Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Признание и приобретение российского гражданства § 1. Признание российского гражданства
Принадлежность к российскому гражданству всегда определялась законом прежде всего путем установления круга лиц, признающихся российскими гражданами. Признание гражданства является своего рода юридической " инвентаризацией" государством своего населения, разделением его на " своих" и " чужих", которое осуществляется периодически на основе наиболее общих, часто формальных принципов, обусловливающих связь лица с государством. Устанавливая круг своих граждан, государство создает тем самым необходимые предпосылки для отграничения граждан от иностранцев или лиц без гражданства, а также для решения всех других вопросов гражданства. При этом государство определяет условия, наличие которых необходимо для того, чтобы лицо было признано гражданином. " Особенность содержания отношений по признанию советского гражданства состоит прежде всего в том, - указывает В.С.Шевцов, - что в них отсутствует специально выраженное волеизъявление лица о приобретении или утрате гражданства. Оно направлено именно на признание за лицом гражданства. Лицо как бы просит подтверждения со стороны государства того факта, что оно правомочно обладать этим гражданством" *(249) На самом деле признание гражданства означает, что лицо приобретает право на принадлежность к гражданству независимо от его на то согласия, а тем более волеизъявления, направленного на признание за ним гражданства. Что же касается государства, то оно обязано признать всякое лицо своим гражданином, если такое признание соответствует определенным государством условиям. Оно не вправе ему в этом отказать. В.С. Шевцов полагает, что правоотношения по признанию лица гражданином могут возникнуть лишь в случаях, требующих удостоверения со стороны государства факта принадлежности лица к гражданству (например, при разногражданстве родителей и др.)*(250) На самом же деле отношения по признанию гражданства возникают при установленных государством условиях, наличие которых необходимо для того, чтобы лицо было признано гражданином. Следует сказать, что в отечественной правовой литературе нет единого понимания того, что представляет собой признание гражданства. Оно часто отождествляется с приобретением гражданства, особенно когда приобретение гражданства, как и его признание, не требует согласия лица, приобретающего гражданство. Такое отождествление иногда встречается даже в законодательных актах, посвященных гражданству. Характерна с этой точки зрения позиция Н.М. Коркунова, который писал: " Подданство устанавливается или как последствие какого-либо факта, обусловливающего связь лица с данным государством, или в силу прямого принятия лица в подданство. В первом случае лицо приобретает право на принадлежность к данному государству независимо от его на то согласия... Таким образом само собой приводящим к установлению подданства считаются рождение, для женщин брак и приобретение государством территории, на которой живут данные лица. От этих способов установления подданства ipso jure отличается принятие в подданство посредством так называемой натурализации или укоренения".*(251) Близкую к этой точке зрения позицию занимает В.С.Шевцов. " Отношение по признанию советского гражданства, - полагает он, - возникает при условиях, наличие которых необходимо для того, чтобы лицо было признано советским гражданином. При широком толковании любое отношение, возникающее между государством и лицом по поводу гражданства, можно отнести к отношениям по признанию за лицом гражданства, так как всегда само государство, и только оно, решает- признавать за конкретным лицом свое гражданство или нет. Например, если иностранец ходатайствует о принятии его в советское гражданство, то тем самым он просит о том, чтобы государство признало его своим гражданином. Выход из гражданства означает по существу негативный подход к решению того же вопроса. Лишая, наконец, какое-либо лицо своего гражданства, государство также определяет свое отношение к признанию за ним гражданства. Возникает вопрос - имеются ли основания для выделения отношений по признанию гражданства, а соответственно и регулирующих их правовых норм в особую группу, поскольку общепринято, например, признание у лица гражданства " в силу рождения" относить к одному из основных источников приобретения гражданства? " *(252) В.С. Шевцов отвечает на этот вопрос утвердительно. Вместе с тем он считает одним из наиболее распространенных случаев признания гражданства признание гражданства в силу рождения, в случае изменения гражданства родителей и т.д.*(253) По мнению В.М. Сафронова, признание (констатация) наличия у лица советского гражданства - это такая форма возникновения у лица гражданства СССР, при которой, по общему правилу, от лица или его законных представителей не требуется письменно выраженного волеизъявления. Поэтому признанием гражданства он считает все случаи приобретения гражданства в силу рождения, в силу изменения гражданства родителей и т.д.*(254) Еще дальше в этом отношении идет Закон о гражданстве Российской Федерации 1991 г. Признание гражданства в нем рассматривается в качестве одного из оснований приобретения гражданства Российской Федерации (ст. 12). Однако признание гражданства и приобретение его в силу рождения или в силу других обстоятельств, не требующих согласия лица, приобретающего гражданство, - разные правовые категории. Признание гражданства - это констатация наличия гражданства у того или иного лица на момент принятия соответствующего законодательного акта. При признании гражданства оно не приобретается, поскольку все лица, признанные гражданами в соответствии с вновь принятым законодательным актом, приобрели это гражданство или были признанными его имеющими в соответствии с действующим прежде законодательством, на смену которого пришел вновь принятый законодательный акт. Лица же, приобретающие гражданство, например по рождению, становятся гражданами в соответствии с вновь принятым законом, т.е. после его принятия. Существенное различие между признанием и принятием лица в гражданство состоит также в том, что в случае признания, как правило, не происходит замены одного гражданства другим, тогда как при принятии в гражданство одно гражданство чаще всего заменяется другим либо, если принимается лицо без гражданства, меняется в самой основе юридическое положение этого лица*(255). В Российской империи ее подданными признавались все лица, проживающие на ее территории, за исключением подданных других государств. Все подданные других государств признавались иностранцами до их вступления в установленном законом порядке в подданство России. В РСФСР норма, регламентирующая признание гражданства республики, впервые была закреплена в декрете " Об уничтожении сословий и гражданских чинов", утвержденном ВЦИК 23 (10) ноября 1917 г. В нем указывалось, что гражданами Российской Республики признается все население России (ст. 2), хотя, несомненно, имелась в виду только та его часть, которую составляли бывшие подданные Российской империи. Это подтверждается, в частности, Временными правилами " О порядке выхода из российского гражданства лиц, проживающих на территории Российской Республики и желающих вступить в украинское подданство, и о регистрации российских граждан, проживающих на территории Украины", утвержденными НКВД 10 сентября 1918 г.*(256) Временные правила устанавливали положение, согласно которому все бывшие подданные Российской империи, проживающие в пределах Российской империи, признавались состоящими в российском гражданстве до выхода из такового в порядке, определенном этими правилами. Положение о союзном гражданстве 1924 г. впервые установило единую правовую норму, определяющую основания и условия признания лица гражданином Союза ССР. В основу признания советского гражданства было положено нахождение лица на территории Союза ССР. Гражданином СССР признавалось каждое лицо, находящееся на территории Союза ССР, поскольку не будет им доказано, что оно является иностранным гражданином (ст. 3). Таким образом, каждый иностранец должен был доказать свое иностранное гражданство и права на него. Инструкция НКВД РСФСР 1921 г. N 53 (п. 9) устанавливала, что каждый иностранец не только должен был обладать правами иностранного гражданства, но также не являться ранее гражданином одной из союзных республик*(257). Положение о видах на жительство для иностранцев, разработанное НКВД РСФСР, также предусматривало это требование. Согласно Положению " иностранцами признаются граждане государств, не входящих в состав СССР и не являющиеся гражданами Союзных Республик СССР, имеющие в доказательство этого надлежащие национальные паспорта". В целях доказательства иностранного гражданства было необходимо представить национальный паспорт, выданный иностранными властями за границей, имеющий визу полномочного представительства СССР и отметку контрольно-пропускного пункта, или иностранными представительствами в СССР, за которыми в силу договорных отношений НКИД признано право выдачи паспортов. Определение гражданства в РСФСР производилось областными, губернскими и некоторыми окружными административными отделами. При определении иностранного гражданства того или иного лица решались следующие два вопроса: не является ли лицо (иностранец) гражданином союзных республик и тем самым Союза, и гражданином какого государства надо признать заявителя. Последний вопрос разрешался в зависимости от представленных документов- национальных паспортов. Поскольку образцы национальных паспортов иностранных государств сообщались НКВД административными органами, разрешение этого вопроса не составляло большой трудности. Вопрос же о том, не является ли лицо иностранного гражданства гражданином одной из союзных республик, являлся более сложным и требовал от административных органов знания основных моментов приема и выхода из гражданства, установленных как законодательством бывшей Российской империи, так и законодательством союзных республик*(258). После Октябрьской революции все бывшие российские подданные, проживающие как на территории Союза, так и за границей, стали гражданами советских республик. Поэтому возникла необходимость установить правило, что гражданами Союза являются лица, которые к 7 ноября 1917 г. являлись российскими подданными, за исключением тех, которые, согласно законодательству и договорам советских республик, в том числе и Дальневосточной Республики, потеряли права гражданства, а также те лица, которые, согласно законодательству этих республик, приобрели права их гражданства*(259). Касаясь вопроса об иностранцах, Г.В. Чичерин указывал: " Нам приходится считаться с тем, что нередки случаи, когда советские граждане желают уклониться от лежащих на них обязанностей, выдвигая вперед мнимое иностранное гражданство. Советские граждане иногда пытаются выдавать себя за иностранцев, чтобы освободить себя от воинской обязанности или от каких-нибудь других лежащих на них обязанностей... Нам приходится постоянно бороться против этой, так сказать, утечки, когда советские граждане уклоняются от своих обязанностей, скрываясь за мнимым иностранным гражданством, и мы поэтому требуем доказательств иностранного гражданства. Каких именно доказательств, - это уже устанавливается путем декретов. Помещать подобные детали в органическом законе неуместно" *(260) Положения о гражданстве СССР, утвержденные постановлениями ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. и 22 апреля 1931 г., сохраняли нормы о признании гражданином Союза ССР каждого лица, находящегося на территории СССР. Однако в отличие от Положения 1924 г. бремя доказывания принадлежности лица к иностранному гражданству возлагалось уже не на лицо, а на государство. Вместе с тем в развитие законодательства, касающегося признания советского гражданства, эти Положения содержали норму (ст. 2), в соответствии с которой каждый гражданин Союза ССР признавался гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживал. Однако если он по национальности или по происхождению считал себя связанным с другой союзной республикой, то мог избрать гражданство той республики. Таким образом, признание за лицом гражданства конкретной союзной республики сочеталось с возможностью для советского гражданина выбора этого гражданства. В.Н. Дурденевский, рассматривая вопрос развития советского законодательства, связанный с признанием гражданства в рассматриваемый период, отмечал, что " при всем сравнительном обилии и разработанности связанных с вопросом о гражданстве постановлений, законодательство не отвечало коротко и прямо на вопрос о том, кто является гражданином СССР. Правда оно утверждало, что таким является гражданин союзной республики, но тогда вставал вопрос, кто же гражданин союзной республики, и проблема только передвигалась. При этом законодательства союзных республик в вопросе определения гражданства рождением остались, за исключением Грузии, Узбекистана и Таджикистана, на позиции 1924 г., давая в семейных кодексах комбинацию " права крови" и " права почвы", несмотря на явное противоречие этому союзных " Положений 1930-1931 гг.". Союзный закон устанавливал, что гражданином СССР является лицо, оба родителя или один из родителей которого в момент его рождения были гражданами Союза. Кодексы продолжали ставить гражданство лица при рождении в зависимость от рождения и места проживания родителей (при разногражданстве последних) точь-в-точь, как в 1924 г. В этом легко убедиться, сравнив ст. 7 " Положения о союзном гражданстве 1931 г." с соответствующими статьями семейных кодексов союзных республик. Весьма трудно было понять, почему республиканские кодексы остаются при нормах 1924 г. при наличии противоречащего постановления союзного законодательства, и однако практика тяготела к применению республиканских кодексов" *(261). По-новому определялись основания и условия признания лица гражданином Законом о гражданстве СССР, принятым Верховным Советом СССР 19 августа 1938 г. Гражданами СССР признавались: а) все состоявшие к 7 ноября 1917 г. подданными бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Из этого следовало, что при разрешении вопросов о приобретении и утрате советского гражданства в прошлом, т.е. с 7 ноября 1917 г. по день принятия нового союзного закона, необходимо было руководствоваться действовавшим в то время законодательством союзных республик и законами Союза ССР, а с момента принятия союзного закона эти вопросы регулировались только этим законом. Кроме того, становилась очевидной недопустимость автоматического зачисления в ряды советских граждан тех лиц, проживающих на территории СССР, которыми не была доказана их принадлежность к иностранному гражданству. Касаясь этого вопроса, Д.А. Гайдуков писал: " После издания Закона 1938 г. о гражданстве и еще раньше того этот вопрос приобрел большую актуальность и политическую остроту. Среди выходцев из других стран оказалось много таких лиц, которые уже долгое время проживали в СССР и даже получили советские паспорта. Они считали себя гражданами СССР, хотя заявлений о принятии их в советское гражданство они не подавали, да никто никогда этого от них и не требовал. Правда, в числе их было немало людей, которые действительно порвали связь со своим капиталистическим " отечеством"; с оружием в руках они защищали советские республики в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции и в последующее время рука об руку со всеми трудящимися Советского Союза активно участвовали в строительстве социализма, считая СССР своим подлинным и единственным отечеством. Но не все были такими. Многие использовали советский паспорт как ширму, удобно прикрывавшую их темные дела, которые они обделывали по заданиям иностранных контрразведок. Необходимо было со всей серьезностью отнестись к вопросу об оформлении советского гражданства теми, кто этого не сделал своевременно - бессознательно или с умыслом. В результате проведения соответствующих мероприятий удалось освободиться от немалого количества лжеграждан и оформить советское гражданство тех, кто были признаны достойными его" *(262). Законом о гражданстве СССР 1938 г. была впервые в нашей стране установлена категория лиц без гражданства. Согласно ст. 8 Закона лицами без гражданства признавались те из проживающих на территории СССР, кто в силу закона не являлся гражданином СССР и не имел доказательств своей принадлежности к иностранному гражданству. Прежние законодательные акты о гражданстве устанавливали, что каждый проживающий на территории СССР, кто не имел подобных доказательств или чья принадлежность к гражданству иностранного государства не была доказана помимо него, считался гражданином СССР. Закон 1938 г. внес существенное изменение в решение этого вопроса. Теперь отсутствие доказательств иностранного гражданства отнюдь не делало человека гражданином СССР. Таким образом, можно сказать, что основное значение норм Закона о гражданстве СССР 1938 г., регламентировавших отношения по признанию советского гражданства, состояло в том, что ими более конкретно определялся круг лиц, принадлежавших к советскому гражданству. Подобно ранее действовавшим правовым нормам закон исходил из того, что подавляющая часть советских граждан - это население бывшей Российской империи, сохранившее фактическую связь с новым, советским государством. Предшествовавшее закону законодательство о гражданстве предоставило возможность всем лицам, постоянно проживавшим на территории Союза ССР, сохранить советское гражданство или приобрести его в случае, если ранее они его не имели. Установив порядок, при котором для признания за лицами советского гражданства уже было недостаточно установления факта проживания на территории СССР и отсутствия доказательств принадлежности к гражданству иностранного государства, Закон 1938 г. более четко отграничил граждан СССР от иностранцев и лиц без гражданства. Это создало необходимые условия для более совершенной правовой регламентации советского гражданства. Принятый Верховным Советом СССР 1 декабря 1978 г. новый Закон о гражданстве СССР (ст. 3) признавал гражданами СССР лиц, которые состояли в гражданстве СССР на день вступления в силу закона и которые прибрели гражданство СССР в соответствии с этим законом. Поскольку в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 1 декабря 1978 г. " О введении в действие Закона СССР " О гражданстве СССР" *(263) закон вступил в силу с 1 июля 1979 г., все лица, которые на этот день состояли в гражданстве СССР, признавались гражданами СССР. Закон устанавливал (ст. 9), что лица, проживающие на территории СССР, не являющиеся гражданами СССР и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства, считаются лицами без гражданства. Новый Закон о гражданстве СССР, принятый 23 мая 1990 г. и введенный в действие с 1 января 1991 г.*(264), сохранил положения о признании гражданства СССР, содержащиеся в Законе о гражданстве СССР 1978 г. В нем указывалось (ст. 4), что гражданами СССР являются: лица, которые состояли в гражданстве СССР на день вступления в силу данного закона, а также лица, которые приобрели гражданство СССР в соответствии с данным законом. 28 ноября 1991 г., как уже говорилось, Верховный Совет РФ принял Закон " О гражданстве РСФСР". Со дня его вступления в силу - 6 февраля 1992 г. - прекратилось действие на территории Российской Федерации тех положений Закона СССР о гражданстве и других нормативных актов СССР, которые противоречили ему. Для признания гражданства России в новом Законе (ч. 1 ст. 13) был избран наиболее демократичный, так называемый " нулевой" вариант. Гражданами России признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления закона в силу, т.