![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Противопаводковые мероприятия
Для обеспечения безаварийного пропуска паводковых вод и половодья на реках Омской области, чменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) в Главном управлении природных ресурсов по Омской области была создана оперативная группа, тесно связанная с Главным управлением по делам ГО и ЧС Омской области. Все владельцы водорегулирующих сооружений были заблаговременно оповещены о предстоящих сроках и параметрах ожидаемого подъема вод на реках области. Эксплуатирующие организации получили рекомендации по выполнению первоочередных противопаводковых мероприятий но снижению негативных последствий затопления и подтопления. Проведены плановые обследования зон возможного затопления (после; -дохода по Иртышу в Черлакском, Знаменском, Усть-Ишимском и Большереченском районах). Аварийных и критических ситуаций на территории Омской области в период паводка и половодья в 2002 году не было отмечено. ГУПР по Омской области проверил готовность эксплуатируемых ГТС. поднадзорных МПР России, обследовал состояние 8 гидротехнических сооружений, представляющих наибольшие опасность для прилегающей территории. Материалы обследований доведены до эксплуатационных органов и районного штаба ГО и ЧС. Создан аварийный запас строительных материалов, специальной техники и Финансовых и материальных средств на случай ликвидации аварийной ситуации во время паводка и половодья в Омской области. Контроль за реализацией мероприятий осуществлялся в ежедневных докладах рае жпых штабов ГО и ЧС оперативном) дежурному ГУ ГО и ЧС при Администрации Омской области. Работала противопаводковая областная и городская комиссии. Ежегодно Обь-Иртышским УГМС представляет ожидаемые и уточненные объемы запасов снега на территории региона и прилегающих областей; дает прогноз сроков вскрытия и уровенного режима на реках бассейна Иртыша, Тобола и других водных объектов. Этими данными руководствуются все оперативные ор: аны и предприятия, осуществляющие контроль и выполнение противопаводковых мероприятий на всех участках работ. В 2002 году рассматривались действия по снижению подтопления жилых домов и объектов в затапливаемой части Черлакского района, по повышению устойчивости береговой части Иртыша в Большереченском, Муром невском и Усть-Ишимском районах. В рамках Российско-Казахстанской Комиссии согласовывались объемы паводковых попусков из ны, в июле и июне повышенный Сорос ооъяснялся повышенной водностью гФ, ыша ^ МС1 „ид„„„п „р„-точности с водосборной площади Казахстана. Обо всех попусках регулярно извещали органы исполнительной власти на местах, Нижне - Обское БВУ, МПР России. Подтопления объектов на территории г. Омска не произошло. В р.п. Усть-Ишим в результате фильтрации воды через дамбу в период прохождения паводка было подтоплено 5 домов. Уровень воды в местах подтопления 5-10 см. За состоянием дамб организован постоянный контроль, произведена откачка воды из мест подтопления, организована подсыпка грунта на опасных участках. Причиной подтопления в 2002 г. населенных пунктов северных районов явились обильные осадки осенью 2001 г. и снегозапасы на севере области, близкие к норме, напитавшие почву и болота водой. Уровень воды в р. Тара в районе р.п. Муромцево к 06.06.2002 г. достиг критического. В Муром-цевском районе оказались частично подтопленными три населенных пункта: р.п. Муромцево, с. Низовое р.п. Льнозавод. Уровень подтопления домов составил до 0, 5 метра. Частично подтоплено в р.п. Муром цево - 10 домов; в с. Низовое - 20 домов; в р.п. Льнозавод - 10 домов; повреждено в р.п. Муромцеве 7 пешеходных мостиков; поврежден 1 мост в Знаменском районе. Отселение населения из подтопленных домов не проводилось. Население обеспечено продоволь ствием, водой, плавсредствами, предметами первой необходимости, занятия в школах не прекращались. Постановлениями Комиссии по чрезвычайным ситуациям Администрации Омской области № 27 34, 36 от 13.05.02; 20.05.02; 5.06.2002 года Администрации пострадавших районов выделена сумм 350 тыс.руб. из целевого финансового резерва по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий сти хинных бедствий для укрепления дамб и оказания материальной помощи пострадавшим. Работа противопаводковой комиссии, вывоз снега с территории городов и населенных пункто! подготовка, ремонт и восстановление гидротехнических сооружений, подготовка и ремонт ливневой кг нализации позволили пропустить паводок без аварийных ситуаций. О декларировании безопасности гидротехнических сооружений В области около 37 напорных гидротехнических сооружений (ГТС), в том числе 30 сооруженш поднадзорных МПР России (относятся к IV классу капитальности), на 4 золоотвалах Омских ТЭЦ надзо осуществляют Минтопэнерго России и на 3 сооружениях - служба Федерального горного и промышле! ного надзора. Кроме того, имеются другие ГТС, поднадзорные МПР России: 7 сооружений (дамб), огр; ждающих хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, 105 водоз; боров, 3 крупных водовыпускных сооружения, более 5 ГТС, предназначенных для защиты от наводнени и разрушений берегов рек. Анализ инвентаризации и результатов обследований напорных ГТС показывает, что в больши) стве организаций (особенно в системе Минсельхоза России), отсутствует должный контроль за состоян! ем ГТС: утеряна большая часть проектно-сметной и исполнительной документации, трудно установи' собственника сооружения, балансовую стоимость ГТС. Не планируются и не выделяются капитальнь вложения на проведение текущих и ремонтно-восстановительных работ. Аварий на ВХС в Омской области за предшествующие годы не зафиксировано. По результате сезонных обследований намечаются ремонтно-восстановительные мероприятия, для реализации которь используются и собственные средства, и средства по линии ГО и ЧС Омской области, и другие. На территории Омской области декларированию подлежат 11 поднадзорных МПР России с оружений, из них 8 водорегулирующих сооружений (гидроузлов) и 3 накопителя сточных вод. Для ГТС разработаны декларации безопасности, где представлены планы действий и резервы материальных финансовых средств по предупреждению и ликвидации ЧС. Обследование одиннадцатого сооружения р. Тлеусай в Русско-Поляиском районе запланировано на 2003 г. 9 ГТС, из 11, подлежащих декларироЕ нию, внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений. Органы надзора других министерств выполняют инвентаризацию и подготовку деклараций без пасности для своих надзорных объектов. 1.2.7 Водоохранные работы на реках и озерах В 2002 г. в Омской области были выполнены следующие виды работ: Регулирование, расчистка, дноуглубление водных объектов. За счет средств областного бюдже к предприятий выполнено обводнение р. Тюкалки на сумму 100 тыс.руб; работы в природном пар «Птичья Гавань» на сумму 620 тыс.руб.; очистка и углубление водоема в с.Одесское на сум 150 тыс.руб. Противопаводковые мероприятия: берегоукрепление р. Иртыш в Знаменском районе на сум сумму 13127 тыс.руб. Мониторинг водных объектов - мониторинг качества поверхностных и подземных вод в очаге загрязнения ртутью Павлодарского ОАО «Химпром». Водоохранные работы выполнены в 2002 году на сумму 15081 тыс.руб.(46% от намечаемой стоимости работ). В качестве источников финансирования в основном были использованы собственные средства предприятий, внебюджетные экологические фонды, средства местных бюджетов. 1.2.8 Выполнение федеральных программ на территории Омской облаа В 2002 году из средств Федерального бюджета по подразделу 09.01 «Водные ресурсы» на выполнение планов и программ работ по водохозяйственной деятельности было выделено 350 тыс.руб. По заказу ГУПР ФГУ ДП «Омская геологоразведочная экспедиция» провела работы по мониторингу поверхностных и фунтовых вод в бассейне трансграничной реки в районе очага загрязнения ртутью Павлодарского ОАО «Химпром» (200 тыс.руб). Для внедрения и сопровождения информационных систем поддержки принятия решений (СППР) в подразделениях водной службы МПР России приобретена оргтехника на сумму 150 тыс.руб. Реализация региональных водохозяйственных программ ГУПР по Омской области разработан и направлен в Администрацию Омской области проект «Программы рационального использования, восстановления и охраны водных объектов на территории Омской области» на 2003 - 2005 годы. В Программу включен план мероприятий по обустройству водоохранных зон и прибрежных защитных полос, по восстановлению качества водных объектов, обеспечению безопасности ГТС, по предотвращению возможных аварийных ситуаций и повышению эксплуатационной надежности ГТС, по берегоукреплению и предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод, по развитию мониторинга водных объектов и т.д. В соответствии с действующим законодательством финансирование должно осуществляться за счет отчислений в областной бюджет средств от платы зг пользование водными объектами. Разработаны и направлены в Администрацию Омской области Программа и план действий пг предупреждению наводнений на территории Омской области, План мероприятий по повышению эффективности государственного надзора за безопасностью ГТС на территории Омской области. Подготовлен Перечень бассейновых мероприятий, финансируемых частично из федеральноге бюджета на территории Омской области, и направлен в МПР России для включения в национальную программу действий по совершенствованию и развитию водохозяйственного комплекса России на перспективу «Вода России XXI век». 1.2.9 Контроль городских водозаборов г.Омска ЦГСЭН г.Омска ежемесячно осуществляет обследование 1-х поясов ЗСО четырех городских водозаборов, санитарный режим соблюдается. Во всех точках водопользования осуществляется лабораторный контроль качества речной воды. В 2002 г. на водозаборах процент нестандартных проб воды по микробиологическим показателям составил 6, 7% (в 2001 г. - 6, 5%), по химическим - 5, 84% (в 2001 г.- 12, 4%). Удельный вес нестандартных проб питьевой воды, подаваемой населению составил по микробиологическим показателям 0.51% (в 2001 г. - 1, 97%), по химическим - 0, 79 (в 2001 г. - 1.59%). 1.2.10 Вода питьевая По данным Центра Госсанэпиднадзора в Омской области на территории области продолжает оставаться неблагоприятной обстановка с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой. В 2002 г. на коммунальных водопроводах удельный вес проб воды, не отвечающих санитарным нормам по санитарно-химическим показателям, составил 26, 4 % (в 2001 г. - 25, 3 %) (качество ухудшилось), по микробиологическим - 15, 3 % (в 2001 г. - 15, 2 %) (качество осталось на уровне прошлого года). На ведомственных водопроводах удельный вес проб воды, не отвечающих санитарным нормам: ю санитарно-химическим показателям, составил 36 % (в 2001 г. - 39%) (качество улучшилось), по микробиологическим - 22, 2 % (в 2001 г. - 23, 4 %) (качество улучшилось). Наиболее тяжелая ситуация с качеством питьевой воды в сельских районах Омской области. Причины низкого качества питьевой воды обусловлены действием нескольких факторов: отсутствие очистных сооружений и обеззараживающих установок в некоторых районных центрах области, на водопроводах сельских поселений, изношенность водопроводных сетей, несвоевременное устранение аварий на сетях, зачастую отсутствие промывки участков сетей с последующим обеззараживанием (хлорированием) после устранения аварий. Пг>, 0,,..,.,. ИГГЭД Г Г»»«^, /-П П Г- П., ^,, 0., 0^ОГ, О,, „, Л „„Г, Л,.»-,.,. Л „,, ~, „„„„ „„............................................., „„............. „„ ____________ воды улучшилось по сравнению с прошлым годом. По данным МУП «Водоканал» забор воды из р.Иртыш на очистных сооружениях городскс водопровода в 2002 г. составил 218, 222 млн.м3/год (597, 8 тыс.м3/сут.), на очистных сооружениях во; провода пос. Крутая горка - 1, 597 млн.м3/год (4, 3 тыс.м3/сут.). В 2001 г. 216, 3 млн.м3/г (592, 6 тыс.м7сут.) и 1, 813 млн.м/год соответственно. Проектная производительность очистных соор жений городского водопровода составляет 620 тыс.м'Усут., т.о. гидравлической перегрузки в 2002 г. было. В воде Иртыша в месте питьевого водозабора средняя за год концентрация нефтепродуктов водозаборе «Падь» составила 0, 14 мг/л, на водозаборе «Заря» - 0, 099 мг/л. Максимальное содержан нефтепродуктов в период паводка на водозаборе «Падь» достигло 0, 49 мг/л, на водозаборе «Зар 0, 27 мг/л. В течение 2002 г. концентрации фенолов были менее чувствительности метода определен (менее 0, 005 мг/л). Качество питьевой воды в г. Омске соответствует нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая во1 Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Ко троль качества». Ведётся ведомственный и санитарный контроль качества питьевой воды в контрольнь точках городской сети по утверждённым и согласованным с контролирующими органами графикам. Г данным ЦГСЭН в г.Омске качество питьевой воды одно из лучших в России. Краткий химический ан лиз питьевой воды в 2002 г. у ленинской очистной водопроводной станции (ЛОВС) представлен в табл не 1.2.6. Таблица 1.2 Качество воды, подаваемой населению г.Омска в 2002 году
В 2002 г. дефицита воды по г. Омску не наблюдалось. В отдельных зданиях и жилых домах от мечался дефицит питьевой воды на верхних этажах, связанный с тем, что невозможно повысить давлени воды в сети без риска аварий в доме. Неучтенные расходы воды в жилищно-коммунальном хозяйстве составили 38320 тыс.м3/год, т.ч. 14304 тыс.м3/год потери при транспортировке, которые составляют 7 % от поданной в водопровод ную сеть города воды. Не учтены приборами: расходы на противопожарные нужды, незарегистрирова^ ные счетчиками расходы, нужды городского хозяйства, сверхнормативные и не оплаченные население! расходы воды. Величина утечки обусловлена высокой степенью износа сетевого хозяйства трубопроводов и за порно-регулир\ кэшей арматуры, в том числе внутри жилых зданий. Особенно в тяжёлом техническое состоянии находятся водопроводные сети и сооружения, переданные МУП «Водоканал» от ведомств течение 2001-2002 гг. Всего за 2002 г. предприятием принято около 40 км таких сетей, заменен) 18, 842 км дефектных сетей, из них 18, 515 км с использованием полиэтиленовых труб, что исключает за грязнение питьевой воды в результате коррозии в трубах и увеличивает срок службы трубопроводов. Пути решения проблем, связанных с питьевой водой в г. Омске: Для решения проблем, стоящих перед водопроводным хозяйством г.Омска, необходимо: выделения средств из городского и областного бюджетов. 2. Увеличить финансирование работ по развитию, реконструкции и новому строительству водопроводных сетей и насосных станций с внедрением неметаллических трубопроводов и восстановлением изношенных с использованием новых технологий. Количество и темпы перекладок сдерживаются отсутствием финансирования из бюджета города. 3. Организовать массовую установку приборов учёта воды, прежде всего в квартирах и на основные водоводах распределительной сети. 4. Разработать и внедрить системы автоматизированного управления водопроводной сетью. 5. Выполнить замену дюкеров через р.Иртыш и водоводов больших диаметров, находящихся в плохоу техническом состоянии. 6. Внедрить новые технологии восстановления запорно-регулирующей арматуры. 7. Продолжить внедрение регулируемых электроприводов на насосных станциях, заменить устаревшие и изношенные насосы на насосы современной конструкции. О влиянии качества питьевой воды на здоровье населения смотри в части 2 «Здоровье населе' ния». 1.2.11 Подземные воды
|