Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вакон, закономерность, тенденция
Разговор о социальных, равно как и о статистических, законах и закономерностях мы уже практически начали в предыдущих параграфах, осталось разобраться в их сущности. Уже древние говорили о том, что общественная жизнь управляется законами, но под ними они понимали или требования нравственного долга, или юридические нормы. В европейском обществознании представление о социальных законах формировалось на протяжении многих десятилетий.Первоначально под ними подразумевались прежде всего законы, устанавливаемые людьми, — юридические нормы, права государства, моральные нормы, традиции, обычаи, — которые предлагалось отличать от естественно-научных, существующих в природе, но не в обществе. Так, в «Философии права» Гегель настаивал на том, что юридические законы, в отличие от естественных, имеют «своим источником людей»19. По мнению Гегеля, закономерностью исторического процесса являлся объективный дух, находивший свое выражение в связях и отношениях людей. О том же достаточно отчетливо выразился французский социолог конца XIX — начала XX в. Рэне Вормс, который отмечал, что слово «закон» может рассматриваться с двух точек зрения: с точки зрения юридической и с точки зрения естественно-исторической20. Закон, создаваемый законодателем и применяемый судебной властью, является повелительным решением, предписыва ющим отдельным людям поступать таким-то образом или избегать того-то. Естественно-исторический закон указывает на постоянную связь между явлениями, она устанавливается в серии наблюдений. Социология, по Вормсу, не предписывает правила, как это делает законодательная власть. Напротив, она, подобно физике, объективно фиксирует постоянные отношения между явлениями. Ее интересует неизменный и однообразный характер отношений между причинами и следствиями в явлениях социальной жизни. Истинные различия между юридическими и естественными законами удалось выявить только в наши дни. Дело не только в том, что первые конструируют люди, а вторые создает природа. Но начнем с описания их сходства: в основе тех и других, как это ни покажется странным, лежит статистическое наблюдение. Постоянно наблюдая за восходом солнца, человек давным-давно вывел естественно-научную закономерность движения дневного светила. Наблюдая за транспортными происшествиями, специалисты в 2002 г. установили, что до 70% иномарок с правым рулем попадают в аварии, и предложили Госдуме к 2007 г. ввести закон, запрещающий их ввоз на территорию России. В том и другом случае необходимо обобщение большого числа фактов как предварительный этап обнаружения некой регулярности. Но если в случае природной закономерности человек, будучи не в силах как-то повлиять на природу или предписать ей свои правила, ограничивается тем, что констатирует факт, то силой 19 Гегель Г.В.Ф. Философия права //Соч.: В 12 т. Т. 7. М.-Л.: Гос. изд-во, 1934. С. 18. Вормс Р. Социологические законы и их особенности. СПб., 1913. юридического закона человек запрещает определенные действия как угрожающие человеку и обществу. Первый вид закона назовем описывающим, а второй —предписывающим. Именно в этом и состоит принципиальная разница между ними. Вернемся к истории вопроса. Прослеживая весь путь формирования идеи социального закона в западноевропейской мысли XVIII — XIX вв., российский социолог А.Б. Гофман свел воедино самые разные точки зрения и пришел к выводу, что «социология выросла из констатации трех законов, относящихся к социальному развитию: 1) социальное развитие существует, оно носит постоянный и универсальный характер; 2) в его основе лежит рост знания, прежде всего научного, которое практически реализуется в развитии техники и промышленности; 3) общество в своем развитии совершенствуется, т.е. в нем действует закон прогресса. Последний закон в известной мере подытоживает первые два и имеет особенно важное значение в качестве предпосылки становления социологии и характерной черты ее первоначальной истории»21. В работе «О духе законов» Ш. Монтескье дал четкое обоснование закона общественных явлений и отметил его огромную роль в построении общественной жизни. О. Конт определяет закон как постоянную связь, последовательность и сходство явлений, и эту связь в принципе можно выразить при помощи цифр. Г. Спенсер отметил, что любое человеческое общество является организмом и подобно ему следует в своей жизни всем мировым законам движения и эволюции: закону интеграции или сплочения и закону дифференциации или усложнения, закону ритма, закону равновесия и т.п. Особое место у него занимает закон борьбы за существование, открытый еще Ч. Дарвиным. Спенсер указывал и на чисто социологический закон — закон общественного сотрудничества и разделения общественного труда, лежащий в основе каждого человеческого общества. Пожалуй, особняком стоит только Э. Дюркгейм, считавший, что социологические законы могут быть лишь короллариями более общих психологических законов. Значительное внимание этой теме уделяли и в России, где во второй половине XIX — начале XX в. было опубликовано много работ русских социологов (П.Л. Лавров, ПА. Сорокин, К.М. Тахтарев, Н.К. Михайловский, Н.И. Ка-реев, М.М. Ковалевский, Г.В. Плеханов и др.), посвященных социальным законам. Вчастности, К.М. Тахтарев в обобщающей работе о социологии (1919) перечисляет множество социологических законов: общие законы, законы последовательности и связи явлений общественной жизни, законы соотношения явлений, статистико-социологические законы, а также законы ограниченности, связности, сотрудничества, соотношения, непрерывности, совместности, сосуществования, всеобщей однородности, подчиненности и равновесия и закон наслоений22. В статье о циклических концепциях социально- исторического процесса, появившейся в 1927 г. в американском журнале «Social Forest», ПА. Сорокин причислял социологию к области знания, изучающей повторяющиеся феномены, которые дают возможность понять регулярности социальных процессов. Там, где нет повторений, там нет возможности формулировать социологические законы или достоверные обобщения. А без них социология как номографическая наука исчезает. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: [Учеб. пособ. для вузов. 2-е изд., исправ.) М.: а «книжный дом «Университет», 1997. С. 43. Тахтарев К.М. Наука об общественной жизни (Социология). Пг., 1919. С. 338. Б21 Особенно широкое распространение термин «социологические законы» получил в послевоенный период, начиная с 1950-х гг. Объяснялось это установившейся еще в 1930-е гг. научной диктатурой исторического материализма, требовавшего вслед за Гегелем, на философии которого он произрос, обстоятельного анализа всемирно-исторических законов развития общества, особенно тех, которые должны были привести к социалистической революции. Если с термином «общественно-исторические законы» было почти все ясно, то введенный советскими социологами термин «социологические законы» вызывал много споров. Чем они отличаются от общественных и социальных законов? Какова роль в их обнаружении эмпирических исследований и статистики? Каким путем они открываются — индуктивно, двигаясь от упрямых фактов к выявлению устойчивой тенденции, или дедуктивно, распространяя абстрактные суждения на сферу эмпирической реальности? В одной из первых работ на подобную тему советский философ В.П. Рожин23, указав на то обстоятельство, что к началу 1960-х гг. в отечественной науке не сложилось единого понимания социологического закона, тут же отметил, что впервые вопрос о понятии социологического закона был поставлен в статье немецкого социолога Ю. Кучинского «Социологические законы», опубликованной еще в 1957 г.24 В ней автор предлагал различать законы исторического материализма, управляющие общественно-экономическими формациями, и социологические законы, регулирующие отношения между двумя или несколькими сферами общества. Вскоре взгляды Ю. Кучинского были подвергнуты резкой критике со стороны В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзона, В.В. Колбанов-ского, И.С. Нарского, Е.Е. Глезермана и др. за отстаивание права на самостоятельное существование социологии как науки, наряду с историческим матери - Врезка
|