Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Иммигранты и беженцы
Как уже упоминалось, маргинальность чаще всего возникает при миграциях. Миграционная ситуация в завершающем десятилетии XXI века продолжает оставаться сложной и неоднозначной. Наряду с перемещением трудовых ресурсов, вызываемых мотивацией получения привлекательной и высокооплачиваемой работы, расширением горизонтов самореализации, идут процессы переселения в стремлении выбраться любой ценой из-под геополитических обломков некогда единой страны. Причем не только в физическом смысле, но в и аспектах культурного, национального и языкового свойства. Восприятие действительности у каждого поколения иммигрантов особое. Первое поколение смотрит на мир сквозь призму традиций и этнокультурных ценностей, второе же – а к нему относятся дети иммигрантов, родившиеся в принимающей стране или привезенные сюда в младенчестве, - воспринимает традиции и национальную культуру в преломлении действительности и культуры среды, третье и последующие, как правило, ассимилированы, в культурном отношении во всяком случае. Для иммигрантской молодежи, живущей в наше время жизнью общества, а не общины, родительский дом является уже только одним и, возможно не главным источником поведенческих норм и ориентаций. Внуки и тем более правнуки иммигрантов первого поколения, по-видимому, уже мало похожи на своих родителей. Сфера активного влияния менталитета этнического массива сокращается, сфера влияния общества расширяется. Процесс этот проходит не в одном направлении, он чреват коллизиями, возвратными движениями и так далее. Маргинальная личность находится как на обочине культур. Люди, родившиеся в диаспоре или привезенные в чужой край детьми, получают здесь образование и обречены здесь совмещать этноидентичность, связывающую их с родительской социокультурной традицией, с гражданской принадлежностью к обществу-реципиенту и его культурной средой. Они не чувствуют себя вполне французами, американцами, англичанами, русскими и прочими, но уже и вполне алжирцами, турками, не говоря уже о том, что порою их не принимают за своих ни на новой, ни на старой родине. Маргинальная личность, живущая в двух мирах, нередко обладает переменной культурной идентичностью, знак которой меняется в зависимости от обстоятельств: в одних случаях она привержена родительским этнокультурным ценностям, но с ориентацией на ценностную шкалу доминирующего в обществе этноса, в других – почти уже ассимилированная личность вдруг начинает испытывать влечение к культуре отцов. Степень маргинальности иммигрантской и, прежде всего «цветной» молодежи не однозначна, потому что в разных условиях эмиграции влияние родительской и местной культуры по-разному сказывается на потомках иммигрантов. Это зависит от сплоченности и статуса общины, состояние ее связи со страной выхода, культурной дистанции и так далее. В числе других «новых маргинальных групп» в современной России находятся вынужденные мигранты – беженцы и вынужденные переселенцы. В соответствии с Конвенцией ООН о статусе беженца, беженцем является «любой человек, находящийся за пределами какой бы то ни было страны, гражданином которой он является, или, в случае отсутствия у него гражданства, за пределами любой страны, которая была последним местом проживания такого человека, и который не может и не желает возвращаться туда и не может и не желает воспользоваться защитой той страны из-за преследований или вполне обоснованного опасения преследований по соображениям расового, религиозного, национального, политического характера или принадлежности к определенной общественной группе». Среди специалистов принято различать категории беженцев и перемещенных лиц. С одной стороны, и те и другие вынуждены в силу каких-либо серьезных обстоятельств, бедствий, опасностей оставлять свое постоянное местожительство в определенном регионе или даже покидать страну. Но когда речь идет о беженцах, это связывается, прежде всего, с притеснением, насилием над личностью, нарушением ее прав и т. п. В периоды особенно локальных войн, часто возникающих в различных регионах мира, беженцам приходится переносить очень тяжелые испытания, включая геноцид, массовое истребление людей, разрушение привычного уклада жизни, распад общины, семейных связей и т. п. Беженцы – понятие древнее, как сама история. Пока людей преследовали за религиозную, социальную, классовую, расовую, этническую принадлежность или политический взгляды, существовали беженцы, то есть люди, которые покидали свои дома, не имея возможности туда вернуться из-за вполне обоснованного страха преследования. Эти социальные группы переживают наиболее интенсивные изменения своего положения по отношению к прежней системе социальных отношений. Эти изменения обусловлены внешними обстоятельствами, маргинальная ситуация в значительной мере «навязана» людям извне. Они не могут ни участвовать в общепринятых видах деятельности, ни поддержать себя, ни позаботиться о себе способами, принятыми в обществе В настоящее время в мире насчитывается свыше 9 млн. беженцев, которые нуждаются в помощи и защите. Кроме того, несколько миллионов человек являются лицами, перемещенными по политическим мотивам. Одна из недавних волн беженцев спровоцирована гражданскими войнами, революциями и другими катаклизмами в Юго-Восточной Азии, Афганистане, Африке и Центральной Америке.
|