Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нужны профессионалы






В периодической печати неоднократно подни­мался вопрос о заводских социологах: число их растет, а должности эти по-прежнему нередко занимают случайные, некомпетентные люди. Например, в электротехнической промышленно­сти функционирует 186 социологических служб (297 сотрудников), в которых работают гидро­техники, историки, инженеры-строители, метал­лурги, психологи, педагоги, плановики, зоотехники — кто угодно, но не социологи. Неудивительно, что люди, занимающиеся не своим делом, долго на этом месте не задержи­ваются: среди работников социологических служб отрасли очень велика текучесть кадров. Так, только в одном промышленном объедине­нии — «Союзэлектроаппарате» — на конец 1982 г. она составила 38%. Сложилась парадоксальная ситуация: социологи вынуждены исследовать мотивы текучести среди своих коллег, которые объясняются не только отсутствием професси­ональной подготовки, но и довольно низкими статусом и зарплатой заводского социолога, коротким отпуском и т.п.

Мы проверяли работу социологических служб отрасли и убедились, что лучше других справ­ляются с делом специалисты, знающие произ­водство и имеющие философскую, психологи­ческую, экономическую подготовку. Следова-

тельно, в ситуации, когда еще не налажена под­готовка социологов в системе высшей школы, а социологические службы продолжают созда­ваться и расширяться, четкие критерии при от­боре работников на первых порах могут помочь делу. Но, конечно, по-прежнему главным оста­ется вопрос о профессиональной подготовке столь необходимых промышленности специа­листов по стабильной общесоюзной програм­ме. От случайных людей, занимающихся соци­альными исследованиями, польза минималь­ная, не говоря уже о том, что они подчас компрометируют науку.

Ж.С. Тростановский, старший научный сотруд­ник отдела отраслевых проблем социального уп­равления. Информэлектро (Министерство элек­тротехнической промышленности СССР), г. Москва

Источник: Социологические исследования. 1984. № 2. С. 182-183.

41 Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 36.

податься в социологию: технолог-механик, просто механик, инженер, педагог, исто­рик, математик, геолог, филолог. Некото­рое время назад в самой лаборатории заво­да работали преподаватель начальной шко­лы, студент, летчик в отставке»42. За годы, прошедшие с той поры, немногое измени­лось в социологических лабораториях пред­приятий. Социологами по-прежнему чис­лятся представители сотен весьма почтен­ных специальностей.

Дефицит профессиональных знаний у советских социологов, занятых прикладны­ми исследованиями на предприятиях, ощу­щался у 88% опрошенных в исследовании социологов. Недостаток знаний имел как минимум два негативных последствия. Во-первых, отсутствие необходимых знаний ухудшало качество исследований, повышая необоснованность разрабатываемых реко­мендаций, внедрение которых в лучшем случае не приносило никакой пользы. Во-вторых, недостаток знаний нередко служил причиной профессионального бес­силия, которое снижало удовлетворенность социологов своей работой и соот­ветственно увеличивало среди них текучесть кадров.

Таблица; Зависимость удовлетворенности работой от стажа работы социологом, %43

 

Стаж работы социологом По массиву в целом Удовлетворены работой Не удовлетворены работой
До 1 года 16, 3 17, 0 15, 9
1 —3 года 30.0 39.0 24.0
4—5 лет 23, 1 23, 7 22.7
6—10 лет 19, 0 15, 2 21, 5
Более 10 лет 11, 6 5, 1 15, 9
Итого 100, 0 100, 0 100, 0

Из табл. 3 видно, что доля удовлетворенных работой заводских социологе! резко возрастала в первые три года их профессиональной деятельности и также резко падала после этого. Соответственно после трех лет стажа расширялась дол* неудовлетворенных. Это объясняется следующими обстоятельствами. На долж­ность заводских социологов приходили главным образом представители другю профессий, которых привлекал престиж такой работы, но обманывала ее кажу­щаяся простота и доступность. Они считали: достаточно быть зачисленным f должность и можно смело приниматься за составление анкеты. Таким работни-

4з 1°лембиовский И. Социолог на заводе. // Известия. 1969. 28 окт. '-лужба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 37.

кам неизвестно, что составление социологических анкет, во-первых, не главное содержание, а лишь один из многих аспектов деятельности социолога, а во-вто­рых, что разработка социологических анкет — целая наука, что любой ее вопрос отрабатывается годами для того, чтобы получить на него истинную информацию.

Как следствие, первые 2—2, 5 года деятельности социолога-новичка тра­тились на ознакомление с предприятием, определение темы исследования, обучение азам социологии, попытку самостоятельно разработать программу и анкету. В то время, когда руководство ожидало от социолога максимума от­дачи, ему приходилось методом самообучения компенсировать отсутствую­щее в стране высшее социологическое образование, начитывая литературу, консультируясь с опытными специалистами, пробуя и ошибаясь.

Именно в первые два-три года, когда социолог решал, остаться ли ему на данном рабочем месте, а директор — оставлять ли у себя полуграмотного спе­циалиста, формировалось отношение к труду и происходил ответственейший процесс закрепления кадров. К сожалению, и эмпирические данные пока­зали эту тенденцию со всей очевидностью, пик неудовлетворенности и уро­вень потенциальной миграции приходится как раз на эти злополучные годы.

Неудовлетворенный и малограмотный социолог — плохой помощник хо­зяйственнику. Он способен только на тривиальные советы и примитивные рас­четы данных. Ничего нового руководителю они не дают и потому социологи­ческие рекомендации часто не реализовались на практике. И социолог, и его руководители убеждались в бесполезности совместной работы. Социолога на­чинали активно использовать на других работах, например, при оформлении документации, организации выставок, подшефной помощи колхозу. Росла взаимная неудовлетворенность социолога и руководителя, возникала мысль о перемене места работы. Достаточно сказать, что за 1983—1984 гг. на заводах электротехнической промышленности сменилось около 60% социологов. Средний стаж их социологической работы составлял 2, 1 года, а стаж работы на данном предприятии — 2, 5 года. Более 65% уволившихся не имели профи­лирующего образования по общественным наукам (инженеры, учителя и др.), и никто не имел социологической профессиональной подготовки44.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал