Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процесс и стадии консультирования
Процесс консультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения определенной задачи и осуществления желаемых изменений в организации-клиенте. В литературе можно найти различные трактовки способа разделения процесса консультирования на фазы. Обычно выделяют от трех до десяти таких фаз. Трехфазную модель предлагает известный российский социолог А.И. Пригожий48: ♦ Первый этап — организационная диагностика, которая определяет основную проблему предприятия; ♦ Второй этап — выработка проектов решений проблем, выявленных в результате организационной диагностики; ♦ Третий этап —реализация решений. Таким образом, консультационный процесс у него включает три основных этапа: оргдиагностику, выработку решений и разработку реализационных процессов. Задача оргдиагностики заключается в выявлении, оценке и классификации проблем организации, а также в определении основных направлений развития организации. Ее главная цель — выяснить, где искать решение проблемы. Оргдиагностика бывает общей (знание проблемной и сильных сторон организации) и частной, ориентирующейся на конкретный комплекс проблем или одной проблемы, выявляющей ее истоки, состояние и способы решения. Выделяют два источника диагностической информации: а) информация, получаемая со слов работников данной организации (опрос экспертов и респондентов); б) информация, получаемая из объективных источников: статистическиеданные о функционировании данной организации. Для сбора нужной информации социолог прибегает к различным методам: наблюдению, опросу, тестированию, анализу документов и т.д. Выработка решений — самая сложная и трудоемкая часть работы консультанта. Современная наука вооружила его разнообразными методиками разработки таких решений. Главными среди них являются: ♦ метод саморефлексии (консультант демонстрирует руководителю картину его собственной деятельности так, что тот сам видит изъяны в деятельности своей организации, на этой основе он переосмысливает собственный метод и стиль работы), ♦ деловая игра — метод интенсивного группового поиска эффективных решений в ситуации, когда традиционные методы выработки решений (сбор предложений, совещания, конференции) не дают нужного эффекта. В нашей стране сложилось целое направление, именуемое игротехникой, которого, пожалуй, нет ни в одной другой стране. Третья стадия управленческого консалтинга —реализация и внедрение управленческого решения. На данном этапе нередко используется метод узкой базы, когда какое-то решение сначала реализуется на небольшом организационном пространстве в каком-то из подразделений с тем, чтобы, пройдя Пригожий А.И. Становление управленческого консультирования в России // https://www.big.spb.ru/ publications/other/upr_cons_ruussia.shtml через процесс взаимоадаптации, это новшество получило признание, а затем распространилось на всю организацию. По мнению представителей Таллиннской школы 1980-х гг. (М. Хабакук, Я. Лейманн), весь процесс управленческого консультирования можно разделить на три этапа, ни один из которых не должен игнорироваться: 1. Диагностика, или выяснение проблем, действительно существующихв деятельности заказчика. 2. Составление проекта совершенствования управления, разрешение проблемы. 3. Оказание помощи при внедрении проекта. В то же время каждый из названных этапов в свою очередь представляет собой процесс, состоящий из ряда подэтапов, которые объединены в следующую блок-схему (рис. 22): Рис. 22. Блок-схема процесса управленческого консультирования Всегда необходимо сохранять общую логику процесса консультирования, а уже отдельные подэтапы этого процесса строить в зависимости от ситуационных факторов. Исследования, проведенные таллинскими консультантами, показали, что даже хорошо обученные высшие руководители не могут реализовать полученные знания из-за того, что их ближайшие коллеги не обучены таким же образом. Курсы, организованные внутри предприятия позволяют дать всем участникам одинаковые знания и умения, но такие курсы очень редко удается организовать на хорошем уровне. Соединяя практические нововведения на предприятии с параллельным обучением администрации новым приемам работы, таллиннские консультанты используют популярную на Западе теорию организационного развития (organization development). Она предполагает комплекс мероприятий, которые проводятся вне предприятия при участии 15—35 руководителей, продолжительностью 1—2 дня каждый раз. При подготовке каждого конкретного мероприятия консультант изучает факты, связанные с темой мероприятий, интервьюирует руководителей, просит подготовить письменные и устные доклады соответствующим начальникам подразделений и т.д. В начале мероприятия консультант сообщает участникам результаты исследования. Его дополняют соответствующие начальники подразделений. После этого начинают искать решение. В основном используется групповая работа (60—80% времени). Состав групп (3—7 чел.) при этом назначается и изменяется, исходя из поставленных вопросов. Консультант является катализатором групповой работы: он вмешивается при падении активности. Наряду с этим консультант делает маленькие сообщения, в ходе которых предлагает теоретические решения и руководит обсуждением итогов групповой работы. Основная цель таких мероприятий — сократить до минимума разрыв между обучением и работой над совершенствованием управления, используя при этом умственные ресурсы консультантов и руководителей. Руководители могут вне повседневной обстановки заниматься повседневными или перспективными проблемами и в то же время учиться новому, интересоваться опытом других предприятий и т.д. Мероприятие кончается выводами и предложениями, на основе которых принимают решения: сделать что-то по-другому уже со следующего дня, продолжить исследование и т.д. Итоги мероприятия подводят директор предприятия и консультант. Следующее мероприятие начинается с сообщения директора о ходе использования выводов и предложений предыдущего мероприятия. На нем можно продолжить обсуждение тех же проблем или начать заниматься новыми по вышеизложенной логике. Для большей эффективности рекомендуется проводить серию мероприятий, но вполне возможно провести такое мероприятие и отдельно. Эффективность каждого мероприятия зависит, в первую очередь, от качества подготовки. Важным является умение участников работать в группах, для этого выработан ряд упражнений, направленных на тренировку групповой работы, которые включаются в состав почти каждого мероприятия. Таллиннские консультанты (X. Аусмеэс, Я. Лейман) разработали концепцию (рис. 23) и методику анализа предприятия (EVA), основные составляющие которой показаны на рис. 24. Процесс работы в соответствии с данной методикой EVA состоит из шести логически связанных этапов: Рис. 23. Основные элементы концепции анализа предприятия (EVA) и их взаимосвязь (Источник: О. Завьялов, X. Аусмеэс, Я. Лейман. Концепция анализа предприятия (EVA). Теория и практика управленческого консультирования. Таллин, 1985, с. 112) Рис. 24. Общая схема методики анализа предприятия (EVA) (Источник: О. Завьялов, X. Аусмеэс, Я. Лейман. Методика и опыт анализа предприятия. Теория и практика управленческого консультирования. Таллин, 1985. С. 116) Первый этап — подготовительный. В нем основное внимание уделяется разъяснению слушателям сущности концепции EVA и его связей с другими современными концепциями совершенствования управления. Слушателям выдается соответствующий методический материал и список обязательной литературы. Продолжительность этапа 5 ч. На втором этапе основное внимание концентрируется на осуществлении пунктов блока 7 основной схемы методики EVA. Раскрываются сущность, содержание и значение понятия роли предприятия, динамики предприятия и стратегии предприятия. Для этого используется ситуация «Стратегия». Кроме этого, слушатели получают домашнее задание — каждый участник должен по заданной методике составить описание роли предприятия, на котором он (она) работает. Проводится первоначальный выбор объектов анализа, т.е. тех предприятий, где будут работать группы анализа, предварительное формирование групп анализа и руководителей групп (консультантов). Продолжительность этапа 20 ч. Содержанием третьего этапа является ознакомление с блоком 3 основной схемы методики EVA. Открываются сущность и значение внешней среды организации, ее влияние на существующее и возможное будущее состояние организации. Для этого используется ситуация «История одного предприятия». Проводится обсуждение и защита курсовых работ по роли предприятия. Окончательно определяются объекты анализа, группы анализа и их руководители. Дается очередное домашнее задание — каждая группа должна по заданной методике провести анализ ожиданий (требований) смежных организаций к анализируемой в данный момент и возможные изменения в их будущем. Продолжительность этапа 20 ч. Четвертый этап содержит в себе объяснение блоков 4 и 2 основной схемы методики EVA. Открываются сущность и значение стратегии предприятия, ее составных частей и их взаимосвязей. Внимание уделяется также конкретным методам диагностики. Обсуждаются домашние задания. Для этого используются выпускные работы предыдущих слушателей (удачные и неудачные). Продолжительность этапа 20 ч. На пятом этапе группы анализа проводят на конкретном предприятии целую неделю. Программу деятельности этой недели, набор и объем конкретных анализируемых вопросов, используемые методы и собираемые данные определяет сама группа вместе с руководителем. Опыт показывает, что практически невозможно и нецелесообразно разрабатывать какую-нибудь типовую программу недели анализа. Очень много зависит от ситуативных и субъективных факторов анализируемой организации, группы анализа и ее руководителя. На базе результатов анализа каждая группа должна составить выпускную работу и защитить ее перед комиссией по заданной процедуре. Защита и обсуждение выпускных работ является содержанием заключительного шестого этапа процесса EVA. Американское Агентство по Международному Развитию (US AID) предлагает четырехфазную модель процесса консультирования (рис. 25). Рассмотрим другую, пятифазную4 модель, которая более распространена в отечественной практике и включает в себя: подготовку, диагноз, планирование действий, внедрение и завершение. Подготовка. На этой фазе консультант начинает работать с клиентом: они встречаются, пытаются узнать как можно больше друг о друге, обсудить и определить проблему и на этой основе договориться об объеме задания и выбранном подходе. Подготовка — в значительной степени упражнение на совместимость: клиент хочет быть уверенным, что имеет дело с нужным ему консультантом, а консультант намерен убедиться, что он именно тот, кто нужен и способен справиться с проблемами данного клиента. Рис. 25. Четырехфазная модель процесса консультирования''9 Таким образом, в ходе контактов и мероприятий на начальной стадии процесса консультирования необходимо достичь гораздо большего, чем определить круг полномочий. Опыт показывает, что основа успешного выполнения задания — ясное представление о том, что может быть достигнуто. Результаты первых контактов, обсуждений, исследований и опытов планирования потом отражаются в контракте на консультирование, подпись которого может считаться завершением первой стадии. Диагноз (или организационная диагностика). Вторая фаза процесса консультирования является одновременно первой истинной операционной фазой. Ее цель — изучить проблему, стоящую перед клиентом, детально и глубоко, выявить факторы и силы, влияющие на данную проблему, и подготовить всю необходимую информацию для принятия решения о том, как организовать работу по решению проблемы. Другая цель — тщательно изучить важные аспекты взаимосвязи между рассматриваемой проблемой и общими целями и результатами деятельности организации клиента, а также определить, насколько клиент способен осуществлять изменения и эффективно решать проблемы. В принципе диагноз проблемы не включает работу по ее решению. Это будет сделано на следующем этапе — планировании действий. Диагноз может привести к заключению о том, что проблему нельзя решить или решение ее не оправдывает затрачиваемых усилий. Часто одно только диагностирование позволяет выявить и изучить возможные решения, поэтому нельзя проводить жесткую линию между этим и следующим этапом. Диагноз вовсе не призван фиксировать успехи и достижения организации, он вскрывает ее больные точки. Часто консультант выявляет то, чего никак не Источник: Развитие рынка управленческого консультирования в России // https://manage.ru/ consulting/consjiowto.shtml ожидал увидеть клиент, или, что он предпочел бы скрыть от взгляда посторонних. Ясно, что диагностика деликатных ситуаций требует большого такта. Планирование действий. Цель третьей фазы — выработка проектов решений проблем, выявленных в результате организационной диагностики, попытка найти окончательное решение проблемы. Данная стадия включает в себя выработку одного или нескольких решений диагностированной проблемы, выбор одного из альтернативных вариантов решений, представление предложений клиенту и подготовку к осуществлению решения, принятого клиентом. Важно, что основы для эффективного планирования действий закладываются высококвалифицированной диагностической работой, т.е. детальным, точным и всесторонним анализом проблемы и ее причин, а также факторов и сил, влияющих на процесс перестройки в организации-клиенте. Желательно, чтобы клиент участвовал в планировании действий еще активнее, чем в диагностической фазе. Важный аспект планирования действий — разработка стратегии и тактики осуществления изменений. Необходимо учесть, например, ожидаемые проблемы со стороны служебного персонала и преодолеть сопротивление изменениям. Внедрение. Четвертая фаза — кульминация совместных усилий консультанта и клиента. С точки зрения клиента, основная цель консультационного задания — внедрить изменения, ведущие к реальным улучшениям. Консультант также стремится не столько к тому, чтобы о его предложении хорошо отзывались другие, сколько к тому, чтобы оно было претворено в жизнь с хорошими практическими результатами. Если нет внедрения, процесс консультирования нельзя считать завершенным. Предложенные изменения становятся частью новой социальной реальности организации. При этом могут возникать новые проблемы, выявиться ложные решения или ошибки в планировании. Сопротивление нововедениям может способствовать серьезным отклонениям от первоначальных целей и результатов диагностики. Поскольку невозможно предвидеть все связи, события и отношения, очень важно следить за реализацией внедрения и своевременно вносить поправки, т.е. помощь профессиональных консультантов может понадобиться и после внедрения. Стадия реализации решений очень важна, так как одна из типичных характеристик российских организаций, по наблюдениям А.И. Пригожина — хроническая нереализуемость большинства даже очень хороших решений. Завершение. Пятая и заключительная фаза процесса консультирования включает в себя несколько операций. Работа консультанта во время выполнения задания, использованные методы, осуществленные изменения и полученные результаты должны быть оценены как клиентом, так и консультирующей организацией. На данной стадии представляются и принимаются заключительные отчеты. Происходит денежный расчет в соответствии со взаимными обязательствами. После завершения всех операций консультант покидает клиента, а задание по консультированию считается завершенным только по взаимному согласию сторон. Недостаточно выполнить свое задание профессионально. Завершение работы и уход также должны быть профессиональными: время и форма выхода из дела должны быть выбраны грамотно.
|