Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доказывание по делу об административном правонарушении






 

 

В соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предметом доказывания и обстоятельствами, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении являются:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будут являться любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В свою очередь часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что необходимые данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении и иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

На практике основными доказательствами по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, помимо протокола об административном правонарушении, становятся показания потерпевшего и свидетелей, а также объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 второй статьи 26.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу. На практике же необходимость записи показаний потерпевшего и свидетелей возникает практически всегда. Это делается с целью устранения возможности изменения указанными лицами в дальнейшем своих показаний, а также на тот случай, если некоторые лица не смогут присутствовать на рассмотрении дела об административном правонарушении, а их показания имеют существенное значение.

В целях документальной фиксации показаний потерпевшего и свидетелей, а также объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от указанных лиц отбирается объяснение.

Объяснение – письменное или устное изложение в оправдание чего ни будь (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

Сотрудник полиции в соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» вправе вызывать в полицию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также получать по таким делам необходимые объяснения.

Указанное право является одним из важнейших средств деятельности полиции, необходимых для выполнения возложенных на нее обязанностей по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях.

Объяснение – это сведения, имеющие отношение к делу, подтверждающего, опровергающего, разъясняющего, уточняющего, оправдывающего, признательного характера, сообщаемые гражданином или должностным лицом сотруднику полиции в ответ на его вопросы по поводу каких – либо событий, деяний, лиц, предметов, состояний и т.п. Объяснения могут быть устными и письменными. Если необходимо получить объяснение в письменной форме, то гражданин может написать его собственноручно, либо попросить об этом сотрудника полиции. В случае, когда объяснение записывается сотрудниками полиции со слов гражданина, то необходимо дать прочитать его гражданину, либо самому прочитать вслух. Объяснение подписывается опрашиваемым, а так же лицом, его отобравшим.

В своей повседневной деятельности сотрудники полиции отбирают объяснения у потерпевших, свидетелей, правонарушителей.

В большинстве случаев объяснения отбираются на месте происшествия на стандартный, заранее подготовленный бланк объяснения, однако запись объяснения может производиться и на чистый лист бумаги в произвольной форме, но с указанием всех необходимых данных.

При процессуальном оформлении объяснения в нем необходимо указывать: место оформления объяснения (населенный пункт); дату; должность, звание, фамилию и инициалы лица, получившего объяснение; фамилию, имя, отчество, дату и место рождения опрашиваемого; адрес и место его работы (учебы), должность; номера домашнего и служебного телефона; данные паспорта (серия, номер, когда и кем выдан) или другого документа, удостоверяющего личность опрашиваемого лица.

Объяснение следует начинать со слов: «По существу заданных мне вопросов могу показать (пояснить) следующее».

Текст объяснения пишется всегда от первого лица, например: «Я увидел», «Я сказал», «Я приехал».

При получении объяснения необходимо его записывать такими словами и оборотами, которые употребляет опрашиваемый, исключая, естественно, нецензурные выражения.

Объяснение может быть записано в форме свободного изложения опрашиваемым событий и фактов, в форме вопросов, задаваемых сотрудником полиции и ответов опрашиваемого, а также в смешанной форме, когда свободное изложение событий и фактов прерывается уточняющими вопросами сотрудника полиции.

Опрашиваемый должен подписать каждую страницу текста. Исправления, зачеркивания слов подтверждаются подписью опрашиваемого рядом или в конце объяснения.

В конце объяснения, перед подписью опрашиваемого, необходимо написать: «С моих слов записано верно, мною прочитано, замечаний и дополнений не имею».

Если опрашиваемый по каким-либо причинам не смог сам прочитать текст объяснения, то заключительную запись необходимо изложить в следующей форме: «Записано с моих слов верно и прочитано вслух сотрудником полиции, замечаний и дополнений не имею».

В отдельных случаях опрашиваемый изъявляет желание лично написать объяснение, тогда оно должно заканчиваться записью: «Записано собственноручно».

Бывают случаи, когда опрашиваемый сам не в состоянии подписать объяснение, например, при переломе рук. Тогда сотрудник полиции должен пригласить двух понятых и сделать следующую запись: «Записано с моих слов верно и мною прочитано, что удостоверяется понятыми»:

1) Жуков Сергей Петрович, 1963 года рождения, проживающий: г. Краснодар, ул. Барбаша, дом 2, кв. 69. Подпись.

2) Жданова Ксения Ивановна, 1968 года рождения, проживающая: г. Краснодар, ул. Барбаша, дом 2, кв. 68. Подпись.

В заключение объяснение подписывается сотрудником полиции, его отобравшим.

При получении объяснений следует помнить, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с одной стороны в соответствии со статьей 51 Конституции РФ вправе отказаться давать объяснения, с другой стороны в соответствии с частью 1 статьи 25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет право потребовать отобрать у него объяснение. Однако на практике чаще всего объяснение правонарушителя не оформляется отдельным бланком, а вноситься в специально отведенное место на обратной стороне протокола об административном правонарушении.

В отличие от объяснения правонарушителя, при получении показаний у потерпевшего и свидетелей необходимо предупредить их об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (статья 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также разъяснить право не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников, которыми, в соответствии с примечанием к статье 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Следует указать, что в качестве свидетеля может быть опрошено любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Исходя из смысла части 2 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказаться от дачи объяснения, за исключением случаев, когда показания даются против себя или близких родственников, свидетель не может. В противном случае он должен быть привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Примерное содержание объяснения свидетеля или потерпевшего

(применяется сотрудником полиции)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал