Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансовая система Великобритании.
Финансовая система Великобритании включает в себя 3 звена: 1.бюджетная система; 2.внебюджетные специальные фонды; 3. финансы государственных предприятий. Ведущим звеном финансовой системы является бюджетная система, состоящая из двух уровней, включает в себя государственный бюджет и бюджеты местных органов власти. Особое значениеотводится государственному бюджету, через который распределяется около 40% национального дохода страны. Бюджет Великобритании формируется на основе среднесрочных программ экономического развития страны (на 3 года) и совокупности отдельных ведомственных программ, которые разрабатываются на год. Государственный бюджет страны состоит из двух частей: консолидированного фонда, который включает текущие поступления средств и их расходование; национального фонда займов, куда входят доходы и расходы государства, связанные с движением капитала. Основная часть расходов финансируется из консолидированного фонда (98%), который формируется преимущественно налоговыми поступлениями (95%). К неналоговым поступлениям относят доходы от продажи государственной собственности, административные взыскания и др. В утверждаемые расходы входят военные ассигнования, расходы на промышленность, сельское хозяйство, содержание аппарата управления, социальные нужды, субсидии местным органам власти, помощь развивающимся странам. Из фонда постоянных расходов выплачиваются проценты по государственному долгу, финансируются расходы по «цивильному листу» (содержание королевы и ее двора) и т.д. Доходная часть национального фонда займов формируется за счет неналоговых доходов, в том числе процентов, поступающих от государственных предприятий и местных органов власти за предоставленные им казначейством долгосрочные кредиты; прибыли эмиссионного департамента банка Англии и др. Расходы национального фонда займов включают проценты по государственному долгу и управлению им, долгосрочные кредиты на капитальные вложения государственным предприятиям и местным органам власти. В Великобритании действует в основном двухзвенная система управления местными органами власти (графства и округа). В стране 56 графств и 482 округа. В связи с перестройкой местного управления значительно сократилось число местных бюджетов, но увеличился их объем, расширились социальные функции, а также возросло их значение при проведении региональной политики, особенно в районах развития, усилился контроль центрального правительства за расходованием средств местными органами власти. Все большее распространение в Великобритании получают округа специального назначения. В рамках процесса децентрализации правительство Великобритании передает право на предоставление некоторых публичных функций неправительственным организациям (квазиавтономные или экстраправительственные), которые управляют почти одной третью всех расходов местных органов власти. В Великобритании насчитывается несколько десятков крупных внебюджетных специальных фондов: фонд национального страхования, пенсионные фонды государственных предприятий, уравнительный валютный фонд, фонд департамента гарантии экспортных кредитов, фонд национальной корпорации по развитию научных исследований, фонд главного казначея. Из специальных фондов финансируется около 1\3 государственных расходов. Важнейшее значение имеет фонд национального страхования. Он создается за счет взносов работников, предпринимателей и государственных дотаций. Основные средства фонда расходуются на пенсии по старости. Значительными расходными статьями фонда являются пособия по болезни и безработице. В Великобритании действуют научно-исследовательские фонды, используемые для поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также для содержания государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований. Фонд национальной корпорации по развитию исследований имеет самостоятельный баланс (формируется за счет доходов от продажи лицензий на право использования изобретений) и не зависит от государственного бюджета. Государство предоставляет фонду бессрочные авансы и ежегодные субсидии. Фонд финансирует капитальные вложения частных предприятий, занимающихся научной разработкой проблем и внедрением результатов этой разработки в производство. Государственные предприятия Великобритании делятся на 3 вида: государственные корпорации, смешанные предприятия и ведомственные. Государственные корпорации в большинстве своём функционируют в национализированных отраслях промышленности. Они находятся в ведении центрального правительства, поэтому их финансовые отношения осуществляются с государственным бюджетом. С местными бюджетами они связаны только по линии уплаты местных налогов. Деятельность государственных предприятий Великобритании отвечает стратегическим интересам государства и не всегда основывается на рыночных механизмах, вследствие чего они, как правило, убыточны. Наряду с государственными корпорациями существует большое число предприятий общественного пользования, некогда созданных на местном уровне в сфере коммунального обслуживания. Таким образом, государство стремится к тому, чтобы за счет ограничения цен не дать возможности частным монополиям наживаться при отсутствии конкуренции. Бюджетный год, в Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Местные органы власти в трёх частях Великобритании: Англии, Уэльсе и Шотландии – имеют различную структуру. В Англии двухступенчатая система местных органов власти, включающие графства и округа сельской местности и городах. В 1992г. в Уэльсе и Шотландии была введена одноступенчатая система местных органов управления.
|