![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Курс на индустриализацию страны и ее форсирование в конце 20—начале 30-х годов.
Решение об индустриализации было принято в 1925 г. на XIV съезде партии. Ее задача — сделать СССР независимой в промышленном отношении страной и позволить ему на равных противостоять западным капиталистическим державам. Средства для развития промышленности (прежде всего тяжелой) дала коллективизация, упростившая изъятие хлеба у крестьян. Многие из них бежали в города и готовы были работать за нищенскую плату. Активно использовался даровой труд заключенных. За гроши распродавались за границу (в основном в США) шедевры искусства. Западных инвестиций почти не было из-за отказа СССР платить царские долги. В 1929-1932 гг. состоялась первая пятилетка, в 1933-1937 гг.— вторая. Были реконструированы старые предприятия и построены сотни новых. Важнейшие стройки — Магнитогорский металлургический комбинат (Магнитка), Днепровская ГЭС (Днепрогэс), Беломоро-Балтийский канал (Беломорканал), Челябинский, Сталинградский, Харьковский тракторные заводы, Туркестано-Сибирская железная дорога (ТуркСиб) и др. Планы были завышены, сроки чрезмерно сжаты, предприятия вводились в строй недоработанными, что приводило позже к длительным застоям. Качество продукции было низким. Большую роль играл энтузиазм масс, воодушевленных идеями социалистического строительства. В 1935 г. началось стахановское движение (его зачинатель — шахтёр А. Г. Стаханов) за перевыполнение планов. Правительство, требуя, чтобы все равнялись на стахановцев, вдвое подняло нормы выработки. Качество продукции снизилось. Тем не менее в ходе первых пятилеток была создана мощная индустрия, позволившая выдержать будущую войну. Однако делалось это часто вопреки рекомендациям экономистов, спешка привела к перенапряжению сил. Уровень жизни по сравнению с эпохой нэпа упал. 16. Коллективиза́ ция — это процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств, в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг (1928-1933). (решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927). Цель коллективизации — насаждение социалистических производственных отношений в деревне, устранение мелкотоварного производства для разрешения хлебных затруднений и обеспечения страны необходимым количеством товарного зерна. Коллективизация породила массовый голод начала 30-х годов в деревнях. В то время, когда от голода вымирали целые деревни, за границу шли эшелоны с пшеницей в обмен на иностранную валюту для проведения индустриализации страны. Этот процесс предполагает, с одной стороны, создание крупных государственных предприятий, с другой — постепенное объединение единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства. Сельскохозяйственные государственные предприятия (совхозы) создавались на государственных землях, главным образом на базе национализированных помещичьих хозяйств. Совхозы служили для крестьян убедительным примером преимуществ социалистической организации производства. Однако удельный вес этих хозяйств в общем объёме сельскохозяйственного производства в переходный период был сравнительно невелик. Существование мелкотоварного производства создавало постоянную угрозу реставрации капитализма, поскольку оно служило почвой, рождавшей и питавшей буржуазию. Переход к крупному производству в сельском хозяйстве вызывался и коренными интересами самого крестьянства, т.к. давал возможность решить проблему повышения его жизненного уровня. Результаты «деятельности» Наркомзема СССР и долгосрочный эффект «левых загибов» первых месяцев коллективизации привели к кризису в сельском хозяйстве и значительно повлияли на ситуацию, повлекшую за собой голод 1932—1933 годов. Ситуация была значительно исправлена введением жесткого партийного контроля над сельским хозяйством и реорганизацией управленческого и обеспечивающего аппарата сельского хозяйства. Это позволило в начале 1935 года отменить карточки на хлеб, к октябрю того же года были ликвидированы карточки и на прочие продовольственные продукты. Переход к крупному общественному сельскохозяйственному производству означал революцию во всём укладе жизни крестьянства. В короткие сроки в деревне была в основном ликвидирована неграмотность, проведена работа по подготовке сельскохозяйственных кадров (агрономов, зоотехников, трактористов, шофёров и других специалистов).
17. На ру6еже 20-30-х годов руководством страны был принят курс на всемерное ускорение индустриального развития, на форсированное создание социалистической промышленности. Наиболее полное воплощение эта политика получила в пятилетних планах развития народного хозяйства. Формирование новой политической системы - процесс достаточно длительный, охватывающий, по крайней мере, два десятилетия. Многие ее черты проявились уже в самый момент возникновения, в 1917 г., однако окончательное завершение процесса относится к концу 30-х гг. Советский Союз возник как государство многонациональное и потому важно обратить внимание на процесс формирования национально-государственного устройства СССР. Однако нельзя не обратить внимание на противоречия между весьма демократической программой большевиков по национальному вопросу, основанной на праве наций на самоопределение, и реальным ее осуществлением. Уже в годы революции самостоятельность советских республик оказалась формальной. (Хотя нельзя не отметить, что национальная политика Советской власти явно выигрывала по сравнению с той, что проводили оппоненты большевиков). Поэтому естественным выглядело стремление части партийного руководства закрепить сложившуюся ситуацию. Именно таков был проект, предложенный И. В. Сталиным, о вхождении отдельных республик в состав РСФСР на правах автономных. Включение В.И. Ленина в работу по выработке принципов национально-государственного устройства привело к принятию весьма отличного варианта, который представлял из себя попытку совместить преимущества федеративной и конфедеративной моделей. Однако прочность такой формулы была весьма сомнительной, поэтому происшедшее впоследствии перерастание СССР в унитарное, жестко централизованное государство выглядит вполне закономерно. Централистская модель сформировалась и во внутреннем устройстве Советского государства. Во-первых, она проявилась в складывании однопартийности в политической системе. Во-вторых, постепенно стало фактом слияние государственного и партийного аппаратов. В-третьих, в связи с расширением функций власти развивалась все возрастающая потребность в значительном государственном аппарате, что стало одной из важнейших причин появления ведущей социальной опоры формирующегося режима - бюрократии (номенклатуры). Таким образом, в 30 - 40-х гг. завершилось формирование советской политической системы, жестко централизованной, недемократической, тоталитарной. Главные звенья событий: Мюнхенское соглашение и советско-германский пакт (пакт Риббентроп – Молотов) 23 августа 1939 г. Сам по себе этот договор не расходился с нормами международного права, но вместе с ним был подписан секретный дополнительный протокол, который определял «сферы интересов» СССР и Германии, а фактически это — тайный раздел части Европы. Согласно протоколу, СССР получал свободу рук в Латвии, Литве, Эстонии и Финляндии, а Сталина известили о готовящемся нападении на Польшу, сказав, что Германия остановится на границе рек Сан, Нарев и Висла, остальные земли отойдут к СССР. 1 сентября 1939 г. Гитлер напал на Польшу, и СССР также вошел в нее (добил ее) 17 сентября того же года с другой стороны. Согласно тому же протоколу в ноябре 1939 г. СССР напал на Финляндию, и Красная армия бездарно сражалась в этой войне; увидев это, Гитлер только тогда решил напасть на СССР.
18. В начале 1930-х гг. СССР не состоял членом Лиги и не имел никаких оснований доверять объективности Совета Лиги в случае того или иного конфликта между СССР и какой-либо другой страной. Исходя из этих соображений, уже в этот период Советский Союз выдвигает ряду европейских государств предложения заключения договоров о ненападении, с целью «укрепления дела мира и отношений между странами» в условиях «переживаемого ныне глубокого мирового кризиса». Советские предложения о заключении пакта о ненападении и мирном улаживании конфликтов принимаются и осуществляются в этом время далеко не всеми странами (среди стран, принявших это предложение были Германия, Франция, Финляндия, Турция, Прибалтийские государства, Румыния, Персия и Афганистан). Все эти договоры были идентичны и гарантировали взаимную неприкосновенность границ и территории обоих государств; обязательство не участвовать ни в каких договорах, соглашениях и конвенциях, явно враждебных другой стороне. 6 февраля 1933 г. советский проект конвенции был формально внесен в Бюро конференции. По постановлению генеральной комиссии конференции была образована под председательством греческого делегата известного юриста Политиса специальная подкомиссия, которая работала в мае 1933 г. Советский проект с некоторыми, сравнительно небольшими поправками, был принят этой подкомиссией 24 мая 1933 года. Впервые предложение о необходимости борьбы за коллективную безопасность было выдвинуто в постановлении ЦК ВКП (б) в декабре 1933 года. 29 декабря 1933 г. в речи на IV сессии ЦИК СССР нарком иностранных дел СССР М. Литвинов изложил новые направления советской внешней политики на ближайшие годы, суть которых заключалась в следующем: 19. Общее состояние СССР Интенсивная подготовка к большой войне в СССР развернулась практически с начала 30-х годов. Милитаризации подверглись не только тяжёлая промышленность, но и идеология, средства массовой информации и даже школьное образование. Благодаря форсированной индустриализации в 30-е годы, в ходе довоенных пятилеток, в СССР была создана мощная тяжёлая промышленность, создававшаяся с учётом возможности быстрого перевода на производство вооружений, что в дальнейшем, в конечном итоге, позволило СССР одержать победу в Великой Отечественной войне. Тем не менее, в 1941 году РККА показала свою неготовность к войне с Германией. В результате массовых репрессий в 1937—1938 годах командный состав РККА понёс потери. К моменту начала войны из 17 командующих войсками военных округов 7, а из 17 начальников штабов округов — 4 находились в должности менее полугода. Из 20 командующих армиями 13 находились в должности менее полугода, и только 2 — более года. Всего более 70 % командиров (от командира полка и выше) и 75 % политработников аналогичных рангов имели стаж менее 1 года[27][28][страница не указана 577 дней]. Основной причиной этого было резкое увеличение численности РККА, приведшее к серьёзному дефициту командиров. Непосредственным образом предпосылки войны проистекают из так называемой Версальско-Вашингтонской системы — расстановки сил, сложившейся после Первой мировой войны. Главные победители (Франция, Великобритания, США) оказались неспособны сделать новую систему мироустройства устойчивой — побеждённые были максимально унижены, два ключевых государства-противника (Австро-Венгрия и Турция) расчленены. Германия была лишена возможности полноценно участвовать в международных делах, ограничена в возможности создать полноценные вооруженные силы и обложена контрибуцией, но при этом не была разделена. В странах-победительницах наблюдался разброд, который объяснялся в том числе сложностью ситуации, в которой они оказались. Итальянский премьер-министр Витторио Орландо демонстративно покинул Версальскую конференцию. Конгресс США отказался рассматривать соглашение о создании Лиги Наций — нового международного органа, который должен был разрешать международные споры. При этом перед победителями встала сложная двоякая задача — ликвидировать угрозу со стороны Германии и новую опасность — распространение коммунизма из большевистской России.
20. Понятие коренной перелом в войне включает в себя такие стратегические и политические изменения в ходе военных действий, как: Сталинградская битва была одним из важнейших событий Второй Мировой войны. В результате этой битвы VI армия Вермахта и другие силы союзников Германии внутри и вокруг города были окружены и частью уничтожены, частью захвачены в плен. 24 Разрядка - Период в международных отношениях (70-е годы ХХ века), для которогохарактерно ослабление противоборства между сверхдержавами и нормализация отношений междуними, взаимные уступки и компромиссы. В этот период принимаются меры по ограничениюгонки вооружений и развития сотрудничества в различных сферах. Основными предпосылками разрядкибыли: во-первых, между США и СССР в конце 70-х годов был установленвоенно-стратегический паритет, во-вторых, в результате острых кризисов иопасных региональных конфликтов руководство обеих сверхдержав убедилось впагубности " балансирования" на грани войны. Разрядка 70-х годов заложилафундамент дальнейшего движения к ограничению арсеналов оружия массового уничтожения. Онапоказала возможность достижения договоренности по всем вопросам международной безопасности Разрядка принесла ощутимые сдвигив Европе. Начало им положил приход к власти в ФРГ в 1969 г. коалиционногоправительства социал-демократов и свободных демократов во главе с Вилли Брандтом.Предыдущие правительства ФРГ во внешней политике исходили из того, что европейскиеграницы является неокончательным и отказывались признавать ГДР как суверенное государство. Такаяполитика соответствовала конфронтационной схеме " холодной войны". По мереукрепление экономических позиций ФРГ она тормозила процесс распространения политическоговлияния ФРГ и лишала ее маневра на Востоке. Брандт предложил " новуювосточную политику ", составной частью которой было признание сложившихся реалийв Европе, и нормализация на этой основе отношений с СССР и странами ВосточнойЕвропы. В августе 1970 г. между ФРГ иСССР было заключено соглашение, которое основывалось на отказе западногерманской стороныот претензий на пересмотр европейских границ. 3 сентября 1971 между СССР, США, Англией и Францией было достигнуто соглашение относительно Западного Берлина, согласно которой город получал особый статус и не должно было принадлежать ФРГ. Соглашения также были заключены между ГДР иФРГ, ПНР и ФРГ, ЧССР и ФРГ. Все стороны отказывались от взаимныхтерриториальных претензий.
|