Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности⇐ ПредыдущаяСтр 45 из 45
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это хозяйственная предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Согласно законодательству Российской Федерации все хозяйствующие субъекты, функционирующие в сфере производства и обращения, могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции. Особое место в ВЭД занимает Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП), объединяющая предпринимателей, различные ассоциации и фонды. ТПП содействует деловому сотрудничеству с зарубежными партнерами: представляет интересы своих членов в различных международных организациях, патентует изобретения, проводит экспертизы, организует выставки, защищает права предпринимателей в международных арбитражных судах, создает единую информационную систему, формирует негосударственный реестр предприятий и предпринимателей и выполняет другие функции. Механизм регулирования ВЭД разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в котором предусмотрены следующие методы регулирования: · таможенно-тарифные; · нетарифные. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД определяется перечнем основных документов, необходимых для таможенного оформления: Таможенно-тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России. В отдельных документах – Таможенном кодексе Российской Федерации и Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе» – таможенные механизмы уточняются. Таможенный тариф – система ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее товары. Он выполняет следующие функции: · фискальную – обеспечивает пополнение доходной части бюджета; · защитную – предохраняет национальную экономику от чрезмерной конкуренции; · регулирующую – оказывает влияние на формирование структуры производства, поощряя развитие одних отраслей и сдерживая развитие других. В России используются импортный и экспортный тарифы, хотя в отдельных странах мира последний не применяется. Экспортный тариф в России был введен 1 января 1992 г. как временная мера из-за значительного разрыва между внутренними и мировыми ценами на ряд товаров: газ, нефть, мазут, лесо- и пиломатериалы и др. Импортный таможенный тариф Российской Федерации предусматривает три уровня ставок таможенных пошлин: · базовый – для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования нации (РНБ); · максимальный – для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, для которых не используется РНБ (например, из Эстонии), а также для товаров, страна происхождения которых не установлена; эти ставки больше базовых; · минимальный – для товаров из развивающихся стран (Албании, Бразилии, Вьетнама, Турции и др. – всего 130 стран); эти ставки меньше базовых. Кроме того, в соответствии с тарифными преференциями, которые Россия может предоставлять иностранным государствам, осуществляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран (Афганистана, Бенина, Мали, Эфиопии и др. – всего 47 стран) и из стран СНГ – участниц Таможенного союза (России, Белоруссии, Казахстана). Помимо тарифных используются нетарифные методы регулирования – различные технические, административные меры, а также мероприятия по защите здоровья людей, охране окружающей природы, защите национальной безопасности и др. К нетарифным методам регулирования относятся: · лицензирование, т.е. выдача специальных разрешений на ввоз и вывоз ряда товаров – лицензий. Лицензии бывают разовыми и генеральными (сроком на один год). Лицензированию подлежат квитируемые товары, специфические товары, товары двойного назначения, монополия на торговлю которыми установлена государством; · квотирование (определение квоты) – запрет и ограничение экспорта и (или) импорта. Применяется как защитные меры, когда резко возросший импорт угрожает национальному производству определенных товаров. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|