Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приобретение российского гражданства 2 страница






Закон 1938 г. установил иной порядок приема в гражданство СССР. Иностранцы независимо от национальности и расы принимались в гражданство СССР по их ходатайству Президиумом Верховного Совета СССР или Президиумом Верховного Совета союзной республики, на территории которой они проживали (ст. 3). Тем самым Закон 1938 г. отменил право местных Советов, а также высших органов государственной власти автономных республик принимать в гражданство СССР.

Правда, 16 декабря 1954 г. Президиум Верховного Совета СССР принял постановление " О лицах, длительное время проживающих на территории СССР и не оформивших своего гражданства", в соответствии с которым лица, родившиеся за границей и в разное время прибывшие на территорию СССР (за исключением политических иммигрантов), не представившие документов о своей принадлежности к иностранному гражданству (подданству), а равно их дети являлись гражданами СССР. Это постановление восстановило, с небольшими изменениями, ст. 3 Положения о гражданстве СССР 1931 г., что фактически почти ликвидировало институт лиц без гражданства, введенный Законом 1938 г.

Закон о гражданстве СССР 1978 г. (ст. 15), устанавливая порядок приема в гражданство СССР, в значительной мере повторял положения, содержавшиеся в Законе 1938 г. В нем указывалось, что иностранные граждане и лица без гражданства " могут быть по их ходатайству приняты в гражданство СССР в соответствии с настоящим Законом независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, места жительства".

Закон о гражданстве СССР 1990 г. (ст. 18) дополнил эту норму указанием на то, что ходатайство о приеме в гражданство СССР " отклоняется, если лицо, ходатайствующее об этом, призывает к насильственному свержению или изменению советского государственного и общественного строя, закрепленного Конституцией СССР; осуществляет деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности, охране общественного порядка, здоровью или нравственности населения, пропагандирует вражду, расовую и национальную исключительность; связано с террористической деятельностью".

В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом России 22 ноября 1991 г., указывается (ст. 5), что каждый имеет право на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законом РФ. Закон РФ о гражданстве 1991 г. устанавливал (ст. 19): " Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве РСФСР, может ходатайствовать о приеме в гражданство РСФСР независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений".

В первые в послереволюционном российском законодательстве для принятия в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства закон ввел ценз оседлости. В нем говорилось: " Обычным условием приема в гражданство РСФСР является постоянное проживание на территории РСФСР: для иностранных граждан и лиц без гражданства - всего пять лет или три года непрерывного непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом РСФСР, договором РСФСР, указанные сроки сокращаются вдвое". Срок проживания на территории России считался непрерывным, если лицо выезжало за пределы страны для учебы или лечения не более чем на три месяца.

Закон предусматривал обстоятельства, облегчающие прием в гражданство. Они давали право на сокращение ценза оседлости вплоть до его полного снятия. Таким правом пользовались лица, состоявшие в прошлом в гражданстве бывшего СССР; усыновившие ребенка, являющегося гражданином РСФСР; имеющие высокие достижения в области науки, техники и культуры, а также обладающие профессией или квалификацией, представляющей интерес для РСФСР; имеющие заслуги перед народами, объединенными в РСФСР, в возрождении РСФСР, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; получившие убежище на территории РСФСР; состоявшие в прошлом сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению.

Надо сказать, что этими обстоятельствами воспользовались многие люди, утратившие гражданство своей Родины. Так, в 1999 г. к Президенту РФ обратилась с заявлением графиня Ксения Николаевна Шереметьева-Юсупова, проживающая в Греции. В своем заявлении она указывала: " Я принадлежу к двум древнейшим и некогда богатейшим дворянским фамилиям России: по линии отца я - Шереметьева, а по матери - Юсупова. Мой дед - Феликс Феликсович Юсупов - тот самый, о котором по иронии судьбы помнят лишь, что он " убил Распутина". Однако мои предки много сделали для укрепления благосостояния и славы России, немало из них храбро сражалось под знаменами русских государей, верно служило Отечеству.

Родившись в изгнании, где оказались мои родители, я, к великому сожалению, много лет проживала вдалеке от горячо любимой Родины и лишь недавно смогла впервые посетить Петербург, родовой очаг семьи Юсуповых, где я осталась единственной " наследницей". Ставлю это слово в кавычки, поскольку мои родители были патриотами, все средства хранили только в российских банках и, увы, после революции потеряли все.

Посетив Петербург, я была потрясена величием и красотой этого города, мне очень понравилось общество моих соотечественников. В моей душе проснулось давно дремавшее там чувство патриотизма, горячее желание хоть и с запозданием, но сделать что-нибудь для пользы города моих предков и моей Родины - России, переживающей сейчас трудные времена.

Думаю, что возрождение России, ее традиций, возвращение к истокам русской духовности и культуры невозможно без участия и нас, представителей самых древних российских фамилий, насильно выброшенных большевиками за родные рубежи. Нас мало осталось - среди Юсуповых, повторяю, только я одна - но кое-что сделать мы можем. В этой связи у меня возникла идея создать организацию по оказанию помощи русской культуре, возрождению российской духовности - быть может под названием " Международный фонд графини Шереметьевой-Юсуповой". Полагаю, что в его рамках могла бы сделать немало, если в этом деле мне будет оказана поддержка в России. Я подолгу живу не только в Афинах, но и в Париже, где у меня много связей в кругах королевских фамилий и аристократических семей. Ведь моя прабабушка - Великая княгиня Ксения Александровна была сестрой царя Николая II, а значит и во мне течет " царская кровь". Все это можно было бы использовать с большой пользой для дела.

Прошу Вашего содействия и в решении еще одного вопроса: я хотела бы восстановить российское гражданство. Дело в том, что мои родители никогда от российского гражданства не отказывались. Они жили и умерли в изгнании " апатридами", т.е. людьми без гражданства, так как, разумеется, не считали возможным просить о получении советских паспортов. Я же получила греческое гражданство лишь после того, как вышла замуж за грека. Однако чувствую себя целиком русской, все мои предки были русские и я, их наследница, графиня Шереметьева-Юсупова, хочу стать гражданкой новой России.

Пользуясь случаем, желаю Вам, господин Президент, всяческих успехов в Вашем благородном и трудном деле обустройства нашего многострадального Отечества.

С глубоким уважением, графиня Ксения Шереметьева-Юсупова".

К.Н. Шереметьева-Юсупова была принята в гражданство Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 23 марта 2000 г. на основании п. " е" ч. 3 ст. 19 Закона о гражданстве Российской Федерации, в соответствии с которым состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению является обстоятельством, облегчающим прием в гражданство, т.е. дает право на снятие требования ч. 2 ст. 19 указанного Закона о трехлетнем постоянном проживании на территории России.

Вместе с тем устанавливался круг лиц, ходатайства которых о приеме в гражданство Российской Федерации отклоняли, поскольку их пребывание в гражданстве Российской Федерации представляет угрозу ее национальной безопасности или общественному порядку. Это относилось к лицам:

а) выступающим за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

б) состоящим в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации;

в) осужденным и отбывающим наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ*(290).

Существенные изменения в порядок приема в гражданство Российской Федерации внес Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. Так, в соответствии со ст. 13 устанавливается общий порядок приема в гражданство Российской Федерации. Он предусматривает право иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18 лет и обладающих дееспособностью, обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Однако таким правом пользуются далеко не все из указанных граждан и лиц - оно принадлежит только тем иностранцам и лицам без гражданства, которые отвечают следующим основным требованиям закона. Эти лица должны:

1) иметь вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию;

2) проживать на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года*(291);

3) взять на себя обязательство соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

4) иметь законный источник средств к существованию;

5) обратиться в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим федеральным законодательством либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

6) владеть русским языком. Порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства отвечает принципу устойчивой правовой связи лица с государством и согласуется с широко распространенной законодательной и правоприменительной практикой других государств. Это требование не исключает возможности приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем иного гражданства, однако оно в определенной мере снимает коллизию с законами о гражданстве стран СНГ и открывает перспективу дальнейшего сближения законодательств этих стран путем заключения международных договоров. Без соблюдения всех этих условий может быть принято в гражданство Российской Федерации лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией.

Вместе с тем Закон 2002 г. предусматривает обстоятельства, облегчающие прием в гражданство. В нем указывается, что пятилетний срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года, если имеется хотя бы одно из следующих оснований:

а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства;

б) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство Российской Федерации*(292);

г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Наряду с установлением общего порядка приема в гражданство российское законодательство неоднократно использовало и так называемый упрощенный порядок. Такой порядок был установлен для некоторых иностранцев в Российской империи. Так, иностранцы, состоящие на государственной службе, допускались к присяге на подданство в любое время и без всяких сроков по усмотрению их непосредственного начальства (ст. 1025). Кроме того, приамурский и туркестанский генерал-губернаторы могли собственной властью принимать в русское подданство некоторых лиц: приамурский генерал-губернатор - китайцев и корейцев, а туркестанский - подданных среднеазиатских ханств (ст. 1017, примечание к ст. 1020). Наконец, рабочие, поселяющиеся в России для обрабатывания земель по найму от землевладельцев, переселяющиеся в Тифлисскую губернию болгары и " другие единоверцы", поселяющиеся в Новороссийском крае, приобретали подданство на основании особых правил (ст. 1029).

Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г. " О приобретении прав российского гражданства" не устанавливал наряду с общим порядком приема в гражданство какого-либо иного порядка. Однако сам порядок приема в гражданство носил, несомненно, упрощенный характер. Как уже отмечалось, согласно этому декрету каждый иностранец, проживавший в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, мог приобрести права российского гражданства. Для этого ему нужно было сделать об этом заявление в местный, по месту жительства, Совет рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, с указанием рода своих занятий и сообщением сведений о том, не подвергался ли он судебному преследованию по обвинению в общеуголовном преступлении, а если подвергался, то за какие деяния. Самоличность сделанного заявления, при отсутствии других средств к ее установлению, удостоверялась свидетельством полноправных граждан РСФСР.

Положение о союзном гражданстве 1924 г. предусматривало упрощенный порядок приема в гражданство. Так, если в соответствии с общим порядком приема в советское гражданство, установленным Положением (ст. 7), принятие в гражданство иностранных граждан, проживающих на территории той или иной союзной республики, производилось центральными исполнительными комитетами союзных республик, то принятие в гражданство иностранных граждан, проживающих для трудовых занятий и принадлежащих к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, а также ищущих убежища вследствие преследования их за общественную деятельность, производилось губернскими, областными и другими соответствующими им исполнительными комитетами, а в автономных республиках, в которых губернское деление отсутствовало, - центральными исполнительными комитетами этих республик (примечание к ст. 7).

В упрощенном порядке могли приобрести гражданство Союза ССР достигшие совершеннолетия лица, один из родителей которых состоял гражданином Союза ССР в момент их рождения, причем оба родителя проживали в этот момент вне территории Союза ССР (ст. 4).

Допускало приобретение гражданства Союза ССР кроме общего порядка и в упрощенном порядке также Положение о гражданстве СССР 1930 г. Устанавливалось (ст. 16), что приобретение гражданства в упрощенном порядке, а именно: по постановлению окружного исполнительного комитета или соответствующего ему органа - допускается, если заявитель проживает на территории Союза ССР, и по постановлению полномочного представителя Союза ССР, если заявитель проживает за границей.

Указанный порядок применялся в следующих случаях:

а) при приеме в гражданство иностранцев - рабочих и крестьян, проживающих в пределах Союза ССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом убежища, вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность;

б) при перемене гражданства в связи со вступлением в брак.

Окружные исполнительные комитеты и полномочные представители Союза ССР за границей наделялись правом отказывать заявителям в применении к ним упрощенного порядка, предлагая им обращаться с заявлениями в общем порядке в Президиум ЦИК Союза ССР или союзной республики- по принадлежности.

Положение о гражданстве Союза ССР 1931 г., в основном сохраняя указанные выше положения, вносило в них отдельные коррективы. Так, согласно ст. 16 этого Положения приобретение гражданства Союза ССР, кроме общего порядка, допускалось в упрощенном порядке:

а) по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета центрального исполнительного комитета автономной республики и исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на территории Союза ССР;

б) по постановлению полномочного представительства Союза ССР, если заявитель проживал за границей.

Центральные исполнительные комитеты союзных республик могли предоставлять разрешение дел о приеме в гражданство Союза ССР в упрощенном порядке по заявлениям лиц, проживающих на территории Союза ССР, отдельным районным исполнительным комитетам и в городах, выделенных в самостоятельные административно-хозяйственные единицы, - городским Советам.

Закон о гражданстве СССР 1938 г. упразднил упрощенный порядок приема в гражданство СССР. Однако после его принятия был издан ряд указов Президиума Верховного Совета СССР о порядке приобретения советского гражданства, которые практически восстанавливали упрощенный порядок приобретения советского гражданства отдельными категориями лиц. Принятие этих указов было обусловлено расширением территории СССР, вхождением в состав СССР новых союзных республик, многочисленными просьбами о приеме в гражданство СССР проживающих за границей подданных бывшей Российской империи.

29 ноября 1939 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР " О приобретении гражданства СССР жителями западных областей Украинской и Белорусской Советских Социалистических Республик" *(293), который в соответствии с Законом о гражданстве СССР 1938 г. устанавливал, что гражданами СССР являются:

а) бывшие польские граждане, находившиеся на территории западных областей Украины и Белоруссии к моменту вхождения этих областей в состав Союза ССР (12 ноября 1939 г.);

б) лица, прибывшие в СССР на основании соглашения между Правительством Союза ССР и Правительством Германии от 16 ноября 1939 г., а также в связи с передачей по договору от 10 октября 1939 г. Союзом ССР города Вильно и Вильненской области Литве.

Если в их числе имелись лица, лишенные советского гражданства на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 15 декабря 1921 г., они могли быть приняты в гражданство СССР в общем порядке, установленном Законом о гражданстве СССР 1938 г.

В таком же порядке могли приобрести советское гражданство и бывшие польские граждане- жители западных областей Украины и Белоруссии, не находившиеся к 1-2 ноября 1939 г. на территории этих областей и не имевшие советского гражданства.

7 сентября 1940 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР " О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик" *(294), согласно которому граждане Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик со дня принятия этих республик в состав СССР являются гражданами СССР. Граждане этих республик, находившиеся к моменту издания указа за пределами СССР и не лишенные гражданства советскими правительствами этих республик, были обязаны не позднее 1 ноября 1940 г. зарегистрироваться как советские граждане в полпредствах или консульствах СССР путем личной явки или посылки специального заявления по почте с приложением национального паспорта. Лица, не зарегистрировавшиеся как советские граждане в полпредствах или консульствах СССР до 1 ноября 1940 г., могли быть приняты в гражданство СССР на общих основаниях, установленных Законом о гражданстве СССР 1938 г.

Лица без гражданства, принадлежавшие к национальным меньшинствам, которые " в условиях политических режимов, существовавших в Литве, Латвии и Эстонии до установления в них Советской власти", не могли приобрести литовского, латвийского и эстонского гражданства, приобретали гражданство СССР в порядке, установленном указом для граждан этих республик. Остальные лица без гражданства, постоянно проживавшие на территории Литовской, Латвийской и Эстонской ССР, могли приобрести гражданство СССР на общих основаниях, установленных Законом о гражданстве СССР 1938 г.

Лица, лишенные советского гражданства на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 15 декабря 1921 г. и находившиеся на территории Литовской, Латвийской и Эстонской ССР, приравнивались к лицам без гражданства и, следовательно, могли приобрести гражданство СССР на общих основаниях.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1945 г. " О порядке приобретения гражданства СССР находящимися за границей жителями западных областей Украинской и Белорусской Советских Социалистических Республик" *(295) распространил упрощенный порядок приобретения советского гражданства, установленный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1940 г. " О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик", на находившихся за границей жителей западных областей Украинской и Белорусской ССР из числа бывших польских граждан.

Распоряжением СНК СССР от 31 июля 1945 г.*(296) был установлен предельный срок регистрации подпадающих под действие этого указа лиц- 31 декабря 1945 г. Предусматривалось, что лица, не зарегистрировавшиеся до 31 декабря 1945 г., могут быть приняты в гражданство СССР на общих основаниях.

15 марта 1946 г. это распоряжение было изменено новым распоряжением СНК СССР*(297). Посольствам и миссиям СССР было разрешено принимать заявления от находившихся за границей жителей западных областей УССР, БССР о регистрации их в качестве советских граждан во всех случаях, когда будет установлено, что ходатайство о регистрации не могло быть подано своевременно в силу уважительных причин, в том числе в связи с пребыванием этих лиц в лагерях.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1947 г. " О порядке приобретения гражданства СССР лицами литовской национальности, коренными жителями города Клайпеда, Клайпедского, Шилутского и Пагегского уездов Литовской ССР" *(298) эти лица, состоявшие на 22 марта 1939 г. в литовском гражданстве, а равно их дети признавались гражданами СССР с 28 января 1945 г.

Те же из этих лиц, которые не проживали на 28 января 1945 г. в городе Клайпеда, Клайпедском, Шилутском и Пагегском уездах Литовской ССР и находились временно за пределами СССР, были обязаны до 1 июня 1948 г. зарегистрироваться в посольствах, консульствах или соответствующих органах СССР как советские граждане путем личной явки или посылки специального заявления по почте с приложением паспорта или документа, удостоверяющего личность заявителя и факт постоянного проживания в городе Клайпеда, Клайпедском, Шилутском и Пагегском уездах Литовской ССР. Остальные лица, постоянно проживавшие в городе Клайпеда, Клайпедском, Шилутском и Пагегском уездах Литовской ССР, могли приобрести гражданство СССР на общих основаниях.

В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1948 г. " О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской республик и уроженцами Бессарабии, проживавшими в странах Латинской Америки" *(299) устанавливалось, что граждане Литовской, Латвийской и Эстонской республик и уроженцы Бессарабии, проживавшие в странах Латинской Америки и не зарегистрировавшиеся как советские граждане в дипломатических или консульских представительствах СССР в установленный срок, имеют право не позднее 1 июля 1949 г. зарегистрироваться как советские граждане в посольствах или миссиях СССР в странах Латинской Америки путем личной явки или посылки специального заявления по почте с приложением паспорта или документа, удостоверяющего личность заявителя. Лица, не зарегистрировавшиеся в установленный указом срок, могли быть приняты в гражданство СССР на общих основаниях.

Указами от 20 июля 1948 г.*(300) и от 2 июля 1949 г.*(301) " О продлении срока регистрации как советских граждан лиц литовской национальности, коренных жителей города Клайпеда, Клайпедского, Шилутского и Пагегского уездов Литовской ССР, находящихся за пределами СССР" был продлен установленный ранее срок регистрации этих лиц как советских граждан.

В связи с имевшимися запросами Президиум Верховного Совета СССР постановлением о 8 октября 1951 г. " О гражданстве уроженцев западных областей Украинской ССР и Белорусской ССР, проживавших до 3-6 августа 1940 года на территории Литвы, Латвии и Эстонии как польские граждане" *(302) установил, что эти лица, проживающие в СССР, являются гражданами СССР с момента вхождения Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик в состав СССР.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 октября 1946 г. " О порядке приобретения гражданства СССР лицами армянской национальности, возвращающимися из-за границы на родину в Советскую Армению" *(303) эти лица признавались гражданами СССР с момента прибытия их в СССР. Этот указ 17 декабря 1962 г. Президиумом Верховного Совета СССР был распространен на лиц армянской национальности, а также членов их семей, возвращавшихся из-за границы в Армянскую ССР в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 12 августа 1961 г.*(304).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1947 г. " О порядке приобретения гражданства СССР лицами русского происхождения, прибывшими в СССР из Болгарии" *(305) эти лица признавались гражданами СССР с момента прибытия их в СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1941 г. " О восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Советской Буковины" *(306) было установлено, что лица из числа постоянных жителей Бессарабии, состоявшие к 7 ноября 1917 г. подданными бывшей Российской империи, но не проживавшие на 28 июня 1940 г. на территории Бессарабии и находившиеся временно за пределами СССР, обязаны до 1 мая 1941 г. зарегистрироваться в полпредствах и консульствах СССР как советские граждане, путем личной явки или посылки специального заявления по почте с приложением паспорта или документа, удостоверяющего личность заявителя и факт постоянного проживания в Бессарабии.

Указом признавались гражданами СССР с 28 июня 1940 г. все лица, проживавшие на 28 июня 1940 г. на территории Советской Буковины, за исключением иностранцев и лиц, эвакуированных после 28 июня 1940 г. в Румынию, а также лиц, лишенных советского гражданства декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 15 декабря 1921 г. Устанавливалось также, что лица, возвратившиеся в Бессарабию и Советскую Буковину из Румынии после 28 июня 1940 г. в порядке, согласованном между советскими и румынскими властями, с момента возвращения приобретают советское гражданство.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1947 г. " О порядке приобретения гражданства СССР лицами русской и украинской национальностей, прибывающими из Румынии в СССР" *(307) эти лица, прибывавшие из Румынии в СССР в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 1 июля 1947 г., признавались гражданами СССР с момента их прибытия в Союз ССР.

11 июля 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР " О порядке приобретения гражданства СССР лицами русской национальности, возвратившимися из Турции в Советский Союз" *(308) было установлено, что возвратившиеся из Турции в СССР лица русской национальности и члены их семей, проживавшие на турецкой территории, ранее входившей в состав бывшей Российской империи, признаются гражданами СССР с момента их прибытия в СССР. 12 июля 1962 г. действие этого указа Президиумом Верховного Совета СССР было распространено на казаков-некрасовцев и членов их семей, переселившихся из Турции в СССР*(309).

В Законах о гражданстве СССР 1978 и 1990 гг. ничего не говорилось об упрощенном порядке приема в гражданство СССР. В них устанавливался только общий порядок приема в гражданство.

Закон о гражданстве Российской Федерации 1991 г. вновь вернулся к упрощенному порядку приема в гражданство, назвав его " приобретением гражданства Российской Федерации в порядке регистрации" (ст. 18).

Этим порядком могли воспользоваться:

а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии являлся гражданином Российской Федерации;

б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

в) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

г) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию после 6 февраля 1992 г., если они до 31 декабря 2000 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

При этом термин " граждане бывшего СССР" применялся в отношении лиц, не являющихся гражданами государств, входивших в состав бывшего СССР" *(310);

д) лица без гражданства, на день вступления в силу закона о гражданстве постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если в течение одного года после вступления в силу Закона о гражданстве заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал