Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности прикладного исследования: зарубежный опыт
Не только в отечественной, но и в зарубежной литературе не сложилось общего понимания сущности, задач и функций прикладных исследований. В зарубежной литературе существует несколько подходов к определению того, что является прикладной социальной наукой (ПСН): 1. ПСН — это наука, использующая принципы «чистой» или базисной дисциплины для решения практических проблем. 2. Существует только один тип ПСН. 3. Специалисты ПСН не могут специфицировать цели для своих клиентов. Необходимость усиления прикладной ориентации в американской социологии выразил еще А. Смолл в 1895 г. Со временем споры о научном предназначении прикладной социологии — давать новое знание или заниматься исключительно его приложением к практике, — сопровождали всю историю развития этой дисциплины. Первый президент Американской социологической ассоциации (АСА) Л. Уорд, описывая социологию в конце XIX в., делил ее на три части: динамическую социологию, чистую социологию и прикладную социологию. В1937 г. А. Радклифф-Браун выдвинул тезис о том, что прикладные социальные науки есть ни что иное, как применение теоретических принципов «чистой» науки к решению практических проблем. Подобное довольно упрощенное представление проникло в академические словари и справочники. В 1942 г. Д. Форд и Р. Ньюман использовали данную формулировку по отношению к прикладной антропологии62. С тех пор она вошла в официальные словари по социальным наукам. Из этого определения следует чрезвычайно важный методологический вывод: базисные исследования являются «родительскими», а прикладные — «дочерними». Подобное утверждение многие специалисты склонны считать скорее метафорой, нежели точным понятием, отражающим фактическое положение дел. Оба типа исследований взаимно обогащают друг друга. Крайний вариант этой версии предложили в 50-х гг. У. Гуд и П. Хатт: социальная наука лучше всего достигает практических целей в том случае, когда она не стремится ни к чему иному, как только к решению чисто научных задач63. Большую роль в развитии одновременно прикладной и эмпирической социологии сыграл П. Лазарсфельд — он перестроил обе ветви социологии на базе математики и психологии, придав им четко выраженный квантитативный (количественный) характер. Начав свою научную деятельность в Германии с небольшой частной фирмы «Экономико-психологический исследовательский институт», молодой Лазарсфельд вынужден был совмещать фундаментальные исследования с коммерческими опросами, обеспечивая себе и своим друзьям-ученым средства существования. После переезда П. Лазарсфельда в США необыкновенное совместительство не только продолжалось, но приобрело еще более четкие и законченные черты. Важное значение имела его дружба с Р. Мертоном, которая укрепила авторитет прикладной социологии. Во многом благодаря этим выдающимся ученым после Вто- 62 Applied sociology: oportunities and problems / Ed. by A.W. Gouldner and S.M. Miller. N.Y.: Free Press, 1965. P. 6. 63 Parsons T. Essays in Sociological Theory Pure and Applied. N.Y.: Free Press, 1949. рой мировой войны исследовательские институты и отделения возникают не только при американских, но и в европейских университетах. Таким образом, исторические факты доказывают, что институциональные формы и образцы прикладной социологии — это не «типично американский» экспорт в Европу, где до сих пор была сильной теоретическая традиция, а в значительной степени «европейский экспорт» в США64. Вообще, влияние на становление социологии США такого социокультурного фактора, как немецкоязычная эмиграция, пока еще мало изучен, хотя известно, что после 1933 г. Германию и Австрию покинули не менее 2, 5 тыс. ученых (490 из них были социологами и политологами). Конечным пунктом для большинства из них стали США. Т. Парсонс65 выделил скорее существенное, а не методическое, различие между прикладными и базисными исследованиями — несходство концептуального аппарата. В отличие от «чистой» социологии, которая призвана объяснять устойчивость и стабильность общества, прикладная социология разрабатывает понятия, ориентированные на изменение социальной реальности. Разумеется, что в подобном «исполнении» последняя уже не могла считаться простым продолжением «чистой» науки. Одним из доказательств может служить то обстоятельство, что, например, успешные психоаналитические исследования развивались не в результате переноса устоявшихся принципов и моделей академической психологии в сферу клинической практики, а благодаря концептуальным и теоретическим инновациям66. Многие сферы фундаментальной науки продвинулись именно благодаря «импорту» технических процедур и методов, впервые появившихся в прикладных дисциплинах. Так обстоит дело с экспериментальными работами по созданию психологических тестов, а также со вторичным анализом, приемами шкалирования Стауффера и социометрической техн и кой Морено. Именно прикладные исследования в промышленности, средствах массовой информации и предвыборных компаниях стимулировали социологов и психологов к изучению проблемы установок (аттитюдов). Тонкие методы выборочных обследований отрабатывались вначале специалистами по коммерческим опросам. Специалисты по прикладным исследованиям сыграли значительную роль в развитии методики сбора данных, искусства составления программы и процедуры выборочных опросов, конструировании интервью. По мере повышения уровня прикладных исследований, становилось все труднее провести четкую грань между ними и академическими разработками. При- 64 Neurath P. In memoriam Paul F. Lazarsfeld and the institutionalization of empirical social research //Realizing social science knowledge / Ed. by Horzner B. e.a., Wien: Wurzburg, 1983. P. 24. 65 Parsons T. Essays in Sociological Theory Pure and Applied. N.Y.: Free Press, 1949. 66 Applied Sociology: Opportunities and Problems/ Ed. by A.W. Gouldnere.a. and S.M. Miller. N.Y.: Free & Press, 1965. P. 9. 67 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R..Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 309. кладное изучение, проведенное на высоком научном уровне, а особенно на репрезентативной и крупномасштабной выборке (это обстоятельство особенно ценно), может со временем считаться базисным. И наоборот — некоторые базисные исследования нередко переходят в разряд прикладных. Так, например, лонгитюдное исследование Income Dynamics Study (1974 г.) задумывалось как прикладное и финансировалось Службой экономической помощи. Но позже им заинтересовалось чисто академическое учреждение — национальный научный фонд (ННФ). В итоге оно приобрело статус прикладного и базисного исследования одновременно. А известный проект «1947 NORC» начинался как прикладной, финансировался федеральными властями и был посвящен изучению престижа ученых. Однако выясняя престиж ученых по сравнению с другими группами занятых, ученые постепенно вышли на изучение социальной структуры в целом и получили результаты, ценные с точки зрения базисной социологии68. Многие базисные работы по статистическим методам также пришли из прикладной сферы. Это относится и к экспериментальным работам по конструированию психологических тестов, контролю качества в промышленности, вариативному, регрессионному и факторному анализу, шкалированию и др. Лаборатория прикладных исследований компании «Дженерал моторе». В штате лаборатории в 1980-е гг. числилось 1500 человек, из них 500 — профессиональные ученые и инженеры, половина из которых имели докторскую степень, 1/4 — инженеры, 5% — социальные ученые, т.е. 27 человек. В лаборатории, призванной генерировать новые технические идеи, анализировать коммерческую деятельность корпорации, запросы потребителей и решать социальные проблемы, числилось четыре социолога со степенью доктора философии. Кроме них здесь трудились биологи, инженеры-механики и теоретики-математики, занимавшиеся проектированием автомобилей. Исследователь, автор нового проекта, прежде должен убедить администрацию в его преимуществах и лишь потом рассчитывать на финансирование. Вся деятельность лаборатории экспертировалась и оценивалась особым научным комитетом, включавших видных ученых из академической сферы по профилю лаборатории. Заработок ее сотрудников равнялся заработку академических специалистов, но включал дополнительные премии. Никто из них не был зачислен на штатные должности, все нанимались по контракту. Лаборатория представляла собой огромный кампус, расположенный в северной части Детройта и подразделялась на 20 департаментов, возглавляемых техническим директором. Все департаменты являлись междисциплинарными. В один из них, к примеру, входили экономисты-прикладники, исследователи операций, психологи и социологи, группа программистов и инженеров-химиков. Психологи занимались тестированием, проведением полевых опросов, компьютерным моделированием. Одной из задач, стоявших перед этим департаментом, являлось изучение уровня шума новых моделей автомобиля в сравнении с уровнем шума в окружающей среде. К другим задачам относилось исследование дорожно-транспортного травматизма, установок потребителей и деятельности сервисных служб. В качестве потребителей и одновременно заказчиков работы департамента выступали различные подразделения «Дженерал Моторс». Л. Девиз, проработавший много лет прикладным социологом в «Дженерал моторе», указал требования, которые промышленная компания обычно Rossi P.H. The Presidential Adress: Challenge and Opportunities of Applied Social Research // Amer. Sociol. Rev., 1980. Vol. 45. No. 6. P. 892. предъявляет таким специалистам. Первая группа требований касается исследовательских навыков: ориентация на проблему, а не на дисциплину, т.е. поиск проблемы, актуальной для заказчика, а не для профессиональных интересов социолога; ориентация на прагматизм, а не идеологию; забота о выборе подходящего инструментария для решения конкретной проблемы, а не поиск проблемы под имеющийся инструментарий. Вторая группа требований касается способностей общаться и налаживать отношения: социолог должен в совершенстве владеть искусством коммуникации, т.е. уметь устно и письменно в ясной и доступной форме выражать свои мысли; быть способным работать в команде; уметь прислушиваться к мнению других, особенно заказчика, точно и ясно понимать сказанное им. Л. Девиз пишет, что уже через год работы в компании толковый прикладник умеет за 5 минут убедить менеджера в важности изучаемой проблемы и полученных результатов. Не менее важное качество — умение вести исследовательский проект от начала до конца в одиночку, при этом долгое время не получая от администрации никакой оценки своей деятельности. С этим связана способность держать удар, т.е. переносить почти полное неприятие проекта со стороны руководства, особенно в начале. Исследовательская работа в промышленности, по мнению Л. Девиза, имеет множество преимуществ, поэтому в лабораторию пришли трудиться те, кто ради этого покинул университетскую кафедру, частную консультативную фирму, правительство и т.д.69 По мнению А. Чернса, прикладную социологию нельзя рассматривать только как применение научных открытий, сделанных в фундаментальном исследовании, к практическим ситуациям. А. Чернс считает, что надо различать два понятия: «прикладная социология» и «приложение социологии». Приложение социологии —процесс ее популяризации, распространения и практического использования социологических идей в обществе. Происходит оно четырьмя способами. Первый называется диффузией через общие каналы — проникновение социологических идей и открытий в общественное мнение через прессу, радио и телевидение. Второй способ — диффузия через специальные каналы — предполагает преподавание социологии в университетах, школах бизнеса и т.п. Третий — диффузия через практику — показывает прикладных социологов, социальных инженеров и социологов-консультантов в практической работе в промышленности и бизнесе. Четвертый способ назван запланированным распространением. Он мало чем отличается от третьего способа, но подразумевает пропаганду социологических идей через специальные публикации и научные отчеты. Действительно, если прикладную науку считать простым приложением чистой науки, то выходит, что она не нуждается в особом теоретическом анализе или специфическом круге проблем, отличных от проблем базисных дисциплин. Потребуются всего лишь нехитрые приемы перевода теоретических принципов в прикладные проблемы. Но это не так. Прикладная социология — это совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. В США ее называют «проблемно ориентированной», «ориентированной на клиента», «прикладной социальной наукой» в отличие от академичес- 69 Applied sociology", roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E. Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 165-169. кой социологам как фундаментальной, базисной, чистой, «ориентированной на дисциплину»70. Речь идет о социологической работе, сделанной для кого-то. Обычно это клиент или заказчик: государственное учреждение, правительственная организация, частная фирма, федеральные органы власти и т.д. Прикладные исследования существуют в любой научной дисциплине — физике, психологии, экономике, социологии и др. Наряду с термином «прикладная социология» в нашей и зарубежной литературе можно встретить также прикладную социальную психологию, прикладную экономику и т.д. В США кроме того широко употребляется термины «прикладные социальные науки» и «прикладные социальные исследования» (ПСИ), которыми обозначают любой вид прикладного исследования в экономике, социологии и других социальных науках. В структуре научного знания выделились целые отрасли и направления (иногда именуемые дисциплинами), которые можно отнести не к фундаментальному, а преимущественно к прикладному знанию _ социальная инженерия, деловые игры, клиринг, управленческое консультирование, социальная работа и многие другие. Считают, что прикладная наука способна развиваться за счет собственных инноваций. Однако подобное происходит скорее как исключение, нежели как правило. Прикладники заимствуют понятия и принципы фундаментальной науки, но позже реинтерпретируют их либо придают им иную направленность. Примером служит понятие «первичная группа», сложившееся поначалу в общей антропологии, а затем перенесенное в индустриальную социологию и превратившееся там в понятие «неформальная группа». Причем известно, как это произошло. В гарвардской группе, проводившей Хоторнские эксперименты под руководством Э. Мэйо, находился антрополог. После того как было проведено 20 тыс. интервью и обнаружилось сильное давление малой группы на индивидуальную выработку каждого рабочего, само собой, по аналогии с понятием «первичная группа», появилось название «неформальная группа». Поводом послужило наличие жесткой структуры межличностных отношений в экспериментальной группе, непосредственных контактов между рабочими, наличие неформального сговора относительно нормы выработки. Вообще термин «прикладная социология» используется за рубежом в нескольких значениях. В одном случае он выступает синонимом эмпирической социологии, т.е. определяет полевое исследование. Но более правильным является понимание ее как проблемно-ориентированного исследования в противоположность ориентированной на теорию базисной или фундаментальной социологии. В фундаментальной работе движущий мотив научного поиска — уточнение, совершенствование или создание новых понятий и концепций, открытие новых фактов, которые только во вторую очередь помогают решению конкретной социальной проблемы71. В Оксфордском словаре социологии (1998) вообще нет статьи под названием «прикладная социология». Вместо нее стоит ссылка на статью policy research, где говорится о том, что подобного рода исследования проводятся неуниверситетскими научными группами и представляют собой приложение открытий (теорий, методов, данных), сделанных в области социальных наук, для решения проблем, 70 DeMartini J.R. Constraints to the development of curricula in applaid sociology // The American Sociologist, 1980. Vol. 15 (august). P. 138. 71 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings/ Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. поставленных клиентом72. Они-то и называются «applied sociology». Они могут быть крупномасштабными и частными, описательными, аналитическими и каузальными. Они используются в теории игр, для оценки новых или уже существующих общественных программ, распространения передового опыта и проведения широких социальных экспериментов. Такие исследования редко называются социологическими, даже если основной вклад в них внесли социологи, используя характерные для этой науки методы и методологию. Как правило, это междисциплинарные мероприятия, опирающиеся на достижения всего круга социальны* наук, в том числе экономики, психологии, антропологии. Представителям прикладной социологии присущ широкий взгляд на вещи, отсутствие собственного профессионального жаргона, узкоспециализированных понятий и теорий. Типичная область применения подобных исследований, названных Гордоном Маршаллом мультидисциплинарным гибридом -трудовые отношения, социальная политика и консалтинг. Социология семьи, этнических отношений (этнография), криминалистике считаются прикладными областями, хотя рассматриваемые здесь вопросы входят в число основных проблем социологии, т.е. составляют ее ядро. Несомненно, в этих областях имеется фундаментальное знание, хотя в целом данные отрасли и дисциплины относятся к прикладной социологии. В то же время термином прикладного знания награждаются и такие области, как сельское хозяйство или медицина, где нет фундаментального знания. Г. Маукш считает, что отнесение той или иной области знания к ядру или периферии, фундаментальной или прикладной социологии является скорее данью установившейся традиции и субъективных предпочтений, нежели следствием логических рассуждений и методологических обоснований73. Некоторые специалисты полагают, что в прикладной социологии используются те же самые методы, что и в фундаментальной. Любой фрагмент последней может считаться прикладным, если понятия, категории или техника исследования прикладываются к решению реальных проблем. Маркетинговые исследования могут рассматриваться в качестве прикладной социологии, хотя те, кто их проводит, часто к социологам себя не относят. Прикладная социология, в соответствии с этим мнением, начинается там, где понятия и методика исследования превращаются в повседневное рутинное занятие. Академические социологи — это открывающие нечто новое в методике и в теории, а прикладники — те, кто тиражирует открытие, превращая его в массовую технологию. Значит, прикладником может быть назван даже академический ученый, если он не открывает новое, а использует известное. Но это не всегда так, если учитывать ту тщательность и те сроки, которые уходят на подготовку программы исследования у академического и прикладного социолога. У академического социолога, работающего в университете, на составление программы исследования обычно уходит 6 месяцев, 3 месяца -на полевое обследование, многие недели или месяцы на сбор данных, месяцы 72 Oxford Dictionary of Sociology/ Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press: 1998. P. 500-501 73 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E. Freeman, Dynes R.R.Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 314. на компьютерную обработку материала и еще больше — на написание научного отчета. В бизнесе подобная роскошь невозможна. Там постоянно возникают новые проблемы которые надо решать в краткие сроки. К примеру, необходимо срочно испытать рыночные возможности новой модели или партии продукции. В таких случаях на подготовительные работы дается неделя, еще неделя — на проведение исследования и написание отчета. К ним добавляются три недели, если надо подготовить отчет по результатам опроса потребителей, построенного по общенациональной выборке в 1500 человек74. Бизнес часто нуждается в информации так скоро, как только можно. Любая отсрочка по вине исследователей может привести к потере новизны информации для клиента. Даже если социологу дано достаточно много времени, например два месяца на составление плана, проведение и анализ исследовательского проекта, крайний срок, к которому он должен подготовить хотя бы промежуточный отчет, остается тем же самым. Когда бизнес-клиент покупает способности и рабочее время социолога, то научный отчет превращается в «патентованное средство», собственность корпорации и не может публиковаться социологом. Адобытые знания остаются собственностью клиента. Иногда клиенты платят почасовую ставку за каждую часть выполненного проекта в пределах установленной для всего исследования стоимости. В других случаях оценивается общая стоимость исследования и труд оплачивается независимо от затраченного времени. Во всех ситуациях прикладник обязан вести тщательную запись текущих расходов и контролировать их стоимость на каждой стадии исследования, учитывая не только накладные расходы, но и возможную прибыль, которую сможет получить компания, если социолог сократит свои расходы. Однако в вузе социологов не обучали подобным работам, часто они теряются, сталкиваясь с такими проблемами и жалуются, что стоимостный прессинг и давление временного фактора снижают качество их работы. Бизнес остается нечувствительным к проблемам прикладника, требуя подчинения жестким правилам. Бизнесменов интересует лишь то, может ли человек создать полезные и находящие сбыт рекомендации, а не то, является ли он социологом, доктором философии или известным публицистом75. Научные степени и звания имеют в бизнесе второстепенное значение. Считается, что фундаментальная социология призвана воспроизводить свою профессию, а прикладная — решать проблемы, стоящие перед обществом. Прикладную социологию понимают еще и как способ увязывания принципов и методов общей социологии с конкретными ситуациями. Р. Энжелл определил ее так: когда социология не является целью для самой себя, но превращается в средство достижения других целей, говорят о прикладной социологии76. Под прикладной социологией Р. Дайнес понимает профессиональную карьеру специалистов, подготовленных социологическими факультетами вузов и занятых вне академической сферы77. Прикладники гораздо более «всеядны», нежели академические социологи. Они не брезгуют применять методы, казалось бы, далекие от социологии: системный и стоимостный анализ, психологические тесты или социометрию. В 74 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E. Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 194. 75 Ibid. P. 195. 76 Ibid. P. 451. 77 Ibid. P. 300. сфере промышленности, например, прикладник изучает, каковы цели организации, при помощи каких критериев можно измерить или оценить то, насколько они выполняются, каким образом подобные критерии соотносятся с данными, собранными в выборочном обследовании, какие практические мероприятия необходимы для совершенствования и улучшения дел в организации. Предположим, что агентство по жилищному строительству поставило перед социологами задачу спланировать соседскую общину таким образом, чтобы в ней мирно уживались выходцы из разных этнических групп. Так или иначе, но подобная задача не является по своему характеру социологической. Социолог должен переформулировать ее следующим образом: как расположить семьи с различным происхождением в домах, чтобы довести до максимума возможности интеграции общины. Это свидетельствует о том, что хотя прикладной социолог ориентирован на конкретный закон, он мыслит совсем в иных категориях, нежели администратор. Прикладной социолог все равно остается социологом и видит конкретную проблему так, как его учили в университете или колледже. Допустим, его пригласили изучить социальный конфликт на предприятии. Работники предприятия видят конфликт в терминах личностных черт и взаимодействия. Социолог же рассматривает его не в личностных терминах, а как взаимодействие ролей, которые, в свою очередь, определяются кругом выполняемых обязанностей. Начальник производства считает работника отдела технического контроля сварливым и привередливым человеком. Но социологу ясно, что контролер часто не пропускает продукцию потому, что она бракованная. Начальник производства плохо выполняет свои обязанности, не может наладить организацию труда, но уверен, что в срыве плана виноват именно контролер, с пристрастием относящийся к своим функциям. Специалисты называют и другие критерии демаркации двух типов знания. Например, если исследование предназначено для проверки теоретических идей, то оно квалифицируется как базисное, но когда эмпирическое исследование проводится для проверки практических положений социальной программы, разработанной по заказу клиента, его называют прикладным. Подобную точку зрения высказал в 1962 г. Г. Зеттерберг78. Различаются они и по своему стилю. Базовые исследования ценятся за элегантность и простоту теории, а публикуемые результаты — за методологическую изощренность и абстрактность. В прикладных исследованиях главное внимание уделяется другому — не эмпирическим находкам, а решению «головоломок» клиента. Прикладники менее академических социологов щепетильны в отношении описания методологии и методики своего исследования. Обычно методология в прикладном исследовании либо добавляется в конце («ад-хок»), либо выкристаллизовывается в самом процессе, и очень редко она формируется вначале как развернутое и завершенное целое. Она приобретает более или менее структурированный вид по мере приближения исследования к концу. Наиболее используемые методы в прикладной сфере — полевое интервью и наблюдение. Прикладник выходит в «поле», не имея заранее структурированного инструментария. Он начинает с описания сущности объекта исследования и заканчивает написанием отчета клиенту. Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 37. В официальной публикации Американской социологической ассоциации «Прикладная социология: роли и деятельность социологов в различных структурах»79, подготовленной большим коллективом ученых и практиков, приведена принципиальная схема взаимодействия прикладных и базисных (фундаментальных) исследований (рис. 11). На рис. 11 показаны действительные взаимоотношения между заказчиками социальных программ, академическими учеными, линейными исследователями и консультантами. У каждого из них специфическая роль. Заказчики программ (programmer) — это высокопоставленные чиновники, они отвечают за ошибки, учитывают и налаживают связь между целями и реальными финансами. Для того чтобы принимать решения, им нужна помощь экспертов. Поэтому они нанимают (временно или постоянно) линейных исследователей, профессиональных консультантов и организаторов внедрения программы. Профессиональный консультант, обладающий подготовкой в области социальных наук, интерпретирует знания фундаментальной науки и использует теорию для принятия решений в области социальной политики. Прекрасно владея теоретическим знанием, он способен быстро и четко провести концептуальное обоснование программы. В его памяти содержатся сведения о результатах аналогичных программ в прошлом. Консультант взвешивает все альтернативы и оценивает возможные последствия. 79 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 44. Линейный (on-line) исследователь отвечает за методологию и методику реализации программы. Его роль та же, что и у прикладного социального ученого. Он переводит цели программы на язык переменных, а затем собирает о них эмпирическую информацию. Академический ученый определяет теоретические рамки базисного исследования, из которого консультант черпает практические знания для заказчика. В его задачу также входит консультирование линейных (прикладных) исследователей и контроль за правильностью реализации теоретического замысла программы. В конечном итоге он интегрирует теорию и исследование и выходит на непосредственные рекомендации в области социальной политики. Доказательством невозможности сведения одного вида дисциплин к другим служит развитие психоанализа. Он зародился исключительно как прикладная теория, хотя со временем его понятия вошли в общую психологию и стали фундаментальным знанием. 3. Фрейд неоднократно подчеркивал, что фундаментальные понятия психоанализа, ставшие ныне составной частью фундаментальной психологической теории, пришли не из общей психологии, а сформировались непосредственно в практической работе врача-психолога. Психоанализ в процессе становления создает собственные теоретические модели фундаментальной психологии, а не заимствует их из академической науки80. Таким образом, можно считать, что ПСН развиваются за счет собственных концептуальных и теоретических инноваций. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Становление и особенности состояния современной социальной науки невозможно понять без глубокого анализа экономических и социокультурных факторов. В качестве общего предположения можно считать, что влияние этих факторов на развитие прикладных социологических исследований было, с одной стороны, более значительным, чем на фундаментальные, а с другой — более весомым, чем воздействие внутринаучных, т.е. методологических критериев. Анализ прикладного исследования показывает, что этот вид научной деятельности отличается специфической структурой, методами практического воздействия и социальным статусом. Постепенно прикладные исследования институализировались в самостоятельную область социологии. В настоящее время вопрос ставится о выявлении их места и роли в системе научного знания, классификации типов исследований, проявлении своеобразия каждого их взаимоотношения. Сделать это можно с помощью схематического приема, известного как «логический квадрат», который выражает отношения истинности и ложности между обще- и частиоутвердительными, а также обще- и частноотрицательными суждениями в традиционной логике. Виды суждений можно заменить видами исследований. Введены следующие 80 Applied sociology: oportunities and problems / Ed. by A.W. Gouldner and S.M. Miller. N.Y.: Free Press, 1965. P. 9. обозначения: Ф — фундаментальное исследование, Т — теоретическое, Э — эмпирическое, П — прикладное. А б
Рис. 12. Различные типы исследований: а) «Логический квадрат»; 6) «Логический треугольник» Рис. 12 дает приблизительное изображение встречающихся на практике отношений между различными типами исследований: Т и Ф представляют общий, а Э и П — частный тип исследований. При этом Ф включает в себя все другие типы, т.е. справедливо Ф о Э, Т, П. Между Ф и П, между Т и Э существуют отношения противоречия. Это значит, что эмпирическое исследование — это не-теоретическое, а прикладное — не-фундаментальное. Ф=> ТиП=> Э — контрарные (противоположные) типы, между ними возможно третье, промежуточное звено: хотя они отрицают друг друга, но несут в себе нечто положительное, что и объединяет их. Так, чисто теоретическое исследование, например, то, которое провел Маркс в «Капитале», может быть фундаментальным. Аналогично прикладное нередко сводится к эмпирическому, хотя это разные, но близкие по многим параметрам типы. В отличие от этого теоретическое исследование не только противостоит, но и противоречит эмпирическому исследованию по определению — как деятельность, протекающая в сфере идеального и с помощью мыслительных экспериментов. Ф => Э и Т => П выражают отношение подчинения, причем первые члены в схеме фиксируют родовые, а вторые — видовые понятия. Действительно, непременный момент фундаментального знания — эмпирическое (правда, крупномасштабное, а не любое) исследование. Казалось бы, нельзя то же самое сказать о теоретическом и прикладном исследованиях. Но дело в том, что цель теории — не просто познать реальность, а изменить ее. Противоречие Т и Э — отношение одной (гносеологической) плоскости, а подчинение Т и П— отношение в разных плоскостях (потому они не противоречат друг другу). При некоторых условиях (совпадение частноотрицательного с частноутвер-дительным суждением) «квадрат» становится «треугольником» (данный метод в свое время был предложен русским логиком Н. А. Васильевым). Рис. 12 фиксирует лишь ту широко распространенную в литературе ситуацию, когда прикладное исследование теряет специфику, его отождествляют с эмпирическим; собирательный термин для них— «конкретно-социологическое исследование», а логический вид — треугольник Т—Ф—К. Прикладные области знания в естествознании выделить легче, нежели в социологии. Прикладная математика или прикладная физика — это то, что делают ученые-практики, а фундаментальная физика — то, что делается в лабораториях и кабинетах. Первое — всегда конкретное знание, второе — абстрактное. Но мир человеческого поведения очень трудно представить как систему абстрактного знания. Все, что относится к социальным наукам, добывается учеными в лабораторных экспериментах и/или полевых исследованиях. В естествознании фундаментальные факты получают путем абстрагирования явлений, т.е. изъятия (отвлечения) их из совокупности конкретных связей и дальнейшей проверки в лабораторных исследованиях. Таков дедуктивный путь. Но социальные ученые чаще всего идут к истине индуктивным путем. Они начинают с практики, а затем уже поднимаются до высот абстрактной теории. Считается, что прикладные социальные науки в своем языке использует понятия, а не общие прогнозы, которые характерны больше для чистой (базисной) науки. Действительно, в социологической теории широко употребляются пропозициональные функции — выражения с неопределенными терминами (переменными), которые могут получать то или иное конкретное значение и в этом случае становятся осмысленными (истинными или ложными) высказываниями. Пропозициональная функция может принимать самый разный вид: «Зесть Р», «Р(х) => К(х), «Р(х) zd K(y)» и т.д. Например, утверждение: «индивиды, имеющие более высокий уровень образования, в большей степени удовлетворены своим трудом» является пропозициональной функцией. Переменная — «индивиды с более высоким уровнем образования» — описывает огромное множество людей и никого конкретно. Исходное утверждение можно конкретизировать: менеджеры, имеющие более высокий уровень образования, в большей степени удовлетворены своим трудом. Многочисленные исследования подтверждают справедливость наших слов. В самом деле, менеджеры чаще удовлетворены работой, чем, например, неквалифицированные рабочие. Но в этом случае вы беретесь судить обо всех менеджерах и обо всех рабочих, независимо от отрасли, страны, региона, где они трудятся. Доказать подобное утверждение можно только в крупномасштабном (сравнительном) эмпирическом исследовании и лучше в нескольких и сопоставимых между собой, нежели в одном единственном. Эмпирические исследования призваны находить подобного рода закономерности в социальных процессах. Им вполне подходит фундаментальная теория, оперирующая более абстрактными утверждениями: не о менеджерах, а об индивидах с высоким уровнем образования вообще. Она целиком призвана на доступном ей языке доказать правильность пропозициональной функции, прибегая к таким же абстрактным объектам. Однако заказчика или клиента это не устраивает — ему нет дела ни до индивидов вообще, ни до других менеджеров. Его интересуют сотрудники только его организации. Соответственно, иным должен быть язык социоло- гов. Пропозициональные функции академического социолога здесь не подходят, их приходится конкретизировать и через множество специальных процедур «приземлять» к конкретной организации. Пропозициональная функция может иметь следующее выражение: «х< у». В зависимости от того, какую постоянную (конкретное число) вы поставите вместо переменных «х» и «у», получите истинное или ложное высказывание. Допустим, у вас х=7, ау=5. Ясно, что выражение «7< 5» ложное. Так и в прикладном исследовании. Работа в фирме заказчика может быть организована таким образом, что неквалифицированные рабочие полностью не загружены, они по полдня прохлаждаются на заводской территории, а менеджеры завалены работой сверх меры. Первые довольны всем, а вторые неудовлетворены своей работой. Стало быть, исходное утверждение о том, что индивиды с более высоким уровнем образования в большей степени удовлетворены работой, для данного случая истинным не является. Такие переменные, как пол, возраст или социоэкономический статус, нужны в базисном исследовании, а в прикладном используются другие переменные, например, восприятие потребителей, их мотивация и условия жизни. Причины довольно просты. Так называемая «паспортичка» в исследовании предназначена для усреднения индивидуальных характеристик, группирования их в среднетипичные. В результате ученый получает номинальные большие группы людей, объединенные по возрасту или полу. Конечно, в масштабах общества они важны, но для небольшой фирмы такие переменные фактически ничто не дают. П. Росси предлагает различать два рода ошибок, присутствующих в базисных и прикладных исследованиях. Ошибки I типа названы им ложно позитивными, а II типа —ложно негативными. При этом ложно негативная равна действительно истинному знанию, а ложно позитивная —действительно ложному. Оценивая научные результаты, надо быть очень осторожным: гораздо хуже отклонить идею, которая является действительно истинной, чем принять идею, которая является действительно ложной. В базисных исследованиях ложно позитивные концепции и представления таят в себе меньшую угрозу, нежели ложно негативные. Поэтому многие статьи, публикуемые или поступающие в научные журналы, основаны на ненадежных данных и программах. В базисных науках хорошие идеи приходят с большим трудом. В прикладном исследовании ситуация иная. Зло, наносимое ему принятием в качестве истины пусть и хорошей, но оказавшейся на поверку действительно ложной идеи, считается не таким серьезным, как ущерб, приносимый отклонением хорошей идеи, которая явилась действительно истинной. Прикладные работы часто выполняются весьма небрежно, но это как раз те условия, при которых риск допущения ошибок типа I минимальный. Долгое время сторонники позитивистского подхода считали, что развитие научной деятельности в любой ее форме, в том числе и прикладных исследований, определяется прежде всего соблюдением строгих методологических канонов «научного метода»: верификацией и воспроизводимостью результатов, состоянием технических процедур исследования, применением формально-математического аппарата и т.п. Однако изучение реальной, а не идеально представляемой деятельности социологов заставляет усомниться в правильности этой точки зрения. На каждом шагу можно встретить от- клонение или даже нарушение принятых когда-то нормативов и стандарте «правильного», или канонизированного в учебниках метода познания. Среди американских социологов зачастую бытует мнение, что уровен прикладного исследования не должен быть столь же высоким, как академи ческого. Для подготовки практических, рекомендаций нередко достаточн метода «на скорую руку», не претендующего на соблюдение нормативных тре бований. Да и квалификация прикладников в массе не такая высокая, как академических ученых. Тем не менее в «American Sociological Review» до 3/ всех присылаемых статей отклоняется ввиду их низкого качества. При это] не играет никакой роли, прислан материал прикладным или академически] социологом81. Анализируя исторический контекст возникновения прикладной наук^ приходишь к выводу, что специфика науки в ее современном понимани обусловливается не столько особенностями научного метода, сколько интел лектуальным климатом в обществе в ту или иную историческую эпоху. Ссыл ки же на научность метода, строгость экспериментальных процедур служа для некоторых ученых средством защитить себя от обвинений в шарлатан стве и некомпетентности. 81 Rossi P.H. Presidential Adress: The Challenge and Opportunities of Applied Social Research. Amer. Sociol Rev., 1980, Vol. 45, No.6. P. 893, 896.
|