свой стул всегда с собой”). Вы, не думая, что под себя положить, садитесь в любом месте, не рискуя застудиться.
|