Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ доменов






Современный инновационный подход к анализу качественных данных был предложен этнографом Джеймсом Спрэдли. Спрэдли определяет базо­вую единицу культурного окружения как домен, организующую идею или концепт. Его система построена на анализе доменов. Домены впоследствии объединяются в таксономии и более широкие темы, чтобы обеспечить ши­рокую интерпретацию культурного смысла и социального окружения.

Домены имеют три части: «покрывающий» термин (cover term) или фразу, семантическую связь и включенный термин (included term). Покрывающий термин — это просто название домена. Включенные термины — это подтипы или части доменов. Семантическая связь показывает, как включенный термин логически встраивается внутрь домена. Например, Вивиана Зелицер исследо-

1G5

вала изменение ценности детей путем анализа документов о взглядах и пове­дении, связанных со смертью детей в конце XIX в. При использовании мето­да анализа доменов «отношение кдетской смерти» было бы доменом, сужде­ния о различных представлениях, которые она обнаружила в документах, — включенными терминами. Представления могли бы быть организованы семан­тической связью «является видом чего-либо» («is a kind of»).

Прэдли определяет три типа доменов: «местные» домены (folk domains), сме­шанные домены, аналитические домены. Местные домены содержат термины из арго членов данного социального окружения. Чтобы их использовать, иссле­дователь уделяет большое внимание языку и его употреблению. Домен опира­ется на взаимосвязи между терминами субкультуры арго или из языка истори­ческих деятелей, чтобы идентифицировать культурное значение терминов.

Смешанные домены содержат специальные термины, но исследователь добавляет свои собственные концепты. Например, различных бегунов обо­значают профессиональными терминами. Но исследователь наблюдает за другого рода людьми, для которых нет определений в данном арго. Он или она дает им названия (например, новички, любители).

Аналитические домены содержат термины, идущие от исследователя и из социальной теории. Они особенно помогают, когда значения в окружении имплицитны или неосознанны участниками. Исследователь вводит значи­мые категории и идентифицирует паттерны из наблюдений и артефактов, затем он приписывает им термины.

Домены выстраиваются из заметок о данных и встроены в данные. Исследо­ватель читает свои заметки и ищет общие семантические связи (подобное мес­то, человек такого типа, такого рода чувство и т.д.). Он или она продвигается, выявляя список покрывающих терминов. Когда список закончен, исследователь организует информацию из заметок относительно включенных терминов. Он готовит рабочий документ для каждого домена. В документ входит покрываю­щий термин, список включенных терминов и семантических связей. Затем ис­следователь располагает определенным образом домены, взятые из заметок. Анализ продолжается до тех пор, пока все релевантные домены не идентифи­цируются. Затем осуществляется организация доменов путем установления раз­ницы и сходства между ними. Наконец, исследователь организует домены в типологии или таксономии и перепроверяет их, чтобы создать новые, более широкие домены, вбирающие остальные как включенные термины.

Анализ доменов Спрэдли формализует шесть ступеней, которые являются общими для большинства форм анализа качественных данных. Исследователь (1) читает заметки о данных, насыщенные деталями, (2) «преобразует» детали в организованные идеи, (3) конструирует новые идеи из заметок по поводу субъективных значений или из собственных, организующих соображений, (4) отыскивает взаимоотношения между идеями и расставляет их в определен­ном порядке на основании логического сходства, (5) организует их в большие группы путем сравнения и противопоставления набора идей, (6) реорганизу­ет и связывает группы вместе, получая более широкие интегрированные темы.

Сокращено по источнику: Ньюман Л. Анализ качественных данных: Пер. с англ. М.М. Малышевой // Социологические исследования. 1998. № 12. С. 101-114.

РАЗДЕЛ II


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал