Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридическая концепция прав человека. Правовой статус личности.






Во второй половине XX столетия развитие права и существова­ние государства было определено правами человека. Идея защиты автономной личности, ее суверенитета пришла во след идее сувере­нитета государства, стала достоянием человеческой культуры, вык­ристаллизовывается в важнейших международных правовых актах нового времени, конституциях и законах, помыслах политиков, по­литологов и юристов. Рубежным документом, воплотившим идею прав человека и определившим развитие правовой культуры во многих странах, стала Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Дело не только в содержании этого уникального правового документа, но и в том, что развитие национальных правовых куль­тур начало выводится из-под контроля государственной власти. Складывается впечатление окончания периода этатизма в соотно­шении права и государства. К тому же произошли кардинальные изменения образа права. Стало очевидным, что право вступает в известное противоборство с государством, что с помощью права вполне реально устранить произвол и ограничить аппетиты государ­ственной власти, наконец, принципы гражданского мира и персона-лизация личности могут быть осуществлены в условиях правового государства. Вся совокупность международных, региональных и межгосударственных актов по правам человека закрепила магист­ральное предназначение права в разных локальных цивилизациях — исключить произвол, утвердить свободу и справедливость. Сегодня благодаря праву функционируют важнейшие институты существую­щих цивилизаций.

Изначально характер воздействия Всеобщей декларации прав че­ловека на национальные правовые системы признавался как чуж­дый жесткому навязыванию норм и стереотипов. Не случайно, это воздействие представлялось как просвещение и образование, прове­дение прогрессивных мероприятий для признания и осуществления прав и свобод человека. Используемая таким образом правовая ак­культурация не должна была деформировать национальные право­вые культуры. На этом фоне некоторые национальные правовые культуры буквально разрушают правовые ценности других культур, деформируют национальное законодательство, юридическую практи­ку, отрицательно сказываются на правовом менталитете народа. Движение к правовой гармонии не достижимо на пути непродуман­ного заимствования законодательства, правовой идеологии, органи­зационных форм существования права. Национальная правовая культура, правовой менталитет сохраняют уникальные черты каж­дого народа на фоне продвижения к все более полному воплоще­нию прав и свобод человека.

Выдвижение прав человека во главу современного правового раз­вития позволило существенно продвинуться в реализации принципа верховенства права, обеспечило повышение авторитета юридической профессии, открыло широкие возможности для влияния юридической элиты на все компоненты правовой культуры. Казавшаяся неразре­шимой проблема буквы и духа закона, преломившись в призме про­фессиональной правовой культуры юристов, в первую очередь судей, открыла новые возможности для эффективного действия права.

Использование Всеобщей декларации прав человека в нацио­нальных правовых системах подтвердило идею цикличной эволюции права. При этом в порядке добровольной и постепенной адаптации ее положений осуществлен выход к новому качественному состоянию правовых культур в различных государствах. В то же время нельзя не заметить изменения характера воздействия нормативов Декларации, когда содержащиеся в ней рекомендательные нормы сегодня все чаще признаются и используются в качестве обязательных.

Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса. Правовой статус определя­ется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Пра­во лишь закрепляет это положение, вводит его в законода­тельные рамки.

Структура правового статуса личности:

1) правовые нормы и принципы, устанавливающие дан­ный статус;

2) правосубъектность;

3) основные права и обязанности;

4) законные интересы;

5) гражданство (или иное отношение к стране пребыва­ния — безгражданство, иностранное гражданство или подданство);

6) юридическая ответственность.

Сердцевину, основу правового статуса личности состав­ляют ее прйва, свободы и обязанности, закрепленные в конституции и международно-правовых актах.

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют три вида.

Общий правовой статус — это статус лица как члеена государственно-организованного общества. Он определяет­ся, прежде всего, конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), явля­ется единым и одинаковым для всех, характеризуется отно­сительной статичностью, обобщенностью. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных.

Специальный, или родовой, статус отражает особен­ности положения определенных категорий лиц (например, иностранных граждан, пенсионеров, студентов, военнослу­жащих, учителей, работников, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные социальные группы, базируясь на общем правовом статусе, могут иметь дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику от­дельного лица (пол, возраст, семейное положение, выпол­няемая работа, иные характеристики). Он представляет собой «проекцию» общего и специальных статусов на кон­кретного индивида, иначе говоря, это совокупность персо­нифицированных прав и обязанностей индивида. Индиви­дуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меня­ется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимо­связаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных статусах. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов — множество, а индивидуальных ровно столько, сколько индивидов.

38. Три поколения прав человека. Индивидуальные и коллективные права. Проблема становления четвёртого поколения прав человека.

Современное восприятие человека определяется использованием категории права человека, которая выступает в виде определенных социальных притязаний и мер свободы, разнообразие которых связа­но с различием культур и цивилизаций. Права человека вытекают из процессов его бытия. Они являются одной из разновидностей непос­редственно-социальных прав, наряду с правами таких социальных общностей как народ, нация, государство, различные ассоциации и т. п. Это разграничение проступает в проблематике индивидуальных и коллективных прав, а также остро стоит в связи с решением воп­роса об их соотношении. Зачастую утверждается первичность инди­видуальных прав, их определяющая роль, а непосредственно-соци­альные права коллективов должны проходить проверку человеческим измерением, т. е. этими индивидуальными правами. Между тем вы­зывает сомнение рассмотрение индивидуальных прав выше (или в качестве критерия) коллективных, поскольку существование коллек­тива столь же значимо для индивида как и его собственное бытие (к примеру, семья, родина).

Понимание прав человека как свойств, зависящих от человеческой природы, а не от милости властителя, пришло только в эпоху Просвещения и раннебуржуазных револю­ций (XVII-XVIII вв.).

Чешский юрист Карел Васак, первый генеральный сек­ретарь Международного института прав человека в Страс­бурге, в 1979 г. выделил три «поколения» прав человека.

К первому поколению относятся преимущественно лич­ные и политические права: право на свободу слова, на спра­ведливый суд, выбор религии. Иначе эти права называют негативными, поскольку они закрепляют автономию личности по отношению к государству. Первые юридические акты, фиксирующие «негативные» права человека, были созданы в ходе революций XVII-XVIII вв. (английский Билль о правах 1689 г., французская Декларация прав че­ловека и гражданина 1789 г., американский Билль о правах 1789-1791 гг.). Эти акты гарантировали свободу и непри­косновенность личности, нерушимость частной собствен­ности, право на самозащиту и сопротивление угнетению. В XIX в. личные, экономические и политические права получили формально-юридическое закрепление в большин­стве действующих конституций. Тем самым завершился этап формирования первого поколения прав человека. Но при этом следует считаться с тем, что до юридического ра­венства еще было далеко, ведь личные и экономические права половины человечества — женщин — ущемлялись, а политических они не имели совсем. Не признавались права человека и за коренным населением стран-колоний, ущем­лены были права национальных меньшинств.

Ко второму поколению относятся социально-экономи­ческие и социально-культурные права, гарантирующие равенство всех членов общества: право на труд, образование, право на отдых, на достойное вознаграждение за труд и т. д. В отличие от прав первого поколения их называют «пози­тивными», поскольку они содержат описание благ, которые человек имеет право получать от общества. Эта группа прав человека начала формироваться в середине XIX в., в усло­виях индустриальной революции и возрастания численно­сти и значения армии наемного труда. Конституционное закрепление обширной группы социальных и культурных прав является одной из немногочисленных заслуг перед человечеством СССР и других стран марксистского социа­лизма. В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки социальные права человека получили признание после Второй мировой войны.

Личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права человека подтверждены и гарантированы Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Международной хартией прав человека (состоит из ряда международных пактов и протоколов к ним, от­крытых для подписания в 1960-х гг.). Они признаны боль­шинством стран мира.

Вторая половина XX в. была отмечена, с одной стороны, ростом национально-освободительного движения, повлекшим распад колониальных империй. С другой стороны, на повестку дня встал вопрос об охране прав наиболее слабо защищенных, а иной раз и дискриминированных слоев населения. Так сформировалось третье поколение прав человека, или коллективные права: право нации на само­определение, право народа на развитие, права женщин, детей, беженцев, национальных меньшинств.

В конце XX в. обострились глобальные проблемы: тер­роризм, наращивание вооружений, загрязнение окружаю­щей среды и грозящее исчерпание природных ресурсов, бедность, голод, неизлечимые болезни. Человечество все более осознает себя как целостное явление, приходит к пониманию того, что преодоление кризисных явлений за­висит от общих усилий народов. Юридическим выражени­ем процесса глобализации стало формирование четверто­го поколения прав человека. К ним относят закрепленные в международных документах права на мир и безопасность, на здоровую окружающую среду, на доступ к экономичес­кому, научному и культурному потенциалу человечества, в том числе — информационные права. Некоторые ученые относят к четвертому поколению также права, связанные с клонированием и другими открытиями в биологии.

Четыре поколения прав человека взаимосвязаны и ни в коем случае не отменяют друг друга. Коллективные права не должны ущемлять права и свободы личности.

 

39. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура.

Право является сферой должного, сферой сущего и сферой иде­ального. Специфика права во всех этих сферах выражена в том, что оно оформлено и определено. Эта формальная определенность обеспечена посредством таких характерных для права явлений как субъективное право и юридическая обязанность.

Следует обратить внимание на то, что в юриспруденции исполь­зуется категория объективное право, под которым понимается сис­тема правовых норм, действующих в данном обществе. Объективное право, с формально юридической точки зрения, как бы задает су­ществование субъективных прав и юридических обязанностей, тре­буя от всех субъектов восприятия права как устойчивой, независи­мой от устремлений различных лиц, нормативной системы. В этой связи изменения в объективном праве могут происходить только в соответствии со сложившейся традицией формирования права, при­влечением признанных источников права.

Важно подчеркнуть, что как принадлежность сферы должного субъективное право и юридическая обязанность выступают как взаимосвязанные явления. Субъективное право — это мера и вид дозволенного поведения, установленные объективным правом, кото­рым обладает управомоченное лицо.

Юридическая обязанность — это мера и вид требуемого поведе­ния, установленного объективным правом, которым наделено обя­занное лицо.

Субъективное право — это мера дозволенного (возможного) по­ведения, т. е. здесь реализация целиком зависит от усмотрения уп-равомоченого лица. Тем не менее как мера поведения оно имеет границы, выход за которые означает злоупотребление правом. Воз­можности, заложенные в субъективном праве дают основание гово­рить о субъективном праве как мере свободы. Необходимо разгра­ничивать субъективное право и его структурные элементы, которые называются правомочиями. В современной юриспруденции в струк­туре субъективного права выделяют такие правомочия: 1) право на положительное действие (праводействие); 2) право требования от других определенных действий (правотребование); 3) право на об­ращение за защитой и применением принуждения (правопритяза-ния); 4) право на пользование предоставленными благами (право-пользование).

Юридическая обязанность — это требуемое поведение, т. е. его реализация направлена на удовлетворение интересов управомочен-ного лица. Юридическая обязанность во многом гарантия осуществ­ления субъективного права. Юридическая обязанность также как и субъективное право является мерой поведения, а это означает, что требование сверх этой меры выступает как нарушение законности. Юридическая обязанность в своей структуре содержит также обя-зывания: 1) обязывание действовать определенным образом (обязы-вание действия); 2) обязывание выполнить требования управомо-ченного лица (обязывание выполнения); 3) обязывание претерпеть установленные меры (обязывание претерпевания); 4) обязывание обеспечить пользование управомоченному лицу (обязывание обес­печения).

Нарушение юридической обязанности связано с возникновением охранительного правоотношения и наступлением юридической от­ветственности.

Необходимо отметить, что субъективные права и юридические обязанности являются содержательной стороной любого правоотно­шения (юридическим содержанием правоотношения), где просмат­ривается их взаимозависимость. Между тем, субъективное право может существовать и помимо правоотношения, когда нет необхо­димости в выстраивании жесткой связи субъективного права и юридической обязанности, а правовые последствия возникают не­посредственно из обладания субъективным правом: право на свобо­ду слова, право на свободу совести, право на участие в митингах, шествиях и демонстрациях и др.

В целом же субъективное право и юридическая обязанность квинтэссенция правовой реальности, поскольку в концентрирован­ном виде они отображают специфику правовой сферы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал