Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предприятиях
Начиная работу на фабрике, мы определили наши задачи таким образом: 1. Нужно дать фабрике рациональную систему управления, т.е. дать стандарт нормальных взаимоотношений между отдельными элементами управления фабрик, указать каждому работнику фабрики его права и обязанности и создать администрации возможность рационально руководить производственным процессом. 2. Точно определить объект управления, т.е. дать администрации точное знание того, какое количество людской и механической энергии должно быть затрачено для производства данного продукта и какое количество времени для этого потребуется. Эта работа может быть определена, как создание урочного положения для текстильного производства вообще и текстильных машин в частности. В настоящем очерке я коснусь только первой задачи — рационализации системы управления. Сначала мы определили основные положения, каковым должна удовлетворять всякая система управления:
1. Дисциплина, без каковой всякое управление фабрикой невозможно. 2. Точное знание каждым работником своих прав и обязанностей. 3. Точное установление последней инстанции разрешения каждого вопроса. 4. Предоставление права конечной инстанции низшим служащим в максимальном количестве случаев. 5. Автоматичность, т.е. установление порядка, при котором права и обязанности каждого работника определены настолько точно, что большинство вопросов решается согласованием низших служащих без санкции высшего администратора. 6. Точное определение вопросов, подлежащих решению высшей администрации. 7. Исполнение каждым работником по возможности одного точно определенного дела. 8. Установление ответственности каждого работника за точность и своевременность выполнения его обязанностей и распоряжений администрации. Для определения состояния дисциплины, нами были предприняты наблюдения, во-первых, — срока прохождения распоряжений от высшего администратора к исполнителю, во-вторых, — 36 Посадский А. Каким консультантам можно доверять на российском рынке? // https://www.cap.ru/ cap/DAILY/zeim_seminar/Consulting/k_6.htm 37 Гастев А. К. Трудовые установки. М., 1973. С. 8. статут труда (ЦИТ). Гастев считал, что консультант по управлению должен действовать по принципу: вначале я нарисую аналитическую картину рабочего места, а затем уже скажу, как у вас организован завод. ЦИТ, директором которого был А. Гастев, стал одним из самых крупных консалтинговых учреждений не только страны, но и мира. В ЦИТ приезжали перенимать передовой опыт многочисленные делегации из Германии, Франции, Англии, США. В 1920-е гг. успешно действовали многочисленные институты, секции бюро и курсы НОТ, возникали и распадались массовые движения рационализаторов, разрабатывались, а иногда и внедрялись довольно успешные методикг НОТ, готовились квалифицированные кадры специалистов, широко велись социально-экономические и технико-организационные эксперименты. Одиь только ЦИТ подготовил около 20 тыс. компетентных инструкторов. В те годь клиентам предлагались десятки управленческих программ. По сравнению с аналогичными западными методиками, ряд наших программ выступал даж< приоритетным. Консультативными центрами становились создаваемые ЦИТом многочисленные орга-станции. Пример научно-исследовательской \ внедренческой деятельности одной и3 них приведен ниже. Разработкой принципов НОТ и управленческим консультированием занимаюсь также JIM. Керженцев, И.М. Ьурдянский, Ф.Р. Дуиаевсют, НА. Вит ке, М.П. Рудаков и др. Наряду с изучением теоретических принципов управ соотношения исполненных и неисполненных распоряжений и, в третьих, — времени задержки исполнения распоряжения исполнителями и промежуточными инстанциями. Наблюдения показали, что распоряжения администрации выполняются примерно, процентов на 60—70. Остальные 30—40 проц. распоряжений, часто весьма важных, затериваются либо в промежуточных инстанциях, либо доходя до исполнителей, все-таки не выполняются ими. Срок прохождения распоряжений колеблется от 3 до 7 дней. Количество случаев нарушения иерархического порядка, т.е. обращения не в порядке подчиненности и обходов непосредственного начальства весьма значительно. Это дало нам основание сделать предварительное, провизорное заключение о слабости дисциплины производственной и административной на фабрике. Аля выяснения знания работниками фабрики своих прав и обязанностей, нами было проведено анкетное обследование. При сопоставлении 5тих анкет обнаружилась их полная несходност И совершенно своеобразное понимание каждьи* •отдельным работником как организационно! Структуры всей фабрики, так и своих прав и обя данностей. Имеются случаи, когда один работни Считает себя подчиненным другому, тогда ка гэтот другой считает, что первый ему совершен No не подчинен. В большинстве случаев обязан мости, а в особенности права, кроме общих фор 'лулировок, работникам ф-ки неизвестны. Наблюдение инстанционности велось таким па Ьядком: мы остановились на каком-нибудь работ чике, который считал нужным разрешить какой нибудь вопрос, и наблюдали, к кому он для раз Ьешения этого вопроса обращается. Оказалось Sto для разрешения часто весьма несложных вог Ьосов, нужно пройти 3, 4 и более инстанции Были даже случаи, когда для решения вопроса •неправильно подсчитанном заработке и невыг лате вознаграждения за дополнительный отпуо рабочие проходили 8 инстанций, затрачивая н: это от 2 до 3 и даже 7 рабочих дней. Для окончательной сводки и проверки первы Наблюдений мы наблюдали, чем лица высшей а/ министрации заняты в течении своего рабочег дня, кто, с какими вопросами и по каким делам Чим обращается. Затем эти наблюдения срав^ вались с представлением данного администрг гора о своих правах и обязанностях, изложенны Им в анкетном порядке. Оказалось, что лица вые шей администрации тратят до 50 и даже до 70е своего времени на вопросы, которые их ведени ленческой науки велись широкие исследования в области социальных технологий (В.В. Добрынин, М.М. Бирштейн, С.Д. Стрельбицкий и др.). В 1920—е гг. для подготовки организаторов использовали так называемые «орга-игры», одним из инициаторов которых был В.В. Добрынин. В начале 1930-х гг. под руководством М.М. Бирштейна была разработана и проведена первая в мире деловая игра, связанная с управленческим консультированием. В 1930—1950-х гг. исследования проблематики научного управления в России прекратились. Новая эра развития управленческого консалтинга в нашей стране датируется приблизительно серединой 60-х гг. В целом эволюцию управленческого консалтинга можно разделить на несколько этапов. Первый этап (конец 60-х — начало 70-х гг.) отмечен изучением экономических и социально-психологических аспектов организационных отношений на производстве, противоречий между формальной и неформальной структурами организации, разрешений организационных конфликтов и выработкой практических рекомендаций. Второй этап (конец 1970-х гг.) ознаменован изучением процедуры и механизма принятия управленческих решений: информационного обеспечения, отношений руководства и подчинения, их влияния на качество и содержание решений и т.д. совершенно не подлежат и которые могут быть прекрасно разрешены низшими служащими. Все эти наблюдения подтвердили наши первоначальные заключения и позволяют нам считать систему управления фабрики неудовлетворяющей основным положениям управления промышленного предприятия и требующей рационализации. Выяснив это положение, мы пришли к такому заключению: на фабрике, с сложившимися исторически традициями и привычками, изменение иерархической части системы управления, т.е. порядка подчиненности и организационной схемы, не может дать положительных результатов. Сначала нужно внедрить на фабрике организационную дисциплину, т.е. привычку неуклонно действовать по определенному организационному стандарту, неуклонно придерживаться организационного режима. Следовательно, центр тяжести работы в области рационализации системы управления нужно перенести на внедрение дисциплины в психологию работников фабрики. Поэтому, на первое время, мы ограничились небольшим числом практических предложений: 1. Точное установление распределения времени лиц высшей администрации. Мы считаем необходимым, во-первых, точно установить, каких административных и технических работников директор фабрики и его помощники должны принимать периодически, для обсуждения с ними основных вопросов фабричной жизни, и в какое время дня директора эти периодические доклады должны происходить. Расписание времени докладов даст значительный результат в 2-х направлениях. Во-первых, — даст возможность директору в определенное время сосредоточиться на определенном вопросе, не занимаясь в это время никакими другими делами, и тем самым уделить ему большее внимание и дать более правильное разрешение. Во-вторых, — заставит каждого высшего работника подготовить все вопросы, требующие разрешения директора, ибо он будет знать, что кроме назначенного ему времени, директор его не примет. В расписание дня должно входить: время приема подчиненных лиц, продолжительность каждого доклада, время доклада высшему администратору, время совещаний и т.п., время общего приема по служебным делам и время общего приема по личным делам. Общие приемы по служебным делам мы вводим как временную меру, ибо при правильной организации, того быть не должно. При неуклонном проведении данной системы, само собой выкристаллизуется то количество, тот контингент лиц, с коими высшая администрация должна иметь постоянное общение. При распределении времени необходимо уделить достаточное время, не менее 15-20% рабочего дня, для личных занятий администратора основными вопросами производства и хозяйства фабрики. В это время администратор не должен никого принимать. Вторая мера — замена устных распоряжений письменными. Мы предложили все основные В начале 1980-х гг. — третий этап — осознание безвыходности и застоя вызвали особый интерес к проблемам модернизации, что выразилось в исследовании различных типов нововведений. В 1970—1980-е гг. появились работы по истории и критике американского менеджмента (ДМ. Гвишиани, А.И. Пригожий, Ю.П. Васильев, М.М. Крейс-берг, И.Г. Минервин, В.Ф. Сорокина, Т.Н. Калиновская), а также практические разработки в области промышленной социологии, построенные на российском материале (В.Г. Подмарков, А.А. Зворыкин, СТ. Гурьянов, Ю.И. Дубер-ман и др.). Популяризацией идей управленческого консультирования занимались эстонские консультанты Р.К. Юксвярава и М.Я. Хабакук38, а также российские ученые А.И. Пригожий и Ю.Д. Красовский. В период 1970— 1980-х гг. были распространены следующие основные виды управленческого консультирования: ♦ консультирование проекта — консультант на основе диагностики и собственных знаний, опыта сам вырабатывает и предлагает руководству организации (ведомства) проект конкретного решения реальной проблемы; ♦ консультирование процесса — специальными средствами консультант организует групповую работу сотрудников организации-клиента с целью поиска нужного решения (например, в виде проблемных совещаний или практических деловых игр); распоряжения давать исключительно в письменном виде, для чего снабдить всех административных работников фабрики блокнотами служебных записок, при чем распоряжение должно писаться с копией, остающейся у давшего распоряжение, с обозначением срока выполнения. При такой системе всегда возможно проверить исполнение распоряжения и установить ответственность в случае его невыполнения. Третьим дисциплинирующим моментом мы считаем заводскую почту. По нашим наблюдениям До 75% времени служебных разговоров растрачивается совершенно бесполезно вследствие непривычки кратко и сжато формулировать свои мысли. Для внедрения краткой формулировки и Устранения потери времени на хождение, мы наряду с письменным распоряжением вводим заводскую почту. Организация такой почты весьма проста. На столе у каждого работника имеются 2 корзины для входящей и исходящей почты. 2 мальчика-курьера через каждые 1£ минут обходят всех работников фабрики, забирают от них почту и передают им адресованную. Четвертая мера — введение ответственности, равной для всех, за проступки и невыполнение распоряжений. Правила внутреннегс распорядка ф-ки предусматривают взыскания (2 выговора и увольнение), но таковые фактически не применяются и ответственности никто не несет. Мы полагаем совершенно необходимым жестко ввести систему взысканий. Возможно, что при этом ф-ке придется расстаться с 1-2 ценными работниками. Это не должно смущать, ибо польза, приносимая такими работниками, значительно меньше, чен/ то развращающее влияние, каковое они распространяют на ф-ке. Мы считаем указанные 4 мероприятия первыми шагами к внедрению организационного режима Только тогда, когда это войдет в обиход фабрики и станет для всех обычным и необходимым можно перейти к следующему, к созданию нормальной организационной схемы и инструкции Сокращено и адаптировано по источнику: Организация труда. 1924. № 2-3. С. 57-61. Эстонские специалисты первыми легитимизировали в пределах СССР термин «управленческое консультирование», вынеся его в заглавие своей книги: Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А Управленческое консультирование: теория и практика. М., 1988. ♦ консультирование через рефлексию — на основе диагностики консультант представляет руководителю картину его собственной деятельности с целью вызвать у него осознание собственных ошибок и стремление корректировать свое поведение; ♦ консультирование через взаимообучение — консультант по специальной программе организует непосредственный обмен навыками и достижениями между руководителями разных служб и организаций; ♦ учебное консультирование — консультант в аудиторной обстановке демонстрирует работникам управления уже отработанные пути и способы решения разных нетривиальных задач39. На практике консультанты пользовались этими видами консалтинга в их сочетании, исходя из характера задачи и ситуации на объекте. При этом важная отличительная черта методов управленческого консультирования состояла в том, что они выступали средством активного включения работников в содержательный поиск путей и форм осуществления изменений в собственной среде. Последний, четвертый этап связан с процессом перестройки 1985 г. Только теперь обозначился реальный спрос на консультационные услуги. Консультанты получили реальную возможность участвовать в совершенствовании управления на сугубо коммерческих условиях. С конца 1980-х — начала 1990-х гг. проблемы управленческого консультирования становятся важнейшим направлением теоретических исследований и управленческой практики. Формируется институт внешнего и внутреннего консультирования, формируется рынок профессиональных консалтинговых услуг, создаются консалтинговые компании, профессиональные ассоциации (в том числе «Ассоциация консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР)», «Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АКЭУ)», Московский клуб консультантов по бизнесу и политике, а также пока единственная в России Школа консультантов по управлению), выходит до десятка журналов, специализирующихся в этой области. Анализ социальных технологий управления, практический опыт их применения на предприятиях и в учреждениях можно встретить в работах А.П. Посадского, А.С. Шанцера, Ю.Л. Котляревского, В.В. Щербины, B.C. Дудченко и др. В 1980—1990-е гг. достаточно широко развивалось управленческое консультирование с применением инновационных и организационных игр. Чтобы удовлетворить требования клиентов и привлечь дополнительных, консультанты предложили новые услуги, они смело вышли за пределы управления и занялись вопросами технологии, систем связи, контроля качества, промышленного дизайна и т.д. Крупные и мелкие консультативные фирмы продолжают интернационализировать операции по поиску новых рынков, приспосабливаясь к изменениям в международной экономике. В крупных консультативных фирмах зарубежные операции дают 30—70% дохода40. По экспертным оценкам, число консультантов в России, которые работают в разных сферах консалтинга — от юридического до управленческого — в течение прошедших десяти лет десятикратно увеличилось. Примерно в тех 39 Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука. 1989. С. 119. Подробнее см.: Землянская Ю.А. Управленческое консультирование: сущность, задачи, методы // Прикладная социология и менеджмент: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. А.И. Кравченко. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 387-389. же пропорциях расширилась сфера приложения их сил — количество видов консалтинга и прикладных исследований. Один из самых быстрорастущих видов предпринимательства в стране — независимая консультация. В послевоенное время в развитии управленческого консультирования сменилось, по мнению А.И. Пригожина41, три поколения, или три волны. Первое представление бывшими предпринимателями, руководителями, управленцами, достигшими на деловом поприще успехов и по личным причинам отошедшими отдел. Консультирование представляло собой простой процесс передачи накопленных знаний и практического опыта. Это были скорее советы, нежели проекты. Передача жизненного опыта молодому поколению российских менеджеров — процесс столь же объективный, сколь и позитивный. Однако у него есть свои недостатки: экс-управленцы рекомендуют сегодня делать так, как они это делали вчера. По своему происхождению консультанты второго поколения были своего рода «разночинцами» — университетские преподаватели и исследователи, работники аппарата управления, просто толковые специалисты по какой-либо одной управленческой операции. «Третью волну» породил рыночный спрос. Поскольку при разделении управленческого процесса на отдельные звенья часто оказывалось, что изменить одно нельзя без изменения другого, возникла потребность в целостном подходе, системности решений. Эту нишу стала заполнять новая плеяда консультантов, которые предлагали не советы или проекты, а методическое обеспечение решения проблем организации. В большинстве своем это социологи, психологи, экономисты. Они руководствовались следующими при нципами: ♦ гораздо эффективнее заниматься не разовыми улучшениями, а постоянным развитием организации; ♦ развивать ее можно лишь как единое целое; ♦ этот процесс можно осуществлять только через развитие персонала; ♦ развитие персонала наилучшим образом достигается через его вовлечение в решение реальных проблем своей организации; ♦ главным средством решения этих задач являются специальные методы. Именно они составляют основу квалификации консультанта. Так началось процессное консультирование, получившее также название «организационное развитие»42. Это целая школа в управленческом консультировании со своей идеологией и объединениями на национальном и мировом уровнях. В нашей стране консалтинг конституировался в самостоятельную практическую и методолого-методическую отрасль знания только в середине 1990-х гг. По разным оценкам, в 2002 г. в России насчитывалось порядка 10 000 управленческих консультантов. По сведениям Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ), на рынке России действует около 300 малых, средних и крупных консалтинговых фирм российского происхождения, около 30 филиалов и представительств зарубежных консалтинговых и консалтингово-аудиторских компаний, около 6 тыс. российских бухгалтерско-аудиторских фирм, атакже ряд тренинговых, юридических, информационных, инжиниринговых и инвестиционных фирм, предоставляющих наряду с другими и консал- Пригожин А.И. Становление управленческого консультирования в России // https://www.big.spb.ru/ publications/other/upr_cons_ruussia.shtml о международном профессиональном языке используется английское название «Organizational Development» (OD). тинговые услуги. Кроме того, существует большое количество специалистов, занимающихся консалтингом в индивидуальном порядке (сотрудники государственных научно-исследовательских и проектных институтов, преподаватели образовательных учреждений и т.д.)43. Первые центры, журналы, профессиональные сообщества специалистов сформировались в первой половине 90-х гг. и получили свое признание, свой рынок клиентов. В системе повышения квалификации сейчас широко используются социолого-психологические и менеджмент-бизнесовые курсы. Активные методы обучения — деловые игры, анализ конкретных ситуаций, ролевые, коммуникативные и сенситивные тренинги знакомят участников занятий с психологической теорией и методикой, отрабатывают у них навыки общения и взаимодействия с коллегами, подчиненными и руководителями, помогают освоить систему многоэтапной оценки резерва руководящих кадров, психологическое тестирование, с помощью деловой игры участвовать в разработке профессиограмм, наконец, познакомиться с методологией профессионального клиринга. Во второй половине 1990-х гг. достаточно часто начали проводиться специализированные выставки и семинары, в частности «Консалтинг», «Деловые услуги» и «Всемирная школа бизнеса». В них принимали участие более 120 компаний и около 6500 посетителей. Консалтинговая выставка -^ это не только канал продвижения своих интеллектуальных услуг, но и форма демонстрации ноу-хау, разного рода рекламных материалов, место организации семинаров и «круглых столов», заключения выгодных контрактов. В самый разгар российского кризиса (август-октябрь 1998 г.) многие консалтинговые и обучающие компании отмечали резкое увеличение спроса на свои услуги. Кризис побудил российских бизнесменов переосмыслить происходящее, искать новые решения в условиях, когда счет времени шел на недели и даже на дни. Другими словами, кризис стал мощным стимулятором консалтинговых и образовательных услуг. Были и потери, некоторые маркетинговые фирмы изменили профиль своей деятельности или прекратили ее вовсе. Причина простая: уменьшение объема рынка, места на котором становятся дороже.44 В последнее время специалисты стали все активнее изучать рынок консалтинговых и социологических услуг в России, перспективы его дальнейшего развития. В частности, можно назвать эмпирические исследования, проведенные аспирантами социологического факультета МГУ М.В. Юрасовой, П.В. Малышевой и др. Проведенный анализ состояния современного рынка консалтинговых услуг показал, что основными направлениями дальнейшего развития управленческого консультирования в России являются: профессионализация проведения комплексных социологических исследований, способствующих выработке и принятию управленческих решений, повышение спроса на комплексный консалтинговый анализ, дальнейшее расширение (увеличение) специализации работающих консультантов, упрощение работы консультантов по управлению за счет некоторой алгоритмизации консалтингового процесса45. 43 Посадский А. Каким консультантам можно доверять на российском рынке? // https://www.cap.ru/ cap/DAILY/zeim_seminar/Consulting/k_6.htm 44 Фролов Д. Российский консалтинг — это всерьез и надолго // https://www.kaluga.ru/buscenter/observes/ observes2.shtml 45 Юрасова М.В. Управленческое консультирование: социологические методы и технологии. Автореф.канд. дис. М.: МГУ, 2000. Было установлено, что российский рынок консалтинга по объему значительно уступает аналогичному рынку любой развитой страны. Исследования консалтингового рынка проводились также Ассоциацией Консультантов по Экономике и Управлению (АКЭУ), журналами, в том числе «Деньги», и рейтинговыми агентствами, в частности «Эксперт-Pa». Национальной Гильдией Профессиональных Консультантов и консультационной компанией «СПЛАН-ХОЛДИНГ» в 2000—2001 гг. проведен анкетный опрос руководителей ассоциаций консультантов, директоров и заместителей директоров консалтинговых фирм, ведущих специалистов консалтинговых фирм46. Анкета была разослана более чем в 1000 адресов, ответы получены от 120 компаний. Результаты исследования свидетельствуют о гетерогенности рынка, где присутствуют компании самого разного возраста: с одной стороны, это фирмы с 10-летнем стажем, с другой — молодые, работающие на рынке 2—3 года. Все компании в основном ориентированы на национальный и международный рынки — московские компании достаточно неохотно осваивают региональные рынки. В среднем число сотрудников в консультационной фирме не превышает 50 человек. Независимо от количества штатных сотрудников все компании дополнительно приглашают специалистов на временные проекты. Наиболее распространенными видами деятельности компаний являются: ♦ финансовое управление (60% фирм); ♦ маркетинговое консультирование, общее управление и информационные технологии (по 53%); ♦ производственный консалтинг и консалтинг в сфере администрирования (по 33%). К услугам консалтинговых фирм чаще других прибегают предприятия и организации, работающие в сфере товарного производства, топливно-энергетическом комплексе, атакже структуры государственной власти. Большинство клиентов — компании общероссийского масштаба. Удельный вес фирм, работающих в пределах одного региона либо на международном рынке, невелик. В качестве наиболее распространенных клиентов 40% опрошенных назвали фирмы с оборотом более 1 млн долл. От консультанта требуется диагностировать проблему клиента на базе полученной информации, спланировать действия заказчика и оценить полученные результаты. Выявлены два типа задач управленческого консультирования: 1) самостоятельное решение консультантом проблем управления и 2) оснащение клиента специальными методами решения проблем для получения результатов в будущем. По мнению опрошенных, консультанты в равной степени сталкиваются как с теми, так и с другими задачами. Соотношение задач в ряде случаев зависит от возраста консультационной компании. К фирмам, давно работающим на рынке, чаще обращаются за получением готового результата, а к более молодым компаниям — за методикой работы. По всей видимости, репутация и стабильность компании сильно влияет на доверие клиента к консультанту и готовность допустить последнего во внутренний мир фирмы. В большинстве случаев решение проблемы занимает от 1 до 3 либо от 3 до 6 месяцев47. 47 С|нализ Рынка консалтинговых услуг-2001 // https://www.splan.ru/partners/ngpc_opr/resultl.htm Там же.
|