Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика супружеских взаимоотношений.






Типы взаимодействия в семье

1. Сотрудничество – гибкое распределение ролей в зависимости от стадии жизненного цикла семьи, конкретной ситуации, индивидуальных особенностей членов семьи; взаимная поддержка и взаимопомощь, высокий уровень эмпатии, готовность вместе решать конфликтные ситуации.
2. Паритетные отношения – союз, основанный на взаимной выгоде и равных правах партнеров. По сравнению с сотрудничеством паритетные отношения характеризуются более низкой степенью эмпатии и взаимопомощи. При разрешении конфликтных ситуаций каждый партнер стремится к личной выгоде, игнорируя интересы семьи как целого. Вместе с тем есть готовность искать компромиссное решение, понимание преимуществ сотрудничества с партнером.
3. Соревнование – явно выраженное стремление к первенству на фоне сохранения доброжелательности к партнеру. В семье сочетаются, с одной стороны, кооперация на основе решения общих задач, интересов, эмоциональная поддержка, эмпатия, с другой – стремление утвердить свое превосходство в чем-либо – в профессиональной деятельности, карьере, претензиях на любовь и уважение детей. Однако самоутверждение осуществляется не за счет унижения партнера, а достижением реального превосходства.
4. Конкуренц ия – желание обойти и «подавить» партнера любыми средствами. Превосходство над ним рассматривается как единственный вариант самоутверждения. Отношения супругов окрашены завистью, ревностью к успехам друг друга, ожесточением в борьбе за лидерство и единоличное главенство. Однако и при ярко выраженной конкуренции центростремительные силы обеспечивают сохранение семьи за счет общих задач, интересов и эмоциональной привязанности.
5. Антагонизм – дисфункциональность и дисгармоничность семьи, несовместимость, противоречивость интересов ее членов, хронический всеобъемлющий конфликт, переходящий в кризис, искажение или утрата эмоциональной привязанности. Как правило, антагонизм интересов и отношений супругов приводит к распаду семьи.
6. Соперничество – отличается частыми и открытыми столкновениями супругов, обусловленными несогласованностью семейных ролей и низким уровнем эффективности функционирования семьи; отношения супругов амбивалентны (двойстве нны), враждебность соседствует с доброжелательностью.
7. Псевдосотрудничествосупругов выглядит как вполне благополучные отношения, забота о партнере нередко преподносится в гипертрофированном варианте. Однако реальной помощи и эмоциональной взаимной поддержки в такой семье нет.
8. Изоляцияпредполагает дистантные отношения супругов, в которых внешняя согласованность действий сочетается с эмоциональной разобщенностью.

 

Психологический уровень супружеских отношений имеет много общего с интимно-исповедной формой дружбы и любовными отноше-ниями (например, добрачными отношениями молодоженов). Известно, что главной функцией этих видов межличностных отношений является избирательный контакт, способствующий наиболее полному самовыра-жению личности. Психологическая дисгармония часто выражается в виде отчуждения брачных партнеров, напряженной атмосферы столкновений и конфликтов личностного порядка, когда критике и неприятию подвер-гаются особенности темперамента и характера партнера. Психологически несовместимые партнеры испытывают трудности в распределении ини-циативы, власти и главенства
В экспериментальной работе приняли участие 12 супружеских пар. Возраст супругов от 19 до 30 лет, стаж супружеской жизни от 1 года до 9 лет. В исследовании принимали участие семейные пары с детьми и без детей. Супруги имеют разный уровень образования, разные профессии.
В ходе нашего исследования с помощью методики Т. Лири мы вы-яснили, что в данной группе супружеских пар отмечены различные типы отношений. Так, из представленных Т. Лири 8 типов поведения преобла-дающими (ярко выраженными) в нашей выборке являются: - властно-лидирующий тип – 3 супруга, что составляет 12, 5% от общего числа выборки; - сотрудничающе-конвенциальный тип и смешанный по 2 чел., что составляет по 8, 33% от общего числа выборки; - ответственно-великодушный тип, подчиняемый тип, недоверчи-во-скептический и независимо-доминирующий типы отмечены по 1 че-ловеку, что составляет по 4, 16% от общего числа выборки; - прямолинейно-агрессивный, зависимо-послушный и покорно - за-стенчивый тип – высокий уровень не выявлен.
Таким образом, ярко выраженные типы поведения составляют 9 человек, то есть 37, 5% от общего числа супругов.
Остальные 15 человек - это 62, 5%, распределились по типам отно-шений следующим образом: - сотрудничающе-конвенциальный тип – 4 чел., что составляет 16, 66% от общего числа выборки; - властно-лидирующий – 3 чел., что составляет 12, 5% от общего числа выборки; - независимо-доминирующий, зависимо - послушный типы по 2 чел., что составляет по 8, 33% от общего числа выборки; - ответственно-великодушный тип, прямолинейно-агрессивный по 1 человеку, что составляет от общей выборки испытуемых по 4, 16%;
Оставшиеся 2 супруга из общего числа выборки, имеют смешан-ный тип отношений к окружающим, то есть сочетание 2 типов, а именно: дружелюбный + альтруистичный = 1 человек; дружелюбный + подчиняемый = 1 человек; Таким образом, у представителей смешанного типа поведения на-шей выборки, отсутствует преобладающий стиль поведения в межлично-стном взаимодействии.
После анализа полученных данных мы получили результаты: – 15 супругов, что составляет 62, 5% от общего числа выборки, имеют умеренную оценку (от 5 до 8 баллов), что указывает на умерен-ную выраженность соответствующего поведения при том или ином типе межличностного взаимодействия; - 9 супругов, что составляет 37, 5% от общего числа выборки, име-ют высокие оценки (от 9 до 12 баллов), что указывает на яркое проявле-ние типа межличностных отношений и экстремальных поступков в каж-дом конкретном случае.
Трое супругов, а это 12, 5% из общего числа опрошенных супругов, это личности с зависимо-послушным типом поведения. Им свойственна неуверенность в себе, зависимость от других, послушность, конформ-ность, чрезмерная доверчивость, не умение проявить сопротивление. Они часто считают, что другие, более сильны, всегда правы. При высоких баллах у супругов отмечены: тревожность, опасения, зависимость от мнения и поступков другого супруга.
Среди супругов не был выявлен сотрудничающе-конвенциальный тип отношений, как преобладающий из всех типов. Также были выявлены смешанные типы поведения: дружелюбный + подчиняемый - 1человек (4, 2%) и дружелюбный + альтруистичный - 1 человек (4, 2%). Данным супругам свойственны такие характеристики, как склонность к сотрудничеству, компромиссу при решении проблем, гибкость в общении, а также доброта, мягкость, отзывчивость. Ответственно-великодушный тип отношений был выявлен у 2 че-ловек из общего числа испытуемых, что составляет 8, 3%.
Таких супругов можно охарактеризовать как бескорыстных, добрых, отзывчивых, ответ-ственных по отношению к себе и ко всем членам семьи. Но все же конфликты в этих семьях возникают, так как крайний полюс такого типа говорит о некоторой навязчивости в стремлении ока-зать свою помощь и излишнюю заботу о членах семьи. В нашем исследо-вании таких испытуемых насчитывается 2 супруга, что составляет 8, 3% от общего числа опрошенных. Изучив характерологические особенности и выявив определенные типы межличностных отношений супругов в семье, нам необходимо те-перь выяснить, наблюдается ли последовательность или зависимость ме-жду проявляемым типом отношений и предрасположенностью к упот-реблению в общении конфликтогенов. Полученные данные свидетельствуют, что основным источником конфликтности в большинстве случаев (33, 3%) являлось использование конфликтогенов в споре в семейных отношениях. И неслучайно, что 41, 63% употребляемых конфликтогенов составили аналогичные, употребляемые в семье родителей и иных родственников.
В каждом четвертом случае (25%) причина конфликтности в семье заключается в нетактичном отношении одного супруга к родителям другого. Для сравнения отметим, что в тех семьях, где существовал конфликт между родителями супругов, материальные условия жизни последних не играли существенной роли.
Так, только 8, 3% причин составили неудобства с жилплощадью и лишь 8, 3% - материальные затруднения супругов. По результатам исследования у супругов, имеющих стаж семейной жизни 5 и более лет, конфликты возникают по вопросам: отношение к родственникам и друзьям - 2 чел., отношение к деньгам - 1 пара. В семейных парах со стажем от 1 до 5 лет чаще возникают кон-фликты по поводу нарушения ролевых ожиданий, рассогласования норм поведения, проявления ревности, расхождения в отношении к деньгам.
После проведенного исследования супружеских пар нами для изу-чения личностной предрасположенности к конфликтному поведению ис-пользовался тест Томаса.
В результате мы можем сказать, что для данной выборки характерны следующие способы урегулирования конфликтов. Если говорить о стилях поведения в конфликте, то доминирующими стратегиями поведения в конфликте в нашей выборке являются соперничество, избегание, приспособление; менее выражены компромисс и сотрудничество. Соперничество преобладает у четырех пар, что составляет 33, 3%. Следующим распространенным стилем поведения в конфликте в данной группе является приспособление, выявленное у трех пар - что со-ставляет 25% - это обесценивание ситуации, принятие ее как не имеющей значения.
Избегание и компромисс выявлено у двух пар, что составляет 16, 7% выборки. Реже всего встречается сотрудничество как доминирующий тип поведения - у одной пары, что составляет 8, 3%.
Таким образом, в данных семьях в ситуации рассогласования ролевых ожиданий обостряются противоречия, что мешает сторонам конструктивно вести себя в конфликтной ситуации. Наиболее характерными стратегиями поведения становятся либо соперничество, стремление достичь своей цели любыми средствами, либо приспособление, то есть уступка интересам партнера, что может привести к постконфликту. В редких случаях возможно достижение компромисса, что также не гарантирует разрешения конфликта, удовлетворения интересов всех сторон.

 

10. Родительская позиция. Готовность молодых родителей к рождению ребёнка.

Выделяют следующие критерии, по которым можно определить степень готовности к родительству.

1. Должны хотеть ребенка. Причем это должно быть на уровне потребности в заботе, в ухаживании, которая без труда будет удовлетворяться при появлении малыша в доме. Материнство (или отцовство) должно занять в системе ценностей достойное место, ведь родительство всегда требует чем-то поступиться, от чего-то отказаться ради крохи, особенно когда он полностью от вас зависит. Если вы не испытываете радость, оставаясь дома с малышом вместо того, чтобы пойти с друзьями в кино, то рискуете своим позитивным отношением к нему, ведь в ваших глазах он начинает восприниматься как обуза и помеха вашей жизни.

2. Должны не только хотеть, но и уметь заботиться о ребенке. Готовиться к родительству (не путать с подготовкой к родам) нужно заранее, после рождения будет уже не до этого.

3. Будущая мама должна достичь эмоциональной автономии от своих родителей, иметь собственные взгляды и ценности. Иначе происходит подмена: молодая мама при воспитании ребенка во всем ориентируется на своих родителей, и как результат - малыш получает " суррогатную" мать в виде бабушки.

4. Значимым критерием готовности к родительству является способность самим обеспечить ребенка. В жизни может произойти всякое, поэтому полагаться лишь на своего партнера - неоправданная стратегия. Конечно, во Дворце бракосочетания все выходят замуж " навсегда", но ведь в жизни всякое бывает... Следовательно, без профессии - никуда.

5. Последнее, что немаловажно для родительской готовности, - иметь позитивный опыт любви, полученный в своей семье. Если же его нет, то нужно осознать и переработать негативный опыт, чтобы в душе не было обид на своих родителей. Итак, когда стать мамой (папой), решать, конечно же, только самим будущим родителям. Необходимо понимать, что с появлением малыша на свет забот существенно прибавится, придется полностью поменять ритм жизни (во всяком случае, в первое время), а также отказаться от каких-то привычек, поступиться своими интересами во благо крохи. Однако, как бы там ни было, все трудности с лихвой окупятся счастьем родительства.

 

11. Родительские учтановки и Стиль воспитания
Родительские установки — это определенный взгляд на свою роль родителя, включающий в том числе и репродуктивный компонент установки, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах. Родительские ожидания тесно связаны с родительскими установками; они предполагают право ожидать от других признания их ролевой позиции родителей, соответствующего поведения окружающих, согласованного с их ролью, а также вести себя соответственно ожиданиям окружающих.

Родительские установки и ожидания включают три уровня презентации:

  • «мы — родители» (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений);
  • «мы — родители нашего ребенка» (установки в детско-родительских отношениях);
  • «это — наш ребенок» (установки и ожидания в отношении ребенка/детей).

Первый уровень: характеризуется прежде всего наличием репродуктивной установки и ее особенностями. В основе возникновения репродуктивной установки «лежит потребность в детях как особое психологическое состояние индивида» (Дружинин В. Н., 2000, с. 270). Это общепринятое мнение, однако среди ученых нет единой точки зрения ни на характер этой потребности, ни на ее место среди других. Большинство исследователей сходятся на том, что дети аккумулируют и удовлетворяют целую совокупность потребностей.

Потребность в детях не является биологически предопределенной, естественной. А. И. Антонов (1973) полагает, что у человека нет «инстинкта размножения» или любого другого инстинкта, непосредственно побуждающего к рождению детей. Это доказывается фактом сознательного вмешательства человека в репродуктивный цикл, исключающий автоматизм появления детей.

Потребность в детях - это «устойчивое социально-психологическое образование в личности, обусловленное, во-первых, устремлением иметь типичное для данного общества число детей в семье; во-вторых, чадолюбием, то есть глубоко усвоенными установками по отношению к детям вообще. Репродуктивная установка представляет собой прежде всего нормы относительно числа детей в семье» (А. И. Антонов, 1973, с. 62).

В. В. Бойко (1988) рассматривает три составляющие репродуктивной установки:

1. поведенческий элемент установки, выраженный реальным репродуктивным поведением и планируемым репродуктивным поведением;

2. эмоционально-оценочный аспект, представляющий собой совокупность взглядов, суждений, позиций человека в отношении численности собственной семьи;

3. когнитивный элемент установки, относящийся к тем сторонам суждений и поведения, которые обусловлены наличием определенных знаний об объекте, по отношению к которым проявляется установка.

На формирование потребности в детях и, соответственно, на формирование репродуктивной установки оказывает влияние целый ряд условий: образ жизни семьи, распространенные в обществе и особенно среди ближайшего окружения типичные нормы, касающиеся количества детей; образ жизни родительской семьи и количество детей в ней; установки каждого из супругов на количество и пол детей, на детей как помощников и опору в старости, на продолжение своего рода, семьи, фамилии, на самореализацию в детях и т. д. (Л. И. Савинов, 1996).

Еще одной ипостасью проявления установок и ожиданий первого уровня являются установки и ожидания супругов по отношению друг к другу как к родителю, то есть здесь речь идет о гласном или негласном распределении функций и ролей. Сопоставление установок и ожиданий по отношению к супругу-родителю влияет, с нашей точки зрения, на удовлетворенность браком.

Второй уровень: реализуется в стиле воспитания. Сюда входят установки супругов, обусловленные их воспитательными предпочтениями, взглядами на родительскую роль, предпочтениями той или иной системы наказаний и поощрений, гибкостью в общении (смена позиции ведущего и ведомого), взглядами на инициативность ребенка и т. п.

Третий уровень: касается непосредственно образа самого ребенка, созданного родителями, и тесно связан с удовлетворенностью родительской ролью. Именно на этом уровне происходит постоянное сопоставление (осознанное или неосознанное) идеального образа ребенка с объективной реальностью. Результат такого сопоставления выражается в родительском отношении, влияет на него.

Таким образом, родительские установки и ожидания представлены на трех уровнях.

  • Первый уровень — «мы — родители» касается репродуктивной установки и взаимоотношений супругов-родителей и определяет реальное и желаемое количество детей, а также субъективную удовлетворенность браком.
  • Второй уровень — «мы — родители нашего ребенка» касается установок и ожиданий в детско-родительских отношениях и реализуется в стиле семейного воспитания.
  • Третий уровень — «это — наш ребенок» касается установок и ожиданий в отношении ребенка/детей и находит свое выражение в родительском отношении.

Следует отметить, что родительские установки и ожидания, как и все социальные установки, являются установками на цели и средства деятельности в сфере родительства и, соответственно, включают три аспекта: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный аспект касается знаний и представлений о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, а также включает реальный и идеальный образ ребенка. Эмоциональный аспект представляет собой совокупность взглядов, суждений, оценок, а также доминирующий эмоциональный фон в реализации родительских установок и ожиданий. И, наконец, поведенческий аспект родительских установок и ожиданий реализуется в репродуктивном поведении, во взаимоотношениях супругов, в родительском отношении, стиле семейного воспитания.

Одна из наиболее ранних систематических классификаций родительских установок, отражающая также влияние родительской позиции на развитие ребенка, предложена в 1937 г. О. Коннер

 

 

Стиль семейного воспитания является выразителем взаимодействия перечисленных выше компонентов, его проявления наиболее очевидны. Стиль семейного воспитания намного обширнее, чем другие компоненты родительства [21].
Варга А.Я. [31] были условно выделены семь вариантов родительского стиля:
1. Строгий – родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свое мнение, систему требований и готовые решения ребенку. Родитель жестко направляет ребенка по пути социальных успехов и достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Ребенок представляется родителю недостаточно зрелым, неспособным принимать самостоятельные решения, его мнение редко учитывается родителем. Данный стиль в целом соответствует авторитарному стилю, неоднократно описанному в мировой психологической литературе.
2. Объяснительный – родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению. По мнению родителя, ребенок достаточно развит и способен уловить причинно-следственные связи между явлениями, на основе которых родитель строит свои объяснения
3. Автономный – родитель позволяет ребенку самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляет ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости. Родитель спокойно относится к нарушениям правил и дисциплины ребенком, возлагая всю ответственность за совершенное ребенком на него же самого. Предполагается, что ребенок сам должен испытать все на собственном опыте.
4. Компромиссный – для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательное в обмен на совершение ребенком непривлекательного или необходимого для него действия, либо предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, его слабостях и сильных сторонах, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.
5. Содействующий – родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Родитель сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, реально участвует в жизни ребенка, ориентируется в его потребностях, интересах, проблемах и конфликтах, стремится помочь ребенку, разделить с ним его трудности.
6. Потакающий – полная ориентация на потребности и интересы ребенка, которые ставятся выше родительских, а порой и выше интересов семьи в целом. Родитель готов предпринять любые действия, даже если это может принести какой-либо вред или ущерб ему, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка.
7. Ситуативный – родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Родительская стратегия складывается каждый раз заново из множества факторов: состояния ребенка, его точки зрения, его интересов на данный момент, своего собственного родительского состояния, потребностей и целей, а также контекста той ситуации, в которой они находятся.
Таким образом, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что родительство – это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей. Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал