![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задания для практических работ
VI. Практикум (лабораторный практикум) Цель курса: Освоение методов системного анализа организационно- экономических систем и принятия эффективных управленческих решений, развитие умений применять эти знания на практике. Развитие коммуникативности и творческих способностей обучаемых. Задачи курса: формирование у студентов системного подхода при решении задач управления, в особенности, экономическими объектами, овладение студентами знаниями о законах и моделях систем, методах анализа и синтеза экономических систем; развитие умений применять законы, модели и методы систем на практике; приобретение навыков решения проблем методами системного анализа. Метод: работа в команде, ролевой подход. Количество часов: 36
Задания для практических работ Практическая работа №1 (4 часа) Тема 1: «Системы. Понятие системы, классификация, свойства, структура системы и ее представление». Задание: - привести пример системы с обратной связью: определить ее предназначение (миссию); - показать ее классификационные признаки; - определить свойства; показать эмерджентность системы; - показать графически структуру, внутренние и внешние связи, обратную связь системы; - подготовить отчет по практической работе в электронном виде; отчитаться командой по работе. Литература: 1. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2007. – 512с. (УМО). 2. Качала В.В. Основы теории систем системного анализа. Учебное пособие для вузов. – М: Горячая линия, 2007. - 216с. (УМО). 3. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Волковой. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 848с. (УМО). Практическая работа №2 (4 часа) Тема «Системы. Понятие системы, классификация, свойства, структура системы и ее предоставление, обратная связь. Внутренние и внешние связи системы». Задание: Разработать систему оценки работы студента в семестре по дисциплине ТС и СА: - определить предназначение системы (ее цель), классификационные признаки, свойства; - показать объект управления и систему управления с обратной связью; - изобразить структуру системы, показать внешние и внутренние связи; - определить показатели оценки работы студента и описать методику их определения и использования для оценки работы студента; - подготовить отчет по практической работе и отчитаться по нему. (Организовать конкурс на лучшую систему.) Литература: 1. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2007. – 512с. (УМО). 2. Качала В.В. Основы теории систем системного анализа. Учебное пособие для вузов. – М: Горячая линия, 2007. - 216с. (УМО). Практическая работа №3 (4 часа) Тема: «Шкалы. Назначение, разновидности шкал». Задание: - для каждого типа шкал привести свой конкретный пример; - выбрать и обосновать выбор типа шкал для разработанной системы оценки работы студента в семестре; - подготовить электронный отчет по практической работе и отчитаться по ней. Литература: 1. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2007. – 512с. (УМО). 2. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Волковой. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 848с. (УМО). Практическая работа №4 (8 часа) Тема: «Методы экспертной оценки в системном анализе» Задание: - привести пример системы с обратной связью; - определить ее свойства; - показать структуру, внутренние и внешние связи, обратную связь системы; - для системы из практической работы №1 используя методы дерева целей и мозгового штурма определить цели и задачи, обеспечивающие достижение целей; - выполнить экспертную оценку выбранного перечня задач достижения целей системы на основе метода ранжирования и нормирования и выбрать наиболее существенные из них; - подготовить отчет по практической работе; - отчитаться командой по работе. Литература: 1. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2007. – 512с. (УМО). 2. Качала В.В. Основы теории систем системного анализа. Учебное пособие для вузов. – М: Горячая линия, 2007. - 216с. (УМО). Практическая работа №5 (4 часа) Тема: «Метод Дельфи в системном анализе» Задание: - привести пример системы управления с обратной связью (можно использовать систему из предыдущей практической работы); - определить ее свойства; - показать структуру, внутренние и внешние связи, обратную связь системы; - определить цель и проблемы системы управления используя метод Дельфи определить направления и задачи решения проблем, обеспечивающие достижение целей; - показать в чем сходство и различие методов ранжирования, нормирования и Дельфи; - подготовить отчет по практической работе; - отчитаться командой по работе. Литература: 1. Мухин В.И., Малинин В.С. Исследование систем управления: Учебник для вузов.– М: Издательство «Экзамен», 2003. – 384 с. Комплексная практическая работа № 6 (12 часов, работа в команде) Тема: «Экспертные методы в проведении системного анализа сложных систем управления» Задания: Этап 1. (4 часа) Для предложенной (или выбранной развиваемой или вновь создаваемой) системы управления (перечень предлагаемых систем приведен в приложении, но студенческие команды (группы экспертов) могут предложить свои системы): - определить цель (цели) функционирования и развития системы управления; - изобразить ее структуру, показать функции системы, каждого элемента, показать взаимосвязь элементов (подсистем), внешние связи системы; - определить в системе объект управления и систему управления, показать обратную связь; - определить и раскрыть проблему (качества или эффективности) системы; - определить критерии (показатели) оценки качества каждого элемента системы и системы в целом; - определить направления и задачи развития системы управления; - разработать методику системного анализа системы для обеспечения достижения целей. Этап 2. (6 часов) На основе разработанной методики системного анализа использовать следующие методы: - дерева целей; - мозгового штурма; - методы экспертных оценок, выбрав соответствующие шкалы оценки (методы ранжирования, нормирования, Дельфи, SWOT-анализ, морфологического анализа) и определить обоснованный план мероприятий, обеспечивающий достижение выбранных целей. Этап 3. (2 часа) Оформить отчет, подготовить презентацию по нему и отчитаться.
|