Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стадии жизненного цикла семьи
Отдельные семьи и члены семей более «своевременно» решают критические для каждой стадии задачи, сопровождающие жизненный цикл семьи и их собственный персональный цикл роста. В таких случаях достигается ощущение большего благополучия (Carter & McGoldrick, 1988). Независимо от фактора времени, все семьи должны добиваться семейной сплоченности (эмоционального единения) и семейной адаптивности (способности быть гибкими и изменчивыми). Каждый из этих параметров имеет четыре уровня, представленные Олсоном (Olson, 1986) в круговой (циркумплексной) модели супружеских и семейных систем (рис. 12.1). «Два параметра связаны нелинейно. Семьи, в которых оба параметра являются либо очень высокими, либо очень низкими, оказываются неблагополучными, тогда как семьи, в которых эти параметры сбалансированы, функционируют более адекватно» (Maynard & Olson, 1987, p. 502).
Рис. 12.1. Круговая модель Источник: Рфраге/Enrich, Inc., David H. Olson, President, Minneapolis, MN. 1979 (rev. 1986).
Наиболее благополучные, функциональные, счастливые и крепкие семьи не просто гармоничны. Их члены преданы друг другу, высоко ценят друг друга, много времени проводят вместе, имеют приятный круг общения, в значительной степени религиозны и, главное, способны конструктивно преодолевать кризис (Stinnett, 1998; Stinnett & DeFrain, 1985). Согласно Уилкоксону (Wilcoxon, 1985), брачным и семейным консультантам необходимо знать особенности отдельных стадий жизни семьи, чтобы дифференцированно подходить к задачам развития каждого члена семьи. Когда консультанты внимательно относятся к отдельным членам семьи и к семье в целом, они способны понять, что некоторые индивидуальные проявления, такие как депрессия (Lopez, 1986), сомнения в выборе карьеры (Kinnier, Brigman & Noble, 1990) и злоупотребление психоактивными веществами (West, Hosie & Zarski, 1987), связаны со структурой семьи и ее функционированием. Следовательно, они способны создавать более содержательные планы работы. При оценке семейных паттернов и психического здоровья каждого члена семьи важно основываться на знании формы семейной системы и стадии ее развития. Чтобы облегчить этот процесс, Картер и МакТолдрик (Carter & McGoldrick, 1988) предлагают наборы развивающих задач как для традиционных семей, так и для семей нетрадиционного типа, таких как семьи с единственным родителем или смешанные семьи. Важно отметить, что нетрадиционные семьи не считаются патологическими, они лишь находятся на другой стадии роста и развития. Для описания дисфункциональной семьи Боуэн (Bowen, 1978) предлагает ряд терминов, например эмоциональная переплетенность и триангуляция. (Термин эмоциональная переплетенность относится к семейной обстановке и описывает ситуацию, в которой члены семьи чрезмерно зависят друг от друга или психологические границы между ними размыты; термин триангуляция относится к сложным семейным ситуациям, где одного человека «тянут» в двух различных направлениях другие члены треугольника.) Консультанты, эффективно работающие с супружескими парами и семьями, руководствуются рядом принципов при определении того, как, где и когда проводить вмешательство и проводить ли его вообще. Они не упускают возможности действовать (например, не забудут привлечь каждого члена семьи к участию в терапевтическом процессе) и при этом не будут чрезмерно торопиться (уделяя слишком много внимания словесным выражениям) (Gladding, 1998).
|