Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности прикладного исследования: зарубежный опыт






Не только в отечественной, но и в зарубежной литературе не сложилось общего понимания сущности, задач и функций прикладных исследований. В зарубежной литературе существует несколько подходов к определению того, что является прикладной социальной наукой (ПСН):

1. ПСН — это наука, использующая принципы «чистой» или базисной дисциплины для решения практических проблем.

2. Существует только один тип ПСН.

3. Специалисты ПСН не могут специфицировать цели для своих клиентов.

Необходимость усиления прикладной ориентации в американской социоло­гии выразил еще А. Смолл в 1895 г. Со временем споры о научном предназна­чении прикладной социологии — давать новое знание или заниматься исклю­чительно его приложением к практике, — сопровождали всю историю развития этой дисциплины. Первый президент Американской социологической ассо­циации (АСА) Л. Уорд, описывая социологию в конце XIX в., делил ее на три части: динамическую социологию, чистую социологию и прикладную социо­логию. В1937 г. А. Радклифф-Браун выдвинул тезис о том, что прикладные со­циальные науки есть ни что иное, как применение теоретических принципов «чистой» науки к решению практических проблем. Подобное довольно упро­щенное представление проникло в академические словари и справочники. В 1942 г. Д. Форд и Р. Ньюман использовали данную формулировку по отноше­нию к прикладной антропологии62. С тех пор она вошла в официальные слова­ри по социальным наукам. Из этого определения следует чрезвычайно важный методологический вывод: базисные исследования являются «родительскими», а прикладные — «дочерними». Подобное утверждение многие специалисты склонны считать скорее метафорой, нежели точным понятием, отражающим фактическое положение дел. Оба типа исследований взаимно обогащают друг друга. Крайний вариант этой версии предложили в 50-х гг. У. Гуд и П. Хатт: со­циальная наука лучше всего достигает практических целей в том случае, когда она не стремится ни к чему иному, как только к решению чисто научных задач63.

Большую роль в развитии одновременно прикладной и эмпирической социологии сыграл П. Лазарсфельд — он перестроил обе ветви социологии на базе математики и психологии, придав им четко выраженный квантита­тивный (количественный) характер. Начав свою научную деятельность в Германии с небольшой частной фирмы «Экономико-психологический ис­следовательский институт», молодой Лазарсфельд вынужден был совмещать фундаментальные исследования с коммерческими опросами, обеспечивая себе и своим друзьям-ученым средства существования. После переезда П. Лазарсфельда в США необыкновенное совместительство не только про­должалось, но приобрело еще более четкие и законченные черты. Важное зна­чение имела его дружба с Р. Мертоном, которая укрепила авторитет приклад­ной социологии. Во многом благодаря этим выдающимся ученым после Вто-

62 Applied sociology: oportunities and problems / Ed. by A.W. Gouldner and S.M. Miller. N.Y.: Free Press, 1965. P. 6.

63 Parsons T. Essays in Sociological Theory Pure and Applied. N.Y.: Free Press, 1949.

рой мировой войны исследовательские институты и отделения возникают не только при американских, но и в европейских университетах.

Таким образом, исторические факты доказывают, что институциональные формы и образцы прикладной социологии — это не «типично американский» экспорт в Европу, где до сих пор была сильной теоретическая традиция, а в зна­чительной степени «европейский экспорт» в США64. Вообще, влияние на ста­новление социологии США такого социокультурного фактора, как немецкоязыч­ная эмиграция, пока еще мало изучен, хотя известно, что после 1933 г. Германию и Австрию покинули не менее 2, 5 тыс. ученых (490 из них были социологами и политологами). Конечным пунктом для большинства из них стали США.

Т. Парсонс65 выделил скорее существенное, а не методическое, различие между прикладными и базисными исследованиями — несходство концепту­ального аппарата. В отличие от «чистой» социологии, которая призвана объяснять устойчивость и стабильность общества, прикладная социология разрабатывает понятия, ориентированные на изменение социальной реаль­ности. Разумеется, что в подобном «исполнении» последняя уже не могла считаться простым продолжением «чистой» науки. Одним из доказательств может служить то обстоятельство, что, например, успешные психоаналити­ческие исследования развивались не в результате переноса устоявшихся принципов и моделей академической психологии в сферу клинической прак­тики, а благодаря концептуальным и теоретическим инновациям66.

Многие сферы фундаментальной на­уки продвинулись именно благодаря «им­порту» технических процедур и методов, впервые появившихся в прикладных дис­циплинах. Так обстоит дело с экспери­ментальными работами по созданию пси­хологических тестов, а также со вторич­ным анализом, приемами шкалирования Стауффера и социометрической техн и кой Морено. Именно прикладные исследова­ния в промышленности, средствах массо­вой информации и предвыборных компа­ниях стимулировали социологов и психо­логов к изучению проблемы установок (аттитюдов). Тонкие методы выборочных обследований отрабатывались вначале специалистами по коммерческим опросам. Специалисты по прикладным иссле­дованиям сыграли значительную роль в развитии методики сбора данных, искус­ства составления программы и процедуры выборочных опросов, конструирова­нии интервью.

По мере повышения уровня прикладных исследований, становилось все труд­нее провести четкую грань между ними и академическими разработками. При-

64 Neurath P. In memoriam Paul F. Lazarsfeld and the institutionalization of empirical social research //Realizing social science knowledge / Ed. by Horzner B. e.a., Wien: Wurzburg, 1983. P. 24.

65 Parsons T. Essays in Sociological Theory Pure and Applied. N.Y.: Free Press, 1949.

66 Applied Sociology: Opportunities and Problems/ Ed. by A.W. Gouldnere.a. and S.M. Miller. N.Y.: Free & Press, 1965. P. 9.

67 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R..Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 309.

кладное изучение, проведенное на высоком научном уровне, а особенно на реп­резентативной и крупномасштабной выборке (это обстоятельство особенно ценно), может со временем считаться базисным. И наоборот — некоторые ба­зисные исследования нередко переходят в разряд прикладных. Так, например, лонгитюдное исследование Income Dynamics Study (1974 г.) задумывалось как прикладное и финансировалось Службой экономической помощи. Но позже им заинтересовалось чисто академическое учреждение — национальный научный фонд (ННФ). В итоге оно приобрело статус прикладного и базисного исследова­ния одновременно. А известный проект «1947 NORC» начинался как приклад­ной, финансировался федеральными властями и был посвящен изучению пре­стижа ученых. Однако выясняя престиж ученых по сравнению с другими груп­пами занятых, ученые постепенно вышли на изучение социальной структуры в целом и получили результаты, ценные с точки зрения базисной социологии68. Многие базисные работы по статистическим методам также пришли из приклад­ной сферы. Это относится и к экспериментальным работам по конструирова­нию психологических тестов, контролю качества в промышленности, вариатив­ному, регрессионному и факторному анализу, шкалированию и др.

Лаборатория прикладных исследований компании «Дженерал моторе». В

штате лаборатории в 1980-е гг. числилось 1500 человек, из них 500 — профессиональные ученые и инженеры, половина из которых имели докторскую степень, 1/4 — инженеры, 5% — социальные ученые, т.е. 27 человек. В лаборатории, призванной генерировать новые технические идеи, анализировать коммерческую деятельность корпорации, запро­сы потребителей и решать социальные проблемы, числилось четыре социолога со степенью доктора философии. Кроме них здесь трудились биологи, инженеры-механики и теоретики-математики, занимавшие­ся проектированием автомобилей. Исследователь, автор нового проекта, прежде должен убедить администрацию в его преимуществах и лишь по­том рассчитывать на финансирование. Вся деятельность лаборатории экспертировалась и оценивалась особым научным комитетом, включав­ших видных ученых из академической сферы по профилю лаборатории. Заработок ее сотрудников равнялся заработку академических специа­листов, но включал дополнительные премии. Никто из них не был за­числен на штатные должности, все нанимались по контракту. Лаборатория представляла собой огромный кампус, расположенный в се­верной части Детройта и подразделялась на 20 департаментов, возглавляе­мых техническим директором. Все департаменты являлись междисципли­нарными. В один из них, к примеру, входили экономисты-прикладники, исследователи операций, психологи и социологи, группа программистов и инженеров-химиков. Психологи занимались тестированием, проведением полевых опросов, компьютерным моделированием. Одной из задач, стояв­ших перед этим департаментом, являлось изучение уровня шума новых мо­делей автомобиля в сравнении с уровнем шума в окружающей среде. К дру­гим задачам относилось исследование дорожно-транспортного травматиз­ма, установок потребителей и деятельности сервисных служб. В качестве потребителей и одновременно заказчиков работы департамента выступали различные подразделения «Дженерал Моторс».

Л. Девиз, проработавший много лет прикладным социологом в «Дженерал моторе», указал требования, которые промышленная компания обычно

Rossi P.H. The Presidential Adress: Challenge and Opportunities of Applied Social Research // Amer. Sociol. Rev., 1980. Vol. 45. No. 6. P. 892.

предъявляет таким специалистам. Первая группа требований касается ис­следовательских навыков: ориентация на проблему, а не на дисциплину, т.е. поиск проблемы, актуальной для заказчика, а не для профессиональных интересов социолога; ориентация на прагматизм, а не идеологию; забота о выборе подходящего инструментария для решения конкретной проблемы, а не поиск проблемы под имеющийся инструментарий. Вторая группа тре­бований касается способностей общаться и налаживать отношения: социо­лог должен в совершенстве владеть искусством коммуникации, т.е. уметь устно и письменно в ясной и доступной форме выражать свои мысли; быть способным работать в команде; уметь прислушиваться к мнению других, особенно заказчика, точно и ясно понимать сказанное им. Л. Девиз пишет, что уже через год работы в компании толковый прикладник умеет за 5 ми­нут убедить менеджера в важности изучаемой проблемы и полученных ре­зультатов. Не менее важное качество — умение вести исследовательский проект от начала до конца в одиночку, при этом долгое время не получая от администрации никакой оценки своей деятельности. С этим связана спо­собность держать удар, т.е. переносить почти полное неприятие проекта со стороны руководства, особенно в начале. Исследовательская работа в про­мышленности, по мнению Л. Девиза, имеет множество преимуществ, по­этому в лабораторию пришли трудиться те, кто ради этого покинул универ­ситетскую кафедру, частную консультативную фирму, правительство и т.д.69

По мнению А. Чернса, прикладную социологию нельзя рассматривать только как применение научных открытий, сделанных в фундаментальном исследовании, к практическим ситуациям. А. Чернс считает, что надо раз­личать два понятия: «прикладная социология» и «приложение социологии». Приложение социологии —процесс ее популяризации, распространения и практического использования социологических идей в обществе. Происхо­дит оно четырьмя способами. Первый называется диффузией через общие каналы — проникновение социологических идей и открытий в обществен­ное мнение через прессу, радио и телевидение. Второй способ — диффузия через специальные каналы — предполагает преподавание социологии в уни­верситетах, школах бизнеса и т.п. Третий — диффузия через практику — по­казывает прикладных социологов, социальных инженеров и социологов-консультантов в практической работе в промышленности и бизнесе. Четвер­тый способ назван запланированным распространением. Он мало чем отличается от третьего способа, но подразумевает пропаганду социологичес­ких идей через специальные публикации и научные отчеты.

Действительно, если прикладную науку считать простым приложением чистой науки, то выходит, что она не нуждается в особом теоретическом анализе или специфическом круге проблем, отличных от проблем базисных дисциплин. Потребуются всего лишь нехитрые приемы перевода теоретичес­ких принципов в прикладные проблемы.

Но это не так. Прикладная социология — это совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориен­тированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. В США ее называют «проблемно ориентированной», «ориентирован­ной на клиента», «прикладной социальной наукой» в отличие от академичес-

69 Applied sociology", roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E. Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 165-169.

кой социологам как фундаментальной, базисной, чистой, «ориентированной на дисциплину»70. Речь идет о социологической работе, сделанной для кого-то. Обычно это клиент или заказчик: государственное учреждение, правительствен­ная организация, частная фирма, федеральные органы власти и т.д.

Прикладные исследования существуют в любой научной дисциплине — физике, психологии, экономике, социологии и др. Наряду с термином «при­кладная социология» в нашей и зарубежной литературе можно встретить также прикладную социальную психологию, прикладную экономику и т.д. В США кроме того широко употребляется термины «прикладные социальные науки» и «прикладные социальные исследования» (ПСИ), которыми обозна­чают любой вид прикладного исследования в экономике, социологии и дру­гих социальных науках. В структуре научного знания выделились целые от­расли и направления (иногда именуемые дисциплинами), которые можно отнести не к фундаментальному, а преимущественно к прикладному зна­нию _ социальная инженерия, деловые игры, клиринг, управленческое кон­сультирование, социальная работа и многие другие.

Считают, что прикладная наука способна развиваться за счет собственных инноваций. Однако подобное происходит скорее как исключение, нежели как правило. Прикладники заимствуют понятия и принципы фундаментальной науки, но позже реинтерпретируют их либо придают им иную направленность. Примером служит понятие «первичная группа», сложившееся поначалу в об­щей антропологии, а затем перенесенное в индустриальную социологию и превратившееся там в понятие «неформальная группа». Причем известно, как это произошло. В гарвардской группе, проводившей Хоторнские эксперимен­ты под руководством Э. Мэйо, находился антрополог. После того как было проведено 20 тыс. интервью и обнаружилось сильное давление малой группы на индивидуальную выработку каждого рабочего, само собой, по аналогии с понятием «первичная группа», появилось название «неформальная группа». Поводом послужило наличие жесткой структуры межличностных отношений в экспериментальной группе, непосредственных контактов между рабочими, наличие неформального сговора относительно нормы выработки.

Вообще термин «прикладная социология» используется за рубежом в не­скольких значениях. В одном случае он выступает синонимом эмпиричес­кой социологии, т.е. определяет полевое исследование. Но более правильным является понимание ее как проблемно-ориентированного исследования в противоположность ориентированной на теорию базисной или фундамен­тальной социологии. В фундаментальной работе движущий мотив научного поиска — уточнение, совершенствование или создание новых понятий и концепций, открытие новых фактов, которые только во вторую очередь по­могают решению конкретной социальной проблемы71.

В Оксфордском словаре социологии (1998) вообще нет статьи под названием «прикладная социология». Вместо нее стоит ссылка на статью policy research, где говорится о том, что подобного рода исследования проводятся неуниверситетс­кими научными группами и представляют собой приложение открытий (теорий, методов, данных), сделанных в области социальных наук, для решения проблем,

70 DeMartini J.R. Constraints to the development of curricula in applaid sociology // The American Sociologist, 1980. Vol. 15 (august). P. 138.

71 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings/ Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983.

поставленных клиентом72. Они-то и называются «applied sociology». Они могут быть крупномасштабными и частными, описательными, аналитическими и каузаль­ными. Они используются в теории игр, для оценки новых или уже существую­щих общественных программ, распространения передового опыта и проведения широких социальных экспериментов. Такие исследования редко называются со­циологическими, даже если основной вклад в них внесли социологи, используя характерные для этой науки методы и методологию. Как правило, это междис­циплинарные мероприятия, опирающиеся на достижения всего круга социальны* наук, в том числе экономики, психологии, антропологии. Представителям при­кладной социологии присущ широкий взгляд на вещи, отсутствие собственного профессионального жаргона, узкоспециализированных понятий и теорий. Типич­ная область применения подобных иссле­дований, названных Гордоном Маршал­лом мультидисциплинарным гибридом -трудовые отношения, социальная полити­ка и консалтинг.

Социология семьи, этнических отно­шений (этнография), криминалистике считаются прикладными областями, хотя рассматриваемые здесь вопросы вхо­дят в число основных проблем социологии, т.е. составляют ее ядро. Несомнен­но, в этих областях имеется фундаментальное знание, хотя в целом данные от­расли и дисциплины относятся к прикладной социологии. В то же время тер­мином прикладного знания награждаются и такие области, как сельское хозяйство или медицина, где нет фундаментального знания. Г. Маукш считает, что отнесение той или иной области знания к ядру или периферии, фундамен­тальной или прикладной социологии является скорее данью установившейся традиции и субъективных предпочтений, нежели следствием логических рас­суждений и методологических обоснований73.

Некоторые специалисты полагают, что в прикладной социологии исполь­зуются те же самые методы, что и в фундаментальной. Любой фрагмент пос­ледней может считаться прикладным, если понятия, категории или техника исследования прикладываются к решению реальных проблем. Маркетинговые исследования могут рассматриваться в качестве прикладной социологии, хотя те, кто их проводит, часто к социологам себя не относят. Прикладная социо­логия, в соответствии с этим мнением, начинается там, где понятия и мето­дика исследования превращаются в повседневное рутинное занятие. Академи­ческие социологи — это открывающие нечто новое в методике и в теории, а прикладники — те, кто тиражирует открытие, превращая его в массовую тех­нологию. Значит, прикладником может быть назван даже академический уче­ный, если он не открывает новое, а использует известное.

Но это не всегда так, если учитывать ту тщательность и те сроки, которые уходят на подготовку программы исследования у академического и приклад­ного социолога. У академического социолога, работающего в университете, на составление программы исследования обычно уходит 6 месяцев, 3 месяца -на полевое обследование, многие недели или месяцы на сбор данных, месяцы

72 Oxford Dictionary of Sociology/ Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press: 1998. P. 500-501

73 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E. Freeman, Dynes R.R.Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 314.

на компьютерную обработку материала и еще больше — на написание науч­ного отчета. В бизнесе подобная роскошь невозможна. Там постоянно возни­кают новые проблемы которые надо решать в краткие сроки. К примеру, не­обходимо срочно испытать рыночные возможности новой модели или партии продукции. В таких случаях на подготовительные работы дается неделя, еще неделя — на проведение исследования и написание отчета. К ним добавляют­ся три недели, если надо подготовить отчет по результатам опроса потребите­лей, построенного по общенациональной выборке в 1500 человек74.

Бизнес часто нуждается в информации так скоро, как только можно. Любая отсрочка по вине исследователей может привести к потере новизны информа­ции для клиента. Даже если социологу дано достаточно много времени, напри­мер два месяца на составление плана, проведение и анализ исследовательского проекта, крайний срок, к которому он должен подготовить хотя бы промежу­точный отчет, остается тем же самым. Когда бизнес-клиент покупает способ­ности и рабочее время социолога, то научный отчет превращается в «патенто­ванное средство», собственность корпорации и не может публиковаться социо­логом. Адобытые знания остаются собственностью клиента.

Иногда клиенты платят почасовую ставку за каждую часть выполненного проекта в пределах установленной для всего исследования стоимости. В дру­гих случаях оценивается общая стоимость исследования и труд оплачивается независимо от затраченного времени. Во всех ситуациях прикладник обязан вести тщательную запись текущих расходов и контролировать их стоимость на каждой стадии исследования, учитывая не только накладные расходы, но и возможную прибыль, которую сможет получить компания, если социолог со­кратит свои расходы. Однако в вузе социологов не обучали подобным рабо­там, часто они теряются, сталкиваясь с такими проблемами и жалуются, что стоимостный прессинг и давление временного фактора снижают качество их работы. Бизнес остается нечувствительным к проблемам прикладника, требуя подчинения жестким правилам. Бизнесменов интересует лишь то, может ли человек создать полезные и находящие сбыт рекомендации, а не то, является ли он социологом, доктором философии или известным публицистом75. На­учные степени и звания имеют в бизнесе второстепенное значение.

Считается, что фундаментальная социология призвана воспроизводить свою профессию, а прикладная — решать проблемы, стоящие перед обще­ством. Прикладную социологию понимают еще и как способ увязывания принципов и методов общей социологии с конкретными ситуациями. Р. Энжелл определил ее так: когда социология не является целью для самой себя, но превращается в средство достижения других целей, говорят о при­кладной социологии76. Под прикладной социологией Р. Дайнес понимает профессиональную карьеру специалистов, подготовленных социологически­ми факультетами вузов и занятых вне академической сферы77.

Прикладники гораздо более «всеядны», нежели академические социологи. Они не брезгуют применять методы, казалось бы, далекие от социологии: си­стемный и стоимостный анализ, психологические тесты или социометрию. В

74 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E. Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 194.

75 Ibid. P. 195.

76 Ibid. P. 451.

77 Ibid. P. 300.

сфере промышленности, например, прикладник изучает, каковы цели орга­низации, при помощи каких критериев можно измерить или оценить то, на­сколько они выполняются, каким образом подобные критерии соотносятся с данными, собранными в выборочном обследовании, какие практические меро­приятия необходимы для совершенствования и улучшения дел в организации.

Предположим, что агентство по жилищному строительству поставило перед социологами задачу спланировать соседскую общину таким образом, чтобы в ней мирно уживались выходцы из разных этнических групп. Так или иначе, но подобная задача не является по своему характеру социологичес­кой. Социолог должен переформулировать ее следующим образом: как рас­положить семьи с различным происхождением в домах, чтобы довести до максимума возможности интеграции общины. Это свидетельствует о том, что хотя прикладной социолог ориентирован на конкретный закон, он мыслит совсем в иных категориях, нежели администратор.

Прикладной социолог все равно остается социологом и видит конкрет­ную проблему так, как его учили в университете или колледже. Допустим, его пригласили изучить социальный конфликт на предприятии. Работники предприятия видят конфликт в терминах личностных черт и взаимодействия. Социолог же рассматривает его не в личностных терминах, а как взаимо­действие ролей, которые, в свою очередь, определяются кругом выполняе­мых обязанностей. Начальник производства считает работника отдела тех­нического контроля сварливым и привередливым человеком. Но социологу ясно, что контролер часто не пропускает продукцию потому, что она брако­ванная. Начальник производства плохо выполняет свои обязанности, не может наладить организацию труда, но уверен, что в срыве плана виноват именно контролер, с пристрастием относящийся к своим функциям.

Специалисты называют и другие критерии демаркации двух типов зна­ния. Например, если исследование предназначено для проверки теоретичес­ких идей, то оно квалифицируется как базисное, но когда эмпирическое исследование проводится для проверки практических положений социаль­ной программы, разработанной по заказу клиента, его называют прикладным. Подобную точку зрения высказал в 1962 г. Г. Зеттерберг78. Различаются они и по своему стилю. Базовые исследования ценятся за элегантность и простоту теории, а публикуемые результаты — за методологическую изощренность и абстрактность. В прикладных исследованиях главное внимание уделяется другому — не эмпирическим находкам, а решению «головоломок» клиента.

Прикладники менее академических социологов щепетильны в отношении описания методологии и методики своего исследования. Обычно методоло­гия в прикладном исследовании либо добавляется в конце («ад-хок»), либо выкристаллизовывается в самом процессе, и очень редко она формируется вначале как развернутое и завершенное целое. Она приобретает более или менее структурированный вид по мере приближения исследования к концу. Наиболее используемые методы в прикладной сфере — полевое интервью и наблюдение. Прикладник выходит в «поле», не имея заранее структуриро­ванного инструментария. Он начинает с описания сущности объекта иссле­дования и заканчивает написанием отчета клиенту.

Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 37.

В официальной публикации Американской социологической ассоциации «Прикладная социология: роли и деятельность социологов в различных струк­турах»79, подготовленной большим коллективом ученых и практиков, при­ведена принципиальная схема взаимодействия прикладных и базисных (фун­даментальных) исследований (рис. 11).

На рис. 11 показаны действительные взаимоотношения между заказчи­ками социальных программ, академическими учеными, линейными иссле­дователями и консультантами. У каждого из них специфическая роль.

Заказчики программ (programmer) — это высокопоставленные чиновники, они отвечают за ошибки, учитывают и налаживают связь между целями и ре­альными финансами. Для того чтобы принимать решения, им нужна помощь экспертов. Поэтому они нанимают (временно или постоянно) линейных ис­следователей, профессиональных консультантов и организаторов внедрения программы.

Профессиональный консультант, обладающий подготовкой в области соци­альных наук, интерпретирует знания фундаментальной науки и использует теорию для принятия решений в области социальной политики. Прекрасно владея теоретическим знанием, он способен быстро и четко провести концеп­туальное обоснование программы. В его памяти содержатся сведения о резуль­татах аналогичных программ в прошлом. Консультант взвешивает все альтер­нативы и оценивает возможные последствия.

79 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 44.

Линейный (on-line) исследователь отвечает за методологию и методику реализации программы. Его роль та же, что и у прикладного социального ученого. Он переводит цели программы на язык переменных, а затем соби­рает о них эмпирическую информацию.

Академический ученый определяет теоретические рамки базисного иссле­дования, из которого консультант черпает практические знания для заказ­чика. В его задачу также входит консультирование линейных (прикладных) исследователей и контроль за правильностью реализации теоретического за­мысла программы. В конечном итоге он интегрирует теорию и исследова­ние и выходит на непосредственные рекомендации в области социальной политики.

Доказательством невозможности сведения одного вида дисциплин к дру­гим служит развитие психоанализа. Он зародился исключительно как при­кладная теория, хотя со временем его понятия вошли в общую психологию и стали фундаментальным знанием. 3. Фрейд неоднократно подчеркивал, что фундаментальные понятия психоанализа, ставшие ныне составной частью фундаментальной психологической теории, пришли не из общей психоло­гии, а сформировались непосредственно в практической работе врача-пси­холога. Психоанализ в процессе становления создает собственные теорети­ческие модели фундаментальной психологии, а не заимствует их из акаде­мической науки80. Таким образом, можно считать, что ПСН развиваются за счет собственных концептуальных и теоретических инноваций.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Становление и особенности состояния современной социальной науки не­возможно понять без глубокого анализа экономических и социокультурных факторов. В качестве общего предположения можно считать, что влияние этих факторов на развитие прикладных социологических исследований было, с одной стороны, более значительным, чем на фундаментальные, а с другой — более весомым, чем воздействие внутринаучных, т.е. методологических кри­териев.

Анализ прикладного исследования показывает, что этот вид научной де­ятельности отличается специфической структурой, методами практическо­го воздействия и социальным статусом. Постепенно прикладные исследова­ния институализировались в самостоятельную область социологии. В насто­ящее время вопрос ставится о выявлении их места и роли в системе научного знания, классификации типов исследований, проявлении своеобразия каж­дого их взаимоотношения. Сделать это можно с помощью схематического приема, известного как «логический квадрат», который выражает отношения истинности и ложности между обще- и частиоутвердительными, а также обще- и частноотрицательными суждениями в традиционной логике. Виды суждений можно заменить видами исследований. Введены следующие

80 Applied sociology: oportunities and problems / Ed. by A.W. Gouldner and S.M. Miller. N.Y.: Free Press, 1965. P. 9.

обозначения: Ф — фундаментальное исследование, Т — теоретическое, Э — эмпирическое, П — прикладное.

А б

Рис. 12. Различные типы исследований: а) «Логический квадрат»; 6) «Логический треугольник»

Рис. 12 дает приблизительное изображение встречающихся на практике отношений между различными типами исследований: Т и Ф представляют общий, а Э и П — частный тип исследований. При этом Ф включает в себя все другие типы, т.е. справедливо Ф о Э, Т, П. Между Ф и П, между Т и Э существуют отношения противоречия. Это значит, что эмпирическое иссле­дование — это не-теоретическое, а прикладное — не-фундаментальное. Ф=> ТиП=> Э — контрарные (противоположные) типы, между ними воз­можно третье, промежуточное звено: хотя они отрицают друг друга, но не­сут в себе нечто положительное, что и объединяет их. Так, чисто теоретичес­кое исследование, например, то, которое провел Маркс в «Капитале», может быть фундаментальным. Аналогично прикладное нередко сводится к эмпирическому, хотя это разные, но близкие по многим параметрам типы.

В отличие от этого теоретическое исследование не только противостоит, но и противоречит эмпирическому исследованию по определению — как де­ятельность, протекающая в сфере идеального и с помощью мыслительных экспериментов. Ф => Э и Т => П выражают отношение подчинения, причем пер­вые члены в схеме фиксируют родовые, а вторые — видовые понятия. Действи­тельно, непременный момент фундаментального знания — эмпирическое (правда, крупномасштабное, а не любое) исследование. Казалось бы, нельзя то же самое сказать о теоретическом и прикладном исследованиях. Но дело в том, что цель теории — не просто познать реальность, а изменить ее. Про­тиворечие Т и Э — отношение одной (гносеологической) плоскости, а под­чинение Т и П— отношение в разных плоскостях (потому они не противо­речат друг другу).

При некоторых условиях (совпадение частноотрицательного с частноутвер-дительным суждением) «квадрат» становится «треугольником» (данный метод в свое время был предложен русским логиком Н. А. Васильевым). Рис. 12

фиксирует лишь ту широко распространенную в литературе ситуацию, когда прикладное исследование теряет специфику, его отождествляют с эмпиричес­ким; собирательный термин для них— «конкретно-социологическое исследо­вание», а логический вид — треугольник Т—Ф—К.

Прикладные области знания в естествознании выделить легче, нежели в социологии. Прикладная математика или прикладная физика — это то, что делают ученые-практики, а фундаментальная физика — то, что делается в лабораториях и кабинетах. Первое — всегда конкретное знание, второе — абстрактное. Но мир человеческого поведения очень трудно представить как систему абстрактного знания. Все, что относится к социальным наукам, до­бывается учеными в лабораторных экспериментах и/или полевых исследо­ваниях.

В естествознании фундаментальные факты получают путем абстрагиро­вания явлений, т.е. изъятия (отвлечения) их из совокупности конкретных связей и дальнейшей проверки в лабораторных исследованиях. Таков дедук­тивный путь. Но социальные ученые чаще всего идут к истине индуктивным путем. Они начинают с практики, а затем уже поднимаются до высот абст­рактной теории.

Считается, что прикладные социальные науки в своем языке использу­ет понятия, а не общие прогнозы, которые характерны больше для чистой (базисной) науки. Действительно, в социологической теории широко упот­ребляются пропозициональные функции — выражения с неопределенны­ми терминами (переменными), которые могут получать то или иное конк­ретное значение и в этом случае становятся осмысленными (истинными или ложными) высказываниями. Пропозициональная функция может прини­мать самый разный вид: «Зесть Р», «Р(х) => К(х), «Р(х) zd K(y)» и т.д. Напри­мер, утверждение: «индивиды, имеющие более высокий уровень образова­ния, в большей степени удовлетворены своим трудом» является пропо­зициональной функцией. Переменная — «индивиды с более высоким уровнем образования» — описывает огромное множество людей и никого конкретно. Исходное утверждение можно конкретизировать: менеджеры, имеющие более высокий уровень образования, в большей степени удовлет­ворены своим трудом.

Многочисленные исследования подтверждают справедливость наших слов. В самом деле, менеджеры чаще удовлетворены работой, чем, например, неквалифицированные рабочие. Но в этом случае вы беретесь судить обо всех менеджерах и обо всех рабочих, независимо от отрасли, страны, региона, где они трудятся. Доказать подобное утверждение можно только в крупномас­штабном (сравнительном) эмпирическом исследовании и лучше в несколь­ких и сопоставимых между собой, нежели в одном единственном. Эмпири­ческие исследования призваны находить подобного рода закономерности в социальных процессах. Им вполне подходит фундаментальная теория, опе­рирующая более абстрактными утверждениями: не о менеджерах, а об ин­дивидах с высоким уровнем образования вообще. Она целиком призвана на доступном ей языке доказать правильность пропозициональной функции, прибегая к таким же абстрактным объектам.

Однако заказчика или клиента это не устраивает — ему нет дела ни до индивидов вообще, ни до других менеджеров. Его интересуют сотрудники только его организации. Соответственно, иным должен быть язык социоло-

гов. Пропозициональные функции академического социолога здесь не под­ходят, их приходится конкретизировать и через множество специальных процедур «приземлять» к конкретной организации.

Пропозициональная функция может иметь следующее выражение: «х< у». В зависимости от того, какую постоянную (конкретное число) вы поставите вместо переменных «х» и «у», получите истинное или ложное высказывание. Допустим, у вас х=7, ау=5. Ясно, что выражение «7< 5» ложное. Так и в при­кладном исследовании. Работа в фирме заказчика может быть организована таким образом, что неквалифицированные рабочие полностью не загруже­ны, они по полдня прохлаждаются на заводской территории, а менеджеры завалены работой сверх меры. Первые довольны всем, а вторые неудовлет­ворены своей работой. Стало быть, исходное утверждение о том, что инди­виды с более высоким уровнем образования в большей степени удовлетво­рены работой, для данного случая истинным не является.

Такие переменные, как пол, возраст или социоэкономический статус, нужны в базисном исследовании, а в прикладном используются другие пе­ременные, например, восприятие потребителей, их мотивация и условия жизни. Причины довольно просты. Так называемая «паспортичка» в исследо­вании предназначена для усреднения индивидуальных характеристик, груп­пирования их в среднетипичные. В результате ученый получает номиналь­ные большие группы людей, объединенные по возрасту или полу. Конечно, в масштабах общества они важны, но для небольшой фирмы такие перемен­ные фактически ничто не дают.

П. Росси предлагает различать два рода ошибок, присутствующих в базис­ных и прикладных исследованиях. Ошибки I типа названы им ложно пози­тивными, а II типа —ложно негативными. При этом ложно негативная рав­на действительно истинному знанию, а ложно позитивная —действительно ложному. Оценивая научные результаты, надо быть очень осторожным: го­раздо хуже отклонить идею, которая является действительно истинной, чем принять идею, которая является действительно ложной. В базисных иссле­дованиях ложно позитивные концепции и представления таят в себе мень­шую угрозу, нежели ложно негативные. Поэтому многие статьи, публикуе­мые или поступающие в научные журналы, основаны на ненадежных дан­ных и программах. В базисных науках хорошие идеи приходят с большим трудом.

В прикладном исследовании ситуация иная. Зло, наносимое ему приня­тием в качестве истины пусть и хорошей, но оказавшейся на поверку дей­ствительно ложной идеи, считается не таким серьезным, как ущерб, прино­симый отклонением хорошей идеи, которая явилась действительно истин­ной. Прикладные работы часто выполняются весьма небрежно, но это как раз те условия, при которых риск допущения ошибок типа I минимальный.

Долгое время сторонники позитивистского подхода считали, что разви­тие научной деятельности в любой ее форме, в том числе и прикладных ис­следований, определяется прежде всего соблюдением строгих методологи­ческих канонов «научного метода»: верификацией и воспроизводимостью результатов, состоянием технических процедур исследования, применени­ем формально-математического аппарата и т.п. Однако изучение реальной, а не идеально представляемой деятельности социологов заставляет усомнить­ся в правильности этой точки зрения. На каждом шагу можно встретить от-

клонение или даже нарушение принятых когда-то нормативов и стандарте «правильного», или канонизированного в учебниках метода познания.

Среди американских социологов зачастую бытует мнение, что уровен прикладного исследования не должен быть столь же высоким, как академи ческого. Для подготовки практических, рекомендаций нередко достаточн метода «на скорую руку», не претендующего на соблюдение нормативных тре бований. Да и квалификация прикладников в массе не такая высокая, как академических ученых. Тем не менее в «American Sociological Review» до 3/ всех присылаемых статей отклоняется ввиду их низкого качества. При это] не играет никакой роли, прислан материал прикладным или академически] социологом81.

Анализируя исторический контекст возникновения прикладной наук^ приходишь к выводу, что специфика науки в ее современном понимани обусловливается не столько особенностями научного метода, сколько интел лектуальным климатом в обществе в ту или иную историческую эпоху. Ссыл ки же на научность метода, строгость экспериментальных процедур служа для некоторых ученых средством защитить себя от обвинений в шарлатан стве и некомпетентности.

81 Rossi P.H. Presidential Adress: The Challenge and Opportunities of Applied Social Research. Amer. Sociol Rev., 1980, Vol. 45, No.6. P. 893, 896.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал