Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовая культура общества и ее компоненты. Правовая культура и правовая жизнь как категории юриспруденции.
Правовая культура общества — это система общечеловеческих и национальных ценностей, достигнутых обществом в правовой сфере и характеризующих уровень его правового прогресса. Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов: 1) право как выражение общечеловеческих и национальных ценностей — свободы, справедливости, естественных прав человека, демократии, — а также механизмов их закрепления и реализации; 2) культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных и негосударственных органов и должностных лиц, т.е. эффективная, соответствующая правовым ценностям и идеалам деятельность по изданию, толкованию и реализации правовых предписаний; 3) высокий уровень общественного правосознания, для которого характерны правовая информированность населения, уважение к праву и закону, наличие стойких установок на правомерное поведение; 4) правомерность, как соответствие явлений социальной жизни требованиям, содержащимся в нормах и принципах права. Правомерность, как состояние общественной жизни тесно связана с правовой активностью индивидов. При реализации правовых норм субъекты действуют инициативно, стремясь осуществлять правовые предписания как можно эффективнее, принести максимум пользы обществу, достичь поставленных перед собой целей, не нарушая прав других людей. Правовая активность может проявляться в различных сферах общественной жизни. Правовая культура общества является составной частью и важнейшей предпосылкой существования демократического правового государства. Теоретические взгляды на культуру разделяются по двум направлениям. Одно направление в центр объяснения культурных явлений выводит понятие деятельность, а культура рассматривается как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Для другого направления характерно понимание культуры в качестве сферы идеального, содержащего продукты духовного творчества людей: символов, идей, ценностей, — в соответствии с которыми складывается отношение к действительности, выстраивается бытие человека. На основе этих направлений выработана современная концепция культуры, синтезирующая эти важнейшие идеи и получившая наименование информационно-семиотической концепции культуры. Фундаментом информационно-семиотического подхода к культуре выступает положение о том, что она воплощает средства, способы и результаты человеческой деятельности. Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления именуются артефактами. Артефактами, т. е. феноменами как порождениями культуры, выступает все созданное человеком от предметов до мыслей, средств и способов действий. Мир артефактов включает не только то, что находится вне человека, но и то, " что существует в нем самом В культуре люди черпают смысловые характеристики слов, вещей, своего поведения. Культура, следовательно, это также мир (А. П. Семашко) социоцентристские и персоноцентристские правовые культуры. При этом правовое развитие рассматривается как движение от первого типа правовой культуры ко второму. Представляется, что выдвижение личности и ее прав в центр правовой культуры не более чем веяние времени, отображение пресловутого европоцентристского подхода к праву, когда все неевропейское оценивается как не развитое. В правовой культуре выделяется внешняя правовая культура, т. е. правовые позиции и ценности населения, и внутренняя правовая культура, главное содержание которой составляет профессиональная юридическая деятельность и ее результаты. Уровень развития правовой культуры во многом предопределен содержанием внутренней правовой культуры, ее направленностью и цельностью. Не случайно в этой связи подчеркивается значение юридической элиты в решении проблем правового развития, совершенствования правовой культуры.
|