Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примеры паспортички выборки
1.Основной целью социологического исследования, проведенного B.C. Журавлевым41 в 1999 г. в школах и училищах Екатеринбурга, было выявление преобладающих форм и субъектов насилия по отношению к подросткам, а также определение катализирующих его факторов. В качестве объекта анализа рассматривалась группа подростков от 14 до 16 лет. Сбор информации осуществлялся методами анкетирования и нарративного интервью. Среди опрошенных подростков юноши составляют 46, 8, девушки — 53, 2%. По возрастным характеристикам респонденты распределились следующим образом: 14 лет — 23%, 15 лет — 54, 4%, 16 лет — 22, 6%. Преобладание в выборке пятнадцатилетних объясняется тем, что в этой группе представлены наиболее типичные черты образа жизни подростков. 80% респондентов обучаются в общеобразовательных школах, 20% — в училищах. 74, 2% опрошенных подростков живут в полных семьях, без отца воспитываются 21, 0%, без матери — 4, 8%. Большинство учатся на «4» и «3» — 48, 3%, на «4» и «5» учатся 27, 7%, на «4» — 14, 5%, на «3» -7, 3%, на «5» - 2, 2%. 2.Заказчик — неправительственная организация: Международная ассоциация по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Общероссийское исследование проведено научным коллективом «ГАЛСИ» летом—осенью 1992 г. среди городского населения семи экономических зон. Выборка многоступенчатая, районированная по методу квот, ее объем — 1290 респондентов, из которых 125 — эксперты. Экспертный опрос осуществлен по квотной выборке. Опрос проведен в 12 городах, среди которых крупные (столичные), средние и малые, выполняющие функции как городов-транзитов, так и «потребителей» наркотиков42. 3.Аннотация социологического исследования «Предвыборная ситуация в России в 1995 г.», проведенного Центром социологических исследований МГУ. Дата опроса: 6 — 15 декабря 1995 г. Цель — изучение предвыборной ситуации в России на последнем этапе избирательной кампании, анализ электорального поведения населения страны, динамики ее изменения. Метод: интервью продолжительностью 50 минут — 1 час. Сбор полевой информации осуществлялся региональными социологическими службами по стандартизированному вопроснику. Полевому этапу предшествовал инструктаж руководителей опросной сети. Объект — взрослое (18 лет и старше) население России. Выборка: 1) объем выборки — 3710 респондентов; б) тип выборки — стратифицированная, многоступенчатая, случайная на этапе отбора респондентов, репрезентативная для избирателей РФ. Опрос проведен в 66 субъек- 41 Журавлев B.C. Почему агрессивны подростки? С. 134—136. 42 Силласте Г.Г. Новая наркоситуация в России: результаты исследования // Социологические исследования. 1994. № 6. С. 138-145. тах Российской Федерации, пропорционально представляющих все регионы страны. В опросе участвовали жители 182 населенных пунктов, в том числе 30 областных, краевых и республиканских центров. Опрошено 1378 респондентов в 36 малых и средних городах, в поселках городского типа — 1229, в 116 сельских населенных пунктах — 1103 респондента. Половозрастная структура респондентов в целом репрезентирует население РФ. Среди опрошенных 43% мужчин и 57% женщин. По возрастной структуре имеют место два отклонения, до 3 % каждое, в следующих группах населения: от 18 до 24 лет — в сторону уменьшения, от 45 до 49 лет — в сторону увеличения. Контроль — поэтапный: а) выездной за работой опросной сети; б) компьютерный контроль за полнотой заполнения анкет и логической непротиворечивостью данных, в) выборочный (10%) контроль правильности ввода данных на ЭВМ. Обработка данных: январь 1996 г. на ЭВМ IBM PC AT 486 с использованием пакетов SPSS и СУБД Paradox43. 4. В 1966 г. Комитетом по печати при Совете Министров РСФСР было проведено исследование спроса городского населения страны на книги с целью получения данных об объеме и структуре спроса, о покупательских интересах и предпочтениях. Исследование проводилось в шести регионах: Воронежской, Восточно-Казахстанской, Гомельской, Кемеровской, Запорожской областях и в Башкирской АССР. Оно было организовано по методу многоступенчатой районированной выборки в книжных магазинах и по месту жительства различных групп населения. Методом анкетного опроса было обследовано около 38 тыс. человек. В 1978 г. в тех же регионах было проведено повторное исследование (опрошено свыше Ютыс. человек), которое позволило выявить тенденции развития спроса на книжную продукцию. В табл. 1 представлены данные о тематике приобретаемых книг. Они показывают, что...44 Врезка Перепись Сахалина А.П. Чеховым' 3 90-х гг. XIX столетия попытку переписать на-; еление Сахалина, по собственной инициативе, предпринял великий русский писатель А.П. Чесов. Он лично обходил дома и заполнил тысячи 1ереписных карточек. Эти карточки, хранящиеся до сих пор, — убедительное свидетельство: райней нищеты, безграмотности и бескультурья кителей Корсаковки, Михайловки, Красного Яра, \рмудана, Арково, Владимировки, Корсаковско- 0 поста и других населенных пунктов острова.1з записей Чехова: «Обыкновенно вопрос пред-1агают в такой форме: " Знаешь ли грамоте? " — 1 же спрашивал так: " Умеешь ли читать? " — и это При подготовке данного материала использовалась информация с веб-сайта Госкомстата Республики Башкортостан: https://www.bashstat.ru/ Docs/Perepis/newl.htm во многих случаях спасало меня от неверных ответов, потому что крестьяне, не пишущие и умеющие разбирать только по печатному, называют себя неграмотными. Есть и такие, которые из скромности прикидываются невеждами: " Где уж нам? Какая наша грамота? " — и лишь при повторении вопроса говорят: " Разбирал когда-то по печатному, да теперь, знать, забыл. Народ мы темный, одно слово — мужики"». Цифры той переписи говорят о том, что население на острове — 28 113 душ, в том числе женщин — 7641. Плотность населения была примерно один человек на две квадратные версты. На территории трех округов насчитывалось 12 тысяч крестьян. В том числе " лиц, не принадлежащих к этим сословиям", сосчитано: ссыльно каторжных 4979, ссыльно переселенцев — 8934, поселенцев из каторжан — 1566. Эта перепись не охватила все население. Не доверяя, ей жители целыми деревнями уходи- 3 Информация с веб-сайта: https://www.nns.ru/elects/president/ankl09.html Чернова Н.В. Изучение факторов, определяющих спрос на книжную продукцию // Социологические исследования. 1980. № 1. С. 127-128. 5. В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос о расширении участия женщин в движении за коммунистическое отношение к труду и преодоление трудностей, стоящих на пути осуществления этой цели. Определенное представление об этих трудностях и формах решения вопроса дает социологическое исследование, результаты которого мы рассматриваем в настоящей статье. В качестве объекта его выбраны работники машиностроительных, главным образом станкостроительных, предприятий, где женщины составляют 42% всех занятых. Социологическое обследование проводилось в 1975—1977 гг. среди рабочих-станочников 1 ГПЗ (Москва). Московского станкостроительного завода им. Серго Орджоникидзе, Таллинского производственного объединения «Таллэкс», Ульяновского завода тяжелых и уникальных станков, Люберецкого завода сельскохозяйственногс машиностроения им. Ухтомского, Ленинградского машиностроительногс объединения им. Карла Маркса. Применялся метод случайной выборки. Пс нашим данным, выполнение норм выработки...45 6. Одна из основных целей исследования, проведенного в Краснодаре отделом семьи И.СИ АН СССР (1981 г.), заключалась в уяснении характер; отношений, условно обозначенных «работа—дом», выявлении основных мо ментов, за счет которых эти две важнейшие сферы человеческой жизнедея тельности нередко входят в противоречие. Исследование осуществлялось п< международной программе, цель которой — выявить характерные измененю семьи в европейских странах. Проинтервьюировано 150 человек — 75 муж чин и 75 женщин. Среди опрошенных 53, 3% рабочих, 14, 7% служащих, 323 специалистов, имеющих высшее образование46. 7. Весной 2000 г. Российским независимым институтом социальных и нацио нальных проблем по заказу Фонда Ф. Эберта было проведено социологическо! ли в тайгу. Тем не менее она сыграла большую положительную роль. Вот еще несколько цифр, взятых из ее материалов. На Сахалине было 5, 6 тыс. мелких индивидуальных крестьянских хозяйств. Причем семейных 3, 4 тыс., остальные хозяйства вели одиночки, тюремные и другие учреждения. Среди крестьян — сплошная неграмотность. Огромна диспропорция полов. На 1 тысячу мужчин приходилось 372 женщины. Люди прибывали на Сахалин из 96 областей и губерний России, Кавказа, Сибири, Средней Азии, Княжества Финляндского. Переписывая ссыльных Сахалина, писатель внес вклад не только в историю острова, но и в русскую литературу. Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин». Путевые заметки из этой серии нагляд- но отображают жизнь обитателей острова и тру, переписчика, которым стал на время Чехов. «Эту работу, произведенную в три месяца одни! человеком, в сущности, нельзя назвать nepeni/ сью; результаты ее не могут отличаться точне стью и полнотой, но, за неимением более серь езных данных ни в литературе, ни в сахалински канцеляриях, быть может, пригодятся и мо цифры» — так отзывался о сахалинской пере писной эпопее сам писатель. 45 Сидорова Т.Н. Женщина — передовик производства: профессиональная и бытовая ситуации // Ссциологические исследования. 1980. № 1. С. 102-107. 46 Арутюнян М.Ю. О распределении домашнего труда в семье // Социологические исследования. 198№ 2. С. 140-142. S87 исследование «Россияне о судьбах России в XX в. и своих надеждах на XXI в.» по репрезентативной всероссийской выборке. Опрошено 2050 человек из Москвы (6, 3% от общего числа опрошенных), Санкт-Петербурга (4, 6%), Северо-Западного района (5, 7%), Волго-Вятского района (5, 6%), Центрального района (12, 1%), Центрально-Черноземного района (5, 7%), Поволжского района (10, 9%), Северо-Кавказского района (12, 0%), Уральского района (12, 7%), Западно-Сибирского района (8, 9%), Восточно-Сибирского района (6, 4%), Дальневосточного района (5, 2%) в 58 населенных пунктах, из которых 10, 9% от общего числа представляют мегаполисы, 43, 6% — областные (краевые, республиканские) центры, 21, 2% — районные центры, 24, 3% — сельские населенные пункты. Респонденты относятся к различным социальным группам: 29, 7% от общего числа опрошенных — рабочие; 5, 6% — инженеры и инженерно-технические работники; 3, 7% — гуманитарная интеллигенция; 4, 4% — работники государственной торговли, сферы услуг, транспорта, связи и жилищно-коммунальных хозяйств; 4, 2% — служащие, 3, 3% — предприниматели; 24% —жители села; 3, 5% — военнослужащие и сотрудники Министерства внутренних дел; 15, 9% — городские пенсионеры; 2, 6% — студенты; 3, 4% — безработные. Средний возраст респондентов — 44 года (22% — 30 лет и моложе; 45, 6% — от 31 до 50 лет; 32, 4% — 51 год и старше). Среди опрошенных 49, 3% мужчин и 50, 7% женщин. По национальной принадлежности: 82, 8% —русских; 5, 8% —украинцев и белорусов; 5, 0% — татар; 2, 6% — представителей народов Кавказа и Закавказья; 3, 8% —представителей других народов47. 8. Исследование «2001: Интернет-аудитория г. Москвы: использование Интернет и образ жизни» проведено компанией «RI-VITA. Marketing Research & Consulting» (опубликовано в: «Практический маркетинг». 2001. № 52. С. 22—24). Цель исследования — сформировать представление об Интернет-аудитории г. Москвы. Задачи исследования — выявить: 1)характеристики Интернет-аудитории — долю Интернет-пользователей среди населения Москвы и их социально-демографический профиль; 2)основные направления использования Интернет: время и место работы, частоту выхода и продолжительность нахождения в Интернет, мотивы работы с Интернет, предпочтения к Интернет-провайдерам; 3)особенности покупательского поведения — использование Интернет-магазинов: частота посещений, заказываемые товары, стоимость разовой покупки, причины неудовлетворенности процедурой покупки в Интернет-магазинах; 4)отношение к Интернет — основные мотивы использования Интернет различными социально-демографическими группами; 5) Особенности образа жизни; а) использование традиционных СМИ: телевидения и радио; Элбакян Е.С., Медведко СВ. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения россиян//Социологические исследования. 2001. № 8. С. 103-111. b) предпочтения к провайдерам пейджинговой и мобильной связи; c) выбор места для проведения отпуска и предпочитаемый досуг. Метод сбора информации — опрос по телефону на основе структурированного вопросника с полузакрытыми вопросами. Проведено 1319интервью, из них 310 отобрано для анализа. Выборка — двухступенчатая: на первой ступени случайным образом отбирались номера телефонов домохозяйств, на второй ступени респонденты выбирались по половозрастным характеристикам. В каждом домохозяйстве опрашивался один человек. Размер выборки репрезентирует население Москвы в возрасте от 15 до 60 лет, использующее Интернет не реже одного раза в месяц. Единица опроса — мужчина/женщина от 15 до 60 лет, использующий/ая Интернет не реже одного раза в месяц. Рекрутирование — по телефону на основе Инструкции по рекрутированию респондентов. Метод анализа данных — для определения различий в распределениях была использована формула предельной ошибки выборки. Доверительный интервал для предельной ошибки выборки — 95%. При анализе данных также использовались методы дескриптивной и многомерной статистики (анализ средних, корреляция, кластерный анализ). Генеральная совокупность — полученные результаты могут быть репрезентированы на всю генеральную совокупность со средней ошибкой выборки +5, 6%. Сроки проведения: февраль — апрель 2001 г.48 Как видим, хроническая болезнь отечественных социологов — отсутствие или недостаточно высокая методическая культура. Она касается не только организации и проведения полевого исследования, но и публикации его результатов в открытой печати. Подобный факт известен всем, и о нем постоянно говорят с 1960-х по 2000-е гг. Согласно данным исследования В.В. Солодникова49, который провел вторичный анализ публикаций в трех академических журналах, а именно «Социологические исследования», «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» за 1986—1992 гг., ни социологи, ни психологи не утомляют себя выдвижением, обоснованием и проверкой гипотез. Большинство ученых (от 61% психологов до 92% социологов) обходится без такого познавательного инструмента, нарушая все каноны научного метода. Только в 8% социологических публикаций гипотезы формулируются в явном виде. Плохо обстоит дело у социологов и психологов с описанием объекта исследования: мало кто указывает количество опрошенных, пол и возраст респондентов, редко сообщается уровень образования опрошенных, место проживания, продолжительность семейной жизни (для состоящих в браке), доход и профессиональный статус. Проблема репрезентативности, т.е. сравнение выборочной и генеральной совокупностей по указанным признакам, почти совсем не обсуждается. Кроме того, единичны упоминания социологов о пилотаже инструментария, об использовании ранее апробированных методик. Хотя самым распространенным методом сбора эмпирической информации выступает опрос, редко кто описывает, какой именно его вид применялся в зависимости от места, времени или способа заполнения анкеты. 48 Информация с веб-сайта: https://www.ri-vita.ru/ 49 Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы // Социологические исследования, 1994. № 6. С. 130-138.
|