Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность брака и семьи. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества.






Брак и семья — общественные формы регулирования отношений междулюдьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этихпонятий, они не являются тождественными.Брак— особый социальный институт, исторически обусловленная, со-циально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и ких детям [Зацепин, 1991]. Брак является основой формирования семьи.Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организацииличного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е.отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающимивместе и ведущими совместное хозяйство [Соловьев, 1977]. Родственныесвязи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порожде-ние (родители — дети), брачные отношения (муж — жена, супруги). В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений: - групповой брак - брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе); - полигиния - один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам)- полиандрия - один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая); - моногамия - один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов).- Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко. Семья — существенный фактор эмоционального благополучия лично-сти, определяющий аффективный тон ее мироощущения. Любовь и бракрешающим образом определяют переживание личностью счастья и удовле-творенности жизнью. Люди, состоящие в браке, оказываются счастливееодиноких людей. Согласно М. Аргайлу [1990], удовлетворенность бракомопределяет общую удовлетворенность жизнью и состояние счастья. Ре-зультаты проведенных в США 58 исследований обнаруживают корреля-цию между переживанием субъективного благополучия и супружеством впротивоположность одиночеству на уровне статистической значимости Сначала в эпоху племенных объединений во главе с вождем, а затем в период раннеклассовых государств принципы неравного дарообмена, на которых базировался выкупной брак, приобретали институциональную окраску. Структуры власти (вождь, клан, отец) осуществляли действия, составляющие процедуру бракосочетания:

1. принятие решения о необходимости либо желательности вступления в брак,

2. выбор брачного партнера, заключение брачного контракта, исполнение брачного обряда и ритуальной трапезы.

Покупной брак перестал быть делом только брачующихся, превратившись в часть родоплеменных мероприятий. На мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака - калымный брак. Калым - выкуп за невесту, первоначально выплачивался роду, а позднее - родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Махр - брачный подарок жениха, который принадлежит только невесте. В отличие от него калым делится на две части: б о льшая часть остается у родителей как их собственность, а меньшая передается невесте как “плата за девственность”. Стороне жениха вручался особый список, в котором сторона невесты указывает, что именно и в каком количестве она хотела бы получить в качестве калыма.

В дореволюционной России высокий уровень брачности среди основной части населения, крестьянства во многом объяснялся экономическим образом. Крестьянский парень до женитьбы в деревне всерьез не воспринимался; он не имел голоса в семье, на крестьянском сходе; деревню ему не разрешали покинуть даже на короткий срок. Только после свадьбы он становился полноправным членом семьи и “мира” - сельской общины, обладателем прав и обязанностей полноценного члена крестьянской общества. Аналогичным было положение незамужних крестьянских девушек. Таким образом, невозможность холостой жизни земледельца объясняется материальной необходимостью. Экономическая и морально-этическая необходимость заставляла крестьян жениться при первой же возможности, делая безбрачие практически невозможным. Именно это заставило многих исследователей крестьянской жизни сделать вывод, что такой брак - хозяйственная сделка, а не взаимная склонность.

Характерным было стремление женить детей как можно раньше: парней в 18-20 лет, девушек - в 16-20 лет. Однако в ряде губерний, таких как Курская, Орловская, Рязанская и др., девушек выдавали в 15, 14, 13 и даже в 12 лет. Крестьяне этих губерний при обращении к епархиальным властям мотивировали просьбы разрешить вступить в брак до 16 лет необходимостью иметь в доме работницу или хозяйку.Другая причина брака по расчету - желание избежать службы в армии. Земские врачи считали, что браки до 20 лет преждевременны в силу неполной физической и половой зрелости крестьянской молодежи: в конце X1X в. около 8-10 новобранцев ежегодно получали отсрочку по этим причинам.“Хозяйственный” подход к браку свойствен многим народам. Юкагиры считали, что семья - это группа людей, которая “отдельно ставит шатер или юрту, имеет свой собственный огонь (очаг) и концентрируется вокруг одной женщины-матери”. Симптоматично, что “жениться” у юкагиров дословно означает “приобрести чум”, а не найти любимого человека. Видимо, для менталитета этого народа, понятие “домохозяйство” более точно отражает реальность, нежели термин “семья”.

Первой формой отдельной семьи была большая семья, или домашняя (домовая) община. Еще одно ее название - патриархальная семья. Различаются два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья, состоящая из трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии; горизонтальная большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии.В реальной жизни многие семьи вертикально-горизонтальны, включая, например, родителей и нескольких их сыновей с внуками и правнуками. Там, где существовало домашнее рабство, большая семья включала и рабов. Известны случаи, когда такая семья достигала 200-300 человек, образуя население целого поселка. Все члены семьи жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудиями труда, совместно вели хозяйство. Семью возглавляли “старший” мужчина и “старшая” женщина. Важнейшие дела семьи, например, женитьба или выдача замуж, решались на общем совете, состоявшем из всех взрослых мужчин и женщин. Это была ячейка, обособившаяся внутри родовой общины и отличавшаяся от нее своим близкородственным составом.Большая семья постепенно уступило место исторически новой форме - малой нуклеарной, элементарной семье, воплощавшей в себе начала частной собственности.

3 Функции семьи

Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отражаю-щей как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так исвоеобразие этапов ее жизненного цикла: • экономическую (материально-производственную), хозяйственно-бы-товую. В доиндустриальном обществе семья была первичной производст-венной группой, обеспечивавшей себе все основные материальные условиясуществования или создававшей продукты для обмена. В настоящее времяэкономическая функция семьи определяется объединением доходов еечленов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с по-требностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее чле-нов. Распределение домашних обязанностей и их содержание обусловленыисторической эпохой, условиями жизни, составом семьи и стадией ее жиз-ненного цикла; •репродуктивную (деторождение и воспроизводство населения).А.Г. Харчев [1979] считает эту функцию важнейшей социальной функциейсемьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны. Важность ре-продуктивной функции семьи осознавалась обществом еще в Древнем Ри-ме, где при правлении императора Августа были изданы законы, стимули-рующие рождение детей в семьях римских граждан [Зацепин, 1991].Решение задач планирования рождаемости и воспроизводства населениясоставляет важную функцию государственной политики практически во всех странах, независимо от того, сталкиваются ли они с проблемой кризи-са рождаемости и «дефицита» людских производительных ресурсов или, напротив, — необходимостью ограничения уровня рождаемости; •функцию воспитания детей. Семья выступает институтом первичнойсоциализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общест-ва, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспита-ние в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка сблизким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние го-ды. С возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает сво-его значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее времяименно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальнаяфункция семьи; •сексуально-эротическую. Лишь избирательные, стабильные сексуаль-ные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная инеповторимая личность, создают условия для достижения наиболее пол-ной сексуальной гармонии партнеров; •функцию духовного общения, предполагающую духовное взаимообога-щение членов семьи; информационный обмен; обсуждение наиболее зна-чимых для личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни; общение в контексте восприятия литературныхи художественных произведений искусства, музыки; создание условий дляличностного и интеллектуального роста членов семьи; •функцию эмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающуючувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимо-понимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическуюфункцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступаетформирование у личности потребности в самовыражении и самоактуали-зации; зации; •рекреативную (восстановительную) — функцию обеспечения условийвосстановления нервно-психического здоровья и психической стабильнос-ти членов семьи; • функцию социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несо-вершеннолетних и недееспособных членов семьи) [Зацепин, 1991; Эйде-миллер, Юстицкис, 1999].За последние десятилетия заметно возросло значение функции эмоци-ональной поддержки и принятия (включая эмпатию и привязанность), ре-ализующей потребности человека в аффилиации и любви. В современномобществе любовь является сущностной характеристикой отношений в се-мье, заключение браков определяется в первую очередь наличием любвимежду супругами. Впрочем, и причины разводов в значительном числеслучаев лежат в области эмоционально-личностных отношений супругов: все чаще супруги при разводе ссылаются на утрату чувства любви и эмо- циональной близости, отсутствие эмоциональной поддержки и взаимопо-нимания.Функции семьи не соположены и не равнозначны, они образуют иерар-хическую структуру. Иерархия функций определяется историей семьи каксоциально-культурного института и историей конкретной семьи. Меняетсяона в зависимости от исторического периода, социокультурно^ окруженияи от стадии жизненного цикла семьи. Например, структура и жизнедеятель-ность семьи XIX в. определялись главенством хозяйственно-бытовой функ-ции, опосредствующей все остальные, в том числе и такие важнейшие, какрепродуктивная и воспитание детей. Рождение детей было связано с целе-сообразностью иметь как можно больше работников в семейном хозяйстве.Дети были нужны и как рабочая сила, и как гарант обеспечения родителейв старости. Рождение сына в семье расценивалось как удача, мальчики бы-ли потенциальными работниками, укрепляющими хозяйственное благопо-лучие семьи. Появление на свет дочери, напротив, воспринималось как уг-роза процветанию семьи. Девушки выходили замуж, покидали семью, лишая ее затраченных на их воспитание средств и унося часть имущества вновую семью как приданое.Еще одна функция семьи, практически утраченная в современном обще-стве, — это функция передачи социального статуса. Наследственная монар-хия, передача аристократических титулов по наследству обеспечивали преем-ственность статуса и власти. В настоящее время подобная функцияреализуется лишь незначительным числом богатых высокопоставленных се-мей, причем, как правило, не на основе наследования, а за счет обеспеченияэлитарного образования и введения в соответствующий круг общения. Итак, семья постиндустриального общества утратила две.важные ранее функции —экономическую и функцию передачи социального статуса (Т. Парсонс). В XX в. роль семьи как института социализации подрастающего поколе-ния резко возросла. Увеличилась продолжительность детства, возникли но-вые периоды возрастного развития — к отрочеству, все более расширяюще-му свои хронологические границы, добавилась юность. Особую ценность вжизни семьи приобрела функция воспитания детей, родительская опека уже распространялась на детей не только маленьких, но и взрослых. Бездетностьстала переживаться супругами как состояние глубокой неудовлетворенности семейной жизнью, как потеря смысла брака, возникало чувство самонере-ализованности. Современная семья — семья второй половины XX и начала нашего века — все явственнее утверждает себя в качестве «психотерапевтического союза». Предназначение семьи все в большей степени связывается ссозданием уникальных условий для саморазвития и личностной самореали-зации как супругов, так и детей. Воспитание приобретает характер равно-правного сотрудничества родителей и детей, основанного на уважении правребенка и, в частности, признании его права на самостоятельный выбор жиз-ненного пути. Указанные изменения в иерархии функционального строения семьи отражают, однако, лишь общие тенденции исторического ее развития.Каждая конкретная семья, безусловно, обладает своей уникальной иерархи-ей, отражающей личностные особенности супругов, семейные ценности, со-циокультурные, национальные, этнические традиции, особенности истори-ческой эпохи. Говоря об иерархическом строении функций, надо различатьтакже объективную картину и особенности восприятия этой иерархии чле-нами семьи, т.е. то, какое значение и личностный смысл придают члены се-мьи каждой из этих функций. Восприятие иерархии функционального стро-ения семьи каждым из супругов может значительно различаться. Именноэто порождает нарушения взаимопонимания и взаимосогласованности дей-ствий супругов, конфликты в семье, неэффективность ее функционирова-ния, дисгармоничность и деструкцию. Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельно­сти, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенно­сти личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешатель­ство других членов семьи и т. д.).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал