Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краткие характеристики подходов к консультированию
| Психоанализ
| Адлерианское
консультирование
| Личностно-
центрированное
консультирование
| Экзистенциальное
консультирование
| Гештальт-теория
| Рационально-
эмотивная
терапия
| Транзактный
анализ
| Бихевиоральное и
когнитивно-
бихевиоральное
консультирование
| Терапия
реальностью
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Главные
теоретики
| Зигмунд Фрейд
Анна Фрейд
Хайнц Когут
| Альфред Адлер
Рудольф Дрейкурс
Дон Динкмейер
Томас Суини
| Карл Роджерс
Анджсло Бой
Джеральд Пайн
| Ролло Мэй
Виктор Франкл
Абрахам Маслоу
Ирвин Ялом
Сидней Жорард
Клеммонт Вонтресс
| Фриц Перлз
Лаура Перлз
Ирма Ли Шеперд
Джоан Фэйгэн
| Альберт Эллис
Макс и Молтсби
Джанет Вольф
| Эрик Берн Клод
Штайнер Томас
Харрис Грэхем
Варне
| Джон Б. Уотсон
Б. Ф. Скиннер
Джозеф Вольпе
Альберт Бандура
Джон Крумолтц
Дональд Мейхенбаум
Аарон Бек
| Г. Л. Хаггингтон
Уильям Глассер
Роберт
Вубболдинг
| Взгляд на природу
человека
| Акцент на раннем детстве и на психосексуальных стадиях развития; признание важности бессознательного и защитных
механизмов Эго;
сосредоточение на биологических, детерминистских
аспектах поведения
| Акцент на социальном интересе как главном источнике мотивации; важность порядка рождения ребенка, со-
става семьи, стиля жизни и телеологических (будущих)
целей как главных факторов личностного роста и развития
| Понимание человека как изначально положительного, движущегося вперед и заслуживающего доверия; феноменологический взгляд на личность; человек является самонаправляемым и ори-
ентированным на рост при наличии благоприятных возможностей
| Вера в свободу человека и в его выбор жизненного стиля; сосредоточение на
смысле тревожности, смысле жизни и на релевантности индивидуального опыта
| Акцент на важ-
ности цельности и
завершенности в
человеческой жизни; подчерки-
вание внутреннего здравого смысла человека и важности аффекта; фсноменологичность и антидетерминизм подхода; сосредоточенность на из-
менении
| Люди по своей
сущности одно-
временно рацио-
нальны и ирра-
циональны; био-
логический дуа-
лизм; люди мо-
гут навредить
себе тем, что они
думают; дети
наиболее рани-
мые; считается
ошибочным ис-
пользование
форм глагола
быть (to be) для
того, чтобы
описывать себя
| Оптимизм подхо
да проявляется в
признании того,
что люди могут
изменяться; лич-
ность состоит из
трех взаимодействующих эго-состояний: родителя, взрослого, ребенка; подчеркивается важность для индивидуального благополучия и роста внутриличностной интеграции и анализа транзакций, игр, использования времени, и сценариев
| Любое человече-
ское поведение — предмет научения; старые формы поведения могут быть подавлены, а новые формы поведения установлены; условное научение, оперантное обусловливание и социальное
моделирование — три главных способа аучения
| Благополучия или роста может добиться аждый индивид; проблемы возникают тогда, когда люди не берут на себя ответственность за свое поведение; научениепредтавляет собой процесс, длящийся сю жизнь; люди меют потребность быть любимыми и любить, ощушать вою полезностьи пешность и активно управлять миром вокруг себя, добиваясь различных целей
|
Продолжение табл. 11.3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Роль консультанта
| Консультант выступает в роли эксперта, способствует переносу и исследованию бессознательного; помогает в интерпре-
тации
| Консультант формирует равноправные отношения с клиентом, моделирует, изучает и оценивает ситуацию клиента, обсуждает с ним предположения, назначает домашнюю работу,
поощряет
| Подчеркнуто холистический подход, непосредственность отношений «Я — Ты»; консультант способствует проявлению уникальности клиента и обращает на эту уникальность внимание самого клиента; консультант выступает в качестве средства; акцент на личных качествах: сердечности, эмпатии, доброжелательности, конкретности и искренности
| Акцент на искренности консультанта и на понимании уникальности клиента; придание большого значения личностным отношениям, моделиро-
ванию и обмену опытом
| Консультанту не-
обходимо быть искренним, побуждающим и активным; акцент
делается на «теперь»; консуль-
тант помогает клиенту завершить незаконченное дело; консультант обращает внимание на вербальные и невербальные сигналы,
конгруэнтность;
использует «Я»
вместо «оно»
| Активный,
направляющий
консультант
обучает, проти-
водействует,
корректирует;
консультант
концентрируется
на азах разгово-
ра о самом себе
или на рацио-
нальном само-
анализе
| Консультант
выступает в каче
стве учителя; за-
ключаются конт-
ракты с клиентом на изменение; инструкции даются на языке транзактного анализа
| Консультант вы-
ступает в роли
учителя, руково-
дителя и эксперта, проявляет активность на сессиях, помогает клиенту прояснить цели и добиться изменений в поведении и в мыслях
| Консультант вы-
ступает в роли
учителя и модели,
концентрируется
на установлении
отношений с кли-
ентом; консуль-
тант занимает
активную, дирек-
тивную, прагма-
тичную и дидакти-
ческую позицию
|
Цели
| Консультант помогает сделать бессознательное сознательным, пройти через нерешенные стадии развития, помогает клиенту научиться справляться с трудностями и адаптироваться, способствует реконструкция личности
| Консультант культивирует социальные интересы, исправляет искаженные пред-
ставления и ошибочные цели, развивает способность клиента к инсайту, способствует поведенческим
изменениям через
действие по принципу «как будто бы»
| Самоизучение; открытость по отношению к себе, другим; самонаправленность и реалистичность;
большая терпимость к себе, другим и окружению; акцент на «здесь» и «теперь»
| Помогает клиентам осознавать свою ответственность, понимание, свободу и потенциал; отход
от внешней системы координат
| Акцент на непо-
средственности
опыта; осущест-
вление выборов
в настоящем; раз-
решение прошлых
проблем, дости-
жение конгруэнт-
ности, умствен-
ный рост; избав-
ление от неврозов
| Помогает клиен-
там жить более
содержательной
и продуктивной
жизнью, прекра-
щает иррацио-
нальное мышле-
ние; устранение
стрессогенных
обязанностей (то
есть добиваться
того, чего хочет-
ся); устранение
пагубных привы-
чек; толерант-
ность и принятие
себя и других
| Преобразован ие;
достижение про-
цветания и автоно-
мии; приобретение
большей осведом-
ленности, осво-
бождение от игр,
установление
близких отноше-
ний и отношений
одобрения
| Помогает клиен-
там лучше при-
способить, изме-
нить недостаточно
адаптивное пове-
дение, обучает
продуктивным ре-
акциям; позволяет
устанавливать
конкретные цели и
подцели и дости-
гать их; изменяет
мышление (когни-
тивно-бихевио-
ральный подход)
| Помогает инди-
видам стано-
виться психоло-
гически сильны-
ми и рациональ-
ными, брать на
себя ответствен-
ность, разъясняет
цели, форму-
лирует реалис-
тичный план,
сосредоточивается
на поведении и на
настоящем,
устраняет нака-
зание и оправ-
дания
| | | | | | | | | | | |
Продолжение таблицы 11.3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Методы
| Метод свободных ассоциаций;
анализ сновиде-
ний; анализ пе-
реноса; анализ
сопротивления;
интерпретация
| Использование эмпатии, создание атмосферы поддержки, сердечности, сотрудничества. Упор на пробуждение у клиента достоинства и ответственности через конфронтацию, исследование воспоминаний, сновидений и приоритетов клиента. Обращение внимания на интерпретацию, задавание «вопроса», «плевки в суп» клиенту, сдерживание себя и
постановку задачи
| Одобрение, разъяснение; отражение
эмоций; использо-
вание эмпатии, по-
ложительное отно-
шение, конгруэнт-
ность, самораскры-
тие, активное/пас-
сивное слушание,
открытые вопросы-
утверждения,
подытоживание
| Открытость консультанта и заинтересованность в познании; признание
уникальности клиента; акцент на отношениях; преодоление неопределенности; конфронтация; заимствование других «работающих» активных методов, таких как
воображение или
упражнения на
понимание
| Использование упражнений и экспериментов. Упражнения включают
фрустрационные
действия, фантазирование, ролевые игры и психодраму. Эксперименты
строятся на взаи-
модействии клиента и консультанта;
применяется ра-
бота над содержанием сновидений, техники «пустого стула», конфронтации, работы в круге, гиперболизации и принятия
ответственности
| Консультанты
применяют обу-
чение и оспари-
вание. Клиенты
изучают анато-
мию эмоций.
Применяется
воображение,
убеждение, ло-
гические рас-
суждения, сове-
ты-напомина-
ния, домашние
задания, биб-
лиотерапия и
рациональный
самоанализ
| Придание зна-
чения терапевти-
ческим контрак-
там, специфич-
ность и конкрет-
ность. Использо-
вание таких тех-
ник, как дозна-
ние, уточнение,
конфронтация,
иллюстрация и
кристаллизация.
Концентрация на
ранних воспоми-
наниях клиента,
часто комбини-
руемых с ге-
штальт-терапев-
тическими
техниками.
| Использование
подкрепления (позитивного и негативного, первичного и вторичного,
непрерывного,
прерывающегося), шейпинга, затухания, самонаблюде-
ния, наказаний,
планирования окружения, систематической десенсибилизации, техник
«взрыва» и «по-
гружения», айм-
аутов, сверхкор-
рекции, имитации, инокуляции стресса, приостановки мышления
| Обучение, фоку-
сирование, оце-
нивание, помощь
клиентам в
составлении
планов и их вы-
полнении. Не-
приятие обви-
нений, давления
на клиента.
Использование
ролевых игр,
юмора, кон-
фронтации, ро-
левого модели-
рования, опре-
деление границ,
сотрудничество с
клиентом,
обратная связь
|
Окончание табл. 11.3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Достоинства
| Акцент на важности сексуаль-
ности и бессоз-
нательного в че-
ловеческом по-
ведении; прием-
лемость диагно-
стических инст-
рументов; разно-
направленность;
изучение ото-
бранных случаев
на протяжении
длительного
периода разви-
тия; изучение
жизненных ста-
дий развития че-
ловека, особенно
детства
| Поощрение и поддержка консультантом равноправных
отношений; многосторонность; подход полезен при определенных нарушениях.
Теоретический
вклад в словарь общеупотребителной и профессиональной лексики (например, понятие «комплекс неполноценности»)
| Открытость теории и ее способность эволюционировать;
применимость к широкому диапазону человеческих проблем; эффективность при работе с определенными нарушениями (например, нарушениями адаптации); кратковременность воздействия;
эффективное применение парапрофессионалами; положительный взгляд на природу человека
| Гуманистический акцент; сосредото-
ченность на тревож-
ности как мотивато-
ре; использование
философии и лите-
ратуры, для того,
чтобы информиро-
вать/направлять;
подчеркивание
значения непрерыв-
ного роста; подход
является эффектив-
ным в кросскульту-
ральном консульти-
ровании
| Помогает челове-
ку инкорпориро-
вать (объединить)
все аспекты жиз-
ни, разрешить
прошлые пробле-
мы. Подход дела-
ет упор на дейст-
вие и активность;
применим при оп-
ределенных аф-
фективных рас-
стройствах, гибок
в использовании
методов
| Теория последо-
вательна, понят-
на, эффективна,
легко осваивает-
ся, хорошо сов-
местима с други-
ми теориями.
Воздействие
краткосрочно.
Имеются учеб-
ные центры.
Теория продол-
жает развивать-
ся
| Имеет понятную
и хорошо сфор-
мулированную
терминологию.
Легко комбини-
руется с другими
теориями. Подход
возлагает на
клиента ответст-
венность за сде-
ланный выбор,
направлен на до-
стижение цели
| Делается упор на
симптомах, на
«здесь» и «сей-
час». Имеется в
наличии множест-
во доступных про-
цедур. В основе
подходов — тео-
рия научения.
Хорошая профес-
сиональная орга-
низация. Подходы
эффективны при
различных рас-
стройствах, хоро-
шо исследованы,
продолжают раз-
виваться. Могут
комбинироваться с
другими теория-
ми, особенно с
когнитивными
| Теория приме-
нима в работе с
различными по-
пуляциями, эф-
фективна при
определенных
нарушениях,
конкретна.
Воздействие
краткосрочно.
Имеются учеб-
ные центры.
Поддерживает
ответственность и
свободу, не
приемлет обви-
нений. Подход
делает упор на
«здесь» и «сей-
час», включает в
себя теорию
выбора.
| Ограничения
| Реализация подхода трудоемка и дорога; закрытая система применения, ограниченная в основном психиатрией; сосредоточенность на патологии; детерминистический характер; подход неэффективен
для индивидов с
незначительными
расстройствами
| Недостаток надежной исследователь-
ской базы; неопреде
ленность концепций, терминологии и теоретического объяснения консультирования; узость
подхода
| Недостаток конкретности; работает лучше всего с разговорчивыми, сообрази-
тельными клиента-
ми; игнорирует бессознательные и
врожденные побуждения; имеет дело с поверхностными
проблемами
| Не полностью разработан; недостаточно :
обучающих подходов к теории научения; субъективность, недостаток однородности; подход является более философским и менее функциональным, чем другие теории; избегает диагнозов и тестирования
| Недостаток на-
дежной теорети-
ческой базы, не-
определенность.
Не принимает во
внимание пассив-
ное научение, сто-
ронится тестиро-
вания и диагнос-
тики.
Эгоцентричность
подхода
| Теория приме-
нима не ко всем
клиентам; осо-
бенно велики
сложности при
работе с клиен-
тами с психичес-
кими нарушени-
ями. Подход ас-
социируется с
нетрадиционным
теоретиком Аль-
бертом Эллисом.
Продолжает рас-
сматриваться как
преимуществен-
но когнитивная
теория
| Когнитивная на-
правленность,
простота и попу-
лярность, выхола-
щивающие эф-
фективность.
Недостаток вни-
мания к квалифи-
кации консуль-
тантов
| Внимание направ-
лено не на целост-
ную личность, а
только на поведе-
ние. Может при-
меняться механи-
чески. Временами
трудно для вос-
произведения в
конкретных усло-
виях консультиро-
вания. Методы об-
гоняют развитие
теории. Игнориру-
ег прошлое и бес-
сознательное, не
учитывает стадии
развития личности
| Игнорирует бес-
сознательное,
историю лично-
сти (анамнез),
психические за-
болевания. Может
стать перегружен-
ной моральными
ценностями, если
не контролировать
этот аспект
должным обра-
зом. Игнорирует
собственную
историю развития
|
Литература
Alberti R. E. & Emmons M. L (1996). Your perfect right: A guide to assertive behavior (7th ed.). San Luis Obispo CA; Impact.
Arnkoff D. B. & Glass C. R. (1992). Cognitive therapy and psychotherapy integration. In D. K. Freedheim (Ed.) History of psychotherapy: A centwy of change (pp. 657-694). Washington DC: American Psychological Association.
Axrin N. H., Stuart R. В., Risely T. R. & Stolz S. (1977). Ethical issues for human services. AABT Newsletter, 4,.
Bandura A. (1969). Principles of behavior modification. New York: Holt Rinehart & Winston. Bandura A. (1986). Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Upper Saddle River NJ: Prentice Hall.
Bandura А. & Walters R. Н. (1963). Social learning and personality development. New York: Rinehart & Winston.
Bankart C. R. (1997). Talking cures. Pacific Grove CA: Brooks/Cole. Beck A. (1976). Cognitive therapy and the emotional disorders. New York: International Universities Press.
Bellack A. S. & Hersen M. (1998). Behavioral assessment: A. practical handbook. Boston: Allyn & Bacon.
Blackham GJ. & Silberman A. (1979). Modification of child and adolescent behavior.
Belmont CA: Wadsworth. Cautcla J. R. (1976). The present status of covert modeling./сшгий/ of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 6, 323-326.
Christopher J. C. (1996). Counseling's inescapable moral vision. Journal of Counseling & Development, 75, 17-25.
Corey G. (1996). Theory and practice of counseling and psychotherapy (5th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.
Cormier W. H. & Cormier L. S. (1998). Interviewing strategies for helpers: A guide to assessment, treatment, and evaluation (4th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.
Corsini R. J. & Wedding D. (1995). Current psychotherapies (5th ed.). Itasca IL: Peacock.
Craighead L. W., Craighead W. E., Kazdin A. E. & Mahoney M. J. (1994). Cognitive and behavioral interventions: An empirical approach to mental health problems. Boston: Allyn & Bacon.
Ellis A. (1962). Reason and emotion in psychotherapy. New York: Stuart. Elms A. C. (1981). Skinner's dark year and Walden Two. American Psychologist, 36, 470-479.
Evans D. (1982). What are you doing? An interview with William Glasser. Personnel and Guidance Journal, 60, 460-464.
Eysenck H.J. (1960). Behavior therapy and the neuroses. New York: Pergamon.
Fowler R. D. (1990 October). B. F. Skinner: Farewell, with admiration and affection. АРА Monitor, 21 (IQ), 2.
Gilliland B. E., James R. K. & Bowman T. (1998). Theories and strategies in counseling and psychotherapy (4th ed.). Boston: Allyn & Bacon.
Glasser W. (1961). Mental health or mental illness. New York: Harper & Row. Glasser W. (1965). Reality therapy: A new approach to psychiatry. New York: Harper-& Row.
Glasser W. (1969). Schools without failure. New York: Harper & Row. Glasser W, (1972). The identity society. New York; Harper & Row.
Glasser W. (1976). Positive addiction. New York: Harper & Row.
Glasser W. (1980). Reality therapy: An explanation of the steps of reality therapy. In W.
Glasser (Ed.) What are you doing? How people are helped through reality therapy. New York: Harper & Row.
Glasser W. (1981). Stations of the mind. New York: Harper & Row. Glasser W. (1984). Control theory: A new explanation of how we control our lives. New York: Harper & Row.
Glasser W. (1986). Control theory in the classroom. New York: Harper & Row.
Glasser W. (1998). Choice theory. New York: Harper-Collins.
Glasser W. (1988 November). Reality therapy. Workshop presented at the Alabama Association for Counseling and Development Fall Conference Birmingham.
Glasser W. & Wubbolding R. (1995). Reality therapy. In R. Corsini & D. Wedding (Eds.) Currentpsychotherapies (5th ed., pp. 293-321). Itasca IL: Peacock. Goldiamond I. (1976). Self-reinforcement. Journal of Applied Behavior Analysis, 9, 509-514.
Goldstein A. (1973). Behavior therapy. In R. Corsini (Ed.) Current psychotherapies (pp. 207-249). Itasca IL: Peacock.
Hackney H. & Cormier L. S. (1996). The professional counselor (3rd ed.). Boston: Allyn & Bacon.
Hergenhahn B. R. (1994). An introduction to theories of personality (4th ed.). Upper Saddle River NJ; Prentice Hall.
Holden J. (1993a). Behavioral consequences on behavior. Unpublished manuscript University : of North Texas Den ton.
Holden J. (1993b). Respondent learning. Unpublished manuscript. v
Hosford R. E. (1980). The Cubberley conference and the evolution of observational learning strategies. Personnel and Guidance Journal, 58, 467-472.
Jones M. C. (1924). The elimination of children's fears.Journal of Experimental Psychology, 7, 383-390.
Kalodner C. R. (1995). Cognitive-behavioral theories. In D. Capuzzi & D. R. Gross (Eds.) Counseling psychotherapy (pp. 353-384). Upper Saddle River NJ; Merrill/Prentice Hall.
Kipper D. A. (1986). Psychotherapy through clinical role playing. New York: Brunner/Mazel. Krasner L. & Ullmann L. R. (1973). Behavior influence and personality: The social matrix of human action. New York: Holt Rinehart, & Winston.
KrumboltzJ. D. (1966). Behavioral goals of counseling. Journal of Counseling Psychology, 13, 153-159.
KrumboltzJ. D. & Thoresen C. E. (1969). Behavioral counseling. New York: Holt Rinehart & Winston.
KrumboltzJ. D. & Thoresen C. E. (1976). Counseling methods. New York: Holt Rinehart & Winston.
Lazarus A. A. (1985). Behavior rehearsal. In A. S. Bellack & M. Hersen (Eds.) Dictionary of behavior therapy techniques (p. 22). New York: Pergamon.
Mahoney M. J. (1995). Cognitive and constructive psychotherapies: Theory, research, and practice. New York: Springer.
Meichenbaum D. H. (1977). Cognitive-behavior modification. New York: Plenum.
Meichenbaum D. H. (1985). Cognitive behavioral therapies. In SJ. Lynn & J.P Garskef (Eds.) Contemporary psychotherapies: Models and methods (pp. 261-286). Upper Saddle River NJ: Prentice Hall.
Мeichenbaum D. (1986). Cognitive behavior modification. In F. H. Kanfer & A. R Goldstein (Eds.) Helping people change: A textbook of methods (pp. 346-380). New York: Pergamon.
Okun B. K. (1990). Seeking connections in psychotherapy. San Francisco: Jossey-Bass.
Perry M. А. & Furukawa M. J. (1980). Modeling methods. In F. H. Kanfer & A. P Goldstein (Eds.) Helping people change (pp. 131-171). New York: Pergamon.
Rescoria R. A. (1988). Pavlovian conditioning: It's not what you think it is. American Psychologist, 43, 151-160.
Rimm D. C. & Cunningham H. M. (1985). Behavior therapies. In S.J. Lynn & J. R Garske (Eds.) Contemporary psychotherapies: Models and methods (pp. 221-259). Upper Saddle River NJ: Prentice Hall.
Rose S. D. (1983). Behavior therapy in groups. In H.I. Kaplan & B.J. Sadock (Eds.) Comprehensive group psychotherapy (2nd ed.). Baltimore: Williams & Wilkins.
Seligman L. (1997). Diagnosis and treatment planning in counseling. New York: Plenum.
Skinner B. F. (1938). The behavior of organisms: An experimental analysis. Upper Saddle River NJ: Prentice Hall.
Skinner B. F. (1948). Walden Two. New York: Macmillan. Skinner B. F. (1953). Science and human behavior. New York: Macmillan.
Skinner B. F. (1967). Autobiography. In E. G. Boring & G. Lindzey (Eds.) A history of psychology in autobiography (Vol. 5, pp. 387-413). New York: Appleton-Century-Crofts.
Skinner B. F. (1971). Beyond freedom and dignity. New York: Knopf.
Skinner B. F. (1974). About behaviorism. New York: Knopf.
Skinner B. F. (1976). Particulars of my life. New York: McGraw- Hill.
Skinner B. F. & Vaughan M. E. (1983). Enjoy old age. New York: Norton.
Sprinthall N. A. (1971). A program for psychological education: Some preliminary issues. Journal of School Psychology, 9, 373-382.
Thoresen C. E. & Coates T. J. (1980). What does it mean to be a behavior therapist? In С. Е.
Thoresen (Ed.) The behavior therapist (pp. 1-41). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.
Thoresen C. E. & Mahoney M. J. (1974). Behavioral self-control. New York: Hoi, Rinehart & Wmston.
Wallace W. A. (1986). Theories of counseling and psychotherapy. Boston: Allyn & Bacon.
Watson J. B. (1913). Psychology as a behaviorist views it. Psychological Review, 20, 158-177.
Watson J. B? (1925). Behaviorism. New York: Norton.
Watson J. B. & Raynor R. (1920). Conditioned emotional reactions. Journal of Experimental Psychology, 3, 1-14.
Wilson G. T. (1995). Behavior therapy In R. J. Corsini & D. Wedding (Eds.) Current psychotherapies (5th ed., pp. 197-228). Itasca IL: Peacock.
Wolpe J. (1958). Psychotherapy by reciprocal inhibition building. Stanford CA: Stanford University Press.
Wubbolding, R. E. (1975). Practicing reality therapy Personnel and Guidance Journal, 53, 164-165.
Wubbolding R. E. (1988). Using reality therapy. New York: Harper/Collins.
Wubbolding R. E. (1991). Understanding reality therapy. New York: Harper/Collins.
Wubbolding R. E. (1994). The early years of control theory: Forerunners Marcus Aurelius & Norbert Wiener. Journal of Reality Therapy, 13, 51-54.
Wubbolding R. E. (1996). Basic concepts of reality therapy. Los Angeles: Institute for Control Theory Reality Therapy and Quality Management.
Wubbolding R. Е. (1998). Cycle of managing, supervising, counseling, and coaching using reality therapy. Cincinnati: Center for Reality Therapy.
Yates A. J. (1970). Behavior therapy. New York: Wiley
Zimbardo R. G. & Leippe M. R. (1991). The psychology of attitude change and social influence. Philadelphia; Temple University Press.
|