Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Восстановление и развитие промышленности, транспорта. Начало создания новой структуры промышленности в первое послевоенное десятилетие.
По общему уровню развития экономики республика была отброшена до уровня 1928 г., полностью или частично разрушены города и более 9000 сельских населенных пунктов. После освобождения правительство БССР потребовало от Герм. выплаты репараций на сумму 1 млрд. 500 млн. долларов США, что составляло 10% понесенных потерь. БССР смогла получить только незначительную часть. Восстановление народного хозяйства началось сразу после освобождения от оккупантов восточных районов республики (осень 1943г.) и продолжалось до нач. 1950г. Возрождение разрушенного войной хозяйства определялось как продолжение очерченного еще 18 съездом компартии (1939г.) курса на завершение строительства социализма и постепенный переход к коммунизму. Этому тезису придавалось большое пропагандистское значение. Он призван был стать средством мобилизации трудовых усилий, на исполнение грандиозных заданий четвертой пятилетки (1946-1950гг.). Условия были более сложными, чем в начале 1920-х годов (размеры разрушений, нехватка рабочих рук, сырья). Но изменения в геополитическом положении Б. (сов. войска в центре Европы, формирование там просоветских правительств, стремление продемонстрировать преимущества социализма) содействовали тому, что в БССР начал стремительно разворачиваться процесс индустриализации. Руководство Сов. Союза использовало в этих целях репарации из Герм. в виде машин, станков, оборудования и даже целых заводов. В сент. 1946г. прошла 8-я сессия Верховного Совета БССР первого созыва, на который был принят Закон о плане восстановления и развития народного хоз-ва республики на 1946-1950гг. Новый пятилетний план являлся составной частью общесоюзного плана. К окончанию 4-й пятилетки промышленная продукция БССР должна была не только достичь довоенного уровня, но и превысить его. Существенной особенностью плана стало создание в республике автомобилестроения, выпуск гидротурбин, мотоциклов, велосипедов и др. изделий, что было невозможно без восстановления энергетики. Планировалось полностью восстановить БелДРЭС, построить новые крупные электростанции, ввести в строй яд торфопредприятий. Сложным был вопрос подготовки кадров для промышленности и транспорта. Он решался разными путями, в первую очередь, через образовательные учреждения системы государственных трудовых резервов. Производственно-техническое обучение велось непосредственно на фабриках и заводах. Значительная часть инженерно-технического персонала и рабочих была подготовлена и направлена с предприятий России. Экономика Б. восстанавливалась и развивалась в первые послевоенные годы как часть народнохозяйственного комплекса Сов. Союза. Развитие тяжелой промышленности в БССР обеспечивалось преимущественно за счет средств союзного бюджета. На окраине Минска на базе автосборочного завода строился автозавод по выпуску грузовых машин. И уже в 1947г. из ворот завода вышли первые пять 6-титонных грузовых автомобилей. В соответствии с Постановлением СовМина СССР от 29 мая 1946г. началось строительство Минского тракторного завода. В 1948г. научно-технический Совет автотракторной промышленности СССР принял проект колесного трактора. В следующем году в экспериментальном цехе был собран первый трактор, а в ноябре 1950г. завод начал серийный выпуск тракторов «Кировец Д-35». Сначала это были гусеничные машины для нужд лесного хозяйства. Первые колесные трактора «Беларусь» вышли в 1953г. Летом 1947г. неподалеку от ж/д станции Жодино и автострады началось строительство завода торфяного машиностроения, который в 1951г. был преобразован в завод дорожных и мелиорационных машин «Дормаш». Через 7 лет именно на базе «Дормаша» и был создан БелАЗ по производству тяжелых автомобилей. В 1947г. дали продукцию велосипедный и инструментальный заводы в Минске, локомобильный завод и металлообрабатывающий комбинат в Могилеве, гомельский завод «Двигатель революции», швейная фабрика «Знамя индустриализации», Гомельский паровозостроительный завод, обувная фабрика в Минске, начала работать БелДРЭС и др. Б. постепенно превращалась в сборочный цех СССР. Благодаря усилиям всех республик СССР, промышленность Б. была восстановлена на довольно высоком технологическом и техническом уровне. Восстанавливалась энергетическая база Б. В 1950г. выработка электроэнергии превысила довоенный уровень на 53%. Причем 80% электроэнергии было выработано на местном торфяном топливе. Развивались и традиционные отрасли бел. экономики: производство стройматериалов, лесная и деревообрабатывающая промышленности. Экономическое развитие зап. областей шло более быстрыми темпами, чем в целом по республике. Тут восстанавливались старые и строились новые предприятия – Волковысский цементный завод, Лидский завод с/х машиностроения, Мостовский фанерный комбинат, стеклозавод «Неман», тонкосуконный комбинат и др. Благодаря развитию машиностроения и металлообработки промышленность Б. в 1950г. превысила довоенный уровень на 20%. Но перекос в сторону производства средств производства привел к тому, что в упадке оказались традиционные для Б. легкая, пищевая отрасли. Оборудование предприятий этих отраслей физически и морально устарело, не соответствовало требованиям научно-технического прогресса, что негативно отражалось на обеспечении населения самым необходимым.
|