Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальный процесс формирования права и правотворчество (нормотворчество). Стадии правотворчества (нормотворчества).
В юриспруденции вопрос о формировании права, в результате которого в действующую правовую систему вводятся новые (изменяются или отменяются) правовые нормы традиционно разграничивается на две составляющие: социальный процесс формирования права (иначе правообразование) и правотворчество (иначе нормотворчество). Необходимость такого рода разграничения правообразования и правотворчества определяется существованием границы между стихийным и целенаправленным (официальным) движением правовых идей в направлении оформления моделей поведения в форме субъективных прав и юридических обязанностей. Само обособление социального процесса формирования права (правообразования), в первую очередь, связано с выделением различного рода объективных и субъективных факторов, сказывающихся на правовом развитии: 1) экономические факторы, т. е. материальные условия жизни общества, существование различных форм собственности, предпринимательство и т. п.; 2) политические факторы, выраженные в соотношении гражданского общества и государства, деятельности элит, политических партий, движений и общественных объединений, групп давления и т. п.; 3) социальные факторы как сложившиеся отношения общества и государства к личности, ее интересам и потребностям, охране и обеспечению прав и свобод и пр.; 4) историко-культурные факторы — связанные со сложившимися обычаями, традициями, менталитетом, ценностями, выработанными в пределах данной цивилизации и культуры; 5) геополитические факторы — выраженные в особенностях расположения государства, его взаимодействия с другими государствами и международными организациями, региональными объединениями; 6) государственно-организационные факторы — связанные с использованием достижений юридической теории и практики, учетом общественного мнения, существующей системой государственных органов, при разработке проектов нормативно-правовых актов. Правотворчество (точнее нормотворчество) предстает как одна из форм государственной деятельности, которая направлена на формирование правовых норм, их совершенствование, изменение или отмену. Определяющее значение в правотворчестве имеет выработка и утверждение новых правовых норм. Другие проявления правотворчества, а именно: отмена и изменение правовых норм, либо совершенствование их редакции, — выступают как вспомогательные направления правотворческой деятельности. Определяющая цель правотворчества состоит в совершенствовании действующего законодательства. Для достижения этой цели правотворчество основывается на таких принципах как законность, демократизм, научность, профессионализм. Использование принципов правотворчества в правотворческом процессе позволяет наиболее эффективным образом реализовать такие функции правотворчества: 1) первоначального регулирования; 2) обновления правового материала; 3) ликвидации пробелов в праве; 4) упорядочения нормативно-правового материала (систематизации). В Украине основным способом правотворчества является законотворчество и вытекающее из него подзаконное нормотворчество. Другие способы нормотворчества имеют дополнительное значение и пока слабо сказываются на процессах формирования права в Украине. Потому правотворчество в нашей правовой культуре в основном предстает как принятие, изменение или отмена нормативно-правовых актов. Система последовательных и взаимосвязанных правотворческих действий в процессе создания нормативно-правовых актов именуется стадиями правотворческого процесса. Принято разграничивать две основные стадии правотворческого процесса: стадию подготовки проекта нормативно-правового акта и стадию рассмотрениям принятия нормативно-правового акта. На стадии подготовки проекта: принимается решение о его подготовке, составляется концепция и определяются его важнейшие положения, готовится первоначальный текст, происходит предварительное обсуждение проекта. Наконец, происходит обработка и редактирование текста. На стадии рассмотрения и принятия нормативно-правового акта: вносится проект в официальном порядке, обсуждается проект, принимается нормативно-правовой акт, наконец, он официально провозглашается (публикуется). Процесс создания, изменения и отмены законов называют законодательным процессом. В национальной правовой системе он состоит из следующих стадий: 1)законодательная инициатива — внесение в законодательный орган предложения об издании, изменении или отмене закона; 2) разработка законопроекта. Она может быть поручена парламентским комитетам, министерствам, коллективам ученых-специалистов. Первая и вторая стадии законодательного процесса могут совпадать, и тогда на рассмотрение парламента вносится готовый законопроект; 3) обсуждение законопроекта. Принятый к рассмотрению законопроект поэтапно обсуждается парламентариями, в него вносятся поправки и дополнения (этот процесс называют первым и вторым чтением законопроекта); 4) принятие закона (обычно в результате третьего чтения). Принятие закона осуществляется голосованием. По общему правилу, закон должен получить одобрение простого большинства членов парламента (т.е. 50 % + 1 голос). Некоторые законы должны быть одобрены 2/3 голосов парламентариев (квалифицированное большинство); 5) подписание закона главой государства. На эту стадию отводится строго определенный срок (например, в Украине — 15 дней). Как правило, глава государства имеет право вернуть закон на повторное рассмотрение со своими мотивированными замечаниями (отлагательное вето); 6) обнародование закона. Эта стадия имеет важное значение. Неопубликованные и, таким образом, не доведенные до сведения людей законы не применяются; 7) вступление закона в силу. По общему правилу, закон вступает в силу в течение определенного срока (в Украине — через десять дней после публикации), если иное не указано самим законом. 47. Юридическая практика: понятие и виды. Роль судебной практики в правовой системе Украины. Юридическая практика — это профессиональная юридическая деятельность по изданию, толкованию и реализации правовых предписаний, осуществляемая с учетом накопленного социально-правового опыта. Объектом юридической практики выступают общественные отношения, иные формы поведения людей и их объединений, социальных общностей, иначе говоря — субъекты права. Субъектами юридической практики являются правотворческие и правоприменительные органы (законодательные органы, органы исполнительной власти, в т.ч. правоохранительные органы, их должностные лица, суды, адвокаты, органы нотариата и т.д.). Субъекты юридической практики непосредственно издают, толкуют и применяют юридические нормы. Участники юридической практики — это субъекты права, которые содействуют субъектам юридической практики в осуществлении правовых действий и операций, но сами при этом не издают и не применяют правовых норм. Например, в качестве участников следственной практики выступают понятые, свидетели, потерпевшие. Для правовой системы общества характерно одновременное функционирование разнообразных типов, видов и подвидов юридической практики: 1) в зависимости от содержания различают правотворческую, правоприменительную (правореализационную), интерпретационную практики. В процессе правотворческой практики формируются нормативно-правовые средства (нормы, принципы и т.п.) воздействия на общественные отношения и иные формы поведения людей. Правоприменительная практика представляет собой властную деятельность компетентных органов, направленную на вынесение индивидуально-конкретных предписаний, и выработку в ходе такой деятельности правового опыта. Суть интерпретационной практики сводится к формулированию правовых разъяснений и правоположений; 2) по субъектам юридическая практика разграничивается на законодательную, судебную, следственную, нотариальную и т.п. По этому же критерию возможна и более детальная классификация. Так, к судебной практике относится практика Конституционного Суда Украины и судов общей юрисдикции. Приняв за основание классификации объекты практики и категории разрешаемых юридических дел, можно говорить о судебной практике по гражданским, по уголовным делам; 3) в зависимости от функциональной роли различают регулятивную и охранительную юридическую практику. Например, деятельность органов регистрации актов гражданского состояния, органов нотариата в основном носит регулятивный характер. Деятельность прокуратуры и органов внутренних дел по преимуществу носит охранительный характер. Судебная же практика сочетает в себе регулятивный (признание в судебном порядке права собственности на недвижимое имущество, раздел имущества) и охранительный (вынесение приговора по уголовному делу) моменты. Каждый из типов, видов и подвидов юридической практики специфичен по своей природе, элементам содержания и формы, функциям и другим важным аспектам. Одна из задач юридической науки состоит в определении основных направлений совершенствования юридической практики. Традиционно основное внимание здесь привлекают вопросы совершенствования правотворческой и правоприменительной практики, по этим направлениям юридической практики ведется основной массив научных исследований. Между тем, для становления правового государства и гражданского общества имеет принципиальное значение практика реализации субъективных прав, которая требует своего теоретического обоснования и воплощения в правовой политике нашего государства.
49. Правовой статус коллективных субъектов: понятие и виды Субъекты права разделяются на индивидуальных субъектов (физических лиц) и коллективных субъектов (юридических лиц). Среди коллективных субъектов права выделяют: государство в целом, государственные органы, учреждения и предприятия; негосударственные организации (фирмы, банки, акционерные компании); общественные объединения (партии, союзы, ассоциации и пр.); административно-территориальные единицы (города, области, районы) избирательные округа; религиозные организации; социальные общности (народ, нация, население региона, трудовой коллектив). Большинство из перечисленных субъектов права (исключая государство в целом, социальные общности и некоторые другие) для участия в правоотношениях в сфере частного права приобретают качество юридического лица. Для признания коллективного субъекта юридическим лицом требуется регистрация в государственных органах. При этом необходимо обладать совокупностью организационных, имущественных и правовых признаков, среди которых: 1) организационное единство в виде управленческих и организационных связей и структур, необходимых для ведения коммерческой и некоммерческой деятельности, обозначенных в учредительных документах (общих положениях для некоторых некоммерческих организаций); 2) обособленное имущество, находящееся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении; 3) самостоятельная имущественная ответственность, предполагающая, что кредиторы могут обращаться с требованиями, вытекающими из обязательств юридического лица только к нему, а взыскания обращаются на его обособленное имущество; 4) выступление от своего имени в гражданское обороте, включающее возможность приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; 5) имеет, как правило, текущие и расчетные счета в банках. По характеру деятельности юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими, что получает отображение в их правовом статусе. Коммерческие организации преследуют цель извлечения прибыли. Они создаются в форме коммерческих банков, хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций является исчерпывающим. Некоммерческие организации не имеют цели извлечения прибыли в качестве основы своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных объединений, благотворительных фондов, а также иных формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это служит достижению цели, ради которой они были созданы. Правовой статус юридического лица получает свое отображение в наличии правосубъектности и специальной компетенции. Специальная компетенция коммерческой организации выражена в возможности осуществлять предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли. Среди некоммерческих организаций выделяется специальная компетенция государственных органов (парламента, правительства, министерств, судебных органов, прокуратуры, милиции и др.), которая закрепляется законами или подзаконными актами в виде совокупности властных полномочий (прав и обязанностей), юридической ответственности и функционального назначения (О. Ф. Скакун). Правовой статус коммерческих организаций рассчитан на их деятельность в сфере частного права, в то время как правовой статус некоммерческих субъектов, и прежде всего таких как государственные органы, связан со сферой публичного права. Следует подчеркнуть, что в отличие от индивидуальных субъектов (физических лиц), правовой статус коллективных субъектов ограничен теми целями и задачами, ради которых создан этот коллективный субъект. Спецификой правового статуса обладают некоммерческие негосударственные организации (юридические лица), особенности которых связаны с общей направленностью деятельности этих организаций (общественные организации, религиозные объединения, благотворительные фонды и пр.).
50. Аномалии в правовой жизни: правовой нигилизм, правовой идеализм и правовой догматизм. В качестве аномалий существующих в правовой сфере и составляющих негативный пласт правовой культуры выступают правовой нигилизм и правовой идеализм. Правовой нигилизм предстает как отрицание или непризнание правовых ценностей, отказ праву в его регулятивных возможностях, противопоставление праву других социальных регуляторов (религии, политики, морали и т. д.). Проводится разграничение теоретического (идеологического) правового нигилизма, т. е. его концептуального обоснования, и практического правового нигилизма. На личностном уровне правовой нигилизм проявляется как состояние представлений, чувств, настроений: и как образ действия, линия поведения. Среди форм правового нигилизма: прямое нарушение законов и других нормативно-правовых актов; неисполнение юридических обязанностей; подмена законности целесообразностью; отрицательное отношение к деятельности суда и правоохранительных органов; нарушение прав человека и др. Разновидностью правового нигилизма считается правовой дилетантизм как незнание или пренебрежительное отношение к правовым ценностям. Среди причин правового нигилизма в Украине называют: исторические, связанные с особенностями государственной власти и правовыми нормативами; отсутствие демократических правовых традиций; распространение неправовых форм решения конфликтов; несовершенство суда и правоохранительной системы; издержки законодательной и правоохранительной деятельности. Наряду с правовым нигилизмом в качестве другой правовой аномалии выступает правовой идеализм (правовой романтизм), который связан с преувеличением значения и возможностей правового регулирования. Крайностью правового идеализма является правовой фетишизм как гипертрофированное представление о роли правовых средств, возможностей закона, деятельности суда и правоохранительных органов. На соединении таких аномалий в правовой сфере как правовой нигилизм и правовой идеализм существует специфическое образование, именуемое правовой демагогией. Среди форм проявления правовой демагогии необоснованные требования принять закон или предложения его отменить; противопоставление нормативно-правовых актов; неконструктивная критика конституции и законов; акцент на правах человека при игнорировании других правовых ценностей; принятие декларативных нормативно-правовых актов и неосуществимых государственных решений.
|