![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: «Принципы обучения.
Семинарское занятие № 3 Тема: «Обучение и развитие в гуманистической дидактике» Теоретические вопросы 1. Проблемы взаимосвязи обучения и развития личности в теории и практике отечественного образования (Л.В. Выготский). 2. Концепции развивающего обучения: - концепция Л. В. Занкова; - концепция развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина; - концепция поэтапного формирования умственных действий, разработанная на основе соответствующей теории П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной; - концепция З.И. Калмыковой; - концепция Л. М. Фридмана; - концепция Н.Н. Поспелова; - концепция Е. Н. Кабановой-Меллер. 3. Личностно-ориентированное обучение. Задания для самостоятельной работы. Ответьте на вопросы. 1. Назовите основные принципы дидактической концепции Л. В. Занкова. 2. Что такое проблемная ситуация? Назовите основные приемы создания проблемных ситуаций. 5. В чем заключается специфика продуктивного мышления в соответствии с концепцией З.И. Калмыковой? 6. Каковы основные принципы дидактической концепции Л.М. Фридмана? 7. Почему Н.Н. Поспелов и И.Н. Поспелов рассматривают формирование мыслительных операций как условие и средство развивающего обучения? 8. Какие основные условия развивающего обучения выделяет Е. Н. Кабанова-Меллер? 9. Почему в обучении ребенка нельзя ограничиваться принципами, ориентированными лишь на его психическое развитие? 10. Охарактеризуйте основные дидактические идеи педагогов-новаторов. 11. В чем состоит инновационность личностно-ориентированного подхода в обучении? Литература: а) основная: 1. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн. 1 Общие основы. Процесс обучения: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Рек. МО РФ / И.П. Подласый. — М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2013. 2. Пидкасистый, П.И. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. (2-е изд., перераб. и доп.) учебник – М.: Издательский центр " Академия», 2014. – 624 с. 3. Маркова, С.М. Дидактическая система и модели обучения. – Н. Новгород: ВГИПА, 2009. – 100 с. 4. Селиверстова, Е.Н. Современная дидактика: от школы знания. – к школе созидания. – Владимир, 2009. б) дополнительная 1. Жилин, Д. М. Инструктивизм и конструктивизм - диалектически противоположные стратегии обучения / Д. М. Жилин // Педагогика: научно теоретический журнал. – 2011. – N 5. - С. 26-36: табл. 2. Краевский, В.В. Общие основы педагогики (4-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Издательский центр " Академия», 2013. –2008 – 256 с.
Семинарское занятие № 4 Тема: «Принципы обучения. Диагностика, контроль и самоконтроль в обучении» Теоретические вопросы 1. Понятие «принципы обучения». 2. Система дидактических принципов (принцип природосообразности обучения, принцип наглядности; принцип сознательности и активности в обучении; принцип доступности; принцип прочности; принцип научности; принцип систематичности и последовательности; принцип связи теории с практикой; принцип воспитывающего обучения; принцип индивидуального подхода к обучающимся). 3. Эволюция принципов обучения. 4. Диагностика, контроль и самоконтроль в обучении. 5. Важнейшие принципы диагностирования и контроля обученности (успеваемости): объективность, систематичность, наглядность. Функции контроля: диагностическая, образовательная, воспитательная, развивающая, проверочно-оценочная. 6. Основные виды контроля: предварительный, текущий, тематический, периодический, итоговый. 7. Методы контроля и проверки учебных достижений обучающихся: - методы устного контроля (беседа, рассказ ученика, комментированное чтение текста учебника, чтение технологической карты, схемы и т.д.); - методы письменного контроля (домашние письменные работы, контрольные работы, изложение, сочинение, диктант, реферат и др.); - выполнение практических работ (ситуационная ролевая игра, имитация, составление учебных кроссвордов и др.); - наблюдение за работой обучающихся с целью оказать помощь; тестирование и др. 8. Дидактические тесты. 9. Проблема объективного контроля знаний, информатизация контроля знаний. 10. Проверка и оценка знаний обучающихся, критерии оценки как педагогическая проблема. 11. Система оценивания в РФ. Безотметочное обучение. 12. Неуспеваемость обучающихся и ее причины. Преодоление формализма.
|