Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примеры паспортички выборки






1.Основной целью социологического исследования, проведенного B.C. Жу­равлевым41 в 1999 г. в школах и училищах Екатеринбурга, было выявление пре­обладающих форм и субъектов насилия по отношению к подросткам, а также определение катализирующих его факторов. В качестве объекта анализа рас­сматривалась группа подростков от 14 до 16 лет. Сбор информации осуществ­лялся методами анкетирования и нарративного интервью. Среди опрошенных подростков юноши составляют 46, 8, девушки — 53, 2%. По возрастным харак­теристикам респонденты распределились следующим образом: 14 лет — 23%, 15 лет — 54, 4%, 16 лет — 22, 6%. Преобладание в выборке пятнадцатилетних объясняется тем, что в этой группе представлены наиболее типичные черты образа жизни подростков. 80% респондентов обучаются в общеобразователь­ных школах, 20% — в училищах. 74, 2% опрошенных подростков живут в пол­ных семьях, без отца воспитываются 21, 0%, без матери — 4, 8%. Большинство учатся на «4» и «3» — 48, 3%, на «4» и «5» учатся 27, 7%, на «4» — 14, 5%, на «3» -7, 3%, на «5» - 2, 2%.

2.Заказчик — неправительственная организация: Международная ассоциа­ция по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Общероссийское исследование проведено научным коллективом «ГАЛСИ» летом—осенью 1992 г. среди город­ского населения семи экономических зон. Выборка многоступенчатая, райони­рованная по методу квот, ее объем — 1290 респондентов, из которых 125 — эк­сперты. Экспертный опрос осуществлен по квотной выборке. Опрос проведен в 12 городах, среди которых крупные (столичные), средние и малые, выполня­ющие функции как городов-транзитов, так и «потребителей» наркотиков42.

3.Аннотация социологического исследования «Предвыборная ситуация в России в 1995 г.», проведенного Центром социологических исследований МГУ. Дата опроса: 6 — 15 декабря 1995 г. Цель — изучение предвыборной си­туации в России на последнем этапе избирательной кампании, анализ элек­торального поведения населения страны, динамики ее изменения. Метод: интервью продолжительностью 50 минут — 1 час. Сбор полевой информации осуществлялся региональными социологическими службами по стандарти­зированному вопроснику. Полевому этапу предшествовал инструктаж руко­водителей опросной сети. Объект — взрослое (18 лет и старше) население России. Выборка: 1) объем выборки — 3710 респондентов; б) тип выборки — стратифицированная, многоступенчатая, случайная на этапе отбора респон­дентов, репрезентативная для избирателей РФ. Опрос проведен в 66 субъек-

41 Журавлев B.C. Почему агрессивны подростки? С. 134—136.

42 Силласте Г.Г. Новая наркоситуация в России: результаты исследования // Социологические иссле­дования. 1994. № 6. С. 138-145.

тах Российской Федерации, пропорционально представляющих все регио­ны страны. В опросе участвовали жители 182 населенных пунктов, в том числе 30 областных, краевых и республиканских центров. Опрошено 1378 респондентов в 36 малых и средних городах, в поселках городского типа — 1229, в 116 сельских населенных пунктах — 1103 респондента. Половозраст­ная структура респондентов в целом репрезентирует население РФ. Среди опрошенных 43% мужчин и 57% женщин. По возрастной структуре имеют место два отклонения, до 3 % каждое, в следующих группах населения: от 18 до 24 лет — в сторону уменьшения, от 45 до 49 лет — в сторону увеличения. Контроль — поэтапный: а) выездной за работой опросной сети; б) компью­терный контроль за полнотой заполнения анкет и логической непротиворе­чивостью данных, в) выборочный (10%) контроль правильности ввода дан­ных на ЭВМ. Обработка данных: январь 1996 г. на ЭВМ IBM PC AT 486 с использованием пакетов SPSS и СУБД Paradox43.

4. В 1966 г. Комитетом по печати при Совете Министров РСФСР было про­ведено исследование спроса городского населения страны на книги с целью получения данных об объеме и структуре спроса, о покупательских интересах и предпочтениях. Исследование проводилось в шести регионах: Воронежской, Восточно-Казахстанской, Гомельской, Кемеровской, Запорожской областях и в Башкирской АССР. Оно было организовано по методу многоступенчатой рай­онированной выборки в книжных магазинах и по месту жительства различных групп населения. Методом анкетного опроса было обследовано около 38 тыс. человек. В 1978 г. в тех же регионах было проведено повторное исследование (опрошено свыше Ютыс. человек), которое позволило выявить тенденции раз­вития спроса на книжную продукцию. В табл. 1 представлены данные о тема­тике приобретаемых книг. Они показывают, что...44

Врезка

Перепись Сахалина А.П. Чеховым'

3 90-х гг. XIX столетия попытку переписать на-; еление Сахалина, по собственной инициативе, предпринял великий русский писатель А.П. Че­сов. Он лично обходил дома и заполнил тысячи 1ереписных карточек. Эти карточки, хранящие­ся до сих пор, — убедительное свидетельство: райней нищеты, безграмотности и бескультурья кителей Корсаковки, Михайловки, Красного Яра, \рмудана, Арково, Владимировки, Корсаковско-

0 поста и других населенных пунктов острова.1з записей Чехова: «Обыкновенно вопрос пред-1агают в такой форме: " Знаешь ли грамоте? " —

1 же спрашивал так: " Умеешь ли читать? " — и это

При подготовке данного материала использова­лась информация с веб-сайта Госкомстата Рес­публики Башкортостан: https://www.bashstat.ru/ Docs/Perepis/newl.htm

во многих случаях спасало меня от неверных от­ветов, потому что крестьяне, не пишущие и уме­ющие разбирать только по печатному, называют себя неграмотными. Есть и такие, которые из скромности прикидываются невеждами: " Где уж нам? Какая наша грамота? " — и лишь при повто­рении вопроса говорят: " Разбирал когда-то по печатному, да теперь, знать, забыл. Народ мы темный, одно слово — мужики"». Цифры той переписи говорят о том, что насе­ление на острове — 28 113 душ, в том числе женщин — 7641. Плотность населения была при­мерно один человек на две квадратные версты. На территории трех округов насчитывалось 12 тысяч крестьян. В том числе " лиц, не принадле­жащих к этим сословиям", сосчитано: ссыльно каторжных 4979, ссыльно переселенцев — 8934, поселенцев из каторжан — 1566. Эта перепись не охватила все население. Не доверяя, ей жители целыми деревнями уходи-

3 Информация с веб-сайта: https://www.nns.ru/elects/president/ankl09.html Чернова Н.В. Изучение факторов, определяющих спрос на книжную продукцию // Социологичес­кие исследования. 1980. № 1. С. 127-128.

5. В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос о расши­рении участия женщин в движении за коммунистическое отношение к тру­ду и преодоление трудностей, стоящих на пути осуществления этой цели. Оп­ределенное представление об этих трудностях и формах решения вопроса дает социологическое исследование, результаты которого мы рассматриваем в на­стоящей статье. В качестве объекта его выбраны работники машинострои­тельных, главным образом станкостроительных, предприятий, где женщи­ны составляют 42% всех занятых. Социологическое обследование проводи­лось в 1975—1977 гг. среди рабочих-станочников 1 ГПЗ (Москва). Московского станкостроительного завода им. Серго Орджоникидзе, Таллин­ского производственного объединения «Таллэкс», Ульяновского завода тя­желых и уникальных станков, Люберецкого завода сельскохозяйственногс машиностроения им. Ухтомского, Ленинградского машиностроительногс объединения им. Карла Маркса. Применялся метод случайной выборки. Пс нашим данным, выполнение норм выработки...45

6. Одна из основных целей исследования, проведенного в Краснодаре отделом семьи И.СИ АН СССР (1981 г.), заключалась в уяснении характер; отношений, условно обозначенных «работа—дом», выявлении основных мо ментов, за счет которых эти две важнейшие сферы человеческой жизнедея тельности нередко входят в противоречие. Исследование осуществлялось п< международной программе, цель которой — выявить характерные измененю семьи в европейских странах. Проинтервьюировано 150 человек — 75 муж чин и 75 женщин. Среди опрошенных 53, 3% рабочих, 14, 7% служащих, 323 специалистов, имеющих высшее образование46.

7. Весной 2000 г. Российским независимым институтом социальных и нацио нальных проблем по заказу Фонда Ф. Эберта было проведено социологическо!

ли в тайгу. Тем не менее она сыграла большую положительную роль. Вот еще несколько цифр, взятых из ее материалов. На Сахалине было 5, 6 тыс. мелких индивидуальных крестьянских хо­зяйств. Причем семейных 3, 4 тыс., остальные хозяйства вели одиночки, тюремные и другие учреждения. Среди крестьян — сплошная негра­мотность. Огромна диспропорция полов. На 1 тысячу мужчин приходилось 372 женщины. Люди прибывали на Сахалин из 96 областей и губерний России, Кавказа, Сибири, Средней Азии, Княжества Финляндского. Переписывая ссыльных Сахалина, писатель внес вклад не только в историю острова, но и в русскую литературу. Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин». Путевые заметки из этой серии нагляд-

но отображают жизнь обитателей острова и тру, переписчика, которым стал на время Чехов. «Эту работу, произведенную в три месяца одни! человеком, в сущности, нельзя назвать nepeni/ сью; результаты ее не могут отличаться точне стью и полнотой, но, за неимением более серь езных данных ни в литературе, ни в сахалински канцеляриях, быть может, пригодятся и мо цифры» — так отзывался о сахалинской пере писной эпопее сам писатель.

45 Сидорова Т.Н. Женщина — передовик производства: профессиональная и бытовая ситуации // Ссциологические исследования. 1980. № 1. С. 102-107.

46 Арутюнян М.Ю. О распределении домашнего труда в семье // Социологические исследования. 198№ 2. С. 140-142.

S87

исследование «Россияне о судьбах России в XX в. и своих надеждах на XXI в.» по репрезентативной всероссийской выборке. Опрошено 2050 человек из Мос­квы (6, 3% от общего числа опрошенных), Санкт-Петербурга (4, 6%), Северо-Западного района (5, 7%), Волго-Вятского района (5, 6%), Центрального райо­на (12, 1%), Центрально-Черноземного района (5, 7%), Поволжского района (10, 9%), Северо-Кавказского района (12, 0%), Уральского района (12, 7%), За­падно-Сибирского района (8, 9%), Восточно-Сибирского района (6, 4%), Даль­невосточного района (5, 2%) в 58 населенных пунктах, из которых 10, 9% от об­щего числа представляют мегаполисы, 43, 6% — областные (краевые, республи­канские) центры, 21, 2% — районные центры, 24, 3% — сельские населенные пункты. Респонденты относятся к различным социальным группам: 29, 7% от общего числа опрошенных — рабочие; 5, 6% — инженеры и инженерно-техни­ческие работники; 3, 7% — гуманитарная интеллигенция; 4, 4% — работники государственной торговли, сферы услуг, транспорта, связи и жилищно-комму­нальных хозяйств; 4, 2% — служащие, 3, 3% — предприниматели; 24% —жите­ли села; 3, 5% — военнослужащие и сотрудники Министерства внутренних дел; 15, 9% — городские пенсионеры; 2, 6% — студенты; 3, 4% — безработные. Сред­ний возраст респондентов — 44 года (22% — 30 лет и моложе; 45, 6% — от 31 до 50 лет; 32, 4% — 51 год и старше). Среди опрошенных 49, 3% мужчин и 50, 7% жен­щин. По национальной принадлежности: 82, 8% —русских; 5, 8% —украинцев и белорусов; 5, 0% — татар; 2, 6% — представителей народов Кавказа и Закавка­зья; 3, 8% —представителей других народов47.

8. Исследование «2001: Интернет-аудитория г. Москвы: использование Ин­тернет и образ жизни» проведено компанией «RI-VITA. Marketing Research & Consulting» (опубликовано в: «Практический маркетинг». 2001. № 52. С. 22—24). Цель исследования — сформировать представление об Интернет-аудитории г. Москвы. Задачи исследования — выявить:

1)характеристики Интернет-аудитории — долю Интернет-пользователей среди населения Москвы и их социально-демографический профиль;

2)основные направления использования Интернет: время и место рабо­ты, частоту выхода и продолжительность нахождения в Интернет, мотивы работы с Интернет, предпочтения к Интернет-провайдерам;

3)особенности покупательского пове­дения — использование Интернет-мага­зинов: частота посещений, заказываемые товары, стоимость разовой покупки, при­чины неудовлетворенности процедурой покупки в Интернет-магазинах;

4)отношение к Интернет — основ­ные мотивы использования Интернет различными социально-демографиче­скими группами;

5) Особенности образа жизни; а) использование традиционных

СМИ: телевидения и радио;

Элбакян Е.С., Медведко СВ. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения россиян//Социологические исследования. 2001. № 8. С. 103-111.

b) предпочтения к провайдерам пейджинговой и мобильной связи;

c) выбор места для проведения отпуска и предпочитаемый досуг.

Метод сбора информации — опрос по телефону на основе структурирован­ного вопросника с полузакрытыми вопросами. Проведено 1319интервью, из них 310 отобрано для анализа. Выборка — двухступенчатая: на первой ступе­ни случайным образом отбирались номера телефонов домохозяйств, на вто­рой ступени респонденты выбирались по половозрастным характеристикам. В каждом домохозяйстве опрашивался один человек. Размер выборки репре­зентирует население Москвы в возрасте от 15 до 60 лет, использующее Ин­тернет не реже одного раза в месяц. Единица опроса — мужчина/женщина от 15 до 60 лет, использующий/ая Интернет не реже одного раза в месяц. Рек­рутирование — по телефону на основе Инструкции по рекрутированию рес­пондентов. Метод анализа данных — для определения различий в распреде­лениях была использована формула предельной ошибки выборки. Довери­тельный интервал для предельной ошибки выборки — 95%. При анализе данных также использовались методы дескриптивной и многомерной стати­стики (анализ средних, корреляция, кластерный анализ). Генеральная сово­купность — полученные результаты могут быть репрезентированы на всю ге­неральную совокупность со средней ошибкой выборки +5, 6%. Сроки прове­дения: февраль — апрель 2001 г.48

Как видим, хроническая болезнь отечественных социологов — отсутствие или недостаточно высокая методическая культура. Она касается не только организации и проведения полевого исследования, но и публикации его ре­зультатов в открытой печати. Подобный факт известен всем, и о нем посто­янно говорят с 1960-х по 2000-е гг.

Согласно данным исследования В.В. Солодникова49, который провел вто­ричный анализ публикаций в трех академических журналах, а именно «Со­циологические исследования», «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» за 1986—1992 гг., ни социологи, ни психологи не утомляют себя вы­движением, обоснованием и проверкой гипотез. Большинство ученых (от 61% психологов до 92% социологов) обходится без такого познавательного инструмента, нарушая все каноны научного метода. Только в 8% социоло­гических публикаций гипотезы формулируются в явном виде. Плохо обсто­ит дело у социологов и психологов с описанием объекта исследования: мало кто указывает количество опрошенных, пол и возраст респондентов, редко сообщается уровень образования опрошенных, место проживания, продол­жительность семейной жизни (для состоящих в браке), доход и профессио­нальный статус. Проблема репрезентативности, т.е. сравнение выборочной и генеральной совокупностей по указанным признакам, почти совсем не об­суждается. Кроме того, единичны упоминания социологов о пилотаже ин­струментария, об использовании ранее апробированных методик. Хотя са­мым распространенным методом сбора эмпирической информации высту­пает опрос, редко кто описывает, какой именно его вид применялся в зависимости от места, времени или способа заполнения анкеты.

48 Информация с веб-сайта: https://www.ri-vita.ru/

49 Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы // Социологи­ческие исследования, 1994. № 6. С. 130-138.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал