Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы и методы выборки






К сожалению, в социологической литературе, причем не только в отечествен­ной, но и в зарубежной, не наведен порядок в отношении четкой классифика­ции типов выборки и методов ее получения. Можно встретить самые разные названия для одного и того же типа выборки. Нет единого взгляда на то, ка* разделяются выборки на главные и второстепенные типы, что куда относится Кратко охарактеризуем точку зрения группы известных социологов.

В ставшей уже классическим учебником книге «Социологическое исследова ние» В А. Ядов не дает четкой схемы распределения типов выборки по группам \ видам. Однако из контекста ясно, что автор выделяет: 1) репрезентативную ста тистическую выборку и 2) целевую аналитическую выборку7. При небольших пс численности генеральных совокупностях применяют одну из разновидностей первого типа — случайную бесповторную выборку, при больших генеральны) совокупностях используют многоступенчатый отбор по районам.

Г.Г. Соколова8 различает следующие способы формирования выборочное совокупности: а) метод типичных отдельных случаев, называемый также монографическим; б) статистические выборочные методы. Последние можнс разделить на две основные группы: выбор по усмотрению (неслучайный) \ случайный (вероятностный) выбор. Выбор по усмотрению подразделяется ге целенаправленный и выбор по квотам. Квотная выборка строится как модель

Иногда целевую выборку называют «социологической», в ней обеспечивается представительство ш признакам, выявленным в предыдущих социологических исследованиях, а для реализации таки: выборок могут использоваться таксономические процедуры.

Словарь прикладной социологии / [Сост. К.В. Шульга; Редкол.: Г.П. Давидюк (отв. ред.) и др.] Минск: Изд-во «Университетское», 1984. С. 18-20.

воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот (пропор­ций) распределения изучаемых признаков. При целенаправленной выборке из генеральной совокупности выбираются типичные элементы с тем, чтобы таким образом получить уменьшенную модель генеральной совокупности. Случайный (вероятностный) выбор подразделяется на: чисто случайный, выбор слоями (районирование), выбор гнездами (серийный).

Н.Н. Чурилов предлагает типологию выборки, которую с некоторыми ого­ворками можно считать наиболее распространенной в отечественной социоло­гии или, скажем так, популярной. К случайным выборкам он относит: 1) веро­ятностную, 2) систематическую, 3) районированную (стратифицированную), 4) гнездовую, а кнеслучайным — 1) «стихийную», 2) квотную, 3) метод «основ­ного массива»9. Сюдаже следует добавить метод «снежного кома».

Известный специалист по тендерной социологии Г.Г. Силласте10 предлага­ет иную классификацию. У нее выборка подразделяется на вероятную (случай­ную) и целенаправленную. К первой относятся четыре метода: 1) собственно слу­чайный отбор (для генсовокупности не более 800 единиц), который подразде­ляется на а) случайно-бесповторный и б) случайно-повторный методы; 2) механическая выборка; 3) серийная выборка; 4) гнездовая выборка. Во вторую включены: 1) репрезентативная, 2) квотная и 3) стихийная выборки (рис. 8).

Рис. 8. Виды выборочных совокупностей (выборок), применимых для социологического исследования финансово-банковской сферы

9 Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования. Киев: Наукова дум­ка, 1986. С. 13-27.

10 Силласте Г.Г. Методика и техника социологических исследований в сфере экономики и финансов.Учебное пособие для студентов финансовых вузов. Ч. 2: Рабочая тетрадь. М.: ФА, 1998. С. 38.

В статистической науке в зависимости от способа отбора различают вы­борки следующих типов:

1) случайная выборка с возвратом;

2) случайная выборка без возврата;

3) механическая;

4) типическая;

5) серийная.

В маркетинге, по мнению Е.П. Голубкова, при формировании выборки используются вероятностные (случайные) и невероятностные (неслучайные) методы. Если все единицы выборки имеют известный шанс (вероятность) быть включенными в выборку, то выборка называется вероятностной. Если эта вероятность неизвестна, то выборка называется невероятностной. Веро­ятностные методы включают: простой случайный отбор, систематический отбор, кластерный отбор и стратифицированный отбор. Простой случайный отбор может осуществляться с помощью следующих методов: формирование выборки вслепую и с помощью таблицы случайных чисел".

Обобщив разнообразные точки зрения, можно заключить, что во всех слу­чаях типы выборки делятся на вероятностные (случайные) и невероятностные (неслучайные, целевые, целенаправленные). Ярких представителей каждого типа немного, например, случайная безвозвратная выборка явно принадлежит первому типу, а квотная наилучшим образом характеризует достоинства и не­достатки второго, невероятностного типа. Гораздо больше таких видов и мето­дов выборки, которые можно отнести к смешанным. Их можно включить и в первый и во второй типы, а можно отнести лишь к одному из них. Ошибки не будет и в том случае, если придумать некий третий тип, назвать его, допустим, комбинационным и занести туда смешанные виды. Их особенность состоит в том, что вероятностные приемы отбора в них присутствуют частично — на од­ном из этапов, в нарушенном виде (смещенная выборка), в одном из элементов или приемов отбора. Их недостаток заключается в том, что репрезентативность получаемой информации находится под вопросом. Хотя это вовсе не означает, что смешанные типы выборки всегда нерепрезентативны. Они могут быть реп­резентативными, а могут и не быть, поэтому объявлять такие типы выборки нерепрезентативными нельзя. В них сложно установить репрезентативность, используя классические статистические приемы. Но кто говорит, что в будущем наука не шагнет дальше, прибавив к традиционным какие-либо нетрадицион­ные способы определения репрезентативности данных?

Описав кратко проблему типологии выборочных методов, перейдем к характеристике наиболее распространенных.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал