Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика факторного анализа прибыли
Прибыль отчетного периода отражается общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитика должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменений данного показателя. Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов: — изменения объема реализации; — изменения структуры реализации; — изменение отпускных цен на реализованную продукцию; — изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; — изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Методика формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции: 1.Расчет общего изменения прибыли (Δ Р) от реализации продукции: Δ Р = Р1 — Р0, (1) где Р1 — прибыль отчетного года; Р0 — прибыль базисного года. 2.Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (Δ Р1): Δ Р1 = Np1 — Np1, 0 = Σ p1q1 — Σ p0q1, (2) где Np1 = Σ p1q1 — реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р – цена изделия; q – количество изделий); Np1, 0 = Σ p0q1 — реализация в отчетном году в ценах базисного года. 3.Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (Δ Р2) (объема продукции в оценке по базовой себестоимости): Δ Р2 = Р0К1 — Р0 = Р0(К1 — 1), (3) где Р0 — прибыль базисного года; К1 — коэффициент роста объема реализации продукции. К1 = S1, 0/S0 (4) где S1, 0 — фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный год в ценах и тарифах базисного года; S0 — себестоимость базисного года. 4.Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (Δ Р3): Δ Р3 = Р0(К2 — К1), (5) где К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам К2 = Np1, 0 / Np0, (6) где Np1, 0 — реализация в отчетном периоде по ценам базисного года; Np0 — реализация в базисном году. 5.Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (Δ Р4): Δ P4 = S1, 0 - S1, (7) где S1, 0 ‑ себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах и условиях базисного года; S1 ‑ фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года. 6.Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (Δ Р5): Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (Δ Р6). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой: Δ P = P1 – P0 = Δ P1 + Δ P2 + Δ P3 + Δ P4 + Δ P5 + Δ P6 (8) Или (9) где Δ P – общее изменение прибыли; Δ Pi – изменение прибыли за счет i-го фактора. Исходным моментом в расчетах показателей прибыли являются оборот предприятия по реализации продукции. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств. Изменения в объеме реализации продукции оказывают наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поэтому его финансовое подразделение должно ежедневно и оперативно контролировать процесс отгрузки, реализации и оплаты продукции. Фактически полученная в отчетном периоде прибыль может отличаться от прошлогодней или плановой в результате воздействия внешних и внутренних факторов. В связи с этим следует всесторонне изучить такие факторы и определить степень влияния каждого из них.
|