е. на 6 февраля 1992 г. При этом под территорией Российской Федерации понималась территория России по состоянию на дату их рождения. В течение года с момента вступления в силу закона (т.е. до 6 февраля 1993 г.) каждый мог заявить о своем несогласии состоять в гражданстве Российской Федерации, т.е. отказаться от российского гражданства. Часть 2 ст. 13 Закона устанавливала рамки признания гражданства по рождению. Гражданами Российской Федерации по рождению признавались все лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. (день подписания Договора об образовании СССР) и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, если они родились на территории РСФСР или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РСФСР. При этом под территорией РСФСР понималась территория РСФСР по состоянию на дату их рождения, поскольку границы РСФСР после октября 1917 г. постоянно изменялись. В целях урегулирования гражданства военнослужащих, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, а также прибывших для прохождения службы на территорию Российской Федерации после вступления Закона о гражданстве в силу, постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 г. " О введении в действие Закона Российской Федерации " О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР " О гражданстве РСФСР" на указанную категорию военнослужащих распространено действие ч. 1 ст. 13 Закона о признании их гражданами Российской Федерации. Это позволило решить вопрос с гражданством российских военнослужащих независимо от их места службы. 24 октября 1994 г. был издан Указ Президента РФ " О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации " О гражданстве Российской Федерации" *(265), который в целях защиты права человека на гражданство и обеспечения законных интересов бывших граждан РСФСР, возвращающихся на жительство в Россию, признал необходимым считать гражданами Российской Федерации бывших граждан РСФСР, возвратившихся на жительство в Россию до вступления в силу Закона РФ о гражданстве 1991 г. (т.е. до 6 февраля 1992 г.), не имеющих подтверждения приобретения гражданства Российской Федерации в результате признания и продолжающих проживать на территории России на законных основаниях. Указ устанавливал, что оформление документов о принадлежности к гражданству Российской Федерации производится при их личном волеизъявлении. Следует заметить, что установленный Законом о гражданстве 1991 г. порядок признания гражданства Российской Федерации неоднократно подвергался критике в правовой литературе. Наиболее радикально настроенные критики закона требовали признания гражданами Российской Федерации всех граждан Союза ССР, если они не изъявили свободно своего желания о прекращении гражданства. Это требование обосновывалось необходимостью выполнения Российской Федерацией своих обязательств как государства - правопреемника Союза ССР. " Нынешняя Россия, - указывает в связи с этим С.Н. Бабурин, - призвана реально заместить Советский Союз и защитить права граждан, ставших после 1991 г. жертвами законодательства ряда бывших республик СССР, претендующих ныне на моноэтничность" *(266). Представляется однако, что такая позиция не выдерживает критики. Во-первых, непонятно, почему роль России как государства - правопреемника СССР связывается только с вопросами гражданства. Ведь можно с тем же основанием ставить вопрос о принадлежности России всех территорий бывшего СССР, его природных богатств и т.д. Во-вторых, хотят ли сотни тысяч русских, проживающих, например, в Прибалтике и оказавшихся в бесправном положении жителей второго сорта, лиц без гражданства, быть признанными гражданами России? Думается, что нет. Они борются за то, чтобы стать полноправными гражданами стран своего проживания. В-третьих, имеет ли право Россия, с точки зрения международного права, вмешиваться в дела других суверенных государств - бывших республик СССР, навязывая им свои представления о гражданстве? Думается, что нет. Наконец, способна ли Россия с учетом состояния своей экономики взять на себя разнообразные материальные заботы о бывших соотечественниках? Разумеется, не готова. Все это говорит о том, что справедливая забота о наших бывших соотечественниках не должна переходить ни грани здравого смысла, ни грани правовой реальности. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. " О гражданстве Российской Федерации", вступивший в силу с 1 июля 2002 г. (ст. 45), признает гражданами Российской Федерации лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на день вступления его в силу, т.е. на 1 июля 2002 г., а также лиц, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим законом. С вопросом о признании за лицом гражданства тесно связан вопрос о сохранении лицом гражданства, так как один без другого эти вопросы решены быть не могут. Условия, при которых лица сохраняют свое гражданство, устанавливаются государством. Так, согласно Положению о союзном гражданстве 1924 г. (ст. 5) при заключении брака между лицом, имеющим союзное гражданство, и лицом, имеющим иностранное гражданство, каждый из вступающих в брак сохранял свое гражданство. Изменение гражданства в этом случае могло последовать в упрощенном порядке, устанавливаемом союзным актом. Таким образом, ст. 103 Кодекса законов о записи актов гражданского состояния 1918 г., предоставлявшая брачующимся право оптации, оказалась несогласованной с союзным положением о гражданстве и должна была быть изменена. На практике она действовала вплоть до замены старого кодекса Кодексом законов о браке, семьи и опеке, вошедшим в силу с 1 января 1927 г. С этого момента заявления о перемене гражданства при браке не принимались в РСФСР до 7 февраля 1928 г., когда, согласно постановлению СНК РСФСР от 13 декабря 1927 г., была издана инструкция НКВД, НКЮ и НКИД о порядке направления ходатайств о выходе из советского гражданства в ЦИК СССР и ЦИК республик*(267). Аналогичная норма содержалась и в Положениях о гражданстве Союза ССР 1930 и 1931 гг. (ст. 8). " Каждый гражданин Союза ССР, - указывалось в них, - вступает в брак с лицом, состоящим в иностранном гражданстве, каждый из них сохраняет свое гражданство". Закон о гражданстве СССР 1938 г. устанавливал (ст. 5), что вступление в брак гражданина или гражданки СССР с лицом, не имеющим гражданства СССР, не влечет изменения гражданства*(268). В Законах о гражданстве СССР 1978 и 1990 гг. указывалось: 1) при вступлении в брак с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также при расторжении такого брака граждане СССР сохраняли свое гражданство (соответственно ст. 4 и 7); 2) утрата советского гражданства одним из супругов не влечет за собой утрату гражданства СССР другим супругом (соответственно ст. 4 и 7); 3) проживание граждан СССР за границей само по себе не влечет утраты гражданства СССР (ст. 5 и 8). Аналогичные положения закреплялись и в Законе о гражданстве 1991 г. В соответствии с ним (ст. 4) проживание гражданина РСФСР за пределами РСФСР не прекращает его гражданства. В законе указывалось (ст. 6), что заключение или расторжение брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства; изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга; расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей. Закон о гражданстве 2002 г. (ст. 8), в основном повторяя норму Закона 1991 г. о гражданстве Российской Федерации и браке, внес в нее лишь некоторые редакционные изменения. Сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами страны, направлено на поддержание связей между нашей страной и ее гражданами, проживающими за рубежом. Оно ликвидирует складывающиеся годами представления о том, что проживание граждан за границей, не связанное с исполнением ими служебного долга, заслуживает осуждения. Понятно, что пребывание граждан за границей может быть обусловлено многими причинами как субъективного, так и объективного характера, что, разумеется, не должно приводить к нежелательным для гражданина правовым последствиям. Важное значение имеют и нормы законов о гражданстве, посвященные вопросам гражданства и брака. Поскольку вступление в брак и связанное с ним изменение гражданства нередко негативно сказывается на судьбе женщины, действующий и предшествовавшие ему законы о гражданстве исходят из основных положений Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г., в которой, с учетом того, что " коллизии в праве и практике, относящиеся к гражданству, возникают как результат постановлений об утрате или приобретении гражданства женщинами вследствие вступления в брак, расторжения брака или перемены гражданства мужем во время существования брачного союза", предусматривается, что ни заключение, ни расторжение брака с иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены. Конвенцией предусмотрено также, что ни добровольное приобретение кем-либо из граждан гражданства какого-либо государства, ни отказ кого-либо из граждан от своего гражданства не будут препятствовать сохранению своего гражданства женой этого гражданина. Вместе с тем, признавая значение брачного союза для каждого человека, Конвенция предусматривает возможность приобретения иностранкой гражданства мужа по ее просьбе в специальном упрощенном порядке натурализации. При этом оговаривается, что приобретение гражданства в таком порядке может быть ограничено в интересах государственной безопасности или публичного порядка. Нормы, касающиеся гражданства и брака, в полной мере соответствуют также Европейской конвенции о гражданстве, в которой указывается (п. " d" ст. 4), что ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время пребывания в браке не влекут за собой автоматически последствий для гражданства другого супруга. На защиту стабильности отношений гражданства, а также охрану интересов детей направлено положение законов о гражданстве, устанавливающее, что расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.
|