Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Актуальность программы. Политические и экономические изменения в последние десятилетия XX века привели к зарождению новой России и
Политические и экономические изменения в последние десятилетия XX века привели к зарождению новой России и, следовательно, появлению новой структуры нашего общества, в котором обострилось социальное неравенство, возникли внутренние конфликты. Такая ситуация привела к необходимости создания в нашей стране системы социальной защиты населения в целях оказания социальной помощи гражданам, оказавшимся за чертой бедности и попавшим в трудную жизненную ситуацию. Этот процесс вызвал острую необходимость в появлении профессиональной социальной службы, назначение которой заключается в предоставлении адресной помощи. Актуализация социальной защиты населения состоит в том, что понятие «социальная защита» ассоциируется с понятиями «социальная поддержка», «социальная забота» государства, когда индивидуальная помощь человеку, группам людей, организованная профессионально подготовленными людьми и выражаемая понятием «социальная работа», своей конечной целью имеет поддержку уверенности человека в своих силах, своих возможностях. Среди граждан России, нуждающихся в предоставлении социальной помощи, попавших в трудную жизненную ситуацию, есть дети, подростки и молодежь. В сложившейся государственной социальной политике основными направлениями по улучшению положения детей в РФ, в соответствии с федеральным законодательством, являются следующие: - укрепление правовой защиты детства; -поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; -обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; -улучшение питания детей; -обеспечение воспитания, образования и развития детей; -поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах. В ряду государственных заказов на предоставление социальной помощи существует заказ на предоставление организованного летнего отдыха детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, учреждениям дополнительного образования, в ряду которых детские оздоровительные лагеря, реализующие право ребёнка на качественный и безопасный отдых. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Он призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей, актуализации личностных ресурсов, выход на более высокий уровень личностного функционирования и, как следствие, успешной социализации. Атмосфера проживания в лагере помогает изменить состояние ребенка, способствовать формированию функций, содействующих дальнейшему развитию. Погружение в мир, помогающий излечить надломленную душу ребёнка, возможно при создании воспитательного пространства в условиях детского оздоровительного лагеря, готового принять участие в предоставлении летнего отдыха детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Для соответствия требованиям к организации работы с такими детьми требуется предварительная весомая подготовка: создание инфраструктуры развивающего отдыха, подготовка специалистов, умеющих работать с данной категорией детей, разработка социально-образовательной программы организации и развития детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. На площадках лагерей «Смена» и «Сказка» создана ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ, где каждый ребёнок станет счастливым, окунувшись в счастливое время летних каникул, принимая участие в программе «Вместе весело шагать».
Цель: Создание благоприятной среды воздействия на восстановление, оздоровление и развитие детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, воспитательного пространства, способствующего адаптивности детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, особой атмосферы, ориентированной на эмоциональное благополучие детей и взрослых. Содействие воплощению в жизнь оптимистической гипотезы опоры на положительный потенциал ребёнка, его добровольный отказ от разрушительного поведения, формирование позитивного отношения к себе и обществу.
Задачи: 1.Привить любовь к Родине, уважение к историческому наследию, культуре и нравственным ценностям. 2.Обеспечить нравственно-психологический климат взаимопонимания и доброты, радости и творчества. 3.Формировать у детей ответственность перед собой и другими людьми, умение строить межличностные отношения. 4.Учить работать в команде и добиваться успехов общими усилиями. 5.Способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ребенка как участника программы, его самоопределению. 6.Содействовать успешной социализации каждого ребенка в период его пребывания в лагере, привитию социальных навыков. 7.Предоставить подросткам возможность пробы в социальной и профессиональной практике. 8.Осуществлять личностно-ориентированный подход, проводить индивидуальную профилактическую работу с детьми и подростками.
Основное содержание Кто-то, когда-то, должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв, Что же такое – трудные дети? Вечный вопрос и больной, как нарыв. Вот он сидит перед нами, глядите, Сжался пружиной, отчаялся он, Словно стена без дверей и окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили… поздно учли… Нет! Не рождаются трудные дети! Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович) Содержание программы «Вместе весело шагать» простроено по принципу комплексного подхода к организации жизнедеятельности детско-подросткового коллектива с учётом социального статуса, возрастных, психоэмоциональных, индивидуальных способностей участников смены. Общий подход к пониманию личности подростка в рамках реализации программы Состояние личности ребёнка группы «риска»
Подростковый возраст и его особенности Подростковый возраст, в первую очередь, связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития идут непараллельно, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый период раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11 лет, и в 13 лет. Морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на этот период, делают организм более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, а также вызывают нередкие в этом возрасте повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Они вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печалью и полной пассивностью. Вообще, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. Быстрыми темпами происходит расширение сферы социальных отношений, дающих подростку новый социальный опыт, причем не всегда позитивный, овладеть которым очень сложно. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом. Определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка, Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения – лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом. А иногда медлительны и апатичны». Для подросткового возраста больше всего приемлемы групповые формы работы. В случаях решения эмоционально-личностных проблем используются формы индивидуальной работы. Схема процесса личностного определения подростка «Я – концепция» – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и к окружающим. Личность подростка Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, манерах. Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Чувство взрослости– особая форма самосознания. Половое созревание не становится основным источником формирования чувства взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голосом ощущает себя взрослым человеком и требует от окружающих признания этого факта. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я – концепция» -система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Примерно в 11-12лет возникает интерес к своему внутреннему миру. А затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие взрослые. Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я» – есть представления о собственной внешней привлекательности. Представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» – так называемое Реальное «Я». Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. Подросток – еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют. Сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему противоречат, часто включаются механизмы психологической защиты. Помимо Реального «Я», «Я – концепция» включает в себя «Я» – Идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей «Идеальное – Я» может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный день слабый и боязливый друг нокаутирует первого в классе силача и нахала, а троечник блестяще напишет контрольную работу. Вместо того, чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я - концепции». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае – это важнейший этап в развитии самосознания.
Саморегуляция – это управление своим состоянием путём воздействия человека на самого себя.
Социальные навыки Психосоциальная компетентность – это способность человека эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям. Это способность сохранять хороший уровень умственной деятельности и быть адекватным при взаимодействии с другими людьми в различных ситуациях. Психосоциальная компетентность играет важную роль в охране здоровья в самом широком смысле слова – это основа физического, умственного, социального благополучия. В частности, проблемы со здоровьем могут возникнуть на фоне неадекватного поведения, причиной которого служит отсутствие знаний о нормах и правилах, а также навыков социального поведения. В подобной ситуации человек не может успешно преодолевать жизненные трудности и связанные с ним стрессы. Психосоциальная компетентность как способность человека эффективно действовать в любых ситуациях может сыграть важную роль в сохранении здоровья и благополучия. Следовательно, развитие психосоциальной компетентности может считаться одной из важнейших педагогических задач. Можно определить, что составляющими психосоциальной компетентности являются социальные навыки. Эти навыки являются универсальными вне зависимости от специфики конкретной культуры. Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Навыки позитивного общения – способность взаимодействовать с окружающими, возможность устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье. Навыки самооценки и понимания других – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принимать людей такими, какие они есть. Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональным состоянием – знание того, как эмоции влияют на поведение, осознание качества эмоций в нас самих и других. Навыки продуктивного взаимодействия – способность конструктивно и «цивилизованно» выстраивать отношения с людьми. Навык самостоятельного принятия решений – способность принимать конструктивные решения и прогнозировать их результат. Навык решения проблемных ситуаций – позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях. Основные направления Оздоровление, активный отдых, развитие положительной мотивации к творческой деятельности, овладение общечеловеческими ценностями, пробы в социальной и профессиональной практике. Обеспечение взаимодействия в коллективе и построения межличностных отношений. Формирование модели здорового образа жизни, светлых мыслей и позитивного восприятия жизни. Стремление к самосовершенствованию, самоорганизации и умению работать в команде. Профилактика девиантного поведения и вредных привычек.
Отправляясь «шагать весело вместе», любой участник смены задаст по поводу маршрута вопросы, ответы на которые излагаются в Технологической карте. Технологическая карта смены «Вместе весело шагать»
Примечание: Содержание Технологической карты является основой плана-сетки на смену
Общение и отношения при моделировании, построении и функционировании воспитательной системы, процесс реализации программы осуществляется на следующих принципах: Принцип гуманизма регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что они строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Он требует от педагога умения создавать благоприятный климат и эмоциональный фон взаимоотношения с воспитанниками. Принцип гуманизма предполагает личностный подход в оказании воспитаннику педагогической поддержки. Принцип сотрудничества — гуманистическая идея совместной воспитательной деятельности детей и взрослых, построенной на взаимопонимании, проникновении в духовный мир друг друга, коллективном анализе и совместных результатах этой деятельности. В процессе формирования и развития личности педагог иподросток выступают как два субъекта одного процесса, которые должны действовать вместе, быть сотоварищами, сопартнерами, соорганизаторами, сотрудничать в процессе социализации. Принцип ориентации на ценностные отношения означает постоянство внимания педагога на формирование у воспитанника правильного отношения к социально-культурным ценностям: - витальные (жизнь, здоровье, благосостояние); -социальные (трудолюбие, семья, патриотизм); --политические (законность, государственность, гражданский мир), -моральные (долг, честь, справедливость); -эстетические (красота, идеал, гармония) и др. Он помогает педагогу справиться с осложненным поведением подростков через интерпретацию их действий и отношений. Ориентация на последние формирует жизненную личностную позицию, стиль и качество жизни, когда для подростка важно, что с ним происходит, и этим наполняется его жизнь, составляя ее содержание. Принцип субъективности Немецкий педагог Ф. А. Дистервег отмечал, что воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовать и знает способы и средства его осуществления. Субъективность – это психическое качество личности, которая включает активное осознание личностью себя, своего «Я» (самосознание, самоанализ, самооценку). Согласно принципу субъективности, педагог содействует развитию способности ребенка осознать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, помогает осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, как для других, так и длясобственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор. Данный принцип предполагает формирование у личности способности сопротивляться своим отрицательным качествам, т.е. воспитать гуманистическую стойкость. Это также борьба с соблазнами, искушениями, безразличием, воздержание от страстей; освобождение от негативных качеств, мешающих развитию способностей; жертвенность во имя гуманистических идеалов; подчинение самому себе и повиновение своим решениям. Принцип индивидуализации означает, что каждый ребенок представляет собой неповторимую индивидуальность с присущими только ей особенностями. Он дает возможность выявить направленность личности каждого ребенка, его склонности, интересы, способности. Его осуществление необходимо для всестороннего развития положительных качеств воспитанника и для устранения у него отрицательных качеств.
В системе организации жизнедеятельности ребенка в условиях ДОЛ ключевыми понятиями являются оздоровление, развитие, среда, адаптивность, команда, самоопределение.
|