Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И эмпирические методы психолого-педагогического исследования»1.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Методики психолого-педагогического исследования. Вопросы для обсуждения: 1. Методика изучения и обобщения педагогического опыта. Разновидности педагогического опыта. Требования к выбираемому опыту. Компоненты передового опыта, подвергающиеся изучению. Обработка и обобщение педагогического опыта в научном исследовании. Схема анализа педагогического опыта. 2. Методика проведения комплексного психолого-педагогического эксперимента. Выбор вида эксперимента. Постановка задач конкретного эксперимента. Выбор необходимого числа экспериментальных объектов и методик диагностического обследования. Экспериментальные планы. Гипотеза эксперимента. Требования к проведению эксперимента. Обработка экспериментальных данных. Особенности проведения комплексного психолого-педагогического эксперимента в ДОУ. 3. Опытная работа как промежуточный вариант психолого-педагогического исследования. Специфика опытной работы в ДОУ. Практическая часть Работа в группах. 1. Анализ методик, используемых в диссертационных и дипломных исследованиях. 2. Исходя из разрабатываемой на предыдущих семинарских занятиях темы, обосновать выбор методики и методов исследования, спланировать и определить этапы предпочтенной методики исследования.
Задачи и упражнения к семинарскому занятию по теме «Теоретические и эмпирические методы психолого-педагогического исследования»1. 1. Выписка из протокола наблюдения, проведенного студенткой педучилища С-вой. Протокол № 1. Занятие по математике в старшей группе детского сада. Наблюдаемый: Саша (5 лет). Наблюдатель: С-ва.
Задание: Определите, в каких записях (а, б, в, г, д, е) отражены факты, а в каких – их истолкование. Почему необходимо регистрировать только факты наблюдений, ситуации, им сопутствующие, а не их истолкование?
2. Саша (6 лет) из строительного материала сооружает высотное здание. Необходимо путем наблюдения выяснить отношение ребенка к конструктивной деятельности. Перечислите требования, соблюдение которых необходимо для осуществления метода наблюдения. Определите признаки, выражающие отношение ребенка к конструктивной деятельности. 1 Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. - М.: Просвещение, 1991. 3. При изучении представлений о предмете была высказана гипотеза, что представления о предмете не являются результатом пассивного отпечатка в мозге ребенка, что практические (конструктивные, изобразительные) действия способствуют формированию более полных представлений о предмете. С помощью какого эксперимента может быть проверена данная гипотеза? 4. Экспериментатору необходимо было выяснить объем памяти детей 5 лет. Он предложил детям для запоминания следующие слова: карандаш, кукла, конфета и др. Дети сумели воспроизвести лишь небольшое количество слов. В другой раз экспериментатор пришел в эту же группу детского сада и, поздоровавшись с детьми, предложил: «Давайте поиграем в магазин». Дети дружно согласились. «Я буду продавцом, - сказал исследователь, - а вы будете покупателями. Вот мои товары: карандаш, кукла, конфета (назвал те же слова, какие произносил и при первой встрече). Кто назовет больше слов, тому и достанется покупка». На этот раз дети назвали больше слов. Назовите причину резких отличий результатов эксперимента. Раскройте содержание понятий «естественный эксперимент» и «лабораторный эксперимент», назовите их отличительные признаки. 5. Воспитателю необходимо было выяснить отношение Димы (5 лет 6 мес.) к маме. Подбирая вопросы для беседы с ребенком, она так сформулировала их: любишь ли ты маму? А маму ты любишь? Как ты любишь маму? Тебе нравится делать приятное маме? А твоя мама хорошая? Что ты сделал приятного маме? Как часто ты делаешь маме приятное? Стараешься ли маме сделать приятное? А что именно ты сделал маме приятное? Как ты маме помогаешь? Что же ты не всегда маме помогаешь? Кого ты больше любишь: маму или папу? Ты маму слушаешься? Что же ты такой большой, а маму не слушаешься? Если ты не слушаешься, то мама тебя наказывает? Помнишь, как поступила мама, когда ты ее не послушался? Назовите правильные формулировки. Объясните, почему они верны. Какие требования предъявляются к формулировке вопросов, используемых в беседе? 6. Какое влияние на дошкольников оказала прочитанная книжка, можно узнать, используя метод беседы. Объективность сообщаемых в беседе данных во многом зависит от такта воспитателя, умения выяснять интересующие его обстоятельства не столько в форме прямых вопросов, сколько косвенным путем. Какие особенности ребенка могут быть выявлены в беседе? Чем отличается косвенный вопрос от прямого? По выбранной книжке составьте план беседы с детьми, применяя косвенные вопросы.
АНАЛИЗ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА (примерная схема) 1. Изучаемый объект________________________________________ (педагог, работник, коллектив, объединение) 2. Наименование опыта _______________________________ (направление, тема работы) 3. Цель изучения опыта____________________ 4. Краткая характеристика опыта (проблема, способ решения, полезность, новизна, применимость в измененных условиях, адрес для рекомендуемого внедрения). 5. Задачи обучения и воспитания и имеющиеся трудности, противоречия, «слабые звенья» практики, делающие опыт актуальным. 6. Конкретные условия, в которых формировался опыт, меры по оптимизации этих условий. Описание реального протекания учебно-воспитательного процесса; деятельность воспитателей (педагогов), воспитанников (учеников), ее содержание и формы, характер взаимоотношений участников. 7. Результаты обучения, воспитания, социальной поддержки (сдвиги в адаптации, реабилитации, воспитанности), их надежность и стабильность. 8. Педагогический анализ опыта: его источники (научное знание, передовой опыт, собственные наблюдения и пробы); характеристики отдельных сторон, «составляющих» педагогического процесса: целей, содержания, идей, замысла, технологии, способов усиления мотивации. 9. Истолкование и обобщение опыта. Установление связей между замыслом, содержанием, методами и результатами. Выявление закономерностей и принципов, обеспечивающих успех, факторов, влияющих на результаты. Выявление новизны, оригинальности, значимости, эффективности, оптимальности, перспективности анализируемого опыта. Роль личности воспитателя, его индивидуального стиля деятельности в созидаемом опыте. Выявление объективного содержания (идей, принципов, технологий), переносимого в иные (но в чем-то сходные) условия. Оценка опыта по уровню его общественной значимости (новаторство, изобретательство, мастерство). 10. Предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию, а в необходимых случаях — корректированию опыта. 11. Рекомендации по использованию опыта (для кого особенно ценен, необходимые условия для эффективного использования, ограничения, наиболее подходящие. Темы мини-сообщений: - Зарождение и становления метода научного исследования в историческом и социо-культурном контексте; - Использование общенаучных методов в психологии; - Специально-психологические методы в психологическом исследовании; - Отличия и сходства психолого-педагогических методов исследования от специально-психологических; - Общение с позиций психологии деятельности.
|