Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ситуация 1. Формирование HR-службыСтр 1 из 13Следующая ⇒
ТЕМА 1 Управление персоналом как часть общего управления Роль работы с персоналом в сервисных компаниях. Взаимосвязь сфер внутреннего маркетинга и управления персоналом. Маркетинговые инструменты, используемые в управлении персоналом. Цель и функции управления персоналом клиентоориентированной компании. Объект и субъект управления персоналом. Классификация персонала как объекта управления. Концепция совместной (двойной) ответственности. Эволюция функций управления персоналом на разных стадиях развития общества и организации Организационные структуры служб управления персоналом. Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях 1. Какие инструменты маркетинга используются в сфере управления персоналом? Перечислите и охарактеризуйте каждый из инструментов. 2. Какова роль HR-менеджера в компании? Каковы распространенные ошибки в позиционировании службы? 3. Каковы наиболее часто используемые классификации персонала в сфере услуг? Перечислите и охарактеризуйте основные группы, исходя из существующих критериев классификации. 4. Каким образом происходило становление современных служб управления персоналом? 5. Какие факторы влияют на формирование структуры и численность службы управления персоналом? Практические задания Описание системы управления персоналом организации Для успешного выполнения задания необходимо: · представить организационную структуру предприятия, выделив в ней функциональные подсистемы управления персоналом, а также руководителей линейных и других функциональных подразделений; · охарактеризовать роль руководителей подразделений в управлении персоналом; · описать основные направления деятельности служб управления персоналом на современной стадии развития организации (указать, какой именно), их роль в управлении персоналом, · рассчитать относительную численность сотрудников службы управления персоналом (в % к общей численности персонала организации). 2. На основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, а также Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих выделите принципиальные отличия между содержанием работы и предъявляемыми требованиями к позициям «повар», «администратор», «заведующий жилым корпусом пансионата (гостиницы)», «экспедитор». Конкретные ситуации Ситуация 1. Формирование HR-службы Подготовлено по статье: Леонтьева Л. Круг задач и формирование структуры службы персонала / Л. Леонтьева // Справочник по управлению персоналом. 2003. №8. Структура и функции, выполняемые службой управления персоналом, зависят от многих факторов, в т.ч.: · стратегических целей организации, · сферы деятельности компании, · стадии развития организации, · стратегии развития бизнес-единиц, · уровня менеджмента на всех уровнях, · степени доверия к руководителю службы управления персоналом, · численности и квалификационных характеристик персонала, · приоритетных направлений работы с персоналом и т.п. Сфера деятельности компании предопределяет ряд особенностей в деятельности служб, связанных с целями, скоростью и особенностями рабочих процессов, степенью готовности персонала к изменениям на рынке, применением новых технологий, уровнем необходимости в повышении квалификации и т.п. Новосибирский холдинг «Ланселот», столкнувшийся с проблемой структурных изменений в своей компании, объединяющей как производственные, так и торговые предприятия, выступил с инициативой проведения исследования, которое позволило бы скорректировать структуру и численность HR-служб. Цели исследования: · определение общих и отличительных функций и процедур отдела персонала в торговых и производственных компаниях для выбора оптимальной структуры отдела персонала; · составление программы обучения руководителей подразделений по курсу «Управление персоналом», нацеленной на повышение управленческой компетентности. В исследовании приняли участие 7 компаний (3 производственные и 4 торговые). Исследование включало два этапа: 1. Общая оценка персонала компаний; 2. Определение общих и специфических процедур для службы персонала. В результате проведения первого этапа были обобщены характеристики компаний по следующим критериям (таблица) Таблица
На втором этапе были выделены основные направления, выполняемые независимо от направления бизнеса: · Кадровое делопроизводство; · Найм персонала; · Обучение персонала; · Система аттестации персонала; · Мероприятия по формированию корпоративной культуры. Однако методы, используемые для решения этих задач, несколько отличаются. При проведении интервью с руководителями торговых компаний были выявлены следующие типичные процедуры: · Профессиональное обучение и развитие персонала; · Планирование карьеры; · Программы дополнительного стимулирования для решения проблемы «сложнопродаваемого товара»; · Формирование корпоративной культуры предприятия; · «Выстраивание» системы обратной связи; · Структурные изменения. Наиболее типичными для производственных компаний процедурами были названы следующие: · Обучение на рабочих местах; · Повышение управленческой компетенции линейных руководителей; · Адаптация персонала ввиду высокой текучести; · Развитие системы наставничества и контакта с учебными заведениями; · Разрешение конфликтов. Вопросы к конкретной ситуации: 1. Какие характеристики персонала, особенности сферы бизнеса повлияли, на ваш взгляд, на формирование кадровых процедур? 2. Какая структура службы персонала будет наилучшим образом отвечать существующим задачам, каковы ее цели, функции, численность в торговых и производственных компаниях?
Тесты 1. Что включает в себя система управления персоналом? а) подразделения, реализующие отдельные функции управления персоналом (функциональные подразделения); б) все функциональные подразделения и их руководителей; в) функциональные подразделения по УП, их руководителей, а также руководителей других подразделений (линейных и функциональных). 2.Основная задача службы управления персоналом: а) непосредственное управление персоналом; б) информирование, наем и отбор; в) создание условий для эффективного управления персоналом менеджерами всех уровней. 3. Концепция совместной ответственности означает: а) ответственность руководителей подразделений, а также специалистов в области человеческих ресурсов за решения, принимаемые по отношению к работающим в организации; б) ответственность руководителя службы управления персоналом за все решения, принимаемые его подчиненными; в) совместную ответственность руководителя службы управления персоналом и специалистов данного подразделения за решения в области человеческих ресурсов. 4. Какая из формулировок соответствует принципам построения кадровых служб? а) функции управления персоналом обусловлены целями и потребностями производства; б) функции управления персоналом первичны по отношению к целям и потребностям организации. 5. Принципиальная задача менеджера по персоналу: а) удовлетворение потребностей персонала; б) удовлетворение требований руководства; в) соблюдение баланса между требованиями менеджмента и пожеланиями коллектива. 6. Выберите наиболее распространенный вариант подчиненности кадровой службы. а) кадровая служба подчиняется непосредственно первому лицу компании; б) кадровая служба подчинена заместителю первого лица компании. 7. Численность службы управления персоналом должна составлять (в % от общей численности занятых в организации) а) 1.0 - 1.5; б) 2.0 –5.0; в) 10.0 –15.0. 8. Какие из перечисленных задач являются, как правило, наиболее значимыми на стадии роста организации? а) сокращение персонала; б) вовлечение персонала в процесс реорганизации; в) привлечение персонала; г) поддержание корпоративной культуры; д) организационно-кадровый аудит. 9. Деятельность по управлению персоналом включает: а) деятельность службы управления персоналом; б) работу линейных руководителей; в) верно а) + б). 10. Совокупность физических лиц (личный состав организации), состоящих с фирмой как с юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма, называется: а) штатным расписанием; б) персоналом; в) управленческим персоналом. Ключи к тесту: 1в; 2в; 3а; 4а; 5в; 6а; 7а; 8в, г; 9в; 10б.
